ВНИМАНИЕ
Числовой квадрат
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами таблица, на которой — числа от 1
до 40. Всего на ней 25 чисел, значит остальные 15 отсутствуют.
Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа и вычеркивать их в
контрольном бланке. Исправления не допускаются.
Время выполнения задания — 1,5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения внимания):
Количество верных ответов |
15 |
14 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
6-7 |
5 |
4 |
3 |
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Числа и буквы
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 49 чисел
— 25 в мелком шрифте и 24 — в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте
от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в
крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 — в мелком
шрифте, 24 — в крупном, 2 — в мелком, 23 — в крупном и
т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей
рядом с ним буквой.
Время выполнения
задания — 5 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
(распределения и переключения внимания):
Количество верных ответов |
48 |
44-47 |
38-43 |
32-37 |
24-31 |
18-23 |
12-17 |
5-11 |
4 |
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Числовая таблица
КЛЮЧ
1) 627
2) 786 3) 782 4) 489 5) 345
6) 372 7) 852 8) 293 9) 645 10) 459
273 |
529 |
432 |
697 |
978 |
7) 489 |
456 |
324 |
842 |
354 |
923 |
576 |
873 |
3) 345 |
648 |
563 |
754 |
382 |
364 |
6) 786 |
763 |
427 |
963 |
239 |
896 |
243 |
739 |
9) 293 |
683 |
724 |
728 |
498 |
759 |
438 |
583 |
234 |
825 |
546 |
597 |
734 |
635 |
576 |
846 |
253 |
1) 627 |
883 |
857 |
352 |
972 |
534 |
932 |
5) 645 |
942 |
524 |
393 |
624 |
678 |
945 |
2) 782 |
283 |
259 |
469 |
836 |
594 |
638 |
425 |
927 |
10) 459 |
98 |
574 |
895 |
357 |
795 |
376 |
654 |
389 |
742 |
589 |
835 |
492 |
659 |
297 |
537 |
379 |
954 |
362 |
4) 852 |
475 |
938 |
745 |
673 |
248 |
349 |
867 |
953 |
472 |
863 |
285 |
798 |
8) 372 |
Тест Мюнстерберга на восприятие
ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного
текста имеются слова. Ваша задача — Просматривая строку за строкой, как можно
быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения
задания — 2 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Методика
направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество
выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных
слов
В тексте содержится 25 слов.
КЛЮЧ:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Характеристика теста Г. Мюнстерберга
Тест Мюнстерберга — классическая методика, которая носит имя одного из основоположников прикладной психологии, неутомимого экспериментатора и выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь поиску возможностей практического использования психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности: юриспруденции, образовании, психотерапии, искусстве, военном деле, торговле, рекламе.
Основатель прикладной психологии, автор оригинальной методики для диагностики внимания Гуго Мюнстерберг
Будучи руководителем лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета, Г. Мюнстерберг занимался исследованиями в области психологии трудовых процессов, его интересовал широкий круг проблем: профессиональный отбор, управление персоналом и его мотивация, повышение производительности труда. Учёный предположил, а затем и экспериментально доказал, что одним из показателей успешности в профессии у работников, чей труд сопряжён со значительными нервно-психическим нагрузками, является высокий уровень избирательности внимания.
Современный вариант методики Г. Мюнстерберга, используемый для диагностики избирательности внимания детей, мало напоминает сложный тест, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад. Он представляет собой массив букв, сгруппированных в строки без пробелов, среди которых испытуемому предлагается найти и выделить слова, потратив на выполнение задания как можно меньше времени. Несмотря на свою кажущуюся простоту, тест эффективно решает задачу создания модели деятельности, успешность которой зависит от сосредоточенности испытуемого на определённых, осознаваемых им объектах в присутствии помех.
Тест Г. Мюнстерберга помогает определить готовность ребёнка не только к учебной, но и к трудовой деятельности
Методика Мюнстерберга для младших школьников
Состояние памяти
Младшим школьникам были предоставлены 9 геометрических фигур и 12 слов (последние-поочередно). На каждую карточку уделялось времени всего по 2 секунды, а интервал между ними составлял по 1 секунде. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии обзорной и вербально-логической памяти. Воспроизвести все 9 фигур смогли порядка 75% учащихся. Вербально-логическая память достигла среднего значения у 60%, более низкого значения — у остальных 40%.
Познавательная активность
Методика Г. Мюнстерберга состоит из 15 частей. В каждой части — по 4 слова, из них 3 обозначают однородные понятия, а 1 не подходит по смысловой нагрузке. Именно это слово требуется школьнику исключить. У меньше чем половины детей (45%) уровень познавательной активности оказался средним, у 39% этот показатель ниже среднего, а у оставшихся 19% — низкий.
Здесь можно сделать вывод, что кратковременная память у школьников младших классов выше средней, а вот познавательная активность имеет низкие значения. Также у них низкий уровень переключения внимания, плохо развита вербально-логическая память и мышление. Связано это с тем, что именно в этом периоде дети отличаются быстрым развитием умственных способностей
А потому имеют обобщенное мышление, внимание и запоминание
Тренировка избирательности внимания на основе теста Мюнстерберга
На основе стимульного материала теста Г.Мюнстерберга разработано большое количество упражнений для тренировки избирательности внимания.
Цепочки букв для тренировки избирательного внимания
Рассмотрим некоторые примеры заданий для детей 6–7 лет, при подготовке которых были использованы словарные слова, русские народные пословицы и загадки. Рекомендованные игры будут полезными и при использовании в кругу семьи.
Варианты:
- Найдите среди букв спрятанные слова, подчеркните их, составьте с ними предложение: ГРАДУГАТУМНЕБОЯЧЖУТУЧАШХТЮЫКЦДОЖДЬСП (радуга, небо, туча, дождь).
- Найдите среди букв спрятанные слова и исправьте в них ошибки: СЧЬМАЛОКОФХЗКАРЗИНАУЫЙЭКОПИТАНЬБОСАМАЛЁТ (молоко, корзина, капитан, самолёт).
- Найдите среди букв спрятанные словарные слова и подчеркните их. Какое из слов лишнее? ЗЕКАРАНДАШБРЙКАПУСТАМТМОРКОВЬЮЫКЦОГУРЕЦМП (карандаш, капуста, морковь, огурец).
- Найдите среди букв спрятанные словарные слова и составьте из них пословицу: ВАСТАРЫЙОТПДРУГЫУЛЮЛУЧШЕОПТНОВЫХЖФЦЩШДВУХЩФТП (Старый друг лучше новых двух).
- Найдите среди букв спрятанные слова и отгадайте загадку: ЫДСТОВШГПОДЁЖЕКРЖАШЬВСЕЖАЩШБЕЗПОЖВЗАСТЁЖЕКЩШТР (Сто одёжек все без застёжек, отгадка: капуста).
При подборе упражнений целесообразно учитывать интересы и возраст ребёнка, задания для детей 6–7 лет должны быть увлекательными и разнообразными, похожими на игру.
Между любыми двумя карточками можно найти одно совпадение в картинке — по этому принципу устроено много детских настольных игр
Отличный вариант семейной настольной игры на развитие избирательности внимания — игра «Доббль». На видео мама с дочкой играют с самодельными карточками.
Видео: игра для развития внимания (изготовлена своими руками)
Для оценки эффективности тренировки внимания целесообразно провести повторное тестирование испытуемого через 2–3 месяца, при этом стимульный материал теста необходимо обновить. О положительной динамике развития внимания также будут свидетельствовать: улучшение успеваемости и поведения на уроке (меньше ошибок в письменных работах, правильно списывает с доски), появление усидчивости, стремление к аккуратному ведению тетради.
Тест Г. Мюнстерберга — методика, которая десятки лет используется для диагностики избирательности внимания детей и взрослых. Она оказалась востребованной при проведении профессионального отбора сотрудников на работу, определении степени готовности детей к школе, исследовании причин слабой успеваемости учащихся. Модификации этого теста используются не только для диагностики, но и для тренировки избирательности внимания. Игры и упражнения на основе стимульного материала легко подготовить своими руками, требуется только проявить желание и фантазию.
Лучшие тесты на внимание для детей
В эпоху гаджетов все чаще специалисты сталкиваются с дефицитом слухового, зрительного, произвольного внимания у детей. Им не хватает сил досидеть до конца урока, дочитать абзац произведения и дослушать слова родителей.
Чем раньше будут диагностированы проблемы внимания, тем быстрее их можно скорректировать. А от этого зависит успеваемость ребенка, его успехи в школе и общение со сверстниками.
Тест переплетенных линий – А. Рей
А. Рей – известный швейцарский психолог. Перед вами 16 ломаных переплетенных линий. Нужно найти, какой цифрой заканчивается каждая из них
Важно время тестирования и количество допущенных ошибок
Очень информативная методика для психологов
Здесь важно проследить каждую линию и сказать только цифру. Проверяется зрительная внимательность
Да и сила нервной системы (темперамент) видна: особо вспыльчивые и чувствительные уже на середине устают. Так можно и стремление к успеху проверить: если человек пасует на середине, то с мотивацией у него явные трудности.
Таблицы Шульте – Психологический журнал
На мой взгляд, это самая информативная и несложная методика диагностики психического процесса. Тут нужно отметить расположенные вразброс цифры от 1 до 25. От времени выполнения и количества ошибок зависят результаты.
Эта методика помогает определить не только устойчивость внимания. Здесь проверяется работоспособность школьников, их психическая устойчивость, эффективность.
Кстати, методика Шульте и поиск ломаных линий часто используются в автошколах для тренировки внимательности у водителей.
Тест Мюнстерберга на внимание – MIX тесты
Нужно найти слова из 12 строчек сплошных букв. Чем больше вы найдете слов, тем выше ваша продуктивность и концентрация. Эта методика информативна в младшем школьном возрасте, у подростков и взрослых людей.
Методика получила международный сертификат за точность результатов. Тестирование проводится за 2 минуты, не больше. Даются существительные, и чем больше вы их найдете, тем лучше.
Тест на внимательность для детей – MIX тесты
Содержит 6 вопросов. Ребенку нужно сопоставлять тени, рисунки, чтобы потом искать пары или соответствующую тень. Всем детям интересно проходить задания, ведь они красочные и увлекательные.
После прохождения вы увидите результаты ребенка. Подходит для детей от 3 до 10 лет. Дошкольникам нужно помогать читать задания
Здесь проверяется не только внимание, но и быстрота реакции. С 8 лет ребенок должен самостоятельно его проходить, от вас требуется только похвала и поощрение
Тесты на определение уровня развития внимания у детей – Яркие дети
Предлагается подборка основных заданий для диагностики развития внимательности у детей. Некоторые из них мы рассматривали выше для взрослых. Здесь упрощенные варианты.
Первое задание – провести запутанную линию от начала до конца. Нельзя использовать ручку. На выполнение дается до 2 минут.
Задание “Кольцо” – здесь видно, как ребенок переключается, сохраняет устойчивость и распределяет внимание. Ребенку нужно вычеркнуть кольца с отверстием справа или слева
Время выполнения – 2 минуты. Учитываются ошибки и скорость просмотра строчек.
Задание “S-тест” – на бланке ребенок видит 5 целых фигур. Потом ему дается лист с нарисованными не до конца фигурами. За 3–4 минуты он должен максимально много фигур дорисовать. Оценивается количество нарисованных фигур, время выполнения и ошибки.
Есть еще Шульте и Корректурная проба, но лучше проходить их в разное время, чтобы ребенок не уставал.
Корректурная проба (проба Бурдона) – Metodorf.ru
Нужно просмотреть все 16 рядов точек и найти указанное количество точек. На выполнение дается 10 минут
Важно не пропускать точки, не допускать ошибок и вписаться во время. На сайте автоматически появятся результаты после истечения времени
Используется всегда при диагностике психических процессов. Он хорошо показывает, как ребенок утомляется, какая у него устойчивость и объем внимания. На сайте представлены две разновидности теста: с точками и буквами. Точки применяются для более старшего возраста. Буквы подойдут для младших школьников.
Рекомендую пройти и взрослым. Очень полезно!
Деятельность немецкого психолога
В его работе «Психология и промышленная эффективность» лежит принцип управленческого менеджмента. Она основана на создании мотивации трудовой деятельности сотрудников, рассмотрении причин упадка заинтересованности в своей работе, преодолении психологических трудностей, вызванных монотонностью деятельности, исследовании профессионального подбора на занимаемые должности людей согласно их психотипу, а также способах выявления потенциальных руководителей и т.д. Он также попытался выяснить, какие условия требуются работнику для достижения максимально эффективных результатов. Все это явилось первой пробой в развитии психологических методик Мюнстерберга в области управления.
Появившаяся первая психологическая школа, которую возглавлял немецкий психолог, занималась тем, что готовила специальных психологов для различных предприятий, так как, по его мнению, психолог является важным звеном в достижении бизнес-целей. Ведь если сотрудник испытывает неудовлетворенность своей работой, то ему необходимо оказать психологическую поддержку. Для Гуго Мюнстерберга оказалось важным предметом изучения душевное состояние человека, а не машины, которые выполняют свою работу.
Немецким психологом было создано множество тестов, нацеленных на выявление чувства усталости, приемов, направленных на мотивацию труда, склонности испытуемого к разным профессиональным сферам и т.д.
Гуго Мюнстерберг
Его деятельность охватывала сферу таких интересов, как:
- Судебная психология. Была исследована и воплощена в методику проверка показаний свидетелей на достоверность.
- Психологическая терапия. Наиболее известные работы в этой области: «Психотерапия» (1909), «Основы психотехники» (1914), «Общая прикладная психология (1915).
- Педагогика в школьной практике. Здесь популярная статья — «Психология и учитель» (1910 год).
- Промышленная психология. Самые востребованные работы по данной тематике: «Психология и экономическая жизнь» (1912), «Психология и промышленная эффективность» (1913).
Гуго Мюнстерберг проявлял большой интерес к методикам управления людьми в промышленной сфере
Ему хотелось выяснить, почему так много внимания уделяется аспектам организации человеческого труда, а душевное состояние рабочих во внимание не берется. Ф
У. Тейлор разработал теорию и практику менеджмента, где подробно были изучены эффективные приемы использования оборудования и прочих объектов на производстве, а также построение рабочего дня для достижения поставленных целей. Но ни слова об эмоциональной составляющей — состоянии самих сотрудников. Именно это и стало целью разработки методики Мюнстерберга.
Эффект превосходства слова
Методика Мюнстерберга для подростков заключается в том, что в общей массе букв находятся полноценные слова. Обнаружить исследуемый их может благодаря имеющемуся опыту. То есть знакомые слова будут им обнаружены, а незнакомые – нет. Замечен интересный факт: если наблюдателю сообщили о целях диагностики, то он будет стараться прочитать слова в наборе букв и покажет худшую результативность, чем в том случае, если бы он не знал о том, что его ждет.
Тест по методике Мюнстерберга направлен на исследование зрительной избирательности внимания. Цель этой диагностики — не только найти как можно больше слов или заданных букв, но и выявить показатель избирательности внимания.
Стимульный материал для методики Мюнстерберга: напечатанные бланки корректурной пробы, секундомер, связанный текст.
Психологическая диагностика для младших школьников
Экспресс-обследования затрагивают состояние ребенка в его эмоциональном, личностном, социально-психологическом, психофизиологическом аспектах. По результатам исследования делается вывод по специальной схеме. В нем содержится описание диагностики ребенка по всем сферам его деятельности. Можно сделать заключение о его психологическом состоянии и определить группу риска (при наличии). Далее производится психологическая коррекция (при необходимости).
Тест Мюнстберга для младших школьников основан на выявлении степени возможности сконцентрировать свое внимание и выяснении того, насколько развита кратковременная память