Тест-опросник томаса на поведение в конфликте | блог 4brain

Инструкция и текст

Инструкция 1 (Я-реальное). Перед вами 28 карточек, каждая из которых содержит высказывание, касающееся определенных качеств и характеристик человека. Вам нужно рассортировать их так, чтобы они описывали вас таким, какой вы есть на настоящий момент, как можно точнее. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий — от самого похожего на вас до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек:

1 категория («Очень похоже на меня») — 2 карточки

2 категория («Похоже на меня») — 5 карточек

3 категория («Скорее  похоже на меня») — 7 карточек

4 категория («Скорее не похоже на меня») — 7 карточек

5 категория («Не похоже на меня») — 5 карточек

6 категория («Совершенно не похоже на меня») — 2 карточки

Регистрационный бланк (Я-реальное)

1

Очень похоже на меня

2

Похоже на меня

3

Скорее похоже на меня

4

Скорее не похоже на меня

5

Не похоже на меня

6

Совершенно не похоже на меня

Набор карточек с утверждениями:

  1. Я часто испытываю чувство безнадежности
  2. Я чувствую себя беспомощным
  3. Я негармоничный человек
  4. Я чувствую большой недостаток энергии
  5. Я чувствую себя неловко
  6. Я склонен избегать поставленных задач и предъявляемых ко мне требований
  7. Я пытаюсь не думать о своих трудностях
  8. Я не уважаю себя
  9. Я боюсь обнаружить перед окружающими свои трудности и проявления своей болезни
  10. У меня отсутствует уважение к себе
  11. Я не могу сделать выбор
  12. Я боюсь неудач, когда хочу чего-либо достичь
  13. Внутри я чувствую себя неуверенно
  14. Как личность я привлекателен для другого пола
  15. Я уравновешенный человек
  16. Я сам могу себя хорошо понимать
  17. Я хорошо держусь
  18. Я импульсивный человек
  19. Я уравновешенный человек и ничто не может вывести меня из себя
  20. Если я принимаю решения, то обычно их не изменяю
  21. Большинство людей, которые меня знают, хорошо ко мне относятся
  22. Я оптимист
  23. Самая жестокая борьба для меня — это борьба с самим собой
  24. Я открыто выражаю свои чувства
  25. Я могу хорошо управлять самим собой
  26. Часто я хочу дать себе пощечину за то, что сделал
  27. Я сам виноват в своих трудностях
  28. Я сам предъявляю к себе высокие требования

Вторая инструкция дается только после того, как испытуемый выполнил первую сортировку.

Инструкция 2 (Я-идеальное). А теперь разложите эти же карточки таким образом, чтобы они описывали вас таким, каким вы хотели бы быть в идеале. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий — от самого похожего на Ваш идеал до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек:

1 категория («Каким я очень хотел бы быть») — 2 карточки

2 категория («Каким я хотел бы быть») — 5 карточек

3 категория («Каким я скорее хотел бы быть») — 7 карточек

4 категория («Каким я скорее не хотел бы быть») — 7 карточек

5 категория («Каким я не хотел бы быть») — 5 карточек

6 категория («Каким я совершенно не хотел бы быть») — 2 карточки

Регистрационный бланк (Я-идеальное)

1

Очень похоже на мой идеал

2

Похоже на мой идеал

3

Скорее похоже на мой идеал

4

Скорее не похоже на мой идеал

5

Не похоже на мой идеал

6

Совершенно не похоже на мой идеал

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Инструкция к тесту

Для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

Для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Примечания:

  • Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
  • Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Тестовые материалы.

  1. Сад(растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город(автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай(сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
  5. Куб(углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление(класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо(диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
  8. Чтение(глаза, книга, текст, очки, слово)
  9. Газета(правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  10. Игра(карты, игроки, фишки, наказания, правила)
  11. Война(самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12. Книга(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
  13. Пение(звон, искусство, голос, аплодисменты, ме лодия)
  14. Землетрясение(пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15. Библиотека(столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

Ключ к тесту.

  1. Растения, земля
  2. Берег, вода
  3. Здания, улица
  4. Крыша, стены
  5. Углы, сторона
  6. Делимое, делитель
  7. Диаметр, округлость
  8. Глаза, текст
  9. Бумага, редактор
  10. Игроки, правила
  11. Сражение, солдаты
  12. Бумага, текст
  13. Голос, мелодия
  14. Колебания почвы, шум
  15. Книги, читатели
  16. Почва, дерево
  17. Состязания, победа
  18. Врач, больные
  19. Чувства, человек
  20. Родина, человек

Обработка полученных данных

Коэффициент корреляции между реальным и идеальным образами «Я», т.е. показатель самооценки вычисляется следующим образом:

                                                                 å d²

                                                     r =1 –  ——-

                                                                105,8

где d — разница между номерами категорий, в которые попала n-я карточка в 2 сортировках.

Например:

1-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во второй категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — в 5-й категории. Следовательно, d1 = 5 – 2 =3.

2-я карточка при 1-й сортировке ( Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — во 2-й сортировке.

d2 = 2 – 2 = 0 и т. д.

28-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась в 6-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — в 1-й.

d28 = 6 – 1 = 5.

Знак не учитывается.

Далее все значения dn (от d1 до d28) возводятся в квадрат и квадраты суммируются.

d1 = 3, d2 = 0 … d28 = 5

d12 = 9, d22 = 0 … d282 = 25

S d2 =

При оценке результатов можно опираться на следующие данные. Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе здоровых – от 0,46 до 0,90 (среднее значение — 0,56).

Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе больных неврозами (F40 – F48) — от 0,10 до 0,58 (среднее значение — 0,23).

Значение коэффициента корреляции выше 0,90 может свидетельствовать о некритичности и характерно для лиц с личностными расстройствами (F60 – F69).

Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала (F30 – F39).

Полученные результаты могут быть подвергнуты и качественному анализу.

Интерпретация результатов

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Описание шкал

Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

Зависимость

Внутреннее и внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных, морально-этических. Для таких личностей характерно: подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов. В целом окружающие характеризуют эту личность как слабохарактерную и безответную.

Независимость

Внутреннее и внешнее стремление личности не принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. Личность с бойцовскими качествами, непокорный воле лидера, независимый в своих поступках, уверенный в том, что он ведет себя верно. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.

Общительность

Стремление личности образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. жизнерадостный в общении, живой и компанейский. Окружающие характеризуют его как сангвиника по типу темперамента. Личность не унывает в любых ситуациях.

Необщительность

Стремление личности не образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. личность производит впечатление понурости, безразличия к делам группы, вялости в общении, молчаливости и безучастности к проблемам группы. нелюдимость, пассивность и инертность.

Принятие «борьбы»

Активное стремление личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в группе. Стремление к борьбе, упорство в достижении своей цели, настойчивость в отстаивании своих взглядов. Требовательность к окружающим и несгибаемость воли. Принципиальность в оценках. Работоспособность и целеустремленность.

Избегание «борьбы»

Личность стремится уйти от взаимодействия, старается сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. проявляется зависимость, нерешительность и подчиненность чужой воле, безынициативность.

Зависимость — независимость

Внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей и одновременно — отрицание их. В поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях.

Общительность — необщительность

Внутренний конфликт личности между стремлением личности образовывать эмоциональные связи как внутри группы, так и за ее пределами, и порой безразличия к делам группы, вялости в общении и безучастности к проблемам группы.

Принятие «борьбы» — избегание «борьбы»

Внутренний конфликт личности между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.

общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена) – методика
предназначена для изучения логичности
мышления. Предназначен
тест для измерения уровня интеллектуального
развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж.
Равеном в 1936
г. Прогрессивные
матрицы Равена разрабатывались
в соответствии с традициями английской
школы изучения интеллекта, согласно
которым наилучший способ измерения
фактора «g» – задача по выявлению
отношений между абстрактными фигурами.

Наиболее
известны два основных варианта:
черно-белый и цветной. Цветной вариант
предназначен для обследования детей
от 6 до 9 лет. Возможно их применение для
детей и более старшего возраста с
аномальным развитием. Иногда рекомендуется
для проведения реабилитационных
исследований и для лиц старше 65 лет.

Теор. (методол)
основы
Тест
«Прогрессивные матрицы Равена»
относится к числу невербальных тестов
интеллекта и основывается на двух
теориях, разработанных гештальт-психологией:
теорией перцепции форм и так называемой
«теорией неогенеза» Ч. Спирмена.

Согласно теории
перцепции форм каждое задание может
быть рассмотрено как определенное
целое, состоящее из ряда взаимосвязанных
друг с другом элементов. Предполагается,
что первоначально происходит глобальная
оценка задания-матрицы, а затем
осуществление аналитической перцепции
с выделением испытуемым принципа,
принятого при разработке серии. На
заключительном этапе выделенные элементы
включаются в целостный образ, что
способствует обнаружению недостающей
детали изображения. Теория Ч. Спирмена
углубляет рассмотренные положения
теории перцепции форм. Как показывает
опыт многолетних исследований, данные,
полученные с помощью теста Равена,
хорошо согласуются с показателями
других распространенных тестов: Векслера,
Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова.
Прогрессивные матрицы Равена предназначены
для определения уровня умственного
развития у детей ментального возраста
(1-4 класс массовой школы ). Матрицы Равена
могут применяться на испытуемых с любым
языковым составом и социокультурным
фоном, с любым уровнем речевого развития.

 Тест состоит
из 60 таблиц — 5 серий по 12 задач в каждой.

41. Прогрессивные
матрицы Равена: процедура, регистрация
данных, интерпритация
ПМР,
относится к невербальным методикам на
интеллект и предназначена для измерения
способности мыслить, систематизировать
планомерную и методическую д-ть
интеллекта. Разработана в 1936
г. в Великобритании Равеном.

Чёрно-белый вариант
состоит из 60 заданий – 5 серий по 12 задач
в каждой.

Инструкция.
Каждому
испытуемому необходимо выдать 1 экземпляр
тетради с заданиями и 1 бланк ответов.
До начала тестирования, тест должен
быть перевёрнут до тех пор, пока не
прозвучит инструкция. Вам будут выданы
матрицы, к каждой из которых вам надо
будет найти подходящий элемент. На
выполнение заданий даётся ограниченное
количество времени. До 5 задания
включительно, вы имеете право спросить
правильность ответа. Старайтесь работать
быстро и без ошибок». Первое задание
решается совместно с экспериментатором.
Время засекается после решения 5 задания.
Время прохождения методики = 35 минут.

Данные регистрируются
в бланке ответов.

Характеристика
ПМР по отдельным сериям. 1
серия
:
характеризуется по непрерывности и
целостности структуры. 2
серия
:
характеризуется аналогия между парами
фигур. 3 серия:
характеризуются прогрессивные изменения
в структурах. 4
серия
:
характеризуется перестановка структур.
5 серия:
характеризуется разложение структур
на составляющие части. 4.

Оценка результатов.

Степень

Оценка результатов.

Результаты.

1.

Очень хороший,
весьма высокий интеллект.

результат
95% и выше.

2.

Хороший, высокий
интеллект.

результаты
75 % и выше.

3.

Средний интеллект.

Результат
в границах выше 25 и ниже 75%.

4.

Слабый, сниженный
интеллект.

результаты
25% и ниже.

5.

Очень слабый
интеллект или интелл дефект.

результаты
5% и ниже.

Количественная
обработка производится следующим
образом: каждое правильное решения = 1
баллу, в сумме может быть 60 баллов.
Подсчитывается общая сумма полученных
баллов, общий процент правильных решений,
число правильных решений в каждой из 5
серий.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

9 стр., 4220 слов

Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта

… менее независимо от достигнутой им степени интеллектуального развития» . Вербальные тесты требуют от испытуемого определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования. Они требуют ..

В 30~х годах тест под названием «Кубики Коса» привлек к себе внимание советских психотехников, перед которыми стояла задача разработать такие интеллектуальные тесты, которые бы «давали ..

Число баллов

Характеристика решения задач

I

II

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5

объединяемых в одну группу предметов (слов);

5

«лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4

для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

4

для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

объединяемых в одну группу предметов (слов);

2,5

«лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

предметов (слов) объединенных в одну группу;

1

«лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:

предметов (слов) объединенных в одну группу;

«лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Текст опросника

1. Я критичен к окружающим товарищам. 2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. 3. Я склонен следовать советам лидера. 4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами. 5. Мне нравится дружественность в группе. 6. Склонен противоречить лидеру. 7. Испытываю симпатии к одному-двум членам группы. 8. Избегаю встреч и собраний в группе. 9. Мне нравится похвала лидера. 10. Я независим в суждениях и манере поведения. 11. Я готов встать на чью–либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 14. Я внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы. 15. Я склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Я не придаю значения личным качествам членов группы. 17. Я склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. 19. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активный и хорошо руководит. 22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Я недоволен слишком формальными отношениями. 26. Когда меня обвиняют — теряюсь и молчу. 27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. 28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Я склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремлюсь быть в центре внимания. 31. Я хотел бы быть членом более узкой группы. 32. Я склонен к компромиссам. 33. Испытываю внутренне беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям. 34. Болезненно отношусь к замечаниям товарищей. 35. Могу быть коварным и вкрадчивым. 36. Я склонен принять на себя руководство в группе. 37. Я откровенен в группе. 38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. 39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия. 41. Я склонен сердиться на товарищей. 42. Я пытаюсь вести других против лидера. 43. Я Легко нахожу знакомства за пределами группы. 44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе. 47. Я насмешлив и ироничен, когда раздражен. 48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 50. Пытаюсь не показать свои истинные чувства. 51. Становлюсь на сторону лидера при групповых разногласиях. 52. Я инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегаю критиковать товарищей. 54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярные. 56. Люблю затевать споры. 57. Стремлюсь удерживать свое высокое положение в группе. 58. Я склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их. 59. Я склонен к «перепалкам», «задиристый». 60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Ключ

  1. зависимость — 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
  2. независимость — 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
  3. общительность — 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
  4. необщительность — 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
  5. принятие «борьбы» — 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
  6. непринятие «борьбы» — 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

Оценка результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщенийи склонности кконкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности. При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий

При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенноеинаглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления ксловесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого

Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *