Генерация идей методом синектики

Триггеры

Каждый триггер акцентирует внимание на построении новых связей:

1. Вычитание 2. Добавление 3. Перенос
4. Эмпатия 5. Оживление объекта 6. Наложение
7. Изменение масштаба 8. Замещение 9. Фрагментация
10. Изоляция 11. Искажение 12. Маскировка
13. Противопоставление 14. Пародия 15. Увиливание
16. Аналогии 17. Гибридизация 18. Метаморфозы
19. Символизм 20. Мифология 21. Фантазии
22. Повторение 23. Комбинирование

Аналогии подразделяются на логические и психологические:

Логические

Название Пример
Структурные Муравейник, термитник, пчелиные соты – многоквартирные жилые комплексы.
Функциональные Шляпка гриба – механическая конструкция зонтов, зонтичные беседки.
Феноменальные Природная цветомаскировка – камуфляж

Психологические

Название Пример
Сенсорные Соц-арт в интерьерах. Например, плакат «Родина мать зовёт!» – песня «Вставай страна огромная».
Эмпатические Летающие фигуры на картинах Шагала.
Символические и метафорические Стилизованные интерьеры с обилием мотивов и символики: древнегреческие, древнеегипетские, восточные.
Фантастические Сюрреалистические интерьеры, предметы и аксессуары в стилистике Дали, Пикассо, Муми-дола.

Принцип работы по синектическому методу

Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:

1

Первый этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2

Второй этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.

3

Третий этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

4

Четвёртый этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Виды аналогий в синектике

С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:

  • Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Как можно понять из существующих видов аналогий в синектике, этот процесс в итоге задействует все аспекты мышления, что и обеспечивает высокую эффективность подобной методики. Но её применение требует наличия у участников опыта, достаточного уровня раскрепощенности и понимания работы метода.

Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.

Аналогии для озарения


прямые (например, аналогии с биологическими
системами)


личные (отождествление себя с объектом
исследования

Аналогии
для озарения


символические (поэтические метафоры
и сравнения)


фантастические (формирование образа
не существующего, ножелаемого

Метод
«мозговой атаки»

Этапы
ссесии синекторов

  1. Целеполагание

  2. Дискуссия

  3. Анализ и отбор
    идей

  4. Подведение итогов

Трудности


целесообразно выполнять вслед за
«мозговым штурмом»


в состав группы должны входить
представители творческих профессий


требование максимальной психологической
комфортности


необходимость специального психологического
образования для ведущего

Рис.
12.4. Факторы реализации метода «синектики»

Метод
синектики предназначен для генерирования
альтернатив путем ассоциативного
мышления, поиска аналогий поставленной
задаче и заключается в следующем.

1.
Формируется группа из пяти-семи человек,
имеющих гибкое мышление, опыт,
психологическую совместимость,
общительность и подвижность.

2.
Вырабатываются навыки совместной
групповой работы.

3.
Перебираются не только известные
подобные решения, но и все возможные и
невозможные (фантастические) решения.

4.
Запрещается обсуждать достоинства и
недостатки членов группы.

5.
Разрешается каждому прекратить работу
в любой момент без объяснений причин.

6.
Роль ведущего периодически переходит
к другим членам группы.

В
отличие от «мозгового штурма» здесь
требуется специальная и длительная
подготовка группы. Работа группы проходит
в два этапа. Задача первого этапа —
сделать непривычное привычным. Для
этого путем обобщения различных ситуаций
непривычную проблему или объект с
помощью метода аналогий помещают в
привычный контекст, и ее непривычность
исчезает. После этого начинается второй
этап, задача которого — сделать привычное
непривычным (вернуться к исходной
проблеме).

Последовательность
решения проблемы:

1)
проблема, как она задана, — формулировка
проблемы;

2)
очищение от очевидных решений — дискуссия,
в ходе которой члены группы выясняют
свои взгляды на очевидные решения,
которые едва ли дадут нечто большее,
чем сочетание существующих решений
(этот этап напоминает «мозговой штурм»);

3)
превращение необычного — в привычное,
поиск аналогий, позволяющих выразить
«заданную проблему» в терминах, хорошо
знакомых членам группы по опыту работы
(в попытке проникнуть в суть проблемы
и распутать клубок предложений допускается
игнорирование физических законов и
соглашений);

4)
проблема, как она понята, — определяются
главные трудности и противоречия,
препятствующие решению проблемы;

5)
наводящие вопросы — председательствующий
предлагает дать решение, пользуясь
одним из типов аналогий. Каждый член
группы в свободной манере проигрывает
наводящий вопрос. Если аналогии становятся
слишком абстрактными, дискуссия
направляется в русло «проблема, как она
понята». Когда появляется перспективная
идея, ее развивают словесно до того
момента, когда члены группы смогут
изготовить и апробировать грубые
прототипы устройства.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

Прямая аналогия.
Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть

Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных. Символическая аналогия.
Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях

Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны

Символическая аналогия.
Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны

Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.

Личная аналогия.
В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.

Фантастическая аналогия.
В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.

Преимущества и недостатки синектики

Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:

  1. Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
  2. Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
  3. Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач. Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
  4. Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.

Преимущества и недостатки синектики

Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:

  • Высокая результативность. При правильном подходе к организации синектической группы, результативность её деятельности оказывается на порядок выше, чем при применении большинства иных методик поиска решений.
  • Максимальная эффективность процесса поиска решения. За счёт совмещения всех видов мыслительных процессов в рамках синектики, потенциал каждого из участников реализуется наиболее полно, чем не могут похвастаться как стандартные аналитические методы, так и творческие.
  • Развитие коллектива. Эффективная группа синектиков, работающая в рамках компании, может решать огромный спектр задач, а каждое успешное решение повышает опыт участников и дает возможность ускорить развитие компании в целом. Кроме этого, практика синектики обеспечивает сплочение коллектива и повышение их лояльности к компании.
  • Снижение посторонних затрат и случайных факторов. Одним из недостатков метода мозгового штурма можно назвать большое количество абсолютно лишних затрат времени – подавляющее большинство высказываемых решений не применяется. В рамках синектики же допускается и приветствуется критика, а мыслительный процесс практически полностью посвящен поиску и обработке возможных реальных решений, а не бессмысленному перебору возможных теоретических вариантов, в том числе и априори абсурдных.

Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:

  • Длительность обучения. Для того, чтобы методика могла реализовываться наиболее эффективно, все участники должны пройти специфическое обучение. Сейчас есть достаточное количество как теоретической литературы, так и практических семинаров, видеороликов и методик обучения методу синектики, однако в любом случае процесс подготовки займет длительное время.
  • Жесткие требования к участникам. Для синектики необходима группа из высококвалифицированных работников с различными специализациями. При этом каждый из участников должен быть достаточно хорошо мотивирован на поиск решения, быть лояльным к компании и иметь желание и личную инициативу в процессе синектики.
  • Отрыв от производства. Группа синектиков вынуждена отрываться от производства для поиска решений, а также обучения. При этом так как в неё должны входить разнопрофильные специалисты, а не только работники сферы инновационного менеджмента, это обязательно скажется на общей эффективности труда коллектива.

Как генерировать идеи по методу синектики

Согласно работам Уильяма Гордона и Джорджа Принса, для достижения результата требуется правильная организация и последовательность.

Так, для применения метода нужен коллектив людей из 5-7 человек (желательно различных профилей деятельности, к примеру, экономист, юрист, дизайнер и т.д.)

Также стоит обратить внимание на их черты характера, темперамент, возраст, пол. Стоит собрать наиболее противоположных по отношению друг к другу личностей

Перед работой стоит также позаботиться о наличии технических элементов (листы бумаги, ручки, маркеры, магнитная доска и т.д.). Это нужно для визуализации мыслей и быстрого понимания другими членами коллектива.

Не каждый может знать сути метода, поэтому стоит заранее объяснить виды аналогий, приёмов, используемых в синектике. Стоит поинтересоваться тем, кто из собравшихся владеет этим методом, или хотя бы знает про него.

В конце теоретической части целесообразно организовать тестовое задание, чтобы присутствующие смогли ориентироваться в аналогиях и принципе синектики. Чем лучше коллектив понимает суть, тем быстрее и качественнее будет решена проблема.

Далее руководитель в общих чертах начинает описывать проблему, которую нужно решить. Переходить сразу к описанию деталей не нужно – это может снизить эффективность мышления, так как собравшиеся будут фокусироваться на мелочах. Если задача, которую нужно решить, глобальная, возможно, придётся работать с её частями по отдельности.

На начальном этапе обсуждения выделяются основные, очевидные пути решения, которые нужно записать на бумаге или доске. Из них можно сразу выделить исключить нерациональные, чтобы не тратить время.

Члены коллектива имеют индивидуальное мышление, сформированное под влиянием их специализации, профессии, должности. Поэтому каждый может привести и высказать собственные аналогии. Они могут быть абстрактными, непонятными для других – нужно работать до тех пор, пока не станет ясно, как применить озвученное на практике.

Непривычность и нестандартность услышанного может заставить работать мозг человека по-другому, что и является способом достижения результата по методу синектики.

Пример применения синектики для поиска решений

Обращаясь к опыту Уильяма Гордона и Джорджа Принса, можно привести ситуацию, когда компании «Pringles» было необходимо разработать удобную упаковку для продукции. В ходе применения метода синектики пачка чипсов была сравнена с мешком для сбора листвы. Это помогло определить недостатки данной формы – в пакете сухие листья хрупкие, и при физическом воздействии крошатся. Поэтому производителю было рекомендовано создать плотную, цилиндрическую упаковку, исключающую повреждение чипсов. Такой формат используется и сегодня.

Другой пример применения синектики – поиск способа компактного размещения жилплощади в пределах населенного пункта. В своё время архитекторы, проведя аналогию с муравейником, обнаружили, что располагая квартиры одна над другой, можно добиться желаемого, результата. Сегодня каждый город имеет многоквартирные дома различной этажности.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

Первая — отбор членов группы

Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение

В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Суть метода синектики

Синектика состоит из нескольких этапов. В ник кроется сама суть метода. Процедура поиска решения включает в себя этап:

  1. Постановки задачи, требующей острой и противоречивой формулировки.
  2. Формирования группы из разных людей (специалистов и неспециалистов).
  3. Тренировки на использование аналогий. Это важный и очень трудный этап.
  4. Первых шагов в решении. Они заключаются в очищении задачи от очевидных шаблонных решений. Ведь сложные ситуации и возникают именно тогда, когда тривиальные решения не подходят. Поэтому метод синектики даже не подразумевает обсуждение их всерьез. От них нужно избавиться.
  5. Переиначивание задачи на основе аналогий.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики

Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода

Желаем вам творческих успехов!

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно
выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма

Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность

Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий

В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *