Тест школьной тревожности филлипса: для младших школьников

Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?

Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.

Факторы тревожности, выделяемые опросником

  • уровень общей тревожности, связанной со школой;
  • наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
  • фрустрация в достижении успеха;
  • боязнь самовыражения, непринятие себя;
  • боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
  • страх обмануть ожидания окружающих;
  • проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.

Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса

Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому

Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики

Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.

Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.

Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.

Особенности и ограничения методики

Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.

А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.

Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.

Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».

Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание

Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.

Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.

  • Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
  • Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.

Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.

А на сегодня все!

Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам

На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
Первый после паровоза — самый красивый вагон.
Второй — самый красивый из оставшихся и т

д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.. В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество баллов Цвет первого вагончика после паровоза Второй вагон Третий вагон Шестой вагон Седьмой вагон Восьмой вагон
1 Фиолетовый Коричневый, серый, чёрный Зелёный, жёлтый, красный
2 Фиолетовый Серый, чёрный, коричневый Жёлтый, зелёный, красный Синий
3 Чёрный, серый, коричневый Синий Жёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Количество баллов Уровень состояния
Меньше 3 ППС
от 4 до 6 Низкое НПС
от 7 до 9 Среднее НПС
Больше 9 Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

Состояние Баллы
НПС высокой степени 1
НПС средней степени 2
НПС низкой степени 3
ППС 4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и более ППС высокой степени
43—68% Средний уровень ППС
25—42% Незначительная ППС
0—4% НПС начальной степени
— 24 до — 1% НПС средней степени
— 25% и ниже НПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках»

Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках

Малыши не являются исключением.

Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса

Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.

В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:

  • эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
  • стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
  • индифферентное отношение к личному успеху;
  • боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
  • ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
  • неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
  • неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.

Знаменитый американский педагог и оратор-мотиватор Дейл Карнеги говорил: «Встревоженный и затравленный индивид, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в собственный вымышленный мир. Так он старается освободиться от тревог и волнений».

Тест проводится среди детей 6–13 лет в устном или письменном виде. Работу можно организовать как индивидуально с каждым ребёнком, так и в группе

Важно чётко формулировать условия и правила прохождения тестирования:

  1. Детям выдаются бланки с вопросами (для письменной формы диагностики) или листочки с проставленными номерами от 1 до 58 (для устной).
  2. Учитель озвучивает рекомендации: «Перед вами вопросы о том, как вы себя ощущаете в школе. Нужно дать ответ: «да», поставив рядом с номером вопроса плюс, или «нет», пометив знаком минуса». Если выбран устный вариант тестирования, то детей необходимо настроить только на расстановку нужных знаков, соответствующих их ответам.
  3. Далее следует оговорить, что на вопросы нужно отвечать искренне, ошибок в ответах быть не может, так как нет плохих или хороших, правильных или неправильных вариантов.
  4. Также необходимо предупредить школьников: не стоит долго обдумывать ответ, лучше писать первое, что придёт в голову.

Если учитель видит, что тестируемый долго думает над вопросом, то имеет смысл подойти к нему и попробовать объяснить задание ещё раз. При этом отвечать за испытуемого нельзя.

Результаты теста

Определение результатов теста происходит исход из ответов на вопросы, а именно с тем, что не сходятся с ключом теста. Такие ответы есть первыми признаками тревожности, для понятия полной картины нужно проверить весь тест. Ответы школьников проходят проверку по восьми факторам (синдромам):

  • Процент общей тревожности;
  • Социальный стресс школьника;
  • Боязнь к самовыражению;
  • Страх перед проверкой знаний;
  • Боязнь не оправдать ожидания круга общения;
  • Страх разговоров, и каких либо связей с учителями;
  • Низкий уровень стрессоустойчивости школьника;
  • Предполагаемая невозможность достичь высот.

Ключ к тесту

  1. Первому синдрому отвечают такие номера вопросов: (2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58).
  2. Второму: (5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44).
  3. Третьему: (27, 31, 34, 37, 40, 45).
  4. Четвертому: (2, 7, 12, 16, 21, 26).
  5. Пятому: (3, 8, 13, 17, 22).
  6. Шестому: (2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,47).
  7. Седьмому: (9, 14, 18, 23, 28).
  8. Восьмому: (1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43).

По общим результатам теста можно сделать вывод. Если отклонение от ключа 50% и выше, то ребенок имеет повышенную тревожность. Если отметка пересекла рубеж в 75% — это говорит о том, что школьник склонен к высокой тревожности. Выводы делаются индивидуально. Каждому вышесказанному фактору отвечают определенные вопросы

При ответе на вопросы не так, как в ключе нужно обратить внимание на фактор. Таким образом, когда будет известен фактор (синдром) дальнейшая работа с ребенком будет намного продуктивней и проще

<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?>

<?php endif; ?>

Порядок проведения тестирования

Тестирование можно сделать групповым, но в этом случае существует риск подглядывания детей в работы друг друга

Тест проводится среди детей 6–13 лет в устном или письменном виде. Работу можно организовать как индивидуально с каждым ребёнком, так и в группе

Важно чётко формулировать условия и правила прохождения тестирования:

  1. Детям выдаются бланки с вопросами (для письменной формы диагностики) или листочки с проставленными номерами от 1 до 58 (для устной).
  2. Учитель озвучивает рекомендации: «Перед вами вопросы о том, как вы себя ощущаете в школе. Нужно дать ответ: «да», поставив рядом с номером вопроса плюс, или «нет», пометив знаком минуса». Если выбран устный вариант тестирования, то детей необходимо настроить только на расстановку нужных знаков, соответствующих их ответам.
  3. Далее следует оговорить, что на вопросы нужно отвечать искренне, ошибок в ответах быть не может, так как нет плохих или хороших, правильных или неправильных вариантов.
  4. Также необходимо предупредить школьников: не стоит долго обдумывать ответ, лучше писать первое, что придёт в голову.

Специфика методики

Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.

Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.

Назначение

  1. Определение уровня школьной тревожности.
  2. Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
  3. Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.

В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.

По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.

ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:

  • физическое, психологическое и эмоциональное состояние;
  • уровень успеваемости;
  • характер общения со сверстниками и учителями;
  • поведение в учебном заведении и за его пределами.

Факторы формирования тревожности

  1. Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
  2. Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
  3. Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
  4. Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
  5. Социальная роль в коллективе.

Возрастная группа

Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.

По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Σ = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Σ = 11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Σ = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 Σ = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 Σ = 6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 Σ = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28 Σ = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Σ = 8

Критика метода

В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.

Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.

Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.

Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.

Правила проведения

Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.

Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:

  • зачитывание высказываний группе школьников;
  • раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
  • зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.

Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.

Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.

В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».

Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.

Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».

В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:

  • «плюс» — ребёнок согласен («да»);
  • «минус» — не согласен («нет»).

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

  • Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.

  • Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

  • Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

  • И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *