Проективные рисуночные тесты в работе практического и клинического психолога

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

Основные проективные методики

  • Методики структурирования Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
  • Тест Роршаха
  • Тест Хольцмана
  • Тест Цуллигера

Методики интерпретации

  • Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

Тест руки (Hand Test)
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Детский апперцептивный тест (CAT)
Тест Сонди
Рисунок семьи
Методики экспрессии

  • Психографический тест Либина

Тест Фрилинга
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Тест Люшера
Рисунок несуществующего животного
Проективный рисунок человека
Дом-дерево-человек
Методики дополнения

  • Метод незаконченных предложений (Казачкова В. Г.)

Тест незаконченные предложения Сакса-Леви

Детские тематические тесты.

Листовые тесты Blacky и Pata NegraСозданные соответственно Джеральдом Блюмом и Луи Корманом, представляют собой специальные тематические тесты для детей. Оба основаны на изображениях животных (Блэки — собака, а Пата Негра — свинья), которые служат для малышей стимулом к ​​разговору о своем видении себя и своей семьи.

Тест по сказкам — один из самых последних тематических проективных тестов; был разработан Кариной Кулакоглу в 1990-х годах. В этом случае стимулы — это рисунки известных персонажей из сказок, таких как Красная Шапочка и волк или Белоснежка и гномы, и ребенок должен ответить на несколько ранее установленных вопросов.

Ассоциативные методы

Ассоциативные методы состоят из испускания ответов по отношению к данному стимулу. Классический пример этих тестов: словесная ассоциация, используемая классическими авторами, такими как Гальтон и Юнг, в котором представлен список терминов, на которые оцениваемый человек должен ответить первым словом, которое ему приходит в голову.

Проверка неполных предложений аналогична, хотя в этом случае вместо того, чтобы связывать одно слово с другим, следует закончить предложение, начатое оценщиком. Тест Zazzo на принятие желаемого за действительное (или бестиарий) анализирует страх смерти и защитные механизмы, основанный на ответе на вопрос «Кем бы вы хотели стать, если бы перестали иметь человеческую форму?»

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста — получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа » – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *