Ассоциативное мышление. развитие ассоциативного мышления

Как развить ассоциативное мышление

Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.

Работа с детьми

Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?

Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.

Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.

Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.

Упражнения для взрослых

Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.

  1. Возьмите 2 слова, которые никак не связаны между собой. Создайте между ними ассоциации.
  2. Придумайте 1 слово, с которого вы начнете построение ассоциативной цепочки. Подбирайте к нему ассоциации до тех пор, пока получается.
  3. В этом упражнении пусть у вас будет 3 слова. Подбирайте ассоциации, которые подходят к этим словам по каким-либо признакам. Например, вы выбрали «яркий» и «горячий». Подумайте, какие объекты или явления могут иметь такие характеристики.
  4. К нескольким исходным словам подберите ассоциации, подходящие к каждому из них.
  5. Возьмите 1 слово и подберите к нему необычную ассоциацию, которая, на первый взгляд, не имеет к нему никакого отношения.
  6. Подумайте о ком-то из своих друзей. Подберите песню, которая характеризует его наилучшим образом. Пусть это будет то, что первым придет в голову. Также можно включить радио или любимый плейлист, закрыть глаза и понаблюдать за возникающими в сознании ассоциациями.
  7. Проведите мозговой штурм. Что это такое? Возьмите лист бумаги и запишите на него все слова, которые приходят вам в голову. Прочитайте записи. Подумайте, как эти слова связаны между собой. Естественно, некоторые из них поставят вас в тупик. Не пугайтесь и не останавливайтесь. Попробуйте разобраться.

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Способы развития логического мышления

Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:

  1. Шахматы;
  2. Шашки;
  3. Нарды;
  4. «Монополия» («Большой бизнес»);
  5. «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
  6. Карточные игры («Манчкин», «Уно»).

Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:

  1. Ребусы;
  2. Графические головоломки;
  3. Текстовые задачи;
  4. Загадки;
  5. Анаграммы;
  6. Пазлы;
  7. Кубик Рубика;
  8. Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).

Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

  • Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
  • Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
  • Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

Логические задачи для «растяжки»

11 задача

Отец решил задать своему сыну-школьнику каверзный вопрос: назови самое большое число. Ответ сына ошеломил отца, возразить было нечего.

Для программиста это дело лёгкое, правда? Но что сказал школьник?

Ответ

Тридцать первое. Предполагается число месяца.

12 задача

Воинственное племя захватило странника. Вождь хотел смерти страннику и позволил ему выбирать. Страннику разрешалось озвучить одну фразу. При правдивости фразы его сбросят с отвесной скалы. Окажись фраза лживая, и его отдадут львам на растерзание. Но странник подобрал такую фразу, которая подарила ему свободу.

Отгадайте, что это за фраза?

Ответ

Фраза: «Меня растерзают львы». Тогда, если бы вождь отдал странника львам на растерзание, то сказанная фраза стала бы правдивой, и его полагалось бы бросить с отвесной скалы. Но если странника сбросят со скалы, то фраза окажется лживой. Вождь посчитал, что исключительно правильным исходом будет подарить свободу страннику.

13 задача

После гулянки мужчина направлялся домой слегка навеселе. Он шёл по центру песчаной проселочной дороги. Путь не освещался лунным светом. К тому же, на дороге отсутствовали фонари. Одежда мужчины была чёрной. Вдруг на дорогу выехал автомобиль с выключенными фарами. В конце концов, водитель заметил мужчину и свернул.

Как ему удалось увидеть пешехода?

Ответ

На улице стоял день.

Как развить скорость мышления с помощью пальцевых упражнений

Мы расскажем вам о «Пальцовках», пришедших к нам из йоги. Обычно их выполняют каждое утро, после разминки. Можно превратить это занятие в приятную и полезную привычку и выполнять перед умственными нагрузками.

Перед началом упражнений мы советуем растереть ладони. Пусть они «оживут», станут горячими. Массируйте большой палец от кончика и до основания, словно «отрывая» его: так мы стимулируем точки, активизирующие работу головного мозга.

• Упражнение 1. Соедините большой и указательный пальцы на обеих руках, надавите ощутимо, но не слишком сильно. Остальные пальцы постарайтесь выпрямить, насколько это возможно. На обеих руках большими пальцами одновременно надавливайте по очереди на каждый из пальцев, от указательного до мизинца, а когда дойдёте до мизинца — двигайтесь в обратную сторону: безымянный, средний и т.д. Выполните по пять проходов на каждой руке (одновременно). Если кисти устали — встряхните и продолжайте: • Упражнение 2. На одной руке соедините указательный палец с большим, на другой – мизинец с большим. Это «Встречная пальцовка». Она выполняется по аналогии с предыдущим, упражнением, только теперь на одной руке мы будем двигаться от мизинца, а на другой — от большого пальца. При выполнении этого упражнения потребуется координация, поэтому не старайтесь сразу выполнять его быстро, придётся немного «приноровиться». Не забывайте надавливать на кончики пальцев. Выполните 5-6 проходов. Встряхните кисти рук, чтобы они отдохнули. • Упражнение 3. Соедините большой палец левой руки с указательным пальцем правой. «Прокручивая» это соединение, плавно соедините большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Продолжайте, «прокручивая», плавно и беспрерывно «шагать» пальцами, каждый раз соединяя большой палец одной руки с указательным другой. Получится «пальцевая дорожка». Не забывайте надавливать! Это несложное упражнение, и к нему вы быстро приноровитесь. Выполните его 5-6 раз и встряхните руки. • Упражнение 4. Это – продолжение и развитие предыдущей «пальцовки»: большой и указательный палец одной руки «проходит» по всем пальцем другой руки, от указательного до мизинца, и назад. Не забываем нажимать на кончики. Потом то же самое выполняем на другой руке. Встряхните руки.

Тест на ум онлайн

Тест на ум даст Вам общий показатель умственных способностей, основанных на следующих шкалах: Качество ума, Широта.., Глубина.., Гибкость.., Быстрота.., Критичность и Количество, что может определить аналитический склад ума или уровень ниже среднего.

Отвечайте на вопросы «умного» теста искренне, без подыгрывания себе. Плохое настроение и повышенная эмоциональность, может влиять на результаты. Врать себе — неумно, поэтому ложь покажет отрицательный результат.

Итак, пройти онлайн тест на ум

ВНИМАНИЕ! Данный тест на склад ума — не последняя инстанция. 1

Часто ли Вы, при решении задач (проблем), обращаетесь к помощи других людей?
Часто

Иногда

Редко

2. Разносторонний ли Вы человек?
Думаю, Да

Не знаю

Думаю, нет

3. Умеете ли Вы читать текст между строк?
Да

Не знаю

Нет

4. Свойственно ли Вам стереотипное, шаблонное мышление (готовые слова, фразы, ответы…)?
Да

Иногда

Нет

5. Быстро ли Вы решаете проблемы (задачи)?
Да

Когда как

Нет

6. Объективны ли Вы в оценке чужих мыслей, идей?
Обычно объективен

Когда как

Обычно субъективен

7. Можете ли Вы делать несколько дел одновременно, без ущерба качеству?
Да, могу

Иногда

Нет, не могу

8. Используете ли Вы опыт и знания других людей для решения задач (проблем)?
Да

Иногда

Нет

9. Широкий ли у Вас кругозор?
Да

Не знаю

Нет

10. Вникаете ли Вы в саму суть проблемы, задачи?
Да

Иногда

Нет

11. Быстро ли Вы меняете свои действия при смене обстановки?
Быстро

По-разному

Медленно

12. Умеете ли Вы быстро находить выход из сложной ситуации?
Да

Не знаю

Нет

13. Умеете ли Вы сами находить ошибки в своей деятельности, и исправлять их?
Да

Иногда

Нет

14. Много ли у Вас способностей (талантов)?
Много

Не знаю

Мало

15. Часто ли Вы используете готовые формулы, шаблоны, для решения задач (проблем)?
Часто

Иногда

Редко

16. Много ли у Вас интересов?
Много

Не знаю

Мало

17. Можете ли Вы предвидеть события?
Да

Иногда

Нет

18. Умеете ли Вы находить новые способы решения задач (проблем)?
Да

Не знаю

Нет

19. Долго ли Вы обдумываете задачи?
Да

Когда как

Нет

20. Проводите ли Вы всестороннюю проверку Ваших будущих действий?
Да

Иногда

Нет

21. Много ли Вы запоминаете материала за один раз?
Много

Когда как

Мало

22. Относитесь ли Вы творчески к выполнению поставленных задач?
Да

Иногда

Нет

23. Много ли у Вас любимых дел, занятий, хобби?
Да

Не знаю

Нет

24. Устойчив ли Ваш интерес к какому-либо виду деятельности?
Да

Когда как

Нет

25. Быстро ли Вы адаптируетесь в новом месте (ситуации)?
Да

Когда как

Нет

26. Находчивый ли Вы человек?
Да

Иногда

Нет

27. Признаете ли Вы свои ошибки?
Да

Иногда

Нет

28. Эрудированы ли Вы?
Да

Не знаю

Нет

1. Часто ли Вы, при решении задач (проблем), обращаетесь к помощи других людей?
Часто

Иногда

Редко

2. Разносторонний ли Вы человек?
Думаю, Да

Не знаю

Думаю, нет

3. Умеете ли Вы читать текст между строк?
Да

Не знаю

Нет

4. Свойственно ли Вам стереотипное, шаблонное мышление (готовые слова, фразы, ответы…)?
Да

Иногда

Нет

5. Быстро ли Вы решаете проблемы (задачи)?
Да

Когда как

Нет

6. Объективны ли Вы в оценке чужих мыслей, идей?
Обычно объективен

Когда как

Обычно субъективен

7. Можете ли Вы делать несколько дел одновременно, без ущерба качеству?
Да, могу

Иногда

Нет, не могу

8. Используете ли Вы опыт и знания других людей для решения задач (проблем)?
Да

Иногда

Нет

9. Широкий ли у Вас кругозор?
Да

Не знаю

Нет

10. Вникаете ли Вы в саму суть проблемы, задачи?
Да

Иногда

Нет

11. Быстро ли Вы меняете свои действия при смене обстановки?
Быстро

По-разному

Медленно

12. Умеете ли Вы быстро находить выход из сложной ситуации?
Да

Не знаю

Нет

13. Умеете ли Вы сами находить ошибки в своей деятельности, и исправлять их?
Да

Иногда

Нет

14. Много ли у Вас способностей (талантов)?
Много

Не знаю

Мало

15. Часто ли Вы используете готовые формулы, шаблоны, для решения задач (проблем)?
Часто

Иногда

Редко

16. Много ли у Вас интересов?
Много

Не знаю

Мало

17. Можете ли Вы предвидеть события?
Да

Иногда

Нет

18. Умеете ли Вы находить новые способы решения задач (проблем)?
Да

Не знаю

Нет

19. Долго ли Вы обдумываете задачи?
Да

Когда как

Нет

20. Проводите ли Вы всестороннюю проверку Ваших будущих действий?
Да

Иногда

Нет

21. Много ли Вы запоминаете материала за один раз?
Много

Когда как

Мало

22. Относитесь ли Вы творчески к выполнению поставленных задач?
Да

Иногда

Нет

23. Много ли у Вас любимых дел, занятий, хобби?
Да

Не знаю

Нет

24. Устойчив ли Ваш интерес к какому-либо виду деятельности?
Да

Когда как

Нет

25. Быстро ли Вы адаптируетесь в новом месте (ситуации)?
Да

Когда как

Нет

26. Находчивый ли Вы человек?
Да

Иногда

Нет

27. Признаете ли Вы свои ошибки?
Да

Иногда

Нет

28. Эрудированы ли Вы?
Да

Не знаю

Нет

Пройти тест на IQ (узнай свой коэффициент интеллекта)

Вопросы на эрудицию — тест онлайн

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом.  Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

  • контрастные, противоположные (вода-огонь);
  • родственные (карета-машина);
  • обобщенные (яблоко-фрукт);
  • близкие в пространстве и времени (жара-лето);
  • причинно-следственные (карандаш-рисование);
  • тематические (зуд-аллергия);
  • образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
  • имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление –  что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?

Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках

Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз

В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления

При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Сфера применения

Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в работе и учебе.

Больше всего ассоциативное мышление пригодится людям творческих профессий. Речь идет о музыкантах, актерах, писателях. Используют его и маркетологи. Ассоциации нужны им для того, чтобы вызвать у покупателей желание приобрести тот или иной товар. Они создают максимально простые, но запоминающиеся образы. И вы, сами того не замечая, идете в магазин за очередной новинкой.

Ассоциативная теория мышления

Наука психология возникла одной из последних: ей всего 100 лет. И ассоциации сыграли одну из основных ролей в познании психической деятельности человека. Например, психическую активность прочно связывали именно с набором накопленных ассоциаций.

Считалось, что психическая деятельность основывается исключительно на ассоциациях и связи прошлого опыта с настоящим.

Эта теория, конечно, не смогла объяснить особенности творческого мышления, которое мало связано с прошлым опытом. тем не менее, внесло большой вклад в развитие психологии как науки познания человеческой души.

Значение ассоциаций в развитии мышления:

  • использование наглядного материала повышает восприимчивость и усвоение учебного материала;
  • обучение чему-либо возможно только через правильные образы и представления;
  • стимулирует сознание: заставляет его анализировать, сравнивать и обобщать.

Благодаря ассоциативному мышлению были созданы подводные лодки (наблюдали за рыбами) и самолеты (наблюдали за полетом птиц). У дельфинов сплагиатили идею эхолокации, а у бабочек и птиц научились раскрашивать ткани для одежды.

Шерсть животных использовали для утепления, у некоторых птиц научились делать жилище, у термитников научились создавать инфраструктуру.

Липучки на одежде и обуви появились не просто так: на этот полезный и удобный способ застежки швейцарского ученого Жоржа де Менстраля вдохновил обычный репейник. Он так активно цеплялся за одежду, что напросился увековечить свою способность в создании липучек. Вообще, наблюдение за жизнью животных и растений многому научило человека.

Развитие ассоциативного мышления:

  • способствует развитию воображения;
  • развивает креативность, генерирует новые идеи;
  • облегчает восприятие;
  • помогает решить сложные задачи;
  • стимулирует развитие мозга;
  • увеличивает объем памяти.

С помощью ассоциативного мышления можно запоминать сложные названия и иностранные слова.

Ассоциативное мышление необходимо развивать с самого раннего детства, когда ребенок учится говорить и запоминать новые слова. Например, он должен понимать, что чашки и тарелки с ложками относятся к категории «посуда». Конструктор, куклы, машинки, кубики — это игрушки. Стулья, столы и кровати — мебель.

Психологи отмечают важность правильного понимания ассоциативных связей, чтобы они не спровоцировали глубокий психологический комплекс. Например, ассоциативная цепочка «укол, боль, белый халат, врач» и связанная с ней негативная реакция может стать подсознательным страхом в будущем

Важно вовремя выявить негативные ассоциации и успокоить ребенка, настроить на позитивный лад

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги — курсы – уроки — 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт — Пушкин
  • Домашняя птица — курица
  • Фрукт — яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Cтатистика На весь экран

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное — вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *