ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Логическое мышление

Логическое мышление необходимо каждого человеку, чтобы уметь вовремя проанализировать и верно применить полученную информацию. Оно помогает рассуждать и мыслить последовательно и рационально. Благодаря этому навыку люди умеют разумно оценивать окружающий мир, различать главное от второстепенного, а также находить взаимосвязи и анализировать различные ситуации. Грамотная речь и суждения человека напрямую связаны с умением индивидуума выстраивать в уме поэтапные логические цепочки

Поэтому очень важно тренировать такие способности как у детей, так и у взрослых. Существует огромное количество различных тестов, задач и упражнений на развитие логического мышления

С их помощью вы сможете оценить уровень своих интеллектуальных навыков. Для этого посмотрите специальное видео.

Ниже описаны упражнения на развитие мышления школьников и их родителей, которые помогут упорядочено мыслить, повысят уровень памяти и внимания:

1. Из небольшой группы слов, например: «диван, кресло, табурет, стол», «окружность, круг, мяч, овал», «нож, ложка, вилка, полотенце» и т.д. необходимо выбрать слово, которое не подходит по смыслу. Это упражнение достаточно легкое в применении, но является очень эффективным.

2. Следующие тренировки можно проводить в кругу семьи или друзей, они существенно ускоряют работу мозговых функций, а также подойдут в качестве развлечений. Для этого необходимо, чтобы один человек или группа людей предложила остальным разгадать смысловую загадку, где нужно передать содержание какого-либо текста. Например: «Нарушители закона совершили неправомерные действия и забрали собственность, им не принадлежащую, к себе домой, но, тем не менее, это было во благо. Все эти действия были предприняты в связи с праздником, на котором данная вещь является главным атрибутом. Дети были в восторге». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку под названием «Маленькой елочке холодно зимой».

3. Зачеркни лишнее. Выполняя следующее упражнение, необходимо подготовить карточки с группами слов и расположить их по рядам. При поочередном прочтении ребенок должен определить, что объединяет большинство смысловых значений, а какое название является лишним

Важно, чтобы малыш рассуждал вслух и озвучил свой выбор

Пример слов, объединенных по смыслу:

  • Чашка, сковорода, кастрюля, баян.
  • Ластик, тетрадь, карандаш, мяч.
  • Свитер, брюки, рубашка, сапоги.
  • Шкаф, кресло, диван, стул.
  • Счастливый, смелый, веселый, радостный.
  • Желтый, оранжевый, светлый, красный.
  • Коньки, лыжи, скакалка, сноуборд.

4. Следующие группы слов объединены по формальным признакам. То есть они могут начинаться на одну и ту же букву или иметь одинаковую приставку или количество слогов

При составлении такой группы слов важно, чтобы совпадал только один признак. Для выполнения этого упражнения требуется высокий уровень внимания

Итак, рассмотрим примеры:

  • Мороженое, музыка, скрипка, морж, монастырь. (Общий признак – все слова начинаются с буквы «м».
  • Февраль, дождь, спектакль, гром, пять. (Четыре слова имеют окончание на «ь».)
  • Свечка, паста, представление, ноги, гром. (Четыре слова имеют ударение, которое падает на первый слог.)
  • Рисунок, тетрадь, жизнь, минута. (В трех словах вторая буква «и».)

5. Смыл следующего задания идентичен предыдущему: необходимо выявить общий признак данных чисел. Например:

  • 18, 22, 36, 54, 72 (исключить из ряда необходимо 22, потому что у остальных сумма цифр равна 9).
  • 21, 43, 52, 65, 87 (в данном ряду лишняя цифра 52, так как у остальных первое значение больше второго на единицу).
  • 8, 11, 16, 22 (11 – лишнее, остальные цифры четные).

6. «Слова-невидимки». Следующее упражнение для развития мышления детей заключается в том, чтобы ребенок смог вернуть прежний правильный вид определенному слову. Для этого потребуется напечатать на листах неправильно написанные названия, например, вместо «дверь» написать — «вдерь»

Такая умственная зарядка не только тренирует логическое мышление, но и помогает концентрировать внимание и анализировать материал. Пример упражнений, где необходимо восстановить порядок букв в словах:

  • Шодьла, лакеб, кобаса, атук, нюкид.
  • Гсен, азим, гишурка,Рашуми, потала.

Помимо упражнений на развитие логического мышления специалисты рекомендуют как можно чаще решать логические задачи, проходить тесты на коэффициент интеллекта, читать детективы, а также заниматься самообразованием и тренировать интуицию.

Искусство латерального мышления

Одним из основополагающих факторов латерального мышления, является отход от традиционных и устоявшихся стереотипов, и переход к нешаблонным методам.

Сам процесс латерального мышления состоит из трех этапов.

Выбор фокуса

Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, то есть идею, от которой мы будем отталкиваться.

Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

Генерирование латерального разрыва

После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления.

Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона

Установление связи

После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное.

Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

Латеральное мышление весьма эффективно в самых разных областях деятельности. Его методы можно использовать в любой творческой работе.

Понимая принципы действия латерального мышления, и научившись пользоваться ими, вы сможете постоянно генерировать новые идеи в своей сфере.

Например, в бизнесе не редко возникают ситуации, которые удается урегулировать только благодаря удачно сказанной шутке. И здесь нестандартный подход к задаче играет решающую роль.

Именно поэтому развитие личности – это не просто хобби, а необходимая мера для полноценного, насыщенного и гармоничного существования.

Приемы латерального мышления эффективно использовать практически везде.

По мнению многих специалистов, основной задачей нестандартного подхода к той или иной проблеме является отказ от поискового шаблона. Сознание в таком случае играет пассивную роль, как среда, внутри которой протекает самостоятельная организация информации.

Здесь следует понимать, что большинство людей воспринимает довольно ограниченное количество информации за единицу времени. Поэтому они в буквальном смысле слова зацикливаются на проблеме, подсознательно отвергая любые другие способы ее разрешения.

Посредством же латерального мышления вы расширяете границы своего сознания, а мозг начинает действовать сразу в нескольких плоскостях.

То есть при нестандартном способе мышления, индивид не зацикливается на проблеме, а пытается решить ее множеством мыслимых и немыслимых, и порой даже абсурдных способов.

Учеными в области нейропсихологии была доказана связь между дивергентным (нестандартным) и конвергентным (стандартным) подходами к решению проблем, и полушариями человеческого мозга.

В ходе исследования было установлено, что правое полушарие отвечает за интуитивное восприятие действительности, а левое – за логическое мышление.

В зависимости от того, чем занимается человек, то или иное полушарие будет работать интенсивнее. Например, у творческих людей более активным окажется правое полушарие, а у математиков или бухгалтеров – левое.

Латеральное мышление позволяет человеку гораздо проще подходить к решению той или иной проблемы. Регулярно практикуясь, вы можете достичь такого уровня развития, когда в голове одновременно рождаются несколько мыслей, помогающих с предельной скоростью и максимальной эффективностью решить поставленную задачу.

CRAFT

CRAFT – это методология Василия Лебедева, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы и создать новые.

Как это работает?

Задача: придумать концепцию парка.

Когда мы придумываем идею, мы часто сразу фокусируемся на объекте придумывания: к примеру, перед нами стоит задача обустроить парк.

Согласитесь, сразу тянет подумать о том, какие скамейки поставить, какой асфальт положить и какие шарики повесить. Это значит, что мы изначально будем создавать тот же парк с набором обычных предметов.

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вернуться на шаг назад к абстрактному мышлению и начать рассуждать о мотивах и барьерах человека, связанных с парком. Это позволит выявить так называемый конфликт, на основе которого мы сформулируем нашу идею.

Осталось их «заточить» под конкретную драму, чтобы стало ясно, зачем именно этот парк нужен. Так появились большая идея «служба первого свидания» и первый парк, который помогает всеми своими ресурсами организовывать свидания от Facebook до мороженщика.

Раскрывайте идею в каждом элементе

Следующий шаг — раскрыть большую идею в каждом отдельном элементе коммуникации: скамейки, на которых можно сидеть, только тесно прижавшись друг к другу, дорожки, где необходимо держать друг друга за руки, чтобы ним пройти, поющего серенады мороженщика и другое.

Латеральное мышление

Линейное мышление с успехом применялось до тех пор, пока не стало понятным, что попытки создать новый соус, обречены на провал. Не хватало лишь одного элемента. Надо было изменить мышление, выходящее за рамки причинно-следственной связи.

Боковое мышление ломает стереотипы линейного мышления — вводит элемент, который не было на ранних стадиях. Этот элемент получил название боковое смещение от Эдварда де Боно. Что означает отрицание определенной условности мышления.

Как же понять, что нужно отрицать?

Существует два варианта ответа на этот вопрос:

  • Исследуемый вопрос относится к области чистого творчества, поэтому нужно пробовать разные подходы и точки зрения. Никто не даст гарантии на внезапное озарение. Но не стоит забывать, что наличие множества идей рождают хорошую идею.
  • Закономерности, которые не видят менее опытные люди, выявляются с опытом, полученным в результате глубокой и длительной практики. Какие из нейронных реалий и когда могут быть полезны, становится понятно с годы работы. Поэтому старые мастера, в отличии от тех у кого нет опыта, видят больше.

Многих вещей, которыми пользуются множество людей, не было бы, если бы их не придумали. Например, далеко не все любят играть в видеоигры сидя. Задавшись этим вопросом, вскоре были созданы устройства с датчиками движения, которые позволили активно играть.

Многие возмущались, что образование стало недоступным и очень дорогим. В связи с этим были созданы образовательные платформы, знания, на которых давались в основном бесплатно.

Момент бокового смещения не может быть интегрирован в процесс и не может быть предсказан, многих это разочаровывает. Именно это и делает его боковым смещением. Линейным он был бы, если бы это было частью процесса. Нестандартное мышление, как правило, непредсказуемо, этот факт многих восхищает. Нестандартное мышление — это свобода в исследованиях и наличие пространства для воображения. Одни чувствуют себя неуютно, мысля подобным образом, другие же чувствуют свободу в мыслях.

Говард Московиц увидел закономерность, проведя много исследований модифицированных соусов для спагетти. Соусы, которые пришлись по вкусу опрашиваемым, были классическими итальянскими. На вопрос: «Почему?», ученому ответили, что спагетти – это итальянское блюдо, и соусы должны быть итальянским. В противном случае, это и вовсе не спагетти. Московицу ответ показался спорным. Ведь не все любители спагетти, итальянцы.

Впоследствии, благодаря многочисленным экспериментам — появлялись соусы для пасты, приготовление которых не было основано на оригинальных итальянских рецептах. Научно-исследовательской командой было создано много новых рецептов соусов. В результате проведения опроса выяснилось, что победителем, набравшим 1/3 голосов всех респондентов, стал соус с большими кусками мяса. Позже соус стал пользоваться большой популярностью.

Ответом на поставленный в начале вопрос является то, что каждый имеет свое мышление, которое работает на основе предпочитаемого образа действий. Использование в полной мере преимуществ того или иного способа мышления, возможно людьми, которые эффективно используют оба из них.

5 образов мышления

Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет ваше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления». Мышление целиком и полностью определяет человека, его цели и ценности. От его образа зависит то, как он относится к риску и справляется с ним, будет ли он поддаваться страху или преодолевать его, то, как реагирует на вызовы и неудачи, и другие вещи. Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить. Читать подробнее…

3

Онлайн-программа «Когнитивистика»

В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…

Надеемся, теперь у вас появится больше веры в собственные силы и уверенности в том, что избавиться от шаблонов и закостенелости мышления очень даже просто. Удачи!

Основные функции

— способ создания, развития и реализации творческих и инновационных идей, создания новых продуктов, процессов и услуг. — быстрый и эффективный способ для организаций, групп и отдельных людей решения практических проблем в условиях жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений. — способ активизации творческого мышления, разрушения стереотипов, нахождения альтернативных решений и генерации большого количества новых и практичных идей во всех сферах жизнедеятельности. — способ развития личности, метод усиления естественных способностей человека творить и создавать новое — и соответственно, приводить его к большей продуктивности и успешности.

Зачем нужно латеральное мышление

В теории кажется, что развивать умение мыслить латерально не так уж и нужно. И действительно, зачем? Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особенность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое отступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.

Мышление стереотипами и шаблонам помогает экономить время при принятии решений. Большинство действий выполняются автоматически. И вроде бы это хорошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандартам мешает реализовывать свежие идеи, совершать открытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.

Получается, что главная задача латерального мышления – научить человека мыслить одновременно в нескольких направлениях. Да, на пути будут встречаться ошибки и трудности. Но хорошо развитая интуиция, креативность и чувство юмора помогут или обойти их, или устранить.

Практическое применение

Понять открытие Эдварда де Боно помогут примеры латерального мышления.

В быту

Возьмём типичную для мужчины ситуацию — на белой рубашке остался яркий и жирный след губной помады. Задача — вывести его.

Как решает проблему логик — идёт в магазин, покупает какое-нибудь суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции. Результат — слабый след всё-таки остаётся, потому что на сегодняшний день химическая индустрия ещё не создала формулу, расщепляющую жир и масла, содержащиеся в губной помаде и въевшиеся в волокна ткани.

Как решает проблему творческий человек — идёт в магазин, покупает тёмную краску для ткани и перекрашивает рубашку. Креативно и эффективно.

Как решает проблему человек с латеральным мышлением:

  1. Покупает суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции.
  2. Ищет лайфхаки по удалению губной помады в Интернете и обзванивает знакомых.
  3. Анализирует собственный опыт и пытается применять имеющиеся знания.
  4. Использует Fairy, которое, как известно, удаляет жир.
  5. Не получилось — пускает в ход зубную пасту.
  6. Пробует смесь лимонной кислоты и пищевой соды.
  7. Наносит пену для бритья.
  8. Берёт у жены средство для снятия макияжа.

То есть он использует все возможные варианты. При этом точно не забудет ещё про глицерин и хозяйственное мыло. На каком-то из этапов у него всё-таки получится удалить пятно. А если будет заметно, что с рубашкой похимичили, он просто пойдёт и… купит новую, точно такую же.

В маркетинге

Несмотря на тот шквал критики, который обрушивается на теорию Эдварда де Боно о латеральном мышлении, она нашла своё практическое применение в современном маркетинге. Причём не стартаперами, а такими компаниями, как Pepsi&Co, Nestle и Google. Оформить это всё в систему смог Филип Котлер, которого называют отцом современного маркетинга. Он предлагает продвигать товары и услуги нетрадиционными методами, до которых не могут додуматься конкуренты. И тогда процветание бизнесу обеспечено.

Когда конкуренты мыслят вертикально (у них даже автоматическая воронка продаж устроена по такому принципу), они учитывают потребности целевой аудитории и пытаются удовлетворить их своими товарами и услугами. В это время латеральный маркетинг:

  • выявляет скрытые потребности своего потенциального клиента;
  • модифицирует свой товар так, чтобы удовлетворить их;
  • расширяет свой ассортимент за счёт этого;
  • генерирует новые идеи на основе уже произведённых изменений;
  • создаёт неожиданную рекламу — порой шокирующую, но всегда бьющую точно в цель.

Чтобы понять, как работает латеральный маркетинг, достаточно взглянуть на рекламные ходы и продукты от Google. Эта компания всегда, хоть на шаг, но оказывается впереди своих конкурентов, потому что смотрит дальше. И не только вверх или по сторонам — она охватывает потребности клиентов в формате 3D. Например, запуская проект «Карты Google», они знали, что это был рискованный эксперимент, но реализовали его и не пожалели. Сегодня миллионы людей ежедневно пользуются им, даже не подозревая, что это — продукт латерального маркетинга.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать

Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие. Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление

В качестве заключения

Аналитическое мышление – это один из многочисленных ключей к успеху, который так легко достать. Упражнения для развития аналитического мышления доступны абсолютно каждому. С их помощью вы не только разовьете собственное сознание, а также весело проведете время.

Теперь, вопрос как развить аналитическое мышление не поставит вас в тупик, ведь существуют различные и интересные упражнения. Продолжайте развиваться дальше, формируйте аналитический склад ума. Кроме того, хотелось бы посоветовать тренировать мышление вообще. Узнать о других упражнениях для развития сознания вы можете на данном сайте. Читайте статьи, узнавайте новое и спешите применить знания на практике.

Читайте далее:

Как развить тактическое мышление: 9 способов

Развитие творческого мышления, 10 эффективных упражнений

Ассоциативное мышление: его особенности и влияние на человека

Образная память и ее развитие, 13 упражнений

Развитие интеллекта: упражнения, загадки и задачи

Виды мышления

В середине 1950-х американский психолог Джой Пол Гилфорд открыл два типа мышления — дивергентное и конвергентное.

Конвергентное мышление — это поиск единого, хорошо известного решения проблемы. Происходит от латинского cоnvergere — «сходиться к центру». Часто этот тип мышления называют критическим, или рациональным. Оно работает, когда нужно сфокусироваться на решении задачи, используя алгоритм действий, который уже есть.

Во время созвона по проекту понимаешь, что хочешь есть. Можно устроить брейншторм по этому вопросу — выслушать разные мнения, пытаться подойти к понятию голода с другой стороны. Но единственное верное для тебя решение этой проблемы — просто что-то съесть. 

Дивергентное мышление — это способность генерировать массу разных, но одинаково хороших решений одной и той же задачи. Происходит от латинского divergere — «расходиться», «отклоняться». Это территория, на которой нет единственного правильного варианта. 

Гилфорд считал, что дивергентное мышление — основа креативности. Ценность этого мышления — в умении адаптироваться под ситуацию и выдать большое количество равноценных по значимости идей, среди которых будет выбрана лучшая.

Ты снова проголодался. Вопрос в том, чего именно тебе бы хотелось. Сходить с коллегами в раменную, купить еду в столовке, заказать доставку из Мака, нарубить зожный салат прямо в офисе или подождать 30 минут, а потом спокойно поесть на ДР у Виталика, который выставляется. Сегодня ты выберешь вариант перекусить праздничной пиццей за здоровье Виталика, завтра — придумаешь что-то другое.

В 1960-х психолог Эдвард де Боно ввел термин «латеральное мышление» — мышление «не по шаблону». «Латеральный» и «дивергентный» часто используются как синонимы. И это понятно: оба типа мышления подразумевают нестандартные подходы и генерирование пула равноценных идей для решения задачи. 

С одной стороны, Боно просто сделал апгрейд концепции Гилфорда. С другой — в некоторых случаях латеральное мышление рассматривается как комплексное: включает в себя и дивергентное, и конвергентное. Нужно использовать оба типа мышления в зависимости от задачи или грамотно их миксовать.

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

4 метода де Боно

Эдвард де Боно предложил 4 метода латерального мышления.

Шесть шляп мышления

Этот метод позволяет эффективно использовать приём мозгового штурма. Чтобы не отметать идею без анализа и разбора, де Боно предложил рассмотреть её с разных сторон. Для этого нужно шесть шляп или подобных предметов, разного цвета.

  • Белая шляпа – это информация. Всё, что известно на данный момент о проблеме: факты, цифры, чего не хватает, в чём сложности.
  • Красная шляпа – сфера эмоций. Какие чувства и эмоции вызывает данная ситуация. А так же интуитивные ощущения, предчувствие.
  • Зелёная шляпа – поиск творческих идей, новых решений.
  • Чёрная шляпа – это сомнения и критика предложенных идей, поиск противоречий и недостатков.
  • Жёлтая шляпа – положительные стороны предлагаемого решения, его плюсы и достоинства.
  • Синяя шляпа – это мнение ведущего. Он собирает все стороны обсуждаемой проблемы в целостную картину. Это позволяет рассмотреть каждое решение с разных сторон.


Фото Hans-Peter Gauster on Unsplash

Шляпы распределяются в свободном порядке, каждый участник может «одеть» не только одну, а несколько шляп в процессе обсуждения одной проблемы.

Синектический штурм

Метод, позволяющий так же рассмотреть ситуацию с разных сторон. Метод предполагает 4 шага:

  • Сначала подумать о том, каким способом подобные ситуации решаются чаще всего. Разобрать все самые простые и популярные способы.
  • Поставить себя на место того, кто столкнулся с такой задачей. В случае сферы продаж, например, нужно представить себя на месте покупателя. Какое решение помогло бы потребителю?
  • Описать проблему очень кратко, в двух словах. То есть придумать проблеме название. Это позволит отразить суть проблемы.
  • Представить, как повёл бы себя в этой ситуации какой-нибудь популярный человек или историческая личность.

Этот метод позволяет обойти стереотипы и шаблонные решения. Особенно четвёртый шаг – через проекцию на другого человека. Самые интересные решения приходят, если представлять человека из другой эпохи, культуры.

Случайное слово

Когда ты решаешь какую-то проблему, обдумываешь рабочую задачу и, кажется, что ресурсы мозгового штурма исчерпаны. Тогда мозговой штурм проводится просто на свободный поток слов. Каждый участник процесса говорит слово, первое пришедшее в голову, и оно может быть абсолютно не связано с решаемой задачей. Из этого потока слов может родиться нестандартная идея.


Photo by Daniele Franchi on Unsplash

Выход за рамки

Иногда ты не можешь найти решение потому, что берёшь во внимание рамки обстоятельств: время, деньги, место и прочее. Таким образом ты часто оказываешься в тупике

Попробуй представить, что все ограничения исчезли. Что бы ты делала, имея все возможности – время, деньги, любые ресурсы? Часто, ответ бывает очевиден. А как воплотить его, обойдя рамки – это уже следующая задача.

Упражнения для развития творческого мышления

Как уже доказано наукой, наш мозг способен на многое. Потенциал интеллектуальных ресурсов достаточно велик и его можно реализовать в любом возрасте. Безусловно, уже сформировавшемуся человеку для этого требуется уделять больше внимания умственным тренировкам. Упражнения для развития мышления у взрослых могут быть следующими:

1. Нарисуйте на листке девять точек, три по вертикали и такое же количество по горизонтали. Попробуйте соединить их все четырьмя отрезками, но не отрывая карандаш от бумаги. При всем при этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

2. Как можно чаще задавайте себе вопросы. К примеру, «если бы я открыл свой бизнес, то с чем он был бы связан?» или «если бы я написала книгу, то о чем бы она была?”. После чего объясните себе ваш выбор. Такое упражнение даст возможность мозгу найти необычные способы решения простых задач, вспомнить то, о чем, возможно, вы забыли. Такое упражнение в форме игры подойдет как для взрослых, так и для детей.

3. Берите пример с малышей — задавайте себе как можно чаще кажущиеся на первый взгляд простые вопросы. Вот некоторые примеры: «Почему нам кажется, что облака плывут?», «Почему трава зеленая?», «Если бы паук носил штаны, то как он этот делал?». Возможно, эти вопросы могут показаться банальными, но именно они помогают активизировать мозг и начать думать неординарными способами, тем самым проявлять креативность.

4. Следующее упражнение разработано преподавателем в Массачусетском технологическом институте — Майнором Уайтом. Оно заключается в следующем: выберите понравившуюся картину и в течение десяти минут рассматривайте все до мельчайших деталей. Старайтесь не отвлекаться на посторонние предметы, будьте сконцентрированы лишь на ней. После того как пройдет указанное время, отвернитесь и попытайтесь зрительно восстановить изображение. Старайтесь как можно чаще вспоминать образ этой картины и практиковаться на других.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *