Кластер-как один из видов
развития критического мышления 
у младших школьников | начальная школа  | современный урок

Что входит в 4K-компетенции

Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах. Например, в пункте 8 ФГОС среднего общего образования «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» — а это одна из составляющих критического мышления.


Фото: Daria Nipot / Shutterstock

Учитель истории и обществознания Светлана Шаграева и преподаватель иностранных языков Анна Владычина рассказали, как проявляются эти компетенции у школьников, как развивать их на уроках и оценивать, насколько они сформированы.

Критическое мышление

По словам Анны Владычиной, важность критического мышления особенно возросла в цифровую эпоху, когда человек получает огромное количество информации, сталкивается с разнообразными убеждениями. Способность критически оценивать эту информацию, анализировать и интерпретировать её помогает делать верные выводы и принимать рациональные решения — как в личной жизни, так и в общественной и профессиональной.. Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Так как само по себе критическое мышление — довольно широкое понятие, спикер предложила представить его как набор конкретных умений, которые можно наблюдать у учеников и отслеживать в динамике:

  • анализ — умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами;
  • оценка — умение оценивать убедительность и надёжность аргументов;
  • объяснение — умение аргументировать свою точку зрения;
  • выдвижение гипотез — умение определять нехватку информации и, исходя из этого, самостоятельно делать выводы;
  • саморегуляция — самопроверка, коррекция выводов и рефлексия.

Креативность

Говоря об определении креативности, Анна Владычина отметила, что исследователи часто связывают её с дивергентным типом мышления, к которому относится умение придумывать идеи, неожиданные способы решения задач и так далее. По словам спикера, креативность также включает в себя некоторые личностные характеристики, такие как уверенность в себе и открытость новому. Анна разделила понятие на составляющие, в которые вошли:

  • любознательность — интерес к окружающему миру и желание узнать о нём больше, самостоятельный поиск информации и ответов на собственные вопросы;
  • воображение — способность продуцировать множество идей, оригинальность придуманных идей;
  • развитие идей — оценка идей с разных позиций, поиск их сильных и слабых сторон, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.

Коммуникация

Светлана Шаграева предложила такую формулировку:

«Коммуникация — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах».

Развитый навык коммуникации включает в себя отсутствие страха общения и умение инициировать общение, готовность задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, важна способность адаптироваться к цели и контексту коммуникации, а также к партнёру. Ещё Светлана включает в этот набор умений использование вербальных и невербальных средств достижения целей коммуникации, то есть убеждение.

Кооперация

Кооперацией Светлана Шаграева назвала умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.

Это качество тоже проявляется в нескольких взаимосвязанных навыках:

  • умение принимать общие цели в качестве собственных;
  • социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;
  • выполнение взятых на себя обязательств;
  • самостоятельность и инициативность.

Как оценивать прогресс в формировании 4К-компетенций

Оценка критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации, как и других софт-скиллов, — это не самая простая задача, так как просто невозможно измерить непосредственно, насколько у ученика развита та или иная компетенция.

В этой ситуации, как пишут авторы «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», могут помочь так называемые индикаторы — то есть проявления той или иной компетенции в поведении человека. Пинская и Михайлова назвали такой подход к оцениванию «аутентичным»: ученикам предлагается задача, которая отражает реальную жизненную ситуацию и связана с использованием определённого навыка или умения.

Анна Владычина привела перечень из ключевых индикаторов, которые ученик с развитыми 4К-компетенциями проявляет в решении подобных задач:

  • Коммуникация: ученик задаёт вопросы и отвечает на вопросы одноклассников, просит уточнить то, что ему непонятно в рассуждениях другого человека, разъясняет свои идеи, избегает конфликтных ситуаций или устраняет их.
  • Кооперация: ученик обращается за помощью, слушает чужие аргументы и соглашается с предложениями, встраивает свои действия в работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает одноклассников к ответу или выступлению.
  • Критическое мышление: ученик анализирует информацию, предлагает гипотезы и варианты решения, аргументирует, даёт оценку.
  • Креативность: ученик предлагает идеи, ценит идеи, предлагаемые другими, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальные решения, продолжает поиск новых идей и решений даже после завершения задания.

По мере формирования этих компетенций ученик будет двигаться от пассивности при выполнении задач к инициативности и самостоятельности, что также можно оценивать по индикаторам в поведении и отслеживать от урока к уроку.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Можно
использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления
изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе
предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким
парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени»
(литературное чтение, 4 класс)класс
делится на две группыи
каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька
на даче» иА. Чехова«Ванька», которые рассказывают о
жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой
текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из
текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на
свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После
прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих
рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило
представление детей каждое из произведений.

Кластер («гроздь»)

Суть
этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение
смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в
виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии
вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди»
— графический прием систематизации материала. Правила его применения очень
просты.

Выделяем
центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них
соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с
моделью солнечной системы.

Система
кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при
обычной письменной работе.

Организуя
работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или
даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот
прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с
«гроздьями»:

Оцените
текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на
«грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите
ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это
могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте
«грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите
установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие
связи.

Если
вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту
веточку ярче.

Применение
данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе
позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные
источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный
материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника
чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать
его, анализировать, использовать.

Работая
с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить
текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Информационные
источники.

1.

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304

2.

http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html

3.

http://www.openclass.ru/node/138345

4.

http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

5.

http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Об
авторе: Силантьева
Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, Юрловский филиал МОУ
«Никифоровская СОШ №2». Материал был впервые опубликован по
адресу: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.

Из чего складывается ТРКМ

Технология включает формы работы и методы работы с информацией, направленные на решение таких задач, как:

  • умение задавать вопросы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта;
  • умение выражать свои мысли устно и письменно (ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим);
  • умение доказывать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • умение сотрудничать и работать в группе.

Эти задачи обычно решают в старшем школьном возрасте. Однако работать по ТРКМ можно и с младшими школьниками, но при этом преподавателю нужно отбирать приемы, которые будут доступны детям по возрасту и развитию. Об этом я расскажу чуть позже.

Стадия осмысления

На этом этапе студенты знакомятся с новой информацией в письменном или устном виде — приемы направлены на осмысление материала.

Прием «Инсерт» предполагает маркирование текста. 

Я использую такую таблицу:

Прием «тонких» и «толстых» вопросов. На этапе подготовки к чтению или аудированию студентам предлагается сформулировать вопросы двух типов, которые у них возникают еще до знакомства с текстом. «Тонкий» вопрос предполагает знание фактов и точный ответ, а «толстый» — размышление над проблемой.

В зависимости от уровня учеников, я предлагаю различные опоры, в том числе начало вопроса или нужное вопросительное слово. Таблица может выглядеть так:

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

План урока по ТРКМ

Урок по ТРМК включает три стадии, которые соответствуют традиционным этапам урока:

Вызов. Студенты вспоминают то, что уже знают, и настраиваются на получение новой информации, формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в конце урока. Соответствует lead-in.

Осмысление = основная стадия урока. Эта стадия предполагает получение новой информации, однако ее необходимо осмыслить, понять, на какие вопросы можно найти ответы, сформулировать свое отношение к данной информации. Соответствует основной стадии урока, чтению или аудированию.

Рефлексия

На этом этапе важно творческое осмысление материала, информация должна войти в опыт студента, а обмен мнениями поможет лучше понять и свое отношение к тому, что узнали на уроке. Соответствует follow-up activities или cool-down.

О планировании урока вы можете подробнее прочитать в статье ABC for beginning teachers (lesson planning)

Вводить ТРКМ в свои уроки можно с включения универсальных приемов в каждый из этапов. Их универсальность позволит работать с любым учебником и материалом. Предлагаю те приемы, которые я сейчас постоянно использую.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания

В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи

Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале

Прием «синквейн»

В
переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае
речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности
использования данной стратегии на уроке чтения.

При
прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки»
предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

·

Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

·

Описание темы именами прилагательными. Волшебная,
бытовая.

·

Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

·

Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка —
ложь, да в ней намек.

·

Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Стадия рефлексии

Этот этап включает следующие задания:

  • дополните кластер, который вы составили в начале урока;
  • обсудите в группе, какая информация была новой, и сравните информацию, которую узнали;
  • отметьте в таблице, какая информация будет вам полезна, какая показалась трудной, а о чем вы бы хотели узнать больше.

Начать применять любую технологию может быть сложно, и не только вам, но и студентам, вне зависимости от их возраста. Постепенно добавляйте новые приемы к уже привычным, организуйте урок в три этапа, и я надеюсь, что ТРКМ станет вашим верным спутником на пути развития soft-skills ваших студентов.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *