Школьная дезадаптация — что это, понятие
Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:
- наследственность;
- индивидуальные особенности и новообразования;
- взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
- проблемы в установлении социальных контактов и др.
Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».
Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.
Частые вопросы
Что такое бытовая дезадаптация ?
+
Это неспособность человека самостоятельно себя обслуживать, совершать привычные всем бытовые манипуляции, улучшать свой уровень комфорта.
Какие этапы адаптации проходит ребенок?
+
Процесс адаптации начинается с младенчества, когда ребенок зависит только от родителей, это длится примерно до 2 лет, затем ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми и детьми (например, в детском саду) — этот период длится до 6 лет. Дальнейшее взаимодействие происходит уже в школьные годы и длится до подросткового возраста (до 12 лет). Затем в период полового созревания ребенок также адаптируется к социуму и пытается самореализоваться.
Проявления школьной дезадаптации у детей?
+
Родители могут заметить следующие признаки — низкая успеваемость, отсутствие желания учится и общаться с одноклассниками, снижение концентрации внимания и быстрая утомляемость, плохое настроение, увлечение алкоголем и табакокурением.
Чем опасна дезадаптация для детей?
+
Такое поведение опасно тем, что ребенку трудно сформировать себя, как личность, может развиться психическое расстройство, а также задержка психического и физического развития. Довольно часто у таких детей фиксируют депрессивное настроение, суицидальные мысли, девиантное поведение, подавление собственных желаний.
Как выявить школьную дезадаптацию
Вот несколько типичных признаков:
Повышенная утомляемость
Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.
Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть за партой, постоянно отвлекается, отвлекает других или просто сидит на уроках с отсутствующим видом.
Измождённое состояние
Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.
Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным: сторонится одноклассников, ходит на цыпочках.
Проблемы с дисциплиной. Ученик всё время опаздывает на уроки, хамит учителю, ругается со сверстниками.
Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.
Прокрастинация. Нередки случаи, когда дезадаптированные дети прогуливают школу, а дома имитируют работу над домашними заданиями.
Типы проявления школьной дезадаптации
Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.
Когнитивный
Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе, которая соответствует возрастным особенностям. Она может быть как хронической по всем предметам, так и отрывочной (время от времени). Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.
Эмоционально-оценочный
Такой тип дезадаптации связывают с эмоционально-личностным отношением ко всему процессу обучения или к отдельным предметам. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.
Поведенческий
Поведенческий тип дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением и слабой саморегуляцией. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.
Соматический
Еще один тип школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.
Коммуникативный
Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его замыкаться в себе еще больше.
Признаки готовности ребенка к школе
1. Умеет играть самостоятельно в ролевые игры, игры с большим количеством персонажей, разнообразные по сюжету. В негативных ситуациях предлагает позитивное решение: если играет в войну, организует госпиталь, если персонажи в игре ссорятся, то потом мирятся…
2. Выражена учебная мотивация. Проявляет интерес к учебным тетрадям и пособиям для дошкольников.
3. Выражен интерес к сверстникам.
4. Знает печатные буквы. Может читать сам и пересказывать прочитанное. Этот навык не обязательный, но желательный. Если же ребенок не любит или не умеет читать, то может пересказать прочитанное ему вслух. Может пересказать самостоятельно содержание мультфильма или развернуто ответить на вопросы: «Кто? Что делал? Почему? Кто что чувствовал? Как и почему был одет?».
5. Желательно знание цифр, определение количества в пределах пяти предметов без пересчитывания, понимание числового луча, как располагаются цифры относительно друг друга.
6. Должна быть сформирована ведущая рука. Может совершать перекрестные движения правой и левой руками (незрелый малыш в правом поле зрения действует правой рукой, в левом – левой).
7. Засыпает за полчаса вечером.
8. Болеет не чаще 3 раз в год, если посещает детское учреждение. И не больше 3 недель каждый раз.
Занятие 3. «Я и моя семья»
Цель: знакомство с членами семьи,
общими интересами, традициями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Рисунок семьи»
Сидя в кругу на стуле или на полу, ребенок
рассказывает, как зовут родителей, остальных
членов семьи (по рисунку или по фотографии), кто
чем любит заниматься.
Игра «Поменяйтесь местами те, у кого…»
Психолог предлагает поменяться местами детям,
у кого
а) есть старший брат,
б) младшая сестренка,
в) младший брат,
г) старшая сестра,
д) есть и брат, и сестра,
е) дедушка и бабушка живут с ними вместе,
ж) дедушка и бабушка живут в деревне и т.д.
Методика Рене Жиля
Психолог раздает готовые бланки.
Профилактика социальной дезадаптации
Так как неспособность к нормальному приспособлению берет «свое начало» в детском и подростковом возрасте, то для того, чтобы взрослый человек был нормально адаптирован к смене социальных ролей и связей, нужно:
- развивать коммуникативные навыки
- поднимать заниженную самооценку
- корректировать личностные свойства и особенности характера
- развивать межличностное общение как в кругу сверстников, так и в кругу старших людей
Все это нужно делать только под контролем психолога. В зависимости от причин, вызвавших дезадаптацию и ее формы, специалисты применяют разный подход в лечении и профилактике — в каких-то случаях нужно нейтрализовать или компенсировать симптомы дезадаптации, а в каких-то ситуациях нужно предотвратить появление подобного рода поведения.
Что касается самостоятельной коррекции негативного поведения, то вам могут помочь следующие способы:
- Восстановление потерянных «старых» социальных контактов и обретение «новых» — знакомство, общение, нахождение в комфортной обстановке
- Объединение в группы и налаживание коммуникативных навыков — лучше всего это делать через новое хобби или увлечение
- Консультации у психолога и прохождение различных психологических тренингов
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи помогут найти причины такого поведения, убрать провоцирующие факторы и пройти все стадии нормальной адаптации в новой социальной среде.
Коррекция школьной дезадаптации
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.
Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.
Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.
Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей
Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи
Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.
Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.
Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.
Занятия 5—7. Экскурсия по школе
(проводятся в течение 3 уроков)
Цель: научить детей ориентироваться в
помещении школы, познакомить с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство с планом-схемой школы
Психолог. Ребята, я принесла план
школы. Кто знает, что такое план? Да, это чертеж
нашей школы. Интересно, где же ваш класс
находится?
После поиска пути от входа до класса предложить
пройти по школе, ориентируясь по плану.
Посещение медицинского кабинета
Психолог представляет медсестру. Она проводит
беседу по вопросам: «Для чего нужны прививки?
Почему нельзя болеть школьнику? Что нужно делать,
чтобы не болеть, а быть здоровым?»
Посещение спортивного зала
Учитель физкультуры представляется и задает
детям вопросы: «Для чего люди занимаются спортом?
Нужна ли физкультура школьнику? Кто делает
зарядку по утрам? Кто из детей занимается уже в
спортивных секциях?» Затем дети изображают
бесконтактный бокс, лыжников, пловцов, гимнастов
и т.д. Если кто-то из детей занимается в
спортивных секциях, можно предложить им показать
какие-либо упражнения.
Посещение кабинета музыки — «страны
пяти линеек»
Учитель музыки после представления предлагает
детям угадать трех китов музыки: играет марш
(дети маршируют), затем танцевальную музыку
(предлагает потанцевать), по выбору дети поют или
слушают песню.
Посещение кабинета изобразительного
искусства
Учитель знакомит детей с «царством карандаша и
кисточки».
Дети в парах играют в игру «Скульптор»: один
«лепит» животное по своему желанию, затем
рассказывает о своей «скульптуре». Затем дети
меняются ролями.
Посещение библиотеки
Библиотекарь задает детям загадки:
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны
книги? Какие книги бывают? Кто их пишет,
выпускает? У кого какая любимая книга?» и т.д.
Предлагает записаться в библиотеку тем детям,
кто уже умеет читать.
Экскурсия в кабинет психолога
Психолог. Ребята, сегодня я приглашаю
вас к себе. Кто знает, кто такой психолог?Ответы детей. Если кому-то стало грустно, плохо, психолог
утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.
Релаксационное упражнение.
Посещение столовой
Часть урока проводит учитель этикета. Он
показывает и рассказывает, кому, куда и как
правильно сесть, как пользоваться приборами.
Экскурсия на кухню
Психолог. Наши повара, хотя и молоды,
готовят очень вкусно: пироги их пышны, щи
объедение, компот сладок, хлебушек мягок.
Экскурсия в группу детского сада
Психолог. Ребята, многие из вас
посещали детский сад. Такие же группы есть и в
нашей школе, они находятся в левом крыле. К
дошкольникам можно приходить играть в группе, на
прогулке, но, когда они спят, нельзя шуметь. Вы
можете приходить помогать воспитателям что-либо
сделать в свободное время: одеть малышей на
прогулку, научить детей подготовительной группы
читать, разговаривать на татарском и английском
языках, поставить и показать концерты и
спектакли. Они всегда будут рады вам.
Организовать совместную подвижную игру.
Пиктограмма
После посещения всех кабинетов в конце
третьего урока дети рисуют слова: школа, класс,
учеба, болезнь, вкусная еда, чистота, интересная
книга, сила, музыка, игра, рисование и т.д.
Диагностика школьной дезадаптации
Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.
Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:
- быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить , о чем только что говорилось на уроке);
- повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
- ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
- повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).
Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.
Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:
- Психолог проводит необходимые диагностические методики.
- Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
- Школьник проходит обследование у врача.
- Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
- Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.
Занятие 2. «Я и мое имя»
Цель: способствовать установлению
контакта между детьми, помочь детям осознать
свои положительные черты характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог. На прошлом занятии мы
узнали, как кого зовут. Мое имя обозначает…
(психолог рассказывает о своем имени). А вы
узнали, что обозначает ваше имя?
Дети по очереди рассказывают о своем имени. Если
не знают, психолог помогает (необходимо до
занятия узнать, что обозначают имена детей).Психолог. Ребята, вам нравится, когда
вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька?
Почему? Как вас называет мама?
Дети отвечают по очереди. Можно предложить детям
придумать себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас
называли?»
Игра «Волшебный стул»
Один ребенок садится на отдельный стул в
середине круга. Для того, кто садится на этот стул
волшебный, произносятся самые лучшие слова и
пожелания, называют его самые лучшие качества
характера.
Рисование
Дети рисуют свой автопортрет.
Упражнение на релаксацию
Лежа на полу, дети под классическую музыку
представляют себя волшебниками (сказочными
персонажами), вспоминая и повторяя все
положительные слова, сказанные им окружающими.
Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста
Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.
Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:
- изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
- оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;
- определяет какой характер имеет внутренний конфликт, который и привел к нарушению;
- выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;
- составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит его до сведения педагогов и родителей.
Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:
- беседы;
- арт-терапия;
- групповой тренинг;
- ассоциативные методики;
- игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;
- упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.
Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.
Занятие 1. «Знакомство»
Цель: помочь детям войти в контакт
друг с другом и с взрослыми, осознать себя как
личность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог представляется, рассказывает о себе.
Предлагает детям представиться, назвать свои имя
и фамилию, затем встать по кругу и назвать свое
имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя
в глаза стоящему справа соседу.
Ставится стул в середину круга, один ребенок
садится на стул, остальные по очереди говорят ему
свой вариант ласкового имени. Когда все
участники по одному разу назовут имя сидящего на
стуле, он встает, благодарит за приятные слова
кивком головы и словом «спасибо» выбирает и
называет наиболее понравившееся.
Игра «Атомы и молекулы»
Психолог. Мы все — отдельные атомы,
атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось
собраться, соединиться в молекулы по два (затем
по три, по пять и т.д., в конце — по количеству
детей). Вот какая большая группа собралась, и всем
атомам сразу стало веселей!
Рисование
Предложить всем сесть за парты и нарисовать по
цветку.
Если ребенок не может или не хочет рисовать,
сказать ему: «Если бы ты был художником, смог бы
нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь
рисовать».
Собрать все нарисованные цветы в один букет и
«посадить» (разложить на столе или на полу) —
получится красивый, яркий луг.
Игра «Передай тепло цветка другу»
Стоя в кругу, соединить ладони, прочувствовать,
как тепло передается по цепочке.
В парах: на ощупь определить, какие у партнера
руки, лицо, погладить по голове.
Домашнее задание
Ребенок должен узнать у родителей, что
обозначает его имя.
Профилактика школьной дезадаптации
Способы профилактики школьной дезадаптации также должны представлять собой комплекс мероприятий. На сегодняшний день он состоит из следующих мер:
- компенсирующие классы;
- специальные методики коррекционного обучения;
- социальные тренинги;
- тренинги совместно с родителями и учениками;
- специальные консультации для родителей.
Главное внимание при профилактике должно быть обращено на успешную адаптацию к школьной среде. Ведь для каждого школьника это большой стрессовый процесс
И родители, и педагоги должны совместными усилиями помочь ребенку его пройти. Результатом должно стать его позитивное отношение к жизни, к учебному процессу, к учителям и одноклассникам. Тогда уроки будут проходить позитивно, с творческим подходом, учебная деятельность будет приносить радость и удовлетворение, а школа перестанет быть проблемой.
Намного легче пройдет процесс адаптации к школе, если между ребенком и родителями установлены доверительные и дружеские отношения. В этом случае любые жизненные трудности будут преодолеваться более успешно, а формы школьной дезадаптации не проявятся.
Уровни развития школьной дезадаптации
В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.
Педагогический
Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:
- невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
- раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
- неусидчивость;
- резкие перепады настроения;
- быстрая утомляемость;
- тяжелое пробуждение и засыпание и др.
Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.
Психологический
Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.
Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.
Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».
Физиологический
Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.
Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.
Адаптация к школе
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать: а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе; б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Причины школьной дезадаптации
Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.
К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:
недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками; низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память); поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места; влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье; влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных; социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе; любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные); неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности)
Занятие 9. «Когда всем весело, а одному грустно»
Цель: учить детей сопереживать друг
другу, воспитывать дружелюбие, умение различать
и понимать эмоциональные состояния.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог. Во время прогулки в школьном
дворе вы увидели грустного ученика. Ребята,
давайте подумаем: почему он грустный? Ответы детей.Вам его жалко? А как мы его можем утешить?
Дети предлагают варианты, выбирают наиболее
подходящие. Психолог предлагает подойти к
мальчику и попробовать его утешить.
Упражнение «Настроение»
Демонстрация лиц с различным эмоциональным
состоянием: радости, печали, веселья, злости,
удивления и т.д. Предложить детям выбрать и
«сделать» какое-либо лицо, спросить, что ему
хочется сделать в этом состоянии, нравится или
нет такой человек и почему? Когда у человека
бывает такое настроение?Психолог. За цветом можно увидеть
различные предметы, живые существа. При помощи
цвета человек даже может выразить свое
настроение. Когда человеку радостно, у него все
получается, он доволен, говорят, что он видит все
в розовом цвете. А когда у человека неприятности,
какого цвета у него настроение? (Ответы детей.)
Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют»
яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым,
красным, светло-зеленым, голубым. Плохое
настроение — темные цвета: черный, коричневый.
Если трудно определить настроение, показать его
можно при помощи синего, зеленого, серого цветов.
Я вам предлагаю каждый день рисовать свое
настроение.
Рисование
Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы,
братьев, сестер — какие они чаще всего бывают.
Основные причины возникновения школьной дезадаптации
Главные предпосылки ПШД изучены. Обычно, это целый комплекс разнообразных факторов, не все из которых можно предотвратить.
Повлиять на перечисленные ниже причины не всегда можно, но у родителей всегда остаётся возможность прийти ребенку на помощь вовремя. Для этого необходимо внимательно, но ненавязчиво следить за состоянием ребёнка в школе. Невнимательность родителя легко может привести к серьезному невротическому расстройству у ребенка.
Биологические и наследственные предрасположенности
Не секрет, что люди от природы разные. Есть дети с посредственными когнитивными способностями, есть «узкие специалисты», чьи наклонности видны с самых малых лет, а есть настоящие гении. Предугадать, каким будет ребёнок, трудно. Это зависит как от наследственности, так и от средовых условий.
На вероятность развития психогенной школьной дезадаптации очень влияет то, что мы называем талантами и способностями. У кого-то они есть и сильно развиты — такой ребёнок быстро идёт по программе и даже перегоняет её, а у кого-то, напротив, посредственны или неразвиты в ходе дошкольной подготовки
Если в детском саду не так важно, кто красивее рисует, лепит или знает английские слова, то в школе всё это приобретает большее значение. Ребёнок, сталкиваясь с оценкой своих знаний, навыков и способностей, испытывает иногда сильный стресс
Хорошо, если школьник окажется достаточно уравновешенным, чтобы не воспринимать всё слишком ярко, но, к сожалению, среди детей такой контроль за эмоциями — большая редкость.
Есть родители, которые не верят, что причиной неуспеваемости может стать недостаток способностей и предпочитают объяснять все неудачи ребёнка недостаточным старанием и ленью. Чтобы опровергнуть подобные заблуждения, достаточно вспомнить такие нарушения развития, как дислексия, дисграфия и дискалькулия, которые непосредственно мешают ребёнку освоить некоторые важнейшие для школьной программы обучения навыки: чтение, письмо, счёт.
Доказано, что полностью здоровыми (а таковыми детские специалисты называют детей без каких-либо отклонений вообще) можно назвать всего-то 5% от общего количества детей. Такие цифры — средний показатель, но это наглядно показывают, что нет ничего постыдного в обращении за помощью, тем более что львиная доля таких нарушений легко устраняется, если вовремя начать работу с ними.
Неуспеваемость, вызванная разными причинами
Неуспеваемость может иметь десятки причин — от затяжного конфликта с учителем до отсутствия способностей к конкретному предмету. На развитие ПШД влияет не столько сам факт низкой успеваемости, сколько отношение ребёнка к данному обстоятельству. По большей части это зависит от характера ребёнка, его уровня самооценки. Если его не особо беспокоит неуспеваемость, то вряд ли она приведет к дезадаптации.
Другое дело, если школьник искренне беспокоится о своих низких показателях. Причиной этому может быть его перфекционизм, излишне эмоциональная или оценочная реакция родителей на отметки, а также влияние успеваемости на социальный статус в коллективе (в младшей школе, до полового созревания и появления других главенствующих факторов такое случается часто).
Погода в доме
Если в семье нет гармонии, то во всех остальных сферах жизни ребёнка его быть не может. Родители или родитель в основном, являются центром его мироздания. Даже если ребёнок учится в лучшей школе в стране, ситуация дома влияет на него гораздо сильнее. Родителям следует насторожиться, если в их отношениях есть проблемы — как явные вроде развода, так и те, которые пытаются скрыть, а также при напряжённом взаимодействии ребёнка с братьями и сёстрами, если такие есть.
Также есть проблема, которую многие проблемой не считают — родители последних поколений в желании дать ребёнку всё самое лучшее, превращают его рост и развитие в своеобразное соревнование. Лучшее всё — садик, кружки, репетиторы, школа и спортивные секции нередко дают обратный эффект, утомляя ребёнка завышенными ожиданиями, а иногда — прямыми невыполнимыми требованиями.
Школьная система
Современная школа максимально обезличена — но это только полбеды. К сожалению, из нее ушла практика помощи детям, которые отстают по учёбе — учитель нередко не только не обязан этого делать, но и не может физически из-за объёмов своей основной работы.