Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

Механизмы создания образов

Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Виды воображения

Основные виды воображения подразделяются на таковые по принципу того, что человек осознает в данный момент.

Пассивное и активное воображение

Воображение бывает пассивным и активным, и отличаются виды тем, как человек воспроизводит у себя в сознании образы – они приходят на ум случайно или нужно сделать волевое усилие.

Активное воображение поддается волевому контролю. Оно стихийно, направлено на решение какой-либо творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено в будущее, но человек понимает, что с ним происходит и где на самом деле он находится.

При пассивном воображении образы возникают спонтанно, не подчиняются механизмам внутреннего контроля человека. В ходе непроизвольного воображения фантазии становятся реальностью, у человека реализуются те цели, которые не нашли применения в жизни.

Пассивное воображение бывает неосознанным, например, когда человек находится в состоянии дремоты. Бывает и такое, что организм преднамеренно провоцирует грезы. Обычно такое явление говорит о внутриличностном конфликте.

Продуктивное или творческое воображение

При творческом воображении человек осознанно конструирует реальность, которой нет на самом деле. Такой деятельностью вплотную занимаются художники, поэты, писатели, музыканты, актеры.

Образы, возникающие в воображении человека, могут быть самыми разными (фантастические, легендарные, мистические, религиозные, научные).

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей… Читайте подробнее на сайте, апперцепция и воображение связаны.

Репродуктивное или воссоздающее воображение

Репродуктивное воображение имеет конкретную цель – воспроизвести реальность в реально существующем виде. Например, человеку нужно написать подробный рассказ о местности, в которой он побывал или составить ее карту. Воссоздающее воображение связано со знаниями человека, его опытом и полученными ранее навыками.

Типы воображения

Также в психологии существует другая типизация воображения. В основе классификации воображения канал, при помощи которого человек воспринимает информацию.

Тип воображения Характеристика
Визуальный (зрительный) Человек фантазирует при помощи зрительных образов
Слуховой (аудитивный) Имеется развитое слуховое представление. Например, человеку легко представить определенную музыкальную тональность, тембр, мелодику речи
Подвижный (моторный) Тип направлен на активные физические действия. Например, человек слышит знакомую музыку и начинает покачивать головой в ритм или постукивать ногой. Обычно такой тип воображения присущ творческим людям

Кто страшнее: ягуар или европеец?

Как и многие антропологи, он исследовал «другие» культуры, например индейскую, но с необычной целью. Если много лет задачей антропологии было максимально точно описывать «странные» чужие практики, то де Кастру предложил обратиться к амазонским туземцам, чтобы пересмотреть взгляды западной науки на устройство мира.

Одним из главных открытий Кастру стал межвидовой перспективизм, то есть возможность смотреть на мир не только человеческими глазами, но и глазами ягуара, мертвеца, духа. Кастру вспоминает анекдот, который приводил в своих текстах этнолог Клод Леви-Стросс: открыв Америку, испанцы пытались проверить, есть ли у туземцев душа, а туземцы бросали захватчиков в воду, чтобы узнать, есть ли у них тело — будет ли оно гнить.

Ближе всего к решению этой проблемы подходят шаманы: во время ритуала они буквально превращаются в животное, существуют в его теле и смотрят его глазами. По мнению Вивейруша де Кастру, перспективизм и шаманизм проявляют принципиальную разницу между познанием в западной и многих незападных культурах:

Воображение вообще идет рука об руку с объективацией, особенно коллективное воображение, которое выражается в мифах и стереотипах или, точнее, подчиняется им. Это воображение позволяет европейцам, которые никогда не погружались, скажем, в азиатские культуры, на ходу представлять себе благовония, шумные улицы и людей на одно лицо. В воображении возникли и закрепились идеи о женщине-загадке или женщине — любящей матери, и, чтобы вообразить женщину-руководительницу или расчетливую преступницу, нужно постараться.

Так что Платон был не так уж неправ, когда писал об опасности воображения.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  •  Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы

Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала

Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Виды, функции и процессы воображения

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Свойства воображения как психологического процесса

Воображение является одним из важных объектов изучения в психологии. Учеными были выделены следующие его основные свойства:

  • интенсивность;
  • осмысленность;
  • целостность;
  • системность;
  • способность предвидения;
  • конструирование;
  • критичность;
  • точность;
  • устойчивость.

В воображении информация обрабатывается с помощью набора специальных приемов:

  • схематизация – выявление схожих признаков и сглаживание различий;
  • агглютинация – совмещение несоединимых качеств, свойств, характеристик. Пример – Минотавр, русалка, Сирин;
  • изменение размеров объекта в сторону увеличения или уменьшения. Пример –великан, гном;
  • заострение – подчеркивание и гиперболизация отдельных черт. Пример: трусость зайца, упрямство осла.

Основные функции воображения

Как уже упоминалось ранее человеку свойственны несколько видов проявления воображения. Из всех живых существ на нашей планете только для человека свойственны активное и продуктивное воображение. Данные виды воображения являются прямыми продуктами высшей деятельности нервной системы человека и его сознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Функции воображения 420 ₽ Реферат Функции воображения 240 ₽ Контрольная работа Функции воображения 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Практически вся жизнедеятельность человека так или иначе связана с процессом воображения. Оно сопровождает человека во время чтения, прослушивания музыкальных произведений, разговоров с другими людьми. Именно воображение по мнению психологов и ученых из других областей научного знания, является источником прогресса в различных сферах жизни человека и общества. Происходит это благодаря многочисленным функциям, которые выполняет воображение в жизни человека. Рассмотрим их более подробно.

Одной из основных функций воображения человека является познавательная функция, основное содержание которой заключается в расширении и углублении знаний человека. Выделяют две разновидности данной функции воображения:

  • генерализационная, проявляющаяся в генерации ситуаций и возможностей;
  • синтетическая, которая способствует созданию целостного новообразования.

Замечание 1

В результате появившиеся новые образы приводят к уникальным открытиям и изобретениям человечества. Именно поэтому воображение является психическим процессом, который обеспечивает поиск творческих действий.

Следующая функция, на которую необходимо обратить внимание – это функция предвосхищения, которая обеспечивает нормальное протекание процессов прогнозирования результатов какой – либо деятельности человека в вязи с возникновениями новых образов, идей и явлений. Регулирующая функция, предполагающая, что роль образов воображения, заключается в их побудительном значении и влиянии на процесс организации деятельности человека

Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;

Регулирующая функция, предполагающая, что роль образов воображения, заключается в их побудительном значении и влиянии на процесс организации деятельности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;

Контрольно-корректирующая функция, сущность которой заключается в том, что благодаря ее осуществлению человек имеет возможность исправить возникающие ошибки и недочеты и корректировать используемые методы и приемы деятельности в процессе достижения определенной цели;

Функции эмоционального воздействия, обеспечивающие стимулирующее действие на эмоциональный фон и настроение человека в процессе осуществления деятельности. Благодаря действию данной функции воображения настроение человека способно изменяться в соответствии с условиями и способствовать увлеченности работой либо наоборот сдерживать её.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *