Учебные задания по таксономии блума

Варианты использования «Кубика Блума» на уроках

Прием критического мышления «Кубик Блума» универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком. Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию

Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы

Суть универсальной педагогической техники

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

  • когнитивную, то есть «знаю»;
  • психомоторную (или «творю»);
  • аффективную — «умею».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Названия граней затрагивают все уровни познания

Сено и солома в составе компоста

Компост – простое и эффективное удобрение, содержащее максимум полезных веществ, которое легко сделать своими руками.

Готовится компост на основе различных растительных отходов, разлагающихся под влиянием микроорганизмов

Кроме органической составляющей, для правильного компостирования также важно наличие влаги, кислорода и бактерий

За обязательные азотистые компоненты в компосте «отвечают» скошенная трава, фруктовые остатки и птичий помет или навоз. А вот источником углеродистых компонентов являются, в том числе, и сено с соломой (а еще – опавшая листва, древесная стружка, измельченные ветки и т.п.). Они служат пищей для бактерий, разлагающих органические вещества, связывают влагу, разрыхляют компост, облегчая доступ кислорода, и обогащают удобрение макро- и микроэлементами.

Компостирование растительных остатков можно осуществлять двумя путями: в компостной куче и в ящике для компоста. При этом азотистые и углеродистые компоненты мелко измельчают и чередуют тонкими слоями – общая их масса должна соотноситься 1:1.

Компост – как правильно и быстро приготовить
Узнайте, как правильно приготовить компост своими руками и эффективно использовать его на даче.

«Объяс­ни…»

Задание, по своей сути схожее с вопросом «Почему?». Только в этом случае вы уже точно не сможете найти ответ в тексте, вам придётся поразмышлять самим, опираясь на свои знания, опыт и аналитические способности.

Примеры задания:

  • Объясни ценность этого открытия для человечества.
  • Объясни ход мыслей главного героя.

Можно прибегать к комбинированию с вопросом «Почему?»:

Объясни, почему эти модификации привели к улучшению результатов?

Не стоит строго ограничивать себя формулировками, предложенными Блумом. Если вы придумали новый тип задания или вопроса, которые помогают вам в усвоении текста, смело используйте их.

Кубик Блума в начальных классах

Например,
в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

·

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

·

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи
сходства и различия.

·

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

·

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

·

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

·

Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».

Использование
приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но
практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают
технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки
критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и
умения учащихся. 

Действительно ли работает таксономия Блума

Таксономию Блума используют педагоги и методисты по всему миру, причём и первую, и вторую версии. Однако критики этого подхода тоже есть. Одна из ключевых претензий, например, такая: в таксономии не работает сама последовательность. Самый простой пример приводил Роб Бергер, практикующий педагог в прошлом и глава компании EL Education, разрабатывающей образовательные программы. В современном обучении, объяснял он, процесс должен быть перевёрнут — через создание чего-либо учащиеся начинают понимать и запоминать нужную информацию.

«За годы работы с тысячами учителей я пришёл к выводу, что таксономия Блума приносит больше вреда, чем пользы. Она побуждает нас организовывать обучение в классе вопреки тому, как мы учимся на самом деле. Если мы согласны с тем, что понимание часто строится посредством применения и создания, нам нужно предоставить студентам возможность создавать вещи (и анализировать эти творения) большую часть времени. Создавая и анализируя, они будут накапливать знания и понимание. Они могут начать создавать вещи прямо в начале обучения. Они могут активно использовать свои умы и руки в процессе творчества и постоянно анализировать своё понимание индивидуально и совместно», — считает Бергер.

Ещё одна значительная проблема заключается даже не в самой иерархии, а в том, как её воспринимают и используют на практике. Например, учитель, который строил программу по таксономии Блума, подумает: «Мои ученики никак не могут запомнить информацию — выходит, я не могу предложить им создать что-либо новое на её основе». Такой специалист воспринимает «пирамиду» буквально — если внизу находятся самые лёгкие навыки, то наверху обязательно сложные, и осваивать их нужно в строгом порядке. Что, конечно же, совсем не так.

В итоге вместо реального обучения происходит подмена понятий, а учащимся предлагается бесконечно осваивать базовый уровень. Бывает и другая ситуация (о которой также упоминал Роб Бергер): педагоги склонны недооценивать всё, что считается целями и навыками низшего порядка, а упор делать только на верхние уровни. Это тоже приводит к проблемам, поскольку навыки учащимся нужны в комплексе.

Иными словами, таксономию можно применять на практике, но относиться к ней стоит с долей скепсиса. То есть не воспринимать её как единственно верное руководство по построению целей обучения, а использовать как полезный, но не строгий путеводитель, который позволяет отступать от маршрута.

Классификация вопросов

Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Или «Назовите три признака подобия треугольников», «Что такое определенный интеграл?»

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок «Назови» можно включать задания на знание текста.

Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу «Да-Нет» по тексту.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к «лишним людям»? Почему математику называют «царицей наук»? Почему вымерли динозавры? И т.д.

Объясни. Это вопросы уточняющие

Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…
  • Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы «Ц» пишется буква «И»? 

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?

Передохните от остальной семьи

Этот совет можно удачно совместить с предыдущим: если есть возможность и желание оживить отношения и снова влюбить в себя мужа, то сайт ko6e4ka.ru подскажет, как это сделать.

Так, выберите тот день, который ты сможешь потратить на себя и мужа. На этот день стоит отправить детей, к примеру, к бабушкам и дедушкам и договориться с ними, что они не будут вас беспокоить, только если не случится какой-то непредвиденной неприятности (в жизни бывает всякое, и от такого не застрахован никто).

Но, все же, в большей части случаев все складывается удачно и такой день ты можешь потратить на ваши с мужем любимые занятия, которые помогут влюбить его в тебя: вспомни, например, где вы гуляли и какие фильмы смотрели до свадьбы и попробуй освежить эти воспоминания.

У каждой пары наверняка имеются «свои» места и вещи, с которыми связаны самые светлые воспоминания вроде первого поцелуя или предложения жениться – пусть муж вспомнит о них. Ведь спустя какое-то время с начала брака он мог приучиться воспринимать его, как рутину в цикле «работа-дом-работа». Покажи ему, что та любовь, с которой вы заключали брак, никуда не делась, и ты все еще можешь быть для него такой же привлекательной и веселой девушкой, как та, на которой он женился и в которую влюбился.

К тому же, такой приятный день нелишним будет и закончить в постели… Впрочем, об этом как раз будет следующий совет.

Как использовать таксономию Блума в тестах

Чтобы детально просканировать знания учеников, Блум предлагает разделить тест на шесть групп вопросов. Каждая группа соответствует конкретному уровню таксономии. Например, сперва мы проверяем, насколько хорошо ученик запомнил материал. Затем — что он понял. После — какие знания ученик может применять на практике и так далее. 

Если студент не допускает ошибок по первой группе заданий, он получает доступ к вопросам следующего уровня. Если ошибается, идёт на повторное обучение, а потом проходит тест заново.

Пример. Андрей проходит первую группу вопросов в тесте по тайм-менеджменту. Её главная задача — проверить, насколько хорошо он запомнил материал из курса. Андрей решил правильно 4 вопроса из 10. Тестировать его дальше и проверять практические навыки — бессмысленно. Сотрудник плавает в теории. Хорошо, если тест автоматически отправит Андрея на повторное обучение или покажет дополнительную информацию по проблемным вопросам.

Совет. В структуре презентации в iSpring Suite можно настроить ветвление. Если студент ответил неправильно — его можно автоматически перенаправить на блок с теорией. Статья в блоге iSpring «Как создать ветвление в тесте PowerPoint» →

Дальше мы разберем, как использовать таксономию Блума при создании онлайн-теста в iSpring Suite и правильно формулировать вопросы.

Психомоторная область

О том, что такое таксономия в психомоторной области, на данный момент имеется наименьшее количество сведений в сравнении с другими уровнями образовательного процесса. Известно то, что рассматриваемая область охватывает цели, которые имеют отношение к различной двигательной координации. К ним можно отнести: приобретение навыков письма, речи, трудового обучения и т. д.

Навыки, рассматриваемые на психомоторном уровне, имеют один и тот же алгоритм отработки: получение информации о навыке из приведенного примера, его осмысление, самостоятельное применение в практической деятельности и оценка полученного результата. Многократное повторение действий в виде положительного опыта, как правило, со временем улучшает результат.

Психомоторная сфера охватывает сразу два отдела человеческой деятельности: мозговой и мышечный. Исследование литературы в данной области показывает, что рассматриваемая сфера образовательного процесса тесно связана с двумя другими. Но проявление этой связи, как и весь психомоторный уровень, изучено наиболее слабо.

Психомоторная сфера широко распространена в таких областях получения образования, как медицинские дисциплины, искусство и музыка, физическое воспитание, инженерные науки.

О технике

Автором рассматриваемой методики послетекстовой деятельности является Бенджамин Блум – американский педагог и психолог, создатель таксономии Блума.

Суть техники заключается в следующем: после чтения вам необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены начала вопросов и заданий для работы над прочитанным текстом: «Почему…», «Придумай…», «Поделись…», «Назови…», «Предложи…», «Объяс­ни…»

После броска кубика следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него или составить окончание для задания и выполнить его. Очевидно, чем большее количество раз вы бросаете кубик и, следовательно, на большее количество вопросов отвечаете и больше заданий выполняете, тем выше эффективность методики и лучше ваше понимание текста.

Теперь давайте рассмотрим каждый из типов вопросов.

Классификация вопросов

Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Или «Назовите три признака подобия треугольников», «Что такое определенный интеграл?»

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок «Назови» можно включать задания на знание текста.

Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу «Да-Нет» по тексту.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к «лишним людям»? Почему математику называют «царицей наук»? Почему вымерли динозавры? И т.д.

Объясни. Это вопросы уточняющие

Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…
  • Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы «Ц» пишется буква «И»? 

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?

«Назови…»

Этот тип заданий нацелен воспроизведение информации. Никакого анализа, только репродукция прочитанного текста.

Что следует называть? Обычно вовсе не нужно запоминать каждую мелочь, достаточно обратить внимание на существенные детали. На них мы советуем вам обращать внимание уже по ходу чтения, то есть мысленно или письменно отмечать для себя, что вам обязательно нужно запомнить и суметь назвать в дальнейшем

Примеры таких заданий:

  • Назови даты всех описанных событий.
  • Назови фамилии полководцев.
  • Назови географические объекты, вблизи которых происходили сражения.

Вы можете делать пометки для этого задания на стикере, а потом возвращаться к своим заметкам, когда выпадет соответствующая грань кубика.

Для чего это??

Постепенное увеличение знаний

Таксономия, созданная Марцано и Кендаллом, в большей степени ориентирована на практику, так что она фокусируется на разработке конкретных задач для постепенного повышения уровня знаний учащегося. Это улучшение дизайна достигается, прежде всего, с учетом процессов, которые не присутствовали в таксономии Блума.

Некоторые из этих процессов, которые Марцано и Кендалл включили в свою таксономию, — это эмоции, убеждения человека, его самопознание и способность создавать цели. Все эти процессы являются частью того, что известно в мире исследований как метапознание.

Больше ориентирован на взрослых

Поскольку метапознание развивается с годами, таксономия Марцано и Кендалла больше ориентирована на работу со взрослыми и на приобретение профессиональных навыков. Однако его также можно использовать при работе с детьми..

Наиболее важной частью работы этих авторов является их теоретическое обоснование; то есть включение всех научных знаний, созданных в последние десятилетия, в функционирование обучения человека

Уровни таксономии Блума

Для каждого уровня таксономии опишем Навыки/ Примеры заданий / Типологию заданий / Достижение цели

Знание

Повторение или распознавание информации.

Примеры заданий: Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Типология заданий: Задания на воспроизведение нового материала

Достижение цели: Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.

Примеры заданий: Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Типология заданий: Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.

Достижение цели: Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

Применение

Применение в сходной ситуации.

Примеры заданий: Применить, проиллюстрировать, решить.

Типология заданий: Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.

Достижение цели: Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

Анализ

Определить части и структуру.

Примеры заданий: Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Типология заданий: Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.

Достижение целиУченик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

Синтез

Соединить части по-новому.

Примеры заданий: Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Типология заданий: Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.

Достижение цели: Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.Это творческая переработка информации для создания нового целого.

Оценка

Оценить значимость на основе критериев.

Примеры заданий: Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Типология заданий: Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.

Достижение цели: Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

  1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
  3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят. При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить героев повести Пушкина «Капитанская дочка». В этот блок заданий на уроке английского языка рекомендуется также включать вопросы, проверяющие понимание текста, которые могут быть оформлены в виде таблицы «Yes/No questions».
Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».
Выяснение всех аспектов поставленной проблемы

Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, можно спросить ученика: «Ты уверен, что после «ж» и «ш» пишется буква «и»?».
Предложение своего пути применения изученного на практике.
Выработка стратегии мышления

Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Почему ты выбрал такую тему для доклада?», «Какие эмоции вызывает у тебя музыка Бетховена?» .

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Нюансы составления вопросов в младших классах

Формулировки для младшеклассников лучше упростить

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

  • Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
  • В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
  • Грусть.
  • Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
  • Можно собирать её для полива комнатных растений.
  • Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Особенности организации работы с помощью приёма в старших классах

В старших классах приём можно использовать для организации письменных заданий

К слову, в старших классах приём не возбраняется использовать в несколько видоизменённой форме: вместо объёмной фигуры детям предлагается заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке. Вот такую схему в рамках приёма Блума можно проработать старшеклассникам в устной или письменной форме:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание»

критики назвали произведение психологическим романом?

мотивы поступка Раскольникова

для героя альтернативный способ решения проблем

способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой

эмоциями в связи с концовкой романа

Кубик Блума в начальных классах

Например,
в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

·

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

·

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи
сходства и различия.

·

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

·

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

·

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

·

Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».

Использование
приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но
практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают
технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки
критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и
умения учащихся. 

Кто создал таксономию Блума

Таксономия была создана в 1956 году группой учёных из Чикагского университета, её возглавлял известный американский психолог Бенджамин Блум. Своё имя она получила в его честь, да и сам термин «таксономия» тоже используется именно по настоянию этого учёного. Это слово — всего лишь синоним классификации, просто Блум посчитал его наиболее удачным. И хотя большинство коллег сочли, что можно использовать слова попроще (и аналогии уместнее), название сохранилось до наших дней.

Стоит отметить, что модель, появившаяся в 1956 году, касается только когнитивной сферы, то есть сферы освоения знаний. До сих пор именно в таком контексте и говорят о таксономии Блума. Однако с течением времени учёные разработали ещё две классификации — для аффективной (эмоции) и психомоторной (действия) сфер. Их иногда тоже называют таксономиями Блума или считают продолжением его работы, но на деле это неверно. Если аффективную знаменитый психолог действительно помогал разрабатывать, то в создании таксономии для психомоторной сферы никак не участвовал.

Есть ещё одно важное уточнение: в 2001 году таксономию пересмотрела другая группа учёных. Они действовали под руководством коллеги Блума Дэвида Крэтвола (он был ведущим учёным в группе, создавшей первую систему) и ученика Блума Лорина Андерсона

Те, во-первых, модернизировали таксономию, а во-вторых — сделали её удобнее для педагогов и методистов.

Суть приема

Создатель техники «Кубик Блума» – Бенджамин Блум, американский психолог, педагог. Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

  • почему;
  • придумай;
  • поделись;
  • назови;
  • предложи;
  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Внешне кубик представляет собой объемную фигуру с 6 гранями. Его можно смастерить самостоятельно или распечатать, а потом склеить «Кубик Блума» шаблон из интернета.
Рассмотрим каждый вопрос подробнее.

Назови

Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения. Это можно делать мысленно или делая пометки в блокноте.
Итак, что можно назвать?

  1. Когда происходили описанные события?
  2. Фамилии полководцев.
  3. Географические объекты, упомянутые в тексте.

Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.

Почему

Вопрос, побуждающий к активному размышлению. Требует установления связей между событиями и объектами, отдельными частями главы или статьи. Возможно, придется дать описание, характеристику каким-то процессам или явлениям.
Пример вопросов для этой грани «Кубика Блума»:

  1. Почему герой сделал так, а не по-другому?
  2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
  3. Почему герой не принял помощь окружающих?

Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.

Объясни

Вопрос этой грани «»Кубика Блума перекликается с предыдущим. Только ответ на него вы вряд ли найдете в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить.

Вы можете попросить себя объяснить ценность открытия или мысли главного героя. Также можно объединить «Объясни» с «Почему»: «Объясни, почему эти действия улучшили ситуацию?».

Придумай

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.

Вопросы из этой части техники «Кубик Блума» выглядят примерно так:

  1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
  2. Придумай другие названия сделанным открытиям.
  3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.

Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.

Поделись

Теперь вопросы касаются вас самих. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *