Принципы и приёмы критического мышления

Нюансы использования приема «Корзина идей»

  • Прием ТРКМЧП «Корзина идей» можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.
  • Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.
  • На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.
  • Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Технология развития критического мышления – стадии

Технологические этапы урока (стадии) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
III. Рефлексия (reflection):

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию КМ (то есть интересный, вызывающий желание делать открытия)
  • метод (отдельный прием занятия) для каждого этапа урока.

Под рукой каждого учителя должна быть таблица методов и приемов и, исходя из содержания текста, учитель сам выбирает на каком этапе какой метод использовать. Можно сравнить такой набор методов и приемов с коробкой цветных карандашей, которая должна быть у каждого учителя, и он выбирает тот карандаш\карандаши, который подходит к данной картине (материалу урока) и делает его более красочным и интересным.

В интернете масса списков и таблиц таких методов и приемов при использовании критического мышления, здесь указаны те, которые использую сама и они дают хорошие результаты. Не сочтите это за плагиат, это та самая «коробка цветных карандащей», похожая на другие коробки.

Виды

Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:

  • Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
  • Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.

На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.

Алгоритм работы с приемом «Корзина идей»

По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с «Корзиной идей»:

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться «выжимка» из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока.

«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета

Длительность: 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).

Программа:

  1. Введение.
  2. Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
  3. Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
  4. Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
  5. Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
  6. Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
  7. Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
  8. Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
  9. Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
  10. Заключение.

Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.

Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.

Приёмы критического мышления

  1. Проверяйте информацию. ​​5W+H — одна из базовых схем фактчекинга, когда до вывода о событии вы спрашиваете, что произошло, где и когда, почему, кто об этом сообщил и как это случилось. Чем выше ваша внутренняя уверенность в чём-либо, тем более вероятно требуется дополнительная проверка фактов.
  2. Собирайте альтернативные точки зрения. Сравнивайте разные мнения, их плюсы и минусы.
  3. Проявляйте критическую эмпатию. Больше слушайте и ставьте себя на место человека с противоположным мнением.
  4. Отделяйте личность от суждений и поступков.
  5. Оценивайте именно их, а не самого человека.
  6. Избегайте крайностей. Истина редко бывает полярной.
  7. Избегайте двусмысленности. Старайтесь выражать свои мысли ясно, не упускайте фактов и стремитесь к всесторонности.
  8. Старайтесь мыслить логически. Делайте выводы исходя из её законов и достаточного количество посылов.
  9. Тренируйте критическое мышление. Играйте в шахматы и решайте задачки на логику. Для этого также подходят настольные игры («Данетки», «Активити», «Монополия»), судоку, кубик Рубика, курсы Викиум.

Критическое мышление — важный навык, который позволяет нам ориентироваться в информационном пространстве и делать собственные выводы. Однако, как и всё, имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в стремлении критически мыслить, относитесь критически и к критическому мышлению, ведь без той же апофении не было бы творчества.

Что такое критическое мышление

Мыслить критически — уметь анализировать поступающую информацию и с помощью разных приёмов формировать собственное мнение по вопросу. И ключевое здесь именно самостоятельность: независимо от того, что и кто говорит, критически мыслящий человек делает свои выводы.

Критическое мышление — это способность:

  • задавать вопросы;
  • искать и сравнивать разные источники информации;
  • проверять факты на логику;
  • отделять факты от интерпретации и другое.

Именно критически мыслить учит задание по поиску элементов марксизма в школьных учебниках по истории.

Критическое мышление в упрощённом понимании — вызов тому, что кто-то утверждает или кажется очевидным, при этом:

  • это сложно и может вызывать психический и физический дискомфорт (и он будет тем сильнее, чем сильнее вы изначально были убеждены в чём-либо);
  • требует глубоких знаний;

И то, насколько вы компетентны в определённом вопросе, влияет на ваше восприятие поступающей информации: глупые считают себя умными, а, наоборот, умные чаще всего сомневаются в своей компетенции.

учитывает возможности когнитивных искажений;

Например, способность человека к апофении: на основании своего опыта видеть связи там, где их нет. Благодаря апофении студенты медицинских университетов могут найти у себя все заболевания из учебников.

Или искажение из области социальной психологии: снятие ответственности за решение и попадание под влияние авторитетных лиц, которые утверждают что-либо.

Как проходить занятия

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт

Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Признаки и примеры

Для критического мышления нужен определенный набор навыков, который включает в себя:

Наблюдательность

Человек способен обращать внимание на детали и фиксировать их в памяти.

Логику. Позволяет сравнивать данные между собой, классифицировать их, находить сходства и различия по тем или иным признакам.

Умозаключения

Критический мыслитель опирается на доказуемые факты и на их основе делает выводы, невзирая на личные эмоции и чьи-то суждения.

Современные исследователи выделили ряд отличительных признаков, которые характеризуют идеального критического мыслителя. Итак, критически мыслить – это:

  1. Всегда искать основания и доказательства.
  2. Ясно выражать свои мысли и приводить аргументы.
  3. Стараться быть хорошо информированным.
  4. Искать альтернативы даже там, где информация кажется справедливой.
  5. Быть открытым для качественно новых знаний и не цепляться за консерватизм.
  6. Воздерживаться от суждений, если оснований пока недостаточно.

Люди с критическим складом ума производят впечатление любознательных, смелых и решительных людей, которые не боятся бросить вызов авторитетам и суждениям, устоявшимся в обществе.

Примеры проявления критического мышления мы находим на протяжении всего развития человечества. Все величайшие открытия в математике, физике и других науках совершались людьми с сильным критическим мышлением. Ведь любые эксперименты и изобретения требуют умения докопаться до сути, взвесить все доказательства и факты, найти закономерности и истину.

В качестве еще одного примера можно назвать судебный процесс. Судья не может вынести приговор, опираясь на свое чутье и отношение к подсудимому. Справедливый суд должен разложить по полочкам все доказательства, учесть улики, выслушать адвоката, свидетелей, сторону обвинения и только после этого принять решение.

Полезные материалы

Приведу небольшую подборку книг по теме:

  • Том Чатфилд “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение”
  • Роберт Бертон “Разум VS Мозг. Разговор на разных языках”
  • Никита Непряхин, Тарас Пащенко “Критическое мышление”
  • Ася Казанцева “В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов”
  • Бен Голдакр “Обман в науке”
  • Стелла Коттрелл “Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни”
  • Дарелл Хафф “Как лгать при помощи статистики”

Еще больше изданий вы можете найти в большой подборке книг о критическом мышлении. Также приглашаю вас заглянуть в подборку лучших книг про мышление, с помощью которых вы научитесь мыслить нестандартно и эффективно.

Курсы и тренинги:

  • Критическое мышление – 4brain
  • Критическое мышление – Викиум
  • Курс критического мышления на работе и в бизнесе – Яндекс Практикум

Больше обучающих программ можно найти в статье про курсы по развитию критического мышления.

Пример

  • Ставим под сомнение. Все американцы злые, хотят нас убить. Так ли это?
  • Анализируем.

    Аргументы ПРОТИВ. Они потребляют 50% ресурсов планеты, у них первая экономика мира, простые люди так же водят своих детей в школы и садики, влюбляются, умирают — зачем мы им?

    Точки зрения: Многие американские актеры любят Россию и СНГ, ученые, врачи, инженеры объединяют свои исследования в общемировых вопросах. Американские компании владеют огромным рынком в наших городах. Следовательно, эти люди будут выступать за хорошие отношения.

    Аксиомы: Война страшит каждого человека, кто имеет мало-мальский рассудок.

    Вопросы: Кому выгодно противоборство? Зачем создавать вражду?

    Смотрим шире: создание внешнего врага выгодно правительству, чтобы отвлечь народ от внутренних дел. Противоборство выгодно оружейным магнатам, военно-промышленному комплексу.

    Аргументы ЗА . Борьба за ресурсы, сферы влияния.

  • Делаем вывод.Большинству простых американцев (326 миллионов) все равно на нас. Вражды хочет только элита для пополнения своих карманов. Для этого они используют свое положение: СМИ, армия, политика.

Простите, что взял политическую тему, просто сразу как-то прилетело в голову. То же самое можно проделывать с самыми житейскими вопросами типа «доверять ли обещаниям Лехи или покупать ли ягоды годжи?»

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление – социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов. Именно так люди получают достоверные оценки и интерпретации, а также возможность использовать полученные результаты к актуальным для них проблемам и вопросам.

Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление ни в коем случае нельзя путать, т.к. первое подразумевает применение второго. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.

Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений без необходимости погружаться в серьезные исследования, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов.

При более подробном рассмотрении обучение критическому мышлению предлагает нам огромное количество преимуществ, способных принести практическую пользу в личной, социальной и профессиональной сферах деятельности.

Подготовка: секреты и рекомендации

В первую очередь, нужно четко понимать, как именно будет проходить тестирование: в онлайн или оффлайн формате. Это зависит от того, насколько большой конкурс на конкретную вакансию: в крупных фирмах тест на системное мышление SRT могут предложить пройти еще до личной встречи и собеседования — таким образом отсеивается большой процент соискателей. В таком случае, конечно, испытание будет проходить в онлайн-режиме — этот способ комфортнее в том числе и для соискателя, ведь сдавать тест в привычной домашней атмосфере гораздо спокойнее. Если же фирма не столь крупная и претендентов на должность не слишком много, SRT тест вполне могут провести в офисе компании. Так руководитель или HR (зависит от того, кто будет проверять ответы) может убедиться, что кандидат не использует дополнительных средств для прохождения, не прибегает к помощи Интернета. В целом, способ прохождения не сильно влияет на подготовку, ведь содержание теста останется неизменным. По большому счету, это влияет лишь на уровень стресса, который может отразиться на результате. Также в ходе подготовки нужно понимать начальный уровень: к примеру, выпускник вуза скорее всего лучше справится с тестом даже с первого раза, так как он привык решать различные тестовые задания за ограниченное время. Такому кандидату будет нестрашно и сдавать тест в письменной форме — ведь это так похоже на экзамен. Если же соискатель уже давно не студент, формат испытания может вызвать некоторые трудности. Именно от стартового уровня и стоит рассчитывать, насколько тщательную и долгую подготовку стоит проводить.

Тест на системное мышление SRT проверяет не знания, а способности, поэтому упор в подготовке нужно делать в большей степени на решение типовых заданий. Таким образом, мозг научится быстрее решать схожие задания, лучше схватывать логические последовательности. На нашем сайте вы можете не только попробовать пройти бесплатный тест SRT, но и пройти полноценную подготовку, после которой ваш результат будет улучшен.

Начать подготовку к Логическому тесту
или
Пройти бесплатный логический тест

Кроме этого, есть также несколько полезных советов о том, как достичь высшего балла:

  • Комплексный подход к подготовке: не стоит зацикливаться на одних лишь логических тестах. Как мы уже писали ранее, очень часто используются сразу два или три блока тестирования: вербальный и числовой тесты, вполне возможно, что стоит подготовиться и к ним;
  • Развивайте свои способности к глубокому анализу и системному мышлению: для этого можно использовать ТРИЗ, теорию ограничений и мозговой штурм. Кроме того, не лишним будет развить также и критическое мышление, так как оно пригодится не только при прохождении теста, но и по жизни;
  • Не нужно тратить время на поиск ответов на SRT тест в Интернете, писать какие-либо шпаргалки и пытаться обхитрить систему. Во-первых, как мы уже писали, готовых ответов на вопросы такого рода просто нет. Во-вторых, работодатель не просто так проводит испытание для соискателей — высока вероятность, что способность к системному мышлению будет нужна на работе ежедневно, а обманув систему и нанимателя можно усложнить жизнь в первую очередь себе.

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически — значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится — не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» — именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны — можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.

Книги по критическому мышлению:

  • «Психология критического мышления» Д. Халперн
  • «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
  • «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
  • «Обман в науке» Б. Голдакр
  • «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
  • «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
  • «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
  • «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
  • «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
  • «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл

И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули. Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически.

Встретимся на уроках!

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Формирование критического склада ума

Человек современного общества находится под постоянным давлением чужого мнения. Один из наиболее эффективных способов сформировать критический склад ума – начать как можно критичнее относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, рекламой, агитаторами и т.д.

Не все сведения, которые получают люди, являются правдивыми. Нужно различать правду и ложь и перестать верить всему на слово. Необходимо также думать о перспективах, поэтому все ситуации следует оценивать критично, а план действий разрабатывать максимально взвешенно.

Еще один метод формирования критического склада ума состоит в выработке правильной самооценки. Всегда нужно объективно оценивать себя и понимать возможности своего потенциала и действовать, беря их в расчет

Одновременно с этим важно совершенствоваться, читая книги (список литературы мы приведем в конце), ведя здоровый образ жизни, получая новые знания и совершенствуя любые навыки

Помимо прочего, человеческое поведение часто обуславливают негласные правила. Если вы будете их знать, вам будет проще принимать правильные решения и эффективно действовать. В любой незнакомой ситуации нужно быть наблюдательным и собирать как можно больше информации разного рода.

Как вы наверняка знаете, люди общаются между собой не только вербально, но и невербально. Эту форму общения рекомендуется освоить. Учитесь читать скрытые сигналы в поведении людей, сопоставлять их с тем, что вам уже известно, и только после этого анализировать.

Перед принятием любого решения еще раз взвешивайте все плюсы и минусы, избегайте спешки и необоснованных выводов. Будьте стойки к давлению со стороны, навязыванию чужого мнения, влиянию рекламы, моды и СМИ. Тщательный анализ всего, что происходит, – это прямой путь к формированию критического склада ума и развитию критического мышления.

На уроках нашего курса мы поговорим об этих и множестве других полезных и важных вещей. Вас ждет масса интересной и полезной информации. Впрочем, познакомиться с тем, что вам предстоит изучить, вы можете уже сейчас.

Методы и приемы для развития критического мышления

Критическое мышление не является какой-то тайной наукой или уделом избранных. Обучиться ему может каждый, кто понимает, насколько это может быть полезно для карьеры и обычной жизни.

Есть ряд приемов обучения, которые используют преподаватели в школах и вузах, коучи на тренингах, психологи. Рассмотрим каждый из этих приемов.

Мозговой штурм

Такой метод используют, чтобы найти решение какой-либо проблемы или задачи. В чем его суть: нужно четко сформулировать для себя вопрос и написать на бумаге все возможные способы его решения, пусть даже большая часть из написанного окажется несостоятельной или фантастической.

Отражение мыслей на бумаге позволяет более наглядно представить ситуацию и прийти порой к неожиданным открытиям.

Сравнение

Техника предполагает тренировку наблюдательности и внимания к деталям. Приучите себя сравнивать любые события, вещи и явления, находите сходства и различия между ними.

Кроме того, полезно сравнивать себя и свои результаты с самим собой в прошлом. Так вы сможете обнаружить слабые места и понять, к чему нужно двигаться.

Метапознание

Первым, кто заговорил об этом понятии, был Аристотель. Метапознание называют мышлением о мышлении или знанием о знании. Это способность человека размышлять о своем мышлении, об особенностях познавательной деятельности и способах ее контроля.

Метапознание включается, когда мы пытаемся измерить свою память, оценить собственный мыслительный процесс и его эффективность. Это можно делать с помощью тестов, ведения дневников, планирования.

Дедукция и индукция

Два противоположных друг другу метода:

  1. Дедукция – это метод логических умозаключений, который также называют методом Шерлока. Новое положение здесь выводится исходя из предшествующих положений и на основе построения логических цепочек. Дедуктивное мышление тренируется игрой в шахматы, решением различных головоломок и задач.
  2. Индукция – это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему умозаключению. Подобное мышление осуществляется путем анализа причин и следствий, но не строго через законы логики, а преимущественно через психологические и фактические представления. Развивать такие способности можно через классификацию и систематизацию разрозненных элементов.

Анализ

Представляет собой метод исследования предмета или события путем изучения его отдельных частей. Приведу бытовой пример: при желании совершить какую-либо покупку нам нужно взять для рассмотрения несколько моделей, сравнить их характеристики, почитать отзывы, изучить доступный ассортимент в ближайших магазинах, сопоставить цены и т. д.

Анализу можно подвергнуть любое явление нашей жизни, чтобы принять наиболее правильное решение и избежать ошибок.

Синтез

Представляет собой мыслительную операцию, обратную анализу. Это способность собирать в единое целое разрозненные детали. К примеру, проанализировать несколько источников новостей и составить единую картину произошедшего события.

Системность

Навык, который позволяет объединять разные факты, делать выводы, искать альтернативы, давать своим умозаключениям оценку и находить им применение. Системный подход побуждает человека следовать своим решениям и не подвергать их сомнениям после того, как они были приняты.

Заключение

Мы с вами выяснили, что представляет собой критическое мышление, какую роль в профессиональной и повседневной жизни оно играет и как его развить у себя и своего ребенка.

Напоследок хочу добавить, что не стоит подвергать критической оценке всю свою жизнь, ведь многие бытовые ситуации можно решить с помощью интуиции. Тем не менее критический взгляд помогает нам решать нестандартные задачи, грамотно формулировать точку зрения и находить истину там, где остальные просто верят на слово.

На сегодня у меня все

Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления, чтобы не пропустить выход новых познавательных публикаций

До скорого!

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *