Диагностика в работе школьного психолога

Диагностика мотивационной сферы

Для диагностики мотивации учебной деятельности применяют следующие методики:

  • 1 класс — беседа о школе Нежновой (проводится только в индивидуальной форме)
  • с 1 по 4 класс — анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (проводится, как правило, в групповой форме)
  • с 1 по 3 класс — методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и «Лесенка побуждений»Елфимовой
  • 5 класс — Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
  • с 9 до 14 лет -методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация А.Д. Андреева)
  • с 14 до 17 лет — методика Н.Ц. Бадмаевой (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)

Описание методики

Опросник Кейрси — методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой, Ильиным Е. П.

Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:

  • экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion);
  • сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition);
  • логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling);
  • решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).

Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье — к факторам S-N, четвертое и пятое — к факторам T-F, шестое и седьмое — к факторам J-Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или b), один из которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т.д.

Согласно представлениям Д. Кейрси, экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить коммуникацию, в то время как интровертам после интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора, «подзарядить батареи». Экстраверты в общей популяции преобладают над интровертами.

Для S-индивидов (сенсориков) жизненный опыт и здравый смысл являются критериями для принятия решений. Поэтому сенсорный фактор можно назвать «здравомыслием». Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Люди, относящиеся к N-фактору (интуитивы), в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие, N-индивиды несколько преобладают над N-индивидами в различных случайных выборках.

Люди, опирающиеся на T-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T-F — единственная, в которой отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.

Люди с J-предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. Их действия, в принципе, предсказуемы. Р-индивиды пытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Ил свойственно стремление собирать, воспринимать максимум информации до момента принятия решения. Поэтому их действия выглядят импульсивными.
Возможные сочетания указанных парных факторов дают возможность установить тип темперамента и функциональный портрет конкретного индивида.

Что делать, если тест покажет низкий результат принятия других

Это не медицинский тест, а психологический – он предназначен для исследования своей психики с целью повышения качества мышления и жизни. Поэтому все в ваших руках. Развивайтесь:

  • Расширяйте круг общения, пуская туда разных людей с кардинально противоположными вашим взглядами. Учитесь у них, просите объяснений их принципов, чтобы выяснить первопричину.
  • Читайте литературу по философии, психологии, посвященную изучению личности. Изучайте себя и анализируйте поведение окружающих.
  • Пробуйте новое – хобби, мероприятия, развлечения. Пусть вам это не понравится, но вы сможете узнать, что переживают другие люди.

Главная задача состоит в том, чтобы развить эмпатию – способность чувствовать и сопереживать другим. Именно она способствует принятию других.

Процедура проведения

Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.

Инструкция

Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет.
Ваша задача:

  • прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;
  • выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;
  • вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.

Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

Обработка результатов

Подсчет первичных результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа.

Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту a и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е-I) обработка на этом заканчивается, а данные столбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно суммируются, и результат записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал (факторов). Таким образом, получается четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обводится та буква (Е, или I, S, или N, Т, или F,J, или Р), которой соответствует большая сумма ответов из данной пары. Если числа равные (для шкалы Е-I это 5-5, для всех остальных — 10-10), обводится правая буква.

В результате получаются четыре объединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портрет обследуемого. Комбинации могут быть следующими:

ESFP ESFJ ENFJ ENTJ
ISFP ISFJ INFJ INTJ
ESTP ESTJ ENFP ENTP
ISTP ISTJ INFP INTP

Затем определяется яркость выраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ. brightness).

Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е — I) от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимается число 5. Результат умножается па 2:

E-I(b)=(\max-5)*2\!

где max — большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.

Это выглядит следующим образом:

E-I(b)=(6-5)*2=2

т.е. Е(b)=2

Полученная величина яркости записывается на бланке под соответствующими сдвоенными буквами. Для остальных трех шкал порядок вычисления яркости более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимается 10.

S-N(b)||F-T(b)||J-P(b)=\max-10\!

где max — большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.

По шкале T-F имеем:

T-F(b)=18-10=8

итак, T(b)=8

Арифметическая сумма яркостей по всем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркость выраженности типа темперамента — Z.

Zb=E-I(b)+S-N(b)+F-T(b)+J-P(b)\!

В нашем примере:

Zb=2+0+8+6=16

Подобная характеристика позволяет разделить людей на «ярких» (20 < Z(b) < 40) и «неярких» (0 < Z(b) < 20). Для первых характерна высокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической принадлежности во времени: лишь 8% из числа «ярких» изменяют свой тип через год. Степень соответствия портрета особенностям личности «неярких» представителей может быть меньшей, чем у «ярких».

Как проходить тест

Опросник содержит 18 вопросов с развернутыми вариантами ответов. Внимательно прочитайте каждый пункт и определите, насколько вы с ним согласны. Онлайн форма теста сама подсчитает ваш результат и выдаст окончательный ответ, насколько вы лояльны к окружающим. Интерпретация диагностики принятия других В. Фей выглядит так:

Более 60 баллов – высокий уровень принятия. Вы легко входите в положение другого человека, понимаете его внутренние мотивы и не судите строго по пустякам. Вам легко найти общий язык с каждым. Вас ценят за спокойствие и доброжелательность.
45–60 баллов – уровень принятия выше среднего

Вы не забываете о своих интересах, но легко идете на компромисс, если чувствуете, что для оппонента это действительно важно. Разумный и гуманный подход.
30–45 баллов – уровень ниже среднего

С вами не всегда можно договориться, но при должном старании, вы уступите
Старайтесь не раздражаться по пустякам и акцентируйте внимание на положительных качествах окружающих.
Менее 30 баллов – низкий уровень принятия. Вы редко идете на уступки и не прощаете чужих слабостей и ошибок
Уверенность в себе – прекрасная черта, но позвольте окружающим быть просто людьми со всеми своими положительными чертами и недостатками.

 Чем жестче вы ведете себя с другими людьми, тем тяжелее в первую очередь вам самим. Отпустите это чувство – желание всех исправить и подогнать под удобную вам форму. Это невозможно. Сосредоточьтесь на себе, своем развитии и благополучии.

Диагностика тревожности

  • с 7 до 9 лет — используется проективная методика изучения школьной тревожности А.М. Прихожан (ребенок без лица)
  • с 10 до 12 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма А (адаптированный вариант шкалы О.Кондаш). Уровень тревожности оценивается по 4 шкалам: школьная, межличностная, самооценочная и магическая
  • с 13 до 16 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма Б. В данной форме отсутствует шкала магической тревожности.
  • с 5 класса — диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса
  • Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)
  • Шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора ( адаптация Т.А. Немчина)
  • Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой позволяет исследовать уровень экзаменационной тревожности
  • Шкала безнадежности А.Бека — для выявления тревоги в отношении будущего и склонности к суицидальному поведению
  • Для взрослых: методика незаконченных предложений А.М.Прихожан
  • Шкала профессиональной и родительской тревожности А.М.Прихожан (форма А для педагогов и форма Б для родителей)

Почему важно быть лояльным к окружающим

Сложно построить деловые или личные отношения, если во всех вопросах настаивать на своем, не идти на компромисс и не прислушиваться к мнению других. Не избежать конфликтов и ссор, если регулярно указывать окружающим на их ошибки и промахи (по вашему мнению). Скучно общаться лишь с теми, кто полностью с вами во всем соглашается, не высказывая свежих идей и оригинальных решений.

Люди разные, и в этом сила их единства. Собственные принципы безусловно важны, но новый опыт, идеи и предложения помогут развиться вам самим. Необходимо расширять горизонты, пробовать новое. Пусть это не всегда удачный опыт, но и он ценен.

Диагностика уровнял интеллектуального развития, мышления

  • с 6 до 11 лет — матрицы Равена (детский вариант)
  • тест Д.Векслера (детский)
  • с 1 по 3 класс Методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене
  • 4 класс — тест для определения уровня умственного развития Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басова
  • 5- 6 класс- методика исследования словесно-логического мышления Л.Переслени и Т.Фотекова
  • 4-6 класс — ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Сложен в проведении из-за необходимости использования большого количества бумаги (по 10 листов на каждого ученика)
  • 6-8 класс — ШТУР (школьный тест умственного развития)
  • с 13 лет и выше — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
  • с 15 лет и взрослые — КОТ ( краткий ориентировочный тест)

Творческое мышление/интеллект

  • «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (невербальный, адаптация А.Н. Воронина)
  • Тест Гилфорда «Социальный интеллект» (вербальный)
  • Батарея методик Е.Туник

Диагностика профессиональных склонностей

  • Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
  • Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» Автор А. Е. Голомшток
  • Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.Йовайши)
  • Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
  • Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова)
  • Опросник профессиональных предпочтений (Дж.Холланд);
  • Профориентационные игры (Пряжников) Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» под ред. С.Н.Чистяковой

Для кого предназначена диагностика принятия других В. Фей

Опросник Фей универсален, он подходит взрослым и детям, не зависимо от возраста, пола, религиозных и прочих особенностей. Часто его используют в школах и других детских учреждениях, учебных заведениях в целях адаптации их новому стилю жизни в окружении своих сверстников.

Методика предполагает выявление двух типов реагирования — реактивное и проактивное:

  • Реактивное происходит бессознательно. Человек может подавить эмоциональную вспышку, но внутренняя реакция будет отрицательной.
  • Проактивная реакция предполагает осмысление  — паузу между раздражителем и реакцией. В это время человек выбирает способ ответа на стимул. Такой тип мышления формируется у психически здоровых личностей, уважающих себя, свой выбор, и выбор других.

Это интересный способ самодиагностики для определения навыков работы в команде, готовности внедрения в коллектив.

Список диагностических методик

Диагностика и ее обработка занимает большую часть времени школьного психолога. Когда я только начинала работать в школе подбор методик и инструкций к ним отнимал очень большое количество времени. В сети огромное количество информации и выбрать то, что действительно нужно, бывает непросто.

Я сделала для себя таблицу-памятку, в которой перечислены диагностические методики, используемые в зависимости от класса или возраста обучающегося. Эта таблица помогала мне быстро сформировать батарею методик при проведении групповой или индивидуальной диагностики.

В папке я храню бланки не всех методик (так как их очень много и многие дублируют друг друга), а только те, которые использую чаще всего. Все остальные хранятся у меня на компьютере в электронном виде, чтобы не искать их в интернете каждый раз.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *