Интуитивное мышление

Пралогическое мышление

Это понятие было введено еще Л. Леви-Брюлем. Термин оказался необходимым для обозначения раннего этапа формирования основных законов логики. Речь идет о той ступени формирования, когда смысл причинно-следственных связей уже понятен и осознан, но его сущность не совсем ясна и даже мистифицирована. Причиной появления тех или иных условий является обязательно какая-либо высшая сила, природная или животная (пример тому — использование тотема, поклонение силам природы и т. д.). Речь идет о том этапе развития человека, когда сильная гроза или засуха могли восприниматься, как гнев богов.

На этом, пожалуй, стоит закончить. Конечно, имеется множество и других типов. Но те, о которых мы упоминали, можно назвать самыми основными. Теперь вы знаете, что помимо логического существует и интуитивный вид мышления, а кроме практического — пралогический. Но имейте в виду, не всегда можно сказать, что тот или иной человек использует только один конкретный вид. Чаще всего в разных ситуациях люди прибегают к различным мыслительным процессам, зачастую не контролируя их выбор.

Интуитивный поток, интуитивное мышление, в моем понимании – это просто.

Нужно, чтобы в вас пропал деятель. Пока вы действуете, интуиция не работает. Это можно передать только на ощущениях. Пока я действую, пока у меня есть планы на эту жизнь – интуиция словно перекрыта. Ты в напряжении: «А как же будет завтра? А если снова доллар упадет? А если опять война? А если ребенок заболеет? А если у меня нога отвалится? А если потолок на голову упадет?»

То есть, пока есть действия – интуиция перекрыта. А когда нет деятеля, то вы словно между жизнью и смертью. И умерли и живете одновременно. Это можно почувствовать – пропадание деятеля. Нет того, кто живет.

Я чувствую, что когда я ничего не делаю, то вселенная делает первый момент: Вы лежите и спите несколько дней, не вставая. Потому что у вас хроническое переутомление. Вы все в хроническом переутомлении. И вселенная говорит: «Солнышко, спи 2-3 дня, недельку, и не вставай».

Вы проспались, и нет деятеля. И вселенная дает тебе то, что нужно. То есть, когда нет тебя, есть только вселенная, которая гармонична. И ты, как клеточка, начинаешь спонтанно действовать, не зная, как. Только по интуиции. И ты никогда не ошибаешься. Потому что ты ничего не хочешь для себя. Тебя поднимает какая-то сила. Если ты устал, то ты просто лег и отдохнул. Ты не стоишь на силе воли: «Надо работать, надо зарабатывать деньги». Поля все смещаются, и ты устал от жизни.

«Хочу, чтоб меня никто не трогал». Но опять на работу нужно идти, опять и опять. Зарабатывать

Завоевывать чью-то любовь, чье-то внимание, доказывать, что достоин любви. Поэтому, когда пропадает деятель, реально какой-то апгрейд происходит

«Блаженны нищие духом», – что это такое? Вышла такая силовая штука, и ходишь, как вялый. Ничего не хочется, депрессия, сонливость. Лег поспал, проспался и опять спать. Потом уже надоело спать. А чем заниматься по жизни – не знаю. Пусть вселенная действует через меня. Раз, и идея появилась. И раз, вторая. И появляется энергопотенциал, избыточная сила. Значит, физика уже восстановилась. Когда есть избыточная сила, ты начинаешь уже искать, куда это добро девать.

Вот поэтому отдых – это самое важное в жизни. Когда ты в минусе, тогда сразу падает энергетика

И все тогда в жизни бесполезно. Поэтому просветление – это отсутствие деятеля. Гениально сказано. Нет тебя, все, ты умер. А что есть? Большая штука есть. «Николай, ты такой классный!» Николая уже нет, он уже был похоронен в своей квартире. Полгода я сидел и смотрел, как он пропадет. Он дергался, дергался и исчез. Тогда вся вселенная распаковалась.

И вам нужно делать такой опыт. Садитесь и просто сидите и чувствуйте себя. Сначало день, потом два, потом неделю, кто высидит месяц, месяц. Сидите медитативно, минимум еды. Это не то, что блаженство. Такое спокойствие, такая радость, которую не описать. Вы выходите на улицу: «Травка, солнышко! О Господи, как хорошо просто жить, как хорошо просто жить!»

Так что, хоть чуть чуть посидите, почувствуйте себя, хоть один день без всяких гонок, и тогда полностью пропадает деятель. И вы оказываетесь в интуитивном потоке у вас включается интуитивное мышление.

Развитие интуитивного мышления

Существует множество различных методик, которые направлены на улучшение интуитивного мышления. Есть несколько максимально эффективных упражнений, которые можно делать в любом месте и в любое время:

Первое задание поможет чувствовать нужды и чувства иного индивида. Суть этого задания заключается в том, чтобы суметь поставить себя на место другого человека. Лучше будет попробовать ощутить то, что испытывает этот человек. Например, если индивид видит, как другой непредумышленно выронил все свои вещи и бумаги на глазах у всех, и впопыхах пытается все оперативно собрать, необходимо представить насколько неловко этому человеку. Лучше просто подойти и оказать помощь пострадавшему. Но еще лучше самому специально выронить свои вещи. Такие действия помогут становиться на место других и понимать, какие чувства их посещают.

Второе задание на совершенствование интуитивного мышления. Для того чтобы начать развивать свой интуитивный голос рекомендуется побороть чувство страха. Это чувство способно препятствовать всему, тем более интуиции человека

Важно не победить это чувство, а суметь поддаться ему. Только таким способом можно максимально близко подойти к своей цели и обучиться думать интуитивно

Если посещает чувство страха, то нужно отдаться ему полностью и пройти этот путь от самого начала и до конца. Благодаря такому заданию человеку будет проще понимать свой внутренний мир.

Третий тренинг заключается в том, чтобы научиться распознавать эмоции собеседника при разговоре. Это может быть как напрямую, так и по телефону. Важно понимать, что человек чувствует в данный момент и какие эмоции его посещают. Такие действия помогут разбираться в людях и поможет научиться читать мысли других.

Суть четвертого упражнения заключается в том, чтобы натренироваться не давать обстоятельствам плохих оценок. Важно научиться мыслить позитивно. Например, если человек думает: «У меня никогда ничего не получится», то эту фразу следует перефразировать на «Что мне делать, чтобы все получилось?». Такое задание подтолкнет интуицию не стоять на месте, а действовать. Подсознание научится находить выход из любой ситуации.
Для того чтобы усовершенствовать свою интуицию необходимо как можно больше времени проводить наедине с собой. Обстановка должна быть тихой и приятной. Она поможет расслышать свой душевный голос и осмыслить свои чувства.

На сон грядущий. Для совершения этого упражнения нужно обзавестись новой привычкой. Перед сном обязательно нужно расслабиться и снять все перенапряжение. После перейти к диалогу с бессознательным. Для этого нужно думать о вопросе, который очень волнует. В мыслях попросить подсознание дать на него ответ. Рядом со своей кроватью нужно иметь блокнот и ручку. Утром необходимо записать все, что осталось в памяти после сна. Ответ может быть дан как прямым текстом, так и в форме метафоры. Такое задание повторять несколько раз в неделю с одним и тем же вопросом. При этом можно начать лучше понимать подсознание.

Такие тренировки помогут улучшить интуицию только в том случае, если их выполнять регулярно. Единичное занятие не даст никакого результата. Скорее всего быстрого результата не будет, поэтому необходимо продемонстрировать терпимость и упрямство.

Признаки

Какие навыки и способности указывают на наличие критического мышления:

  • наблюдательность, детализация;
  • способность к интерпретации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выведению заключений, оцениванию;
  • логика;
  • метазнание, высокий интеллект, широкий кругозор;
  • точность, ясность и глубина мыслей и суждений;
  • творческое воображение, креативность, ценностные установки, эмоциональность;
  • рефлексия;
  • коммуникативность;
  • самостоятельность;
  • мобильность;
  • толерантность.

На что способен человек, обладающий критическим мышлением:

устанавливать причинно-следственные связи;
определять важность информации, отсеивать второстепенные детали;
признавать и уважать другие мнения;
оценивать;
аргументировать;
брать ответственность за свой выбор;
выявлять несоответствия и ошибки, открыто, но деликатно указывать на них;
последовательно и планомерно решать проблемы.

Неудивительно, что современные работодатели стремятся заполучить себе таких сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и способны разрешить самую проблемную ситуацию. Однако нужно иметь в виду, что они могут совершенно объективно оценивать и действия начальства (с точки зрения закона, профессионализма, гуманности). Так что с ними не всегда будет легко, придётся держать ухо востро и соответствовать занимаемому посту.

Что такое мышление

Понятие «мышление» имеет множество определений, в зависимости от того, какая конкретно философская, психологическая или иная дисциплина освещает данную тему.

Вот несколько психологических определений:

  1. Психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
  2. Высший этап обработки информации человеком.
  3. Процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.
  4. Процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. 
  5. Высшая психическая функция, которая имеет мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
  6. Высшая ступень человеческого познания.
  7. Процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. 

Мышление включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений), позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Из всех этих определений можно сделать вывод, что мышление — это процесс функционирования сознания, который включает в себя познавательную деятельность и способность анализировать и сопоставлять образы, понятия и прочие явления окружающего и внутреннего мира.

Специфика аналитического мышления

Аналитически мыслящий субъект познания стремится к выявлению сущностных характеристик, признаков исследуемого объекта, оставляя за рамками внимания незначительные, второстепенные критерии. Анализ осуществляется по нескольким признакам, из совокупности которых в процессе реализации мыслительных операций выбирается главный, системообразующий, изменение характеристик которого оказывает решающее влияние на существующий феномен, явление, процесс.

Определение 2

Главной задачей аналитического мышления является решение системных задач, задач повышенной сложности, поскольку более простые задачи могут быть решены при помощи простого, бессистемного мышления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аналитическое мышление 400 руб.
  • Реферат Аналитическое мышление 240 руб.
  • Контрольная работа Аналитическое мышление 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Таким образом, аналитическое мышление представляет собой диагностику системных задач, выявление их системообразующих признаков и последующая трансформация всей системы в направлении достижения требуемого результата.

Примеры из жизни некоторых видов мышления

Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.

Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.

Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”

Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.

Интуитивное мышление

Уже, исходя из названия данного типа, можно догадаться, что оно связано с интуицией человека. Можно решить, что человек с интуитивным типом мышления и вовсе не пытается думать логически. Он не желает упорядочить мыслительный процесс. Но на самом деле, это не совсем так. Субъект все-таки выстраивает какую-то мысленную цепочку. Но все это проходит для него настолько незаметно и быстро, что может показаться, будто человек вообще ни о чем не задумывался.

Если сравнивать интуитивное и рациональное мышление, то второе выглядит более надежным, так как в процессе него индивид старается сделать выводы, полагаясь на фактические знания. Но это на самом деле обманчивое впечатление. Потому что даже если кто-либо попытается выстроить логическую цепочку из суждений, нет гарантии того, что он не допустит ошибки в этом процессе.

В процессе интуитивного мышления человек рассматривает задачу комплексно, с разных сторон, используя для этого свои эмоции, предыдущий опыт и знания. В большинстве случаев эти действия остаются незаметными для людей, поэтому их кажется, что решение или вывод пришли откуда-то “сверху”.

Интуитивное мышление

Существует большое количество типов задач, для каждого из которых существует свой тип мышления. Психологи разделяют и характеризуют каждый из них в отдельности. Интуитивное мышление – это тип мышления, в котором не выделяются этапы, вся задача воспринимается комплексно, и человек приходит к выводу, который может быть и верным, и ошибочным, не успев пронаблюдать процесс формирования мыслей об этом.

Интуитивное мышление в психологии

У некоторых людей весьма развит интуитивный тип мышления. Они, не проводя логического и критического анализа задачи или проблемы, быстро способны назвать выход из нее. Специфика состоит в том, что сам процесс мышления в данном случае остается скрытым, его сложно вычленить и проанализировать.

Стоит отметить, что ошибочным может быть решение в случае и логического мышления, и интуитивного, поскольку не все жизненные ситуации можно просчитать по законам логики.

Дискурсивное и интуитивное мышление

По характеру решаемых задач мышление можно разделять на дискурсивное и интуитивное. Эти понятия, можно сказать, противоположны по своему значению:

  • дискурсивное мышление – это мышление, основанное на логике рассуждения, а не восприятия;
  • интуитивное мышление – это мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии.

При дискурсивном мышлении происходит перебирание вероятных вариантов ответа на вопрос, а при интуитивном – ответ рождается в мышлении сам, но ни на чем не основывается.

Интуитивное и аналитическое мышление

Сущность интуитивного мышление – это его неуловимость, невозможность отследить всю цепочку от получения условий задачи до конечного вывода. В противоположность этому, при аналитическом, каждый этап четко выделяется среди остальных, и любой человек способен рассказать о них, пояснить каждый в подробностях. Стоит отметить, что в крайнем виде аналитическое мышление может перейти в дедуктивное (то есть мышление по типу от общего – к частному).

При этом интуитивное и аналитическое мышление прекрасно дополняют друг друга. После получения интуитивной информации, человек всегда может проверить ее аналитическим путем и прийти к максимально верному решению. Благодаря интуиции есть возможность выдвинуть гипотезу еще до того, как ее ценность становится доказанной. При правильном подходе использование интуитивного мышления может быть весьма полезным, если не полагаться на него целиком, а использовать его в комплексе с другими способами.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Индуктивный метод

Умозаключение, построенное по принципу индукции, может быть таким: в течение последних нескольких дней на улице, в транспорте, на работе вы видите людей, которые кашляют, чихают и сморкаются, а в аптеках выстроились очереди. Отсюда вы делаете вывод, что в городе началась эпидемия гриппа или ОРВИ. Это очень простое и логичное умозаключение.

Однако далеко не всегда индуктивный метод позволяет прийти к правильным выводам. Например, сегодня вам нагрубил водитель маршрутки. Вы вспомнили, что раньше у вас уже были подобные инциденты. Потом несколько ваших друзей рассказали, что тоже нередко нарывались на грубость водителей. Вдобавок вы еще услышали по телевизору, что водитель маршрутки нагрубил пассажиру. Отсюда вы можете сделать ошибочный вывод, что все водители маршруток – сплошные грубияны.

Как же избежать ошибок в индуктивном мышлении? Можно воспользоваться специальной методикой, позволяющей развить этот тип мышления, сделав его более продуктивным. Метод предполагает несколько последовательных шагов:

  1. Наблюдение. Бесстрастно и непредвзято понаблюдайте за интересующим вас объектом или явлением. Собирая информацию, опирайтесь исключительно на факты, а не на предположения.
  2. Анализ. Собрав всю необходимую информацию, тщательно проанализируйте ее. Выявите имеющиеся закономерности, найдите сходства и различия.
  3. Обобщение. Обобщите проанализированную информацию и на ее основе сделайте умозаключение.
  4. Подтверждение. Продолжайте наблюдать за объектом или явлением, чтобы найти подтверждение ваших выводов и умозаключений.

Если вы хотите научиться убеждать людей в своей правоте, освойте приемы индуктивного мышления, которые помогут приводить в разговоре правильные аргументы.

  • Экстраполяция – перенос какого-либо правила из одной области знаний в другую. Прием можно использовать, чтобы убедить человека сделать что-либо. Например, вы говорите своему ребенку: «Убери в своей комнате, не будь свиньей». Это неубедительная аргументация. Нужно сказать так: «Твои друзья очень дисциплинированы и содержат свои комнаты в порядке. Пора бы и тебе к ним присоединиться и начать соблюдать порядок».
  • Аргументация с последующим объяснением выводов. Обычно люди сначала озвучивают собеседнику выводы, а затем их аргументируют. Например: «Мы не поедем на пикник, потому что собирается дождь». Такая формулировка может вызвать у собеседника протест. Правильнее сказать так: «На сегодня прогноз погоды обещает дождь в том месте, куда мы собираемся ехать. Лучше всего отменить поездку и перенести пикник на другой день».
  • Аргументация с описанием сначала преимуществ частностей с последующим переходом к преимуществам целого. Этот прием можно применять в маркетинге. Специалисты по маркетингу утверждают, что если убедить покупателя в частных преимуществах товара, то он легче согласиться на его покупку. Неправильная формулировка: «Этот шампунь произведен по инновационным технологиям. Он питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост». Правильная формулировка: «Этот шампунь питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост. Он произведен по инновационным технологиям».
  • Высказывание сначала фактов и аргументов, а затем объяснения. Если сначала высказать собеседнику объяснение, а затем аргументировать его, оно не будет выглядеть таким убедительным. Например, вы говорите: «Вася, парень нашей соседки, украл цветы с клумбы». А нужно сказать так: «Я видел, как Вася стоял перед дверью нашей соседки с букетом цветов. Георгины очень похожи на те, что растут перед домом на клумбе. Вышел на улицу, а цветов нет, причем срез недавний. Кроме того, на земле отпечатались мужские следы. Наверное, это Вася срезал георгины».

Зачем нужно дизайн-мышление

Этот метод подходит для создания ориентированных на человека продуктов и услуг. Его применяют, чтобы преодолеть стереотипы и решить задачу нестандартно.

Чаще всего дизайн-мышление используют в UX/UI-дизайне и разработке, когда создают структуры и интерфейсы сайтов и приложений. Но этот метод подходит не только для цифровых продуктов. Его можно использовать в любой сфере, где нужно решить конкретную проблему конкретного пользователя: от проектирования бизнес-центра до реновации парковой зоны, от улучшения условий работы курьеров до организации логистики при закрытых границах.

Что такое UX/UI-дизайн и как попасть в профессию? Ответы в нашей статье.

Дизайн-мышление работает на пользу не только конечных потребителей, но и бизнеса:

Что такое мышление и его функции

Начнем, как всегда, с определения.

Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.

Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.

Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.

Для чего нужно развивать и применение в жизни

Взрослому человеку без логики вообще сложно жить на белом свете. Если у дошкольника, школьника эта структура мышления проседает, тут все понятно: “Дети…” – скажете вы и тяжко вздохнете. Тогда как к взрослым уже другие требования. И если на вопрос “Что ты сделал?”, вы отвечаете “Во вторник”, тогда тут явно нестыковочка получается.

Мы уже рассмотрели с вами составляющие логического мышления, и без них в жизни сложно обойтись. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и из поведения людей или ситуаций делать выводы, и будем наступать на одни и те же грабли.

Помню, когда сдавали зачет по предмету “Логика”, некоторые однокурсницы 5 раз ходили и никак не могли сдать. И в жизни у них прослеживалось вот это “наступание на грабли” – парень несколько раз унизил, другая с первого раза бы ушла, а эти терпят, к сессии вовремя не подготовились, другие уже сдали давно и отдыхают, а эти пыхтят. В чем проблема? В том, что выводы не делали, не анализировали. Вот вам и проблемы с логикой!

Еще пример: обратимся к нашим праотцам. Логика позволяла людям избежать не просто проблем, а даже спасти свою жизнь. Наблюдая, как во время грозы молния попадает в дерево, развивается пожар, они делали вывод, что их ждет опасность. Именно оттуда пошла привычка прятаться во время грозы. Да и просто неудобно, когда капли за шиворот падают!

Мы пришли к тому, что таки логическое мышление нужно развивать и делать это желательно как можно быстрее, чтобы не напортачить в своей жизни! И вам даже не придется париться, искать, где это лучше сделать. Я уже подготовила для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.

Для освоения логики нужно совмещать теорию и практику, с помощью упражнений довести логические составляющие до автоматизма, чтобы потом легко применять в реальных ситуациях.

Этапы дизайн-мышления

Процесс дизайн-мышления проходит шесть этапов, которые можно поделить на две фазы:

  • дивергентную (когда собирают информацию и открывают разные варианты решений);
  • конвергентную (когда анализируют всё множество идей и определяют решение).

Этапы дизайн-мышления. У этого процесса нет жёстких рамок: можно проходить только некоторые этапы, возвращаться назад и повторять нужныеИзображение: Whale Design / Shutterstock

Эмпатия

На этом этапе исследуют опыт пользователя и контекст, в котором он находится, выясняют его желания и мотивы и определяют запросы. Задача — собрать достаточно информации, чтобы «почувствовать себя в чужой шкуре» и благодаря этому понять проблемы потребителя.

Фокусировка

После «эмпатии» исследователи обрабатывают всю полученную информацию и выделяют главную проблему пользователя. Смысл этого шага — сформулировать конкретный вопрос для дальнейшей работы.

Важно сформулировать ключевые наблюдения и визуально оформить их. Для этого часто используют стены, на которые клеят стикеры с важными находками


Героиня сериала «Изобретая Анну» собирала ключевую информацию своего журналистского расследования на стене в детской комнате. Это тоже пример фокусировки в дизайн-мышленииКадр: сериал «Изобретая Анну»

Генерация идей

Это стадия поиска множества решений одного вопроса. В режиме генерации допускают любые инсайты и самые разные ответы.

Активная групповая работа похожа на мозговой штурм. Команда специалистов разных профилей должна собраться в одном помещении, чтобы плодотворно генерировать любые концепции. На этой стадии нельзя критиковать и отбрасывать идеи.

Выбор идеи

Из всех собранных идей нужно выбрать одну и целиком сконцентрироваться на ней. Команда голосует за одно решение или объединяет несколько идей в одну.

Прототипирование

Когда решение принято, команда начинает подтверждать или опровергать свои гипотезы.

На этом этапе создают прототипы из подручных материалов и с помощью несложных инструментов, чтобы определить жизнеспособность идеи. Эти прототипы должны быть дешёвыми и быстрыми, чтобы идею не жаль было отбросить, если она окажется нерабочей.


Для прототипирования ландшафтов, городов и инфраструктуры отлично подходит конструктор Lego серии Serious PlayФото: Medialab Katowice / Flickr
А прототипы приложений и сайтов быстро собирают из скетчей на отдельных листах бумагиФото: Chaosamran_Studio / Shutterstock

Тестирование

Наконец, о «выжившем» прототипе получают обратную связь от потенциального пользователя

Здесь важно понять, насколько успешно выбранное решение сталкивается с реальностью

Прототип отдают пользователю и наблюдают за тем, как он взаимодействует с продуктом. И обязательно записывают комментарии: что ему кажется удобным, а что не нравится и почему.

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:

  • оригинальность – продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления;
  • семантическая гибкость – способность определять особенности предмета или явления, развивать новые альтернативы свойств, усовершенствовать идеи;
  • образная адаптивная гибкость – способность изменять форму, признаки или возможности объекта;
  • семантическая спонтанная гибкость – возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.

Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *