Тест керна - йирасека. проверка готовности ребенка к школе

Дополнительные вербальные вопросы

В дополнение к основному тесту нередко используют вербальный субтест. Он включает в себя ряд вопросов, на которые ребенок должен дать устный ответ.

Субтест состоит из простых вопросов. Допускается лишь один правильный вариант ответа, за который ребенок не получает баллов. Неверный отмечается 5 баллами. Вопросы, где возможно уточнение, оцениваются 2 или 3 баллами.

Примеры вопросов:

  1. Кто больше — слон или щенок? Слон — 0 баллов. Щенок — 5.
  2. Что такое Москва, Саратов, Рим? Город — 0 баллов. Станция (или другой неверный ответ) — 5 баллов.
  3. Сколько времени на часах? Знает время — 0 баллов. Неправильно ответил — 5 баллов.
  4. Футбол, катание на лыжах, шахматы — это? Вид спорта — три балла, неправильный вариант — пять баллов.

Как видите, проверить с помощью методики Керна-Йирасека готовность к школе и развитие ребенка совсем несложно. Оценить навыки дошкольника могут и сами родители, проведя тестирование малыша дома.

Скопировать образец

Многие родители думают, что это задание направлено на то, чтобы проверить, может ли ребенок писать письменными буквами, но это не так. Тест направлен на выявление умения копировать, выдерживать пропорции, видеть строчку, выделать отдельные слова. Дается образец, необходимо написать точно так же. Например: я сижу, ей дан чай, I am sitting.

Оценка
 

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Тест показывает, насколько ребенок готов к обучению письму, видит ли он строку, отдельные слова.

Полная готовность

Перед ребенком лежит сложенный пополам лист А4. Для него это «тетрадка» из двух листов. На первой странице вверху указываются данные ребенка. На оставшемся месте будет рисунок человека. На развернутой стороне, слева, заранее записана фраза прописными буквами, например «Он ел суп». Ниже экспериментатор рисует конфигурацию из точек. Фразу и фигуру ребенок копирует на второй половине листа, справа.

Для выполнения заданий нужен простой карандаш, а не ручка. Карандаш должен лежать перед ребенком посередине: так его удобно будет взять и левше. Сидеть ребенок тоже должен за удобным столом, соответствующим его росту. Теперь можно приступать к самому тесту.

Задание №1: «Рисунок человека» Цель: определение уровня зрелости личности.

Ребенок должен, опираясь на свой опыт, нарисовать фигуру мужчины по представлению. Экспериментатор указывает, где именно должен находиться рисунок, и предлагает: «Нарисуй здесь мужчину (дядю) так, как умеешь». Помогать нельзя, даже если ребенок что-то забыл. Никаких наводящих вопросов и подсказок.

Часто дети сталкиваются с такими трудностями:

  • Не могут начать рисовать. Тогда нужно их подбодрить, настроить на успех.
  • Спрашивают, как именно должен выглядеть рисунок. Взрослый подсказок не дает, только помогает вспомнить личный опыт: «Рисуй так, как можешь. Вспомни, как выглядит твой знакомый».
  • Рисуют женскую фигуру, а не мужскую. Пусть дорисовывают, но рядом должна быть все таки и фигура мужчины.
  • Упорно отказываются рисовать мужчину. Причиной тому может быть ситуация в семье или окружении, которую ребенку неприятно вспоминать.

Задание №2: «Копирование фразы» Цель: определение слаженной работы зрения и движений руки, развития мелкой моторики.

Взрослый говорит: «Посмотри, здесь написаны слова. Представь себе, будто это рисунок. Перерисуй его на соседнюю страничку так, чтобы он полностью совпадал с первым». Чтобы поддержать интерес к этому не очень интересному делу, можно сказать, что это не простая фраза, а волшебная, или заклинание.

Ребенок переписывает короткое предложение, по сути еще не умея писать прописными буквами. Смысл именно в этом: скопировать фразу, непонятную на этом этапе обучения. Если ребенок уже может прочитать написанное, нужно заменить русский вариант на английский или любой другой.

Трудности:

Не хватает строчки. Следует подсказать, что дальше писать можно снизу.

Задание №3: «Срисовывание фигуры из точек» Цель: зрительно-пространственное восприятие, зрительная память.

Объяснение дается такое: «Тут нарисованы несколько точек. Посмотри внимательно, как они расположены, и сделай точно такую же фигуру».

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека

1.     Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2.     Утром вы завтракаете, а днем …Обедаем.
Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3.     Днем светло, а ночью …
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4.     Небо голубое, а трава …
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5.     Черешни, груши, сливы, яблоки — это …?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6.     Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7.     Что такое Киев, Одесса, Харьков?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8.     Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9.     Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это …?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
10.  Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11.  Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12.  Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13.  Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это …?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

  • 1 группа — плюс 24 и более;
  • 2 группа — плюс 14 до 23;
  • 3 группа — от 0 до 13;
  • 4 группа — от минус 1 до минус 10;
  • 5 группа — менее минус 11.
     

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

План действий

Детям со средним и результатом ниже среднего нужно развивать:

Мелкую моторику. Занятия в прописях для детского сада, конструирование, лепка, ручной труд.

Память

Игры на запоминание предметов сначала реальных, а затем нарисованных.

Внимание. Игры, в которых выигрывает самый внимательный.

Мышление

Как можно больше общения, выполнение заданий на логику.

Каков бы ни был результат Теста Керна-Йирасека, его не следует воспринимать слишком буквально. Он показывает приблизительное развитие личности на определенном этапе, которое всегда можно подкорректировать. А сосредоточенность и способность работать над заданием, не отвлекаясь, придет со временем.

Нарисовать дядю (мужчину)

Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы можно было увидеть ноги человеческой фигуры, оценить, как ребенок соблюдает пропорции при рисовании человека

Важно обратить внимание на то, как ребенок рисует детали, лицо, элементы одежды. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка («ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает

Оценивание производится следующим образом по пятибальной системе:
 

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Как проводится тестирование

Все дети развиваются по-разному. Одни малыши опережают своих сверстников в развитии, другие, напротив, не спешат учиться грамоте. Чтобы определить, стоит ли усаживать дошкольника за парту в 6 лет, помогут простые тесты на определение готовности к обучению. Такой «экзамен» помогает не только оценить зрелость будущего ученика, но и познакомиться с малышом ближе, определив его социальные навыки.

Для тестирования дошкольников чаще всего применяют простой тест, идеально подходящий для работы с 6−7-летками. Это адаптированный к школьной программе экзамен А. Керна, созданный Я. Йирасеком, и в результате получивший двойное название. Тестирование было создано в СССР Институтом гигиены детей и подростков под контролем Минздрава. Для оценки развития детей и сегодня используется тест Керна-Йирасека. Проверка готовности ребенка к школе включает в себя ряд письменных заданий и дополнительный устный субтест.

Тест позволяет оценить развитие у ребенка мелкой моторики, а также определить зрительное внимание и координацию рук. Рисунок помогает узнать, насколько у малыша развита память и пространственное мышление

Психолог также делает вывод об интеллектуальном уровне будущего школяра.

Поведение ребенка во время тестирования помогает педагогу определить умение дошкольника строго подражать образцу. Также оценивается, насколько малыш усидчив, когда приходится делать то, чего делать не хочется. Сосредоточенность необходима во время обучения, поэтому является показателем при оценке подготовки к школе.

Задание не занимает много времени, поэтому при выполнении его ребенок не успевает устать. Доброжелательная и спокойная атмосфера помогают малышу сосредоточиться и показать истинные знания.

Иногда тест проводится не индивидуально, а для группы детей. Однако чем большее количество участников присутствует, тем менее точным будет результат. После коллективного тестирования принято отбирать из группы детей с самым низким результатом и проводить урок повторно. Это нужно для того, чтобы проверить собранность малыша в спокойной обстановке.

Диагностика готовности к школе по Керну проводится не только в школе. Протестировать будущего ученика можно и дома. Для этого родителям пригодится описание заданий теста и расшифровка результатов, приведённых ниже.

Тест Керна-Йирасека для дошкольного возраста составлен из трех заданий. Все они оцениваются отдельно. Шкала для каждого задания состоит из 5 баллов, где лучший результат означает 1, а худший — 5. В конце экзамена баллы суммируются.

Развитие ребенка, показавшего результат в диапазоне 3−6 баллов, оценивается как отличное, или выше среднего. Малыши с показателем от 7 до 11 получают среднюю оценку. Балл от 12 до 15 считается показателем ниже нормы.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *