Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Методы группового мозгового штурма

Групповое зарисовывание. Каждый участник команды рисует изображение по конкретной теме. Каждый рисунок передается другому и он делает тоже самое на том же листе бумаги. Так несколько раз. Затем итоги обсуждаются с целью выявления связей, которые люди не заметили самостоятельно.

Мозговая сеть — процесс связи с людьми в электронном виде, каждый может сделать свой вклад и дать обратную связь по проекту. Это не просто групповой телефонный звонок. Платформы обмена сообщениями компании, такие как Slack —  идеальный способ собрать всех в чат, чтобы поделиться своими идеями. По мере представления идей каждый участник чата может проголосовать за свои фавориты и объединить лучшие качества нескольких концепций.

Ставить под сомнение предположения. Составьте список всех предположений, которые вы можете придумать относительно вашего текущего проекта — верны они или нет — и обсудите этот список в группе, задавая вопросы каждому.

Желание. Попросите участников придумать самые нетривиальные решения. Составьте список из пожеланий, относящихся к поставленной задаче. Обсудите идеи. Что делает их такими невозможными? Какие особенности этого желания мы могли бы реализовать? Вы можете быть удивлены, обнаружив применимые, реальные решения среди самых смелых пожеланий вашей команды.

Альтер-эго/Герои. Это забавное упражнение, в котором небольшие группы представляют, как бы они решали данную проблему, если бы их команду возглавлял известный персонаж, вымышленный или реальный. Как могла бы Женщина-кошка позиционировать ваш бренд как идейного лидера в виртуальной реальности? Что бы Стив Джобс сделал, чтобы улучшить ваш последний пакет коммуникаций? Как Дон Дрейпер донесет ваши основные идеи до миллениалов?

6 мыслящих шляп. Метод включает разбиение идей на шесть областей мышления:

  • Логика: факты.
  • Оптимизм: ценность и преимущества.
  • Адвокат дьявола: трудности и опасности.
  • Эмоции: чувства и интуиция.
  • Творчество: возможности и новые мысли.
  • Управление: Следить за соблюдением правил шляпы.

Каждый участник команды надевает одну из «шляп» (образно). Каждая «шляпа» — уникальный набор мнений.

Скампер

SCAMPER — это процесс расширения и улучшения идей путем тестирования и анализа их с разных сторон. Для каждой буквы мнемоники задайте себе соответствующий вопрос о вашей задаче:

Заменитель: Что будет, если заменить X на Y?

Объединить: Что будет, если объединить X и Y?

Адаптация: Какие изменения нужны, чтобы адаптировать проект к другой ситуации?

Изменить: Что можно изменить для повышения ценности продукта?

Другое применение: Какие еще способы использования есть у этого проекта?

Исключить: Что можно убрать из задачи, чтобы упростить ее?

Реверс: Как можно изменить проект, чтобы стало эффективнее?

Этот метод помогает найти неожиданные решения.

Правила организации работы на уроке с помощью метода

Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.

В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:

  • генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);
  • аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения)

Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. Такое объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма. Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных качеств детей: активные и любопытные школьники отлично справятся с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной базы для этих мыслей.

Все идеи должны быть зафиксированы

Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

  • темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке истории это может быть «Оценка деятельности Петра I»);
  • необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);
  • обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).

Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:

Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут

Все предложения ребят фиксируются учителем, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.

Аналитика

Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.

Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.

После мозгового штурма

После окончания штурма, когда вся ваша доска сверху донизу заклеена крутыми идеями, нормальному человеку хочется всех похвалить и улизнуть наконец домой. Пожалуйста не спешите, задержитесь на пять минут у доски и попробуйте проанализировать результат вашей работы.

Оцените то, что получилось

Штурм помог создать огромное количество идей на доске. Да, некоторые из них странные, а некоторые смешны, и есть откровенно безумные. Именно в этот момент можно случайно отрезать самые перспективные идеи по одежке. Помните, что бомбические идеи вырастают из глуповатых на вид.

Пришло время дружно задать для идей критерии отбора. Например, участники штурма берут маркеры и отмечают разными цветами степень крутости каждой идеи (можно лепить цветные бумажки). Цвета могут означать степень крутости идеи.

Зафиксируйте и перейдите к прототипированию

По каждой теме вам нужно отобрать варианты для создания прототипов, но старайтесь не цепляться за самые простые идеи, не осторожничайте. Сфоткайте на телефон всю доску а потом самые интересные мысли перепишите в таблицу (можно использовать Google Docs).

Прототипирование — это обязательный этап в системе дизайн-мышления. Самую абсурдную идею следует разобрать на части, извлечь из нее рациональное зерно и использовать при создании прототипа.

Смысл в том, чтобы на этапе прототипа у вас было несколько перспективных направлений для развития и тестирования. Мозговой штурм это лишь первый шаг в процессе поиска решения. И вряд ли по окончанию сеанса у вас на руках будет готовое окончательное решение для пользователя. Но хочется верить, что у вас получится охватить проблему со всех сторон, сформировать у команды всесторонний взгляд на процесс и привлечь к процессу проектирования все заинтересованные стороны. Благодаря этим действиям мышление вашей команды пойдет по нужному руслу.

Вот еще несколько лайфхаков от Питера Макдональда о том, как проходят штурмы в IDEO в последние годы:

«Мы сейчас делаем так: перед каждым вопросом все 5 минут молча сидим, что-то придумываем, а потом бодро выплёскиваем свои мысли коллегам. Ну, и тут уже начинается классический штурм».

«Понимаете, это даёт разнообразие идей и подстёгивает команду на творчество!»

«Мы не особо заморачиваемся с установкой требований для откровенно творческих процессов. Для каждого проекта всегда найдётся свой подход». 

«Наши промышленные дизайнеры обожают устраивать дизайн-штурмы. Они все садятся за стол и рисуют скетчи, записывают идеи и сразу показывают всё это друг другу. Вместо стикеров они используют листки А4 или А5 формата, и разного калибра ручки, карандаши и маркеры. Это даёт им большую свободу в проработке деталей».

«Команда разработки детских игрушек “заигралась” проектируя в 3D. Каждую рабочую группу мы стремимся увлечь на путь экспериментов и развития новых подходов.  Питер Макдональд из IDEO настаивает что главный фактор здесь — доверие».

Разминка мозговым штурмом: 30 кругов — 3 минуты

Боб Макким, один из основателей программы дизайна в Стэнфорде описывает это упражнение в книге Creative Confidence. Эта своеобразная разминка направлена на подготовку команды к мозговому штурму.

Каждому участнику понадобится ручка и лист бумаги на котором нарисовано или напечатано 30 пустых кругов. Количество участников — не ограничено, можно работать одному.

Правила:

  • Каждый участник получает ручку и шаблон с кругами.
  • Пустые круги надо превратить в узнаваемые объекты. Дано 3 минуты.
  • Изучаем результаты и обсуждаем .

Просматриваем результаты, заполнил ли кто-нибудь все 30 кружков? Сколько получилось 10 или 15? Количество говорит о свободе в генерации идей.

Затем смотрим разнообразие: кто-то просто нарисует много веселых мордашек, а кто-то нарисует НЛО, глаз, яблоко и т.д. Возможно кто-то разорвет шаблон и объединит несколько кругов в единый объект. (может получится самолет или связка луковиц). Это называется гибкость идей.

Упражнение хорошо показывает разницу между количеством и разнообразием идей. На хорошем штурме между ними должен соблюдаться баланс. А ещё здесь можно понаблюдать как люди любят соблюдать несуществующие правила — ведь их никто не обязывает рисовать в пределах кружочка.

Состав групп

Оптимальное количество участников в группах — 7 человек. Допустимым количественный состав групп считается 6-12 человек. Не рекомендуется создавать команды меньшего размера, так как здесь сложнее создать творческую атмосферу.

Рекомендуется принимать в группу людей разной квалификации и профессий. Специалисты принимаются в качестве приглашенных (не участвующих) лиц. Для более динамичной работы приветствуются смешанные группы (мужчины и женщины). Также рекомендуется сбалансировать количество людей с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект — присутствие при обсуждении проблемы лидера, скептически относящегося к возможностям ее решения.

За несколько дней до второго этапа Московской музыкальной школы — обсуждения — отобранные в группы люди уведомляются о дате проведения мероприятия и постановке задачи. Для этого модератор раздает участникам компактные печатные материалы (до 1 страницы) с четко определенной целью: решить проблему, ее краткое описание.

Тем, кто обсуждает, будет полезно узнать траекторию развития проблемы, ее необходимо отобразить в виде диаграммы

Также важно показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема действительно мешает реализации интересов общества

Подготовительный этап

Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.

Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм – методика оперативного решения проблем, основанная на коллективной генерации идей и вариантов решения поставленной задачи. Суть метода мозгового штурма заключается в создании группы генерирующей идеи и экспертов, оценивающих эти идеи. Методика изобретена американским журналистом, копирайтером А. Осборном в 30-х гг. XX в., считавшим: чем больше идей приходят человеку в голову, тем больше шансов, что среди них будут стоящие внимания.

Для чего применяется мозговой штурм?

Мозговая атака помогает увидеть разнообразное количество идей для решения узконаправленной задачи. То, что получается у группы (минимум 150 разных идей), сложно сгенерировать одному специалисту, поэтому метод считается одним из самых эффективных. Применение методики на предприятиях показано в тех случаях, когда есть ощущение застоя производительности, нужен ребрендинг, для решения разных тематических задач.

Виды мозгового штурма

Прием мозговой штурм ставший популярным во всем мире имеет несколько модификаций, со своими нюансами. Разновидности методики:

  1. Теневой мозговой штурм. Не все люди могут открыто выражать свое мнение и идеи. Эта разновидность метода предполагает 2 группы генерирующих идеи: превая группа активно и вслух выражает идеи, вторая под влиянием процесса, творческого вдохновения записывает все, что приходит на ум, затем все это передается экспертам.
  2. Обратный мозговой штурм. Методика популярна в производственных компаниях, когда надо создать новый или максимально улучшенный продукт. Весь процесс проведения аналогичен классическому методу проведения, но идеи генерируются на основе выявления как можно большего количества недостатков существующего продукта, а на втором этапе – идеи по устранению этих недостатков.
  3. Индивидуальный мозговой штурм. Все этапы метода выполняются одним специалистом (сам себе генератор, эксперт и аналитик).
  4. Брейнрайтинг. Все идеи прописываются на бумаге, участники обмениваются листками, и каждый вдохновившись идеей другого дополняет или развивает эту идеи дальше.
  5. Комбинированный мозговой штурм. Все разновидности здесь могут комбинироваться.

Этапы мозгового штурма

Технология мозгового штурма Осборна состоит из 3 важных, последовательных этапов:

  1. Формирование задачи. На этом этапе задачу надо четко сформулировать и прописать. В печатном варианте это половина листа А4. Тема мозгового брейншторминга сообщается всем участникам за несколько дней. Формируются две группы экспертов: генераторы идей и оценщики. Специалисты, выбранные в генераторы подбираются по следующим критериям: имеют разнообразный опыт, квалификацию; приветствуются и мужчины и женщины; одинаковое соотношение активных и умеренных участников.
  2. Генерация идей. Считается самым важным этапом, от которого зависит успешность самого мероприятия. Здесь задача модератора мотивировать и поощрять участников на высказывание своих идей, даже кажущихся абсурдными. Правило на этом этапе: «Не критиковать!». Если в группе генераторов идей участники не одинаковы по иерархии, порядок высказывания происходит от нижестоящих, затем говорят руководители – это во избежание ощущения давления.
  3. Оценка и анализ результатов. Через несколько дней после проведения мозгового штурма, экспертная группа, в которую входит руководитель организации и специалисты по данной проблематике, наделенные критическим складом ума разрабатывают критерии оценки (инновационный подход, минимальность затрат, практичность, актуальность), на основе которых сортируют все идеи и проводят глубокий системный анализ возможности реализовать ту или иную идею на практике.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Достоинства и недостатки мозгового штурма, как и у любого другого метода существуют, идеальных решений нет. Методика мозгового штурма имеет следующие полезные аспекты:

  • сплочение команды;
  • свободное выражение своего мнения, идей;
  • наглядное решение проблемы;
  • возможность оценить каждого;
  • генерация новых идей, решений, альтернативных способов;
  • развивается креативность и широкий кругозор;
  • формирует познавательный интерес;
  • раскрытие потенциала.

Мозговой идейный штурм – минусы метода:

  • малая широта охвата;
  • не все хорошие идеи возможны для осуществления на практике;
  • эффективные идеи могут быть и не найдены;
  • занимает много времени;
  • не все участники могут высказывать идеи из-за боязни критики.

Ловушка для идей или личный мозговой штурм

А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.

Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример. Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность: «Вы никогда не научитесь производить действительно эффективную рекламу до тех пор, пока не начнёте добросовестно выполнять «домашние задания»». Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.

Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.

Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:

  1. Идеи записываются за один раз.
  2. На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.

Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их все равно нужно записывать.

К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки: «100 вещей, которые я люблю больше всего», «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо», «100 вариантов улучшить мою жизнь», «100 главных тревог моей жизни», «100 вещей, важных для человека». Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.

Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе

Литература

Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но наиболее дискуссионный характер приём получает при изучении предметов гуманитарного цикла. Например, на уроках литературы. Допустим, тема звучит так: «Русское стихосложение». Детям предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.

Русский язык

На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне». Детям предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.

Английский язык

Для изучения времён группы Continuous на уроках английского языка проблема ставится в рамках сопоставления с конструкциями Indefinite. Учитель озвучивает вопрос: в чём разница между «I read at the school every day» и «I am reading now»? Школьники предлагают следующие варианты: время действия, продолжительность, конструкция сказуемого из двух слов, наличие вспомогательного глагола, выраженного спряжением to be, обстоятельства времени. В итоге группа должна сделать вывод о том, что Continuous — это образ действия, указывающий на его продолжительность, грамматическая конструкция которого состоит из вспомогательного слова и смыслового глагола.

История

На уроке истории по теме «Социально-экономические условия развития России в конце XIX — начале XX веков» в результате генерирования идей учащиеся предлагают свои наработки: половинчатость реформ 1861 года, появление хорошо оборудованных промышленных предприятий, начало буржуазных отношений, тесные связи со странами Европы (Франция, Англия), сохранение крепостнических отношений, безграмотность населения. Вывод, который формулируется в конце, состоит в том, что к началу XX века в России сложилась напряжённая социально-экономическая ситуация, ставшая в конечном счёте причиной переворота 1917 года.

Обществознание

Урок обществознания также открывает широкие возможности для применения мозговой атаки. Например, тема «Управление». На вопрос «Что такое деловые отношения?» учащиеся могут предложить следующие ответы: деловитость, спокойствие, коммуникабельность, отсутствие личных симпатий и антипатий, профессионализм. В процессе аналитики выводится определение, включающее все перечисленные качества отношений делового характера.

Химия

Использовать метод мозгового штурма можно не только на предметах гуманитарного цикла

Предметы естественно-математического цикла также прекрасно вписываются в рамки использования приёма. На уроке химии тема «Бытовая химия» может стать поводом для дискуссии, в процессе которой ученики предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества, можно отравиться. На основе предложенных идей можно не только дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.

Биология

При изучении класса двудольных на уроках биологии мозговой штурм можно представить в виде аукциона идей: каждый ученик предлагает свой ответ, а затем учитель формулирует определение для записи в тетради. Задача, например, звучит так: назвать основные признаки двудольных. Варианты ответа: стержневая корневая система, две семядоли, камбий и так далее. В результате получается следующее определение: двудольные — это класс растений, имеющих стержневой корень, семена с двумя семядолями и камбием.

Математика

На уроке математики метод можно применять не только на начальном этапе обучения, но и в среднем и старшем звене. К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами. В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.

Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

Ментальная карта

Многие типы программного обеспечения — автоматизированные шаблоны интеллектуального картирования для лучшей организации данных. Это также отличный способ систематизировать ваши идеи.

— Напишите на листе вашу проблему.

— Окружите ее терминами, которые описывают, что вам нужно.

— Опишите, как вы могли бы решить эти проблемы.

— Продолжайте добавлять слои, пока не разберете проблему до конца.

Это фантастическая техника решения проблем, которая способствует творческим ответам. В маркетинге вы можете использовать ментальные карты для решения проблем:

— Создавайте карты контента для всего блога или сайта. Вы можете начать с общей темы, а затем приступить к созданию ветвей для каждой подтемы.

— Придумайте идеи маркетинговой кампании, разделенные на основные темы и подтемы.

— Создавайте сценарии «да/нет» для размещения разных сегментов потенциальных клиентов в конкретных капельных кампаниях.

11 советов как генерировать больше идей

Больше идей – больше шансов найти нестандартное решение задачи. Повысить их количество помогут интересные рекомендации:

Путешествуйте во времени. Подумайте, как вы решили бы проблему, находясь во времена Средневековья? Или, к примеру, живя 1 000 лет назад? А может, вы отправились в далекое будущее?
Этот совет похож на предыдущий. Только путешествовать во времени вам не нужно. Представьте себя в условиях другой страны или культуры. В самых смелых фантазиях можно покинуть пределы нашей планеты.
Измените себя. Вы – участник увлекательной игры. Примите ее правила. Измените образ, внешность, национальность. Это поможет увидеть проблему в новом свете.
Поиграйте в ролевые игры. Здесь вы можете проявить всю свою фантазию и воображение. Почему бы не наделить себя какими-либо сверх способностями или магической силой? Или вообразить себя героем боевика или мультфильма? Посмотрите на задачу с их точки зрения.
Тщательно продумывайте каждый шаг. Учитывайте даже мелкие детали.
Большие задачи разделяйте на маленькие. И пусть будут тысячи деталей

Они помогут увидеть все нюансы.
Обратите внимание на смежные сферы. Берите пример с тех, кто успешно решил проблему, похожую на вашу.
Постарайтесь найти не меньше 100 идей.
Пусть отправной точкой для ваших рассуждений будет какое-то слово или понятие. Не обязательно, чтобы они были связаны с темой.
Подумайте, что мешает вам решить проблему? Или что подталкивает к принятию правильного решения? Позаботьтесь о том, чтобы мешающие факторы были устранены.
Усложните или упростите проблему в несколько раз

Попробуйте решить ее в таком виде.

Не обязательно, чтобы они были связаны с темой.
Подумайте, что мешает вам решить проблему? Или что подталкивает к принятию правильного решения? Позаботьтесь о том, чтобы мешающие факторы были устранены.
Усложните или упростите проблему в несколько раз. Попробуйте решить ее в таком виде.

Эти советы помогут вам сгенерировать десятки интересных идей, из которых после получится выделить оптимальное решение.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *