Многофакторный личностный опросник кеттелла: методика и интерпретация

Онлайн доступ и подготовка к Культурно свободному тесту CFIT:

Сегодня готовятся: чел.

Логические тесты

22 теста, 220 вопросов

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

1 месяц доступа

340 рублей

Подробнее

Сегодня готовятся: чел.

Числовые тесты

30 тестов, 600 вопросов

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

1 месяц доступа

340 рублей

Подробнее

Сегодня готовятся: чел.

Вербальные тесты

30 тестов, 450 вопросов

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

1 месяц доступа

340 рублей

Подробнее

Сегодня готовятся: чел.

Optimum

35%
Хит

Числовые тесты

Вербальные тесты

Логические тесты

Моментальный доступ

Подробные решения

1 месяц доступа

690 рублей

Подробнее

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Тест СМИЛ мужской вариант ответы. Инструкция

Вам предъявлена серия утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция.

Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить.

Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой – «Какой я на самом деле?». Тогда вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей вашего темперамента и описывает ваши устойчивые профессионально важные качества.

Если ваш ответ – «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если ваш ответ – «неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером.

Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями, например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было, то ваш ответ – «верно», и, наоборот, если это с вами было, то ответ «неверно». Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно вам

Если утверждение верно по отношению к вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Только если утверждение к вам вообще не подходит, вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов

Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно вам. Если утверждение верно по отношению к вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Только если утверждение к вам вообще не подходит, вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.

Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для вас.

Процедура проведения

Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответ­ный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тесто­вой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:

«Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задания, которые раз­биты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой.

В каждом субтесте задания расположены в порядке нара­стания сложности. Возможно, Вам не удастся правильно ре­шить все задания. Все равно всегда старайтесь решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности решения, то лучше выбрать то решение, которое кажется наиболее вероятным, чем вообще не решить задание. Все задания имеют только одно правильное решение.

Время решения каждого субтеста ограничено. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончите раньше времени, проверьте свои решения еще раз.

Все решения заносите в Ответный бланк. Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ждите указаний для дальнейшей работы!

Не переворачивайте страницу без разрешения!»

После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страни­цу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.

Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере (он уже вычеркнут на Ответном блан­ке). Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.

Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте.

После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», — и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.

Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных мо­ментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начи­нается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера. Оставшиеся при­меры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста ника­ких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приво­дится. Работа над основными заданиями начинается по коман­де «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычер­киваются на второй части Ответного бланка.

Возможно индивидуальное и групповое проведение теста. При групповом проведении каждый испытуемый должен иметь Тестовую тетрадь и Ответный бланк. Испытуемым, сидящим ря­дом, рекомендуется предлагать разные формы Тестовых тетра­дей (А и Б). Так же следует использовать параллельные формы при ретестировании с небольшим временным интервалом.

Время работы над отдельными субтестами (в минутах)

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 часть
4
4
3
3
2 часть
3
3
3
3

Субтесты

№1 (ДП) Дополнение предложения

Анализирует способность переходить от частного к общему, общую логику, здравый смысл и ощущение реальности. 

Описание: Вам необходимо продолжить фразу одним из предложенных слов. Время на выполнение: 6 мин. количество вопросов: 20 шт.

№2 (ИС) Исключение слова

Анализ способности абстрактно мыслить, оперировать вербальными понятиями. Косвенно оценивается знание языка и общие знания.

Описание: Вам предлагается ряд из пяти слов: четыре имеют что-то общее, а одно — не связано с другими. Вам нужно указать данное слово. Время на выполнение: 6 мин. количество заданий: 20 шт.

№3 (АН) Аналогии

Анализируется ваша способность комбинировать, а также сопоставлять понятия. Косвенно оценивается подвижность (гибкость) интеллекта + способность удовлетвориться приблизительным или неточным решением.

Описание заданий:  Вам предлагается три слова, два из которых имеют логическую связь. Есть пять версий, нужно отметить одну, которая имеет связь с третьим словом таким же образом, как первое со вторым. Время на выполнение: 7 мин. количество вопросов: 20 шт.

№4 (КЛ) Классификации

В данном случае производится оценка умения грамотно обобщать и выражать свои мысли.

Описание:  Вам нужно написать обобщающий тезис для двух предложенных слов или понятий.  Время на выполнение: 8 мин. количество заданий: 16 шт.

№5 (МЗ) Математические задачи

Оцениваются ваши математические способности, качество усвоения школьной программы. В более широком понимании: способность быстро и верно решать формализованные задачи.

Описание:  Вам будут предложены различные арифметические задачи. Время на выполнение: 10 мин. количество вопросов: 20 шт.

№6 (ЧР) Числовые ряды

Производится оценка вашего индуктивного мышления и способности оперировать абстрактными числовыми рядами.

Описание:  Вам будет предложена последовательности чисел, в которой нужно установить закономерность и продолжить ряд.  Время на выполнение: 10 мин. количество вопросов: 20 шт.

№7  (ПВ) Пространственное воображение

Производится оценка ваших аналитических и синтетических способностей. В более узком смысле оценивается глазомер, а также навык решения геометрических задач.

Описание: На картинках вы увидите фигуры, разделенные на части. Задача – выбрать тот рисунок, на котором фигура соответствует разделенной. Время на выполнение: 7 мин. количество заданий: 20 шт.

№8 (ПО) Пространственное обобщение

Оценивается ваша способность оперировать объемными пространственными фигурами и образами. Косвенно оцениваются конструктивные навыки и способность анализировать сложные графические построения.

Описание:   Вам предложен рисунок куба в конкретной проекции, измененной относительно ряда кубов обозначенных цифрами. Вам нужно сопоставить данный рисунок с одним из тех, что обозначены цифрами. Время на выполнение: 9 мин. количество заданий: 20 шт.

№9 (ПМ) Память + мнестические способности

Оценивается ваша способность сосредотачивать внимание, запоминать и воспроизводить необходимые объемы текстовой информации. Примечание: в некоторых случаях данный тест выдается испытуемому в середине тестирования т.е

под №5

Описание: Вам дается таблица со словами которые разделены на определенные группы. Например:

  • Животные (например: жираф, слон, барсук, носорог, бегемот),
  • Птицы (синица, пингвин, попугай, страус, воробей),
  • Цветы (роза, лилия, нарцисс, ромашка, тюльпан).

Всего нужно запомнить 25 слов за 3 мин. Затем вспомнить слова начинающиеся на определенные буквы и указать их группу. Например вопрос «Слово на букву Ж» — в нашем случае это слово «Жираф», а правильный ответ группа «Животные».

Время на выполнение: 6 мин. количество вопросов: 20 шт.

Итоговая длительность тестирования (без учета подготовки и объяснения правил) не более  1 час 30 мин.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

Теоретические основы

«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мне­нию Р. Кеттелла, общий фактор интеллекта имеет психологи­ческий смысл, если опираться на двухфакторную модель: «об­щий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) – g1, и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интел­лект) – g2.
«Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивиду­альной архитектоники коры больших полушарий. В этом смы­сле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специ­фических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т. п.)

«Флюидные» способности опираются на понимание основ­ных видов логических взаимосвязей, на ведущие опера­ции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен вос­принимать и с которыми способен манипулировать. Исследо­вания психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «свя­занного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.

«Связанный интеллект» является продуктом усвоения раз­нообразных видов перцептивных и моторных умений и разви­вается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, В процессе воспи­тания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми лич­ностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т. д.). С этой точки зрения «связанный ин­теллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеря­ется с помощью традиционных тестовых методик, оцениваю­щих словарный запас, умение оперировать числами, адекват­ность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т. д, Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения (например малых народов). «Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла измеряет именно «флюидный» или «свободный интеллект». Кеттелл считал, что «свободный интеллект» можно оценить на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через способности восприятия.

Близок к подобной интерпретации интеллекта и тест «Прогрессивные матрицы Равена», построенный, по большей части, на выявлении отношений между абстрактными фигурами.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Матрицы Равена и Серебрякова

Коэффициент интеллекта IQ говорит о том, как часто среди людей встречается такой уровень интеллекта.
У половины человечества IQ не ниже 100,
IQ 115 и выше у одного из 6 человек,
IQ 132 и выше у одного из 61 человек,
IQ 136 и выше у одного из 122 человек,
IQ 144 и выше у одного из 596 человек,
IQ 150 и выше у одного из 2330 человек,
IQ 160 и выше у одного из 31560 человек.
Полную таблицу можно построить в Excel. Если в ячейке A1 находится IQ человека, то формула для расчета, у одного из скольки человек такой интеллект:
=1/(1-(НОРМРАСП(A1;100;15;ИСТИНА)))

Продвинутые прогрессивные матрицы Равена

Raven’s Advanced Progressive Matrices, серия II состоит из 36 карточек — это известный тест интеллекта, разработанный Джоном Равеном.
На каждой карточке не хватает последней фигуры. Требуется решить, какой именно фигуры не хватает, выбрав ее из восьми предлагаемых.
Тест определяет общие способности к логическому мышлению, не зависящие от эрудиции, профессии, образования и т. д., поэтому он
относится к «культурно-независимым». Продвинутые матрицы, в отличие от обычных матриц Равена, предназначены для измерения
высокого IQ — до 136 баллов (136 встречается в среднем у 1 из 122 человек).

Правильные ответы:

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Сумма баллов переводится в IQ по таблице:

Культурно-независимый тест интеллекта повышенной сложности Виктора Серебякова

The Serebriakoff Advanced Culture Fair Test — это тест для измерения еще более высокого IQ,
до 160 баллов (160 встречается в среднем у одного из 31560 человек), разработанный выдающимся английским исследователем
интеллекта Виктором Серебряковым.
Принцип тот же, что у матриц Равена — в каждом задании нужно выбрать фигуру, которой не хватает в композиции.

Правильные ответы:

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Сумма баллов переводится в IQ по таблице:

Рекомендации по прохождению теста

  • Тесты рекомендуется проходить в том порядке в котором они указаны;
  • По правилам перерывов между ними быть не должно;
  • Следите за временем, заранее определите, как долго вы можете решать один вопрос;
  • При возникновении сложностей с определенной группой заданий, лучше не тратить на нее время и переходить, к той группе, которая возможно принесет Вам больше баллов по итогам теста;
  • Не обязательно решить все задачи, как правило, большинство будут с ошибками;
  • Задания подобраны таким образом, что вероятность достижения сто процентов правильных ответов стремится к нулю, но и не решаемых заданий в тесте нет;
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *