Технология критическое мышление

Нюансы применения приема ТРКМЧП инсерт

При работе с приемом инсерта в начальной школе и в старших классах необходимо учитывать некоторые нюансы:

  • При знакомстве обучающихся с техникой инсерта лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы у них была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Здесь же, при знакомстве с техникой, тезисы можно проговаривать устно, чтобы все в классе поняли, как они правильно формулируются.
  • Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.
  • В начальной школе есть вариант упрощенной таблицы с колонками «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы могут заполняться не только индивидуально каждым обучающимся, но и попарно или в небольших группах.

Добровольно-принудительно: как проводить политагитацию в российских школах, если по закону она официально запрещена

Как правило, «Разговоры о важном» стоят в школьных расписаниях первым уроком в понедельник — сразу после церемонии поднятия флага. В этом можно убедиться, изучив опубликованные школами расписания на предстоящий учебный год

Администрации школ, как правило, называют эти уроки обязательными.

Мама первоклассника из одной из школ Центра России рассказала NEWS.ru, что на общем собрании получила бланк заявления, в котором требовалось выбрать интересующие ее внеурочные занятия для ребенка. Все они были перечислены в одном списке, родителей попросили выбрать те, которые их интересуют

Однако и директор школы, и учительница будущего первоклассника говорили, что «Разговоры о важном» выбирать необходимо в любом случае

В школе не смогли предоставить родителям программу нового предмета, и мама первоклассника выбрала другие внеурочные занятия, но позднее учительница попросила ее и других родителей, которые сделали так же, переписать заявления и всё же выбрать «Разговоры о важном». Похожую ситуацию описывают и другие родители в соцсетях

В департаменте образования и науки города Москвы NEWS.ru заявили, что сама по себе «внеурочная деятельность является обязательной частью основной образовательной программы». Однако в ведомстве попросили сообщать о случаях давления на родителей при выборе занятий и пообещали «обязательно разобраться», если такая информация поступит.

Член профсоюза «Учитель», педагог Хорошевской школы Москвы Иван Меньшиков считает подобные классные часы «попыткой государства навязать детям „линию партии“».

Учитель истории и обществознания московской школы «Интеллектуал» Александр Кондрашев говорит, что в «Разговорах о важном» поднимаются дискуссионные темы, «но по сценарию есть только один вариант, что отвечают дети». При этом педагог не понимает, как «это будет работать» в реальности

При этом педагог не понимает, как «это будет работать» в реальности.

Он считает, что новые уроки «вообще не вписываются в концепцию образования: может быть, это какая-то подготовка к реформам школы». А Иван Меньшиков напоминает, что политическая агитация в школе запрещена законом «Об образовании в РФ».

Три жизни

Чтобы разговаривать с детьми на понятном им языке, можно представить урок как компьютерную игру, на которую у класса есть три «жизни». В начале урока учитель рисует на доске три сердечка. Если в классе возникает высокий уровень шума, учитель стирает одно сердечко. В случае если учитель за урок сотрёт все три «жизни», то всему классу даётся двойная домашняя работа, дополнительное задание на уроке или другой «штраф» на усмотрение учителя. Но до этого редко доходит, потому что класс обычно успокаивается, если стереть одно-два сердечка. Ученикам даже нравится такая система «жизней», и они сами рисуют сердечки на доске перед уроком. Этот приём удобен также тем, что его можно использовать не только как штраф за плохое поведение, но и с целью поощрения: если за урок класс сохранил все три «жизни», то учитель может не задавать обязательное домашнее задание или выбрать другой приятный бонус.

Особенности критического мышления

Прежде, чем говорить о стадии вызова, вспомним кратко, в чем заключаются особенности критического мышления. Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. То есть ученик должен научиться не воспринимать информацию как самодостаточную, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под сомнение, но при этом ребенок остается открытым для нового знания.

Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

  • стадия вызова;
  • стадия осмысления;
  • стадия размышления или рефлексия.

Сегодня мы поговорим об этапе вызова на уроке.

Прием «Инсерт» в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

  • Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.
  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.
  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На стадии осмысления работают такие приемы как «Чтение с остановками», «Кубик Блума», «Толстые и тонике вопросы», таблица «ЗХУ».

Для стадии размышления подходят «Шесть шляп», «Синквейн», «Ромашка вопросов», «Эссе».

Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

Преимущества технологии эффективного чтения

Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. Что касается ИНСЕРТа, то он может быть применён на любой стадии работы с учениками:

  • для актуализации изученного на этапе вызова;
  • в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
  • при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.

В итоге у школьников:

  • повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
  • запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
  • формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
  • развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, дети учатся:

ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Приём эффективного чтения позволяет реализовать индивидуальный подход в работе с учащимися

Учителю, поставленному образовательными программами в рамки постоянной нехватки времени для изложения нового материала, ИНСЕРТ позволяет:

  • существенно сэкономить время на уроке;
  • индивидуально подойти к вопросу разъяснения непонятной информации;
  • научить ребят работать с учебником самостоятельно;
  • выявить то информационное поле, которое требует дополнительной работы;
  • увидеть творческий и организаторский потенциал малышей.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал «Табель о рангах»

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Стадия вызова на уроке

Этап урока «Вызов» предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже «перед фактом».

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

«Это уже не практика педагогики, это — практика политтехнологии»

Учитель истории московской школы для одаренных детей «Интеллектуал» Александр Кондрашов считает, что нагрузка по воспитанию патриотизма в детях на практике распределяется на преподавателей неодинаково. В основном, обязанности по проведению классных часов ложатся на учителей истории, обществознания, литературы и русского языка. Хотя в последнее время эта тенденция стала меняться — тематические уроки вынуждены проводить и преподаватели иностранных языков.

Сейчас в России запущен федеральный проект «Патриотическое воспитание». Он стал логическим продолжением похожих программ, которые реализовывались еще с начала 2010-х годов. До 2024 года власти надеются, что смогут охватить патриотическим воспитанием 24 % граждан. Под эти нужды из федерального бюджета выделили 13,6 млрд рублей.

У москвички Ирины Нестеровой сын учится в седьмом классе. Она считает, что патриотическое воспитание в школе должно быть, так как это помогает детям лучше ориентироваться в текущей мировой ситуации и правильно расставлять приоритеты, а в противном случае эти заботы легли бы на плечи родителей.

И все же, по ее мнению, патриотизм только разговорами воспитать в ребенке нельзя, это более комплексная работа, к которой должны быть подключены и родители, и педагоги.

Гимн России в начале учебной недели

На историческом просвещении младшеклассников идеологические изменения в образовании не заканчиваются. Сергей Кравцов также заявил, что с 1 сентября 2022 года в школах будут исполнять гимн и поднимать государственный флаг. Церемонию планируется проводить в начале каждой учебной недели, то есть по понедельникам.

Правительство утвердило порядок обеспечения школ государственными символами. А вот как ритуал согласуют с законами о гимне и флаге — пока непонятно. В Якутии исполнение российского гимна практикуют с 2019 года, причём поют ежедневно. Теперь и всем остальным школьникам страны предстоит выучить текст главного музыкально-поэтического произведения России.

Необычное начало урока: зачем вообще заморачиваться?

Конечно, дело не просто в бездумном украшательстве: абстрактной попытке «сделать интересно» или каким-то образом развлечь детей, ведь они пришли к нам в первую очередь учиться!

Начало урока как элемент учебного процесса выполняет важные функции, например, с его помощью можно:

проверить, что усвоено из прошлого урока/пройденной темы;
проверить домашнее задание;
настроить на работу;
привлечь или переключить внимание и др.

Главное в хорошем и необычном начале урока — четкий рационал (важно ответить на вопрос учеников «Что мы сегодня делаем и зачем?») и четкий тайминг, чтобы успеть все остальное, запланированное на уроке. 

Можно поделить все фишки хорошего начала урока на три большие группы:

  • риторические приемы — история, факт, событие, где учитель становится первоклассным рассказчиком и увлекает учеников за собой;
  • аудиовизуальные приемы — график, картинка, видео, которые учитель подбирает с умом и тонким расчетом, используя принцип наглядности;
  • интерактивные приемы — вопрос, задача, задание, с помощью которых учитель с первой минуты урока грамотно задействует учеников и организует их работу.

Готовые идеи для нестандартного начала урока

Эти приемы подойдут для любого предмета, а еще их можно использовать, даже если у вас совсем немного времени на подготовку к урокам.

Онлайн-копилка нестандартных вопросов 

Пример того, как работает копилка вопросов: я написала в поисковой строке первый пришедший на ум термин и теперь могу выбрать из 24 вариантов загадок

Произведения искусства 

Создать необходимый настрой и передать нужную мысль, донести сложную тему через образ — для этого лучше всего подходят произведения искусства. 

К сожалению, многие школьники не знают культовых произведений мировой живописи, музыки, архитектуры, кинематографа, но это не значит, что они им недоступны

Учителям как образованным и разносторонне развитым людям важно просвещать школьников не только на уроках МХК. . Покажите, например, картины «Бурлаки на Волге» или «Тройка» на уроке истории, отрывок из советской экранизации «Собачьего сердца» на уроке биологии и т.д

Покажите, например, картины «Бурлаки на Волге» или «Тройка» на уроке истории, отрывок из советской экранизации «Собачьего сердца» на уроке биологии и т.д.

Можно использовать и произведения современной культуры, например:

  • переводить и обсуждать на уроках иностранного языка отрывки фильмов или сериалов, которые вышли недавно (или трейлеры к ним);
  • показывать отрывки фильмов для мотивации учеников (у нас уже есть подборки для уроков литературы и математики);
  • слушать новые песни зарубежных исполнителей — это точно понравится ученикам.

Виртуальные пространства: 2 варианта

В ситуации, когда нельзя отправиться со школьниками на экскурсии или в поездки, выручают онлайн-ресурсы, с помощью которых можно побывать в любой точке мира.

1. Google Culture and Arts — международная онлайн-платформа. Здесь можно не только посмотреть на картины в высоком разрешении, но и увидеть 3D-модели экспонатов естественнонаучных музеев, прогуляться по национальным паркам и даже отправиться в прошлое. А в разделе «Эксперименты» есть интерактивные занятия, игры и головоломки.

Прогулка по национальным паркам Южной Африки (ресурс на английском языке, но можно воспользоваться встроенным онлайн-переводчиком)

2. Подборка «Виртуальные прогулки» на портале Культура.РФ — удобный сайт, где собраны ссылки на онлайн-ресурсы музеев России. Здесь можно увидеть архитектурные памятники, экспонаты музеев, исторические усадьбы писателей и т.д.

Такая фишка хорошо впишется даже в подготовку к ЕГЭ по истории

Элемент шоу

Как правило, с помощью этого приема целиком выстраивают урок, который построен как телевизионное ток-шоу или передача на YouTube. Механика, атмосфера, манера подачи информации — все это преподаватель заимствует именно оттуда.

Но почему для экономии времени ресурсов бы не использовать лишь яркую фишку или приветствие как мощный инструмент привлечения внимания учеников?

Например, можно организовать тематический раунд игры «Где логика», «Интуиция» или «Угадай мелодию», подготовить «Черный ящик», в котором лежит предмет, связанный с темой урока.

Проблемный вопрос

Один из самых востребованных подходов к обучению сейчас — это технология проблемного обучения. Ее основной инструмент — проблемная ситуация, то есть вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Он должен побудить учеников к научному или творческому поиску, дать стимул для получения новых знаний, которые помогут найти решение проблемы.

Начать изучение комедии «Горе от ума» я решила с загадки вокруг возраста А.С. Грибоедова. Почему существует несколько гипотез о годе его рождения? На уроке девятиклассники должны были проанализировать исторические источники, документы, свидетельства современников и вынести свой вердикт.

Обзор технологии развития критического мышления

Что же такое «критическое мышление»? Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Где я смогу применить полученные знания?

Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).

Технология КМ  — целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это  совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает навыки исследования, анализа и самоанализа, ставит в ситуацию, когда нужно практически использовать иностранный язык.

Новинки государственной итоговой аттестации

Изменения в образовании, которые затронут нынешних выпускников, касаются процедуры и структуры ЕГЭ. 

Так, продолжительность устной части экзамена по иностранному языку увеличена — для английского, французского, немецкого и испанского до 17 минут, для китайского — до 14 минут. Обществознание и историю, напротив, сократили — на 55 минут. Всё это связано с обновлениями в заданиях, которые коснулись практически каждого предмета.

На ЕГЭ по литературе теперь можно пользоваться словарём. Что ещё разрешено использовать на экзаменах и какие правила нужно соблюдать — рассказываем в отдельной статье.

Если в прошлом году выпускники, которые не собирались поступать в вузы, вместо ЕГЭ могли выбрать ГВЭ, то в 2022 году такой поблажки не предусмотрено — единый госэкзамен сдают все. Исключение сделано только для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения аттестата о среднем общем образовании снова нужна базовая математика. Профильная тоже подойдёт, просто в прошлом году аттестат выдавали только на основе русского. Как ЕГЭ влияет на школьный аттестат, рассказали в статье «Школьный аттестат: зачем он нужен и как его получить». 

Девятиклассники будут сдавать четыре экзамена — обязательные русский язык и математику и два предмета на выбор. В предыдущем году испытания ограничивались двумя основными дисциплинами, а в позапрошлом ОГЭ не сдавали вовсе.

Подготовиться к ЕГЭ с учётом изменений в образовании поможет онлайн-школа Вебиум. Мы следим за всеми новинками, сами периодически сдаём единый экзамен и в нескучном формате разбираем каждое задание ЕГЭ.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *