Прием "шесть шляп мышления" на уроке: как его применять? описание стратегии и примеры использования - критическое мышление  - преподавание - образование, воспитание и обучение - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Методика 6 шляп – синяя шляпа

Это управление, координатор всего творческого процесса. Ведь суть метода – это ролевая игра, которую надо направлять по определенному сценарию. Ведущий надевает на себя синюю шляпу и остается над процессом. Наблюдая, руководя и подсказывая вектор движения.

Чаще всего, в практической деятельности, этот человек подготавливает все мероприятие и объединяет результаты. Кстати, при подведении итогов, удобно пользоваться таблицей в Excel. Чтобы заказчик получил структурированные данные.

Вопросы в помощь синей шляпе:

  • Какая цель, ясна ли она для участников?
  • Что нужно приготовить для членов рабочей группы?
  • Как направить творческую энергию в нужное русло?
  • Что рассказать участникам в начале мероприятия?
  • Как структурировать полученные данные?
  • Какие правила надо озвучить для участников?

Немного о правилах.

Чтобы техника стала результативной, есть несколько нюансов.

  • Работа под каждой шляпой – минута
  • Отключить мобильные телефоны
  • Участие каждого обязательно, без пропусков, в каждом раунде или под каждой шляпой.

Пример использования приема шести шляп мышления

На уроке чтения в начальной школе можно потренироваться в использовании приема шести шляп на простой сказке «Колобок». Здесь будет немного иное значение цветов, но в этом возрасте главная задача детей – понять суть. Например, все, кому достался зеленый цвет, должны проявить фантазию, а кто оказался в белом – раздобыть как можно больше фактов. Так, детям дается задание рассказать сказку «Колобок» по-новому. А дальше идет распределение по группам:

  • Шляпа белого цвета предполагает деловой разговор с большим количеством терминов, определений и фактов. Например: «Колобок – это круглое хлебобулочное изделие, приготовленное из муки, масла и сметаны».
  • Желтого – отвечает за художественную речь, как будто рассказывает сказку, приводя большое количество эпитетов и сравнений. Например: «Колобок был румяный, красивый, ароматный! А как пел – заслушаешься, совсем как соловей!»
  • Человек в шляпе черного цвета рассказывает страшные истории или сказки. Например: «Раскрыла лиса рот, а там огромные острые зубы! У Колобка побежали мурашки по телу, и он громко закричал от ужаса!»
  • Красного – побуждает человека к чувственному повествованию, возможно, даже к написанию стихов. Например:

«Без нестандартного мышления движение вперёд невозможно»

Эти слова принадлежат самому автору метода, причиной появления которого послужила мысль о том, что непрерывное человеческое мышление не даёт преодолевать беспорядочность мыслей.

Вы когда-нибудь делали несколько дел одновременно? Кто из нас не наливал чай, держа телефонную трубку около уха, успевая одним глазом окинуть, что делает ребёнок! Так в царстве разума мы держим информацию, пытаемся думать логически, при этом эмоционально возбудимы, и всё это в одну минуту.

А ещё мы привыкли решать свои проблемы «по образу и подобию», так как мыслительные процессы со временем создают у нас стереотипы поведения в ситуации.

Конечно, это экономит время, силы и средства на поиск решений, но мы теряем креатив, действуя раз за разом по шаблону, а в один прекрасный день сталкиваемся с тем, что задачу решить привычным способом не получилось. И сразу ступор! В таких трудностях помогает метод шести шляп.

Шляпный метод Боно даёт понять, что вместо того, чтобы тщетно пытаться делать всё одним махом спонтанно, целесообразней уделить внимание каждому аспекту по порядку и только потом объединить всё вместе, получив красивую полноценную картинку

Когда обращаются к шляпам?

Аксессуары мышления помогают:

  • прибегать к эмоциям только, когда это нужно, отодвигая их на задний план;
  • преодолевать беспомощность, когда кажется, что выхода нет, указывая на дельнейшие шаги;
  • справляться с путаницей в мыслях, когда заносит так, что уже забыл, что хотел, обучая обдумывать действия в одном направлении за один раз.

Чем ещё полезны боновские шляпы?

Развивают у умственной деятельности гибкость. Помогают выйти из творческого кризиса и прибавляют креативности

Фокусируют внимание на решении конкретной задачи, указывая на правильное решение. Формируют навыки работы с информацией, воспитывают культуру обмена мнениями без агрессии

Метод достаточно широко начал применяться в начальной школе продвинутыми учителями, чтобы структурировать коллективный учебный процесс на уроках. Он помогает изучить и осмыслить материал. Хорошо такая методика подходит для тех школьных предметов, где необходимо анализировать, вступать в дискуссию, прибегать к полемике.

Примерами использования её могут стать обучение монологу на уроках английского языка, а также анализ сюжета и характеристики главного героя произведения на уроках литературы. Метод поможет научить работать с информацией на окружающем мире, выстроит связную речь на русском языке.

Но это не значит, что он не подходит для индивидуального применения и не может быть использован в качестве психологического инструментария дома. Главное — знать, в чём его суть.

Шесть шляп мышления – советы по практическому применению

Победит в конкурентной борьбе тот предприниматель, который может генерировать идеи и имеет техническое оснащение для воплощения своих креативных мыслей. Нечто подобное сказал Эдвард де Боно, создатель этого простого, но очень эффективного способа выхода за рамки стереотипов.

В обычной жизни человек мыслить стандартно, опираясь на собственный жизненный опыт. На прочитанные книги, полученные знания, часто на стереотипы. Когда возникает дискуссия, обсуждение, то очень трудно добровольно отказаться от устоявшегося рационального мышления.

Надевая на себя шляпу определенного цвета, человек должен играть по правилам. Мыслить одной категорией, заданной цветовой категорией. Включается, так называемое латеральное мышление – творческое, нестандартное и креативное.

Иногда, правда, встречается мнение, что креативность дана не всем. Готова поспорить и подсказать несколько простых приемов для развития творческого мышления.

Варианты практического применения:

Каждый участник надевает на себя мысленно или по-настоящему шляпу какого-то одного цвета. Высказывает свои соображения по определенному вектору. Действие ограничивается от 30 секунд до минуты. Лучше всего работает 1 минута. Участник успевает и подумать, и высказаться.

Далее шляпа передается по кругу.

И так происходит, пока не будут использованы 5 шляп: белая, желтая, зеленая, черная, красная. Синяя шляпа управляет творческим  процессом. Записывает результаты, следит за таймингом, задает вектор мышления.  В случае необходимости, озвучивает наводящие вопросы.

Идеальное количество участников 6 человек. Если участников больше, то лучше всего разбить на 5  подгрупп, с шестым модератором.

2.

Количество участников любое. Действие происходит  за 5 раундов. Каждый раунд – это шляпа определенного цвета. Все участники надевают на себя воображаемый головной убор и мыслят едиными категориями минуту.

Далее модератор озвучивает другой цвет. В таком случае, каждый участник записывает свои идеи на бумаге, не забывая помечать номер раунда (или цвет шляпы).

Второй метод подходит для многочисленных совещаний, или для студентов и  старшеклассников. В таком случае, ведущий должен находиться так, чтобы его все видели. За кафедрой, в президиуме, на сцене. А у участников должен быть промаркированный раздаточный материал и ручки.

У нас это было так:

Фасилитатор мероприятия подготовила колпачки из цветной бумаги. Перед каждым членом рабочей группы стоял цветной колпачок. Работали минуту, записывая свои идеи на бумаге.

Практический совет бизнес-тренерам

  1. Чтобы не потерять ценный материал, подготовить стопки цветной бумаги. Или же пометить маркером на каждом листе, к какому цвету данный лист относится.

При  обсуждении раздавать участникам, для написания идей, листы соответствующие цвету шляпы.

Очень важная часть работы начинается непосредственно после генерации идей. Это калибровка, тут и понадобятся маркированные листы.

  1. Написать сопутствующие цветовым ролям вопросы на флипчарте. Лучше всего на разных листах. Если нет большого количества флипчартов, то можно прикрепить отдельные листы скотчем.

Это делается для того, чтобы во время мероприятия участники не задавали вслух уточняющие вопросы и не мешали другим творить и думать.

Хорошо метод Бино идет вторым этапом после мозгового штурма (большое количество примеров и лайфхаков описано отдельно). Когда «на руках» есть уже определенная идея, и ее надо рассмотреть с разных сторон.

А если есть необходимость применить отдельно, то сделайте простую разминку для «прокачки мозгов» — друдлы. Почитать подробнее и скачать коллекцию картинок можно здесь.

Можно почитать по теме:

  • Эдвард де Боно.   Шесть шляп мышления  — на ЛитРес книга представлена в аудио формате, что отлично подходит для преуспевающих людей, когда дорога каждая минута,  и можно послушать в дороге.
  • И как вариант, для ценителей бумажного формата другая весьма интересная книга этого автора: Гениально! Инструменты решения креативных задач Эдвард де Боно. (Предлагаю со скидкой 10% эти и другие книги для развития креативного мышления.)

А также посмотреть видео  автора Ольги Русиновой (для удобства транслирую здесь)

Чтобы активировать все ресурсы своего мышления, или творческие ресурсы компании, применяйте метод 6 шляп мышления для генерации идей. И завершить хочу старой английской пословицей:

Если Вы хотите преуспеть – наденьте шляпу… и от себя добавлю – и креативьте)).

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович

бесплатноуправлению бизнесом

P.S.S !!! Для любителей плагиата!!!  Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!!

Что такое «метод 6 шляп» Эдварда де Боно

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

Автор — Эдвард де Боно, психолог, изучавший творческое мышление, медицину, физиологию и психологию. Часто он смотрел на проблемы в свете перечисленных наук. Так и родился «метод шести шляп», ставший одной из любимейших техник мозгового штурма.

Принимая во внимание вышесказанное, Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления. Кажется, все просто

Что сложного в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон? Но есть одно «но». Каждая из 6 шляп — необычный, непривычный для мозга и мышления способ решения задач. Поэтому метод сначала нужно тщательно изучить и только потом применять.

Метод шести шляп Эдварда де Боно называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого-либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он не только видит задачу под разными углами. Получается найти новые возможности и выгоды, задействовать предчувствие, критически проанализировать проблему, сгенерировать креативные идеи.

Исследования и выводы касательно новой техники де Боно изложил в книге «Шесть шляп мышления», изданной в 1985 году.

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.

Что такое «метод 6 шляп» Эдварда де Боно

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

Автор — Эдвард де Боно, психолог, изучавший творческое мышление, медицину, физиологию и психологию. Часто он смотрел на проблемы в свете перечисленных наук. Так и родился «метод шести шляп», ставший одной из любимейших техник мозгового штурма.

Принимая во внимание вышесказанное, Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления. Кажется, все просто

Что сложного в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон? Но есть одно «но». Каждая из 6 шляп — необычный, непривычный для мозга и мышления способ решения задач. Поэтому метод сначала нужно тщательно изучить и только потом применять.

Метод шести шляп Эдварда де Боно называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого-либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он не только видит задачу под разными углами. Получается найти новые возможности и выгоды, задействовать предчувствие, критически проанализировать проблему, сгенерировать креативные идеи.

Исследования и выводы касательно новой техники де Боно изложил в книге «Шесть шляп мышления», изданной в 1985 году.

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

Чего я хочу на самом деле?
Что я чувствую?
Что говорит моя интуиция?
Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем

Актуальные для этой роли вопросы:

Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Как работают шляпы Боно?

Итак, теперь о самом главном — как это применить на практике. Для того чтобы справиться с эмоциями, растерянностью и путаницей в мыслях метод делит мыслительный процесс на шесть способов думать, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. А вот они сами!

Белая

Это схоже с решением математической задачи: сначала оцениваем то, что имеем, разбираемся в том, чего не хватает. Одев эту шляпу, дети определяют причины события, выстраивают связь, оглашают подтверждающие или опровергающие изречения.

Красная

Метод Боно позволяет высказываться эмоционально только под красными полями, причём не дольше 30 секунд, сокращая число имеющихся вариантов решения до минимума, разрешая выражать подсказки внутреннего голоса без оправданий, почему именно так кажется.

Жёлтая

Помогает определить преимущества и ответить на вопрос: почему можно или стоит это сделать? Солнечная шляпа ищет выигрышные решения и помогает увидеть положительное, настраивает на оптимистический лад, когда всё кажется мрачным и тупиковым. Её надевают для оценки как проблем, так и поведения человека. Жёлтый аксессуар доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

Чёрная

Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся критиковать и быть пессимистом, искать негатив и плохие последствия принятых решений, отвечая на вопрос: «Что неправильно, к чему это может привести?». Примерить такую отрицательную шляпу часто советуют тем детям, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными, не замечая надвигающейся угрозы

Примерить такую отрицательную шляпу часто советуют тем детям, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными, не замечая надвигающейся угрозы.

Зелёная

Предлагает найти необычные способы решения задачи. На этом этапе оглашаются даже самые несуразные варианты решений, которые не всем по плечу, появляются выходящие за прежние привычные рамки идеи, чтобы преодолеть сложности, открытые под чёрной шляпой.

Так, школьники под зелёными полями придумывают своё окончание литературных историй, принимая во внимание то, что они открыли для себя на предыдущих этапах

Синяя

Эта шляпа особенная из всех шести. Под синими полями управляют всем процессом мышления, поэтому её выдают человеку, руководящему от начала до конца. На школьных уроках эта роль, как правило, принадлежит педагогу, а дома – родителям, хотя передача её ребёнку абсолютно не исключается.

Составляется программа, определяется, какие задачи будут решены, какие шляпы для этого станут применяться, когда поставить точку и куда идти дальше. Надевают её тогда, когда ситуация при обсуждении загоняется в угол, чтобы выстроить порядок дальнейших действий. Под синей шляпой делают окончательные выводы.

Их можно использовать не все сразу, а по отдельности, только нужные в данной конкретной ситуации. Однако сам автор методики уверен, что красочной картинка получается лишь тогда, когда используется вся гамма цветов, то есть все головные уборы были надеты.

Психологи считают, что для апробации метода в домашней обстановке нужна хорошая тренировка и воображение, поэтому предлагаю вооружиться цветной бумагой и ножницами, смастерить шляпы и попробовать провести эксперимент дома.

Под тренировку методом шести шляп можно подвести обычную бытовую ситуацию, например, почему ребёнок не готов помогать дома и как найти из этого выход. Одновременно проблему обсудить и мыслительный процесс активизировать.

А вдруг вам захочется познать мудрёное произведение, которое никак не укладывается в голове у ребёнка?

На видео найдете пример применения данного метода. Панов Самат объяснил все довольно понятно.

Ну что? Пойдемте мастерить шляпы! Я собираюсь попробовать, вместе с детьми. Вы с нами? А может вы уже являетесь специалистом в применении этого интересного метода? Тогда жду с нетерпением ваших комментариев.

На этом с вами прощаюсь.

Всегда готовая к экспериментам, Евгения Климкович.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать

Метод шести шляп — это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме. Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления

Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее — не адекватным

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее — не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа

Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Зеленая шляпа

Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) — это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

В каком порядке надевать шляпы

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель — найти недостатки.
Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных

На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
Последний этап — использование синей шляпы

Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *