Опросник межличностных отношений - пройти тест омо онлайн

ОПРОСНИК

Опросник методики представлен в виде 128
характеристик. Испытуемый должен на
регистрационной сетке (см. с. 7) зачеркивать
крестом номера, соответствующие тем чертам,
которые он у себя находит, оставляя
незачеркнутыми остальные номера. При этом
испытуемому предлагается придерживаться
следующей инструкции: Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть
каждую и подумать, соответствует ли она вашему
представлению о себе. Если да, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру
характеристики цифру в сетке регистрационного
листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на
регистрационном листе. Постарайтесь проявить
максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторного обследования. Итак,
какой вы человек?
На следующем этапе исследования испытуемый
заполняет этот же опросник относительно своего
идеала (идеальный человек тот, который…).

Я — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ:

1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлоблен
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Самобичующий
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Относится к окружающим с чувством
превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
101. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других
128. Портит людей чрезмерной добротой

Расшифровка результатов теста

По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:

  • 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
  • 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
  • 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.

Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения)

Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.

Ie – выраженное поведение в сфере включения

Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.

Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.

Iw – требуемое поведение в сфере включения

Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.

Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.

Ce – выраженное поведение в сфере контроля

Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.

Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.

Cw – требуемое поведение в сфере контроля

Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.

Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.

Ae – выраженное поведение в сфере аффекта

Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.

Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.

Aw – требуемое поведение в сфере аффекта

Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.

Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

При изучении личностных свойств большой
интерес представляет разница между показателями
реального и идеального образа Я конкретного
человека. Наиболее простой и часто встречающийся
вариант — наличие незначительных
количественных различий, которые позволяют
судить о том, какие особенности своего стиля
межличностного поведения индивида не
устраивают.
Опыт показывает, что образы реального и
идеального Я являются неотъемлемой частью
структуры целостного Я. Это те противоречивые
тенденции, которые нередко затрудняют
самопонимание, заставляя человека до конца дней
своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается
согласно его идеальному Я, а его актуальное Я
нередко представляет собой его внутренние
проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые
под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или,
скорее, неполное совпадение должно
рассматриваться как необходимое условие для
дальнейшего развития личности и
самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у
лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а
также у лиц, находящихся в состоянии
затянувшегося межличностного конфликта (IV
октант).
Противопоставление в реальном и идеальном Я
октантов I и V свойственно лицам с проблемой
болезненного самолюбия, нереализованной
авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они
выявляют конфликт между стремлением личности к
признанию группой и собственной спонтанной
агрессивностью (проблема подавляемой
враждебности), III и VII октанты выявляют борьбу
разнонаправленных мотивов — самоутверждения и
аффилиации (стремления к слиянию с другими); II и VI
октанты противопоставляются в реальном и
идеальном Я у лиц с проблемой
независимости-подчиняемости, возникающей в
служебной, учебной или семейной ситуации и
вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему
протесту.
Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются
доминантные, агрессивные и независимые черты
поведения, значительно реже проявляют
недовольство своим характером и межличностными
отношениями, однако и у них может выявляться
тенденция к совершенствованию своего стиля
межличностного взаимодействия с окружением; при
этом возрастание показателей того или иного
октанта в образе идеала Я определит направление,
по которому развивается личность в целях
самосовершенствования. Это имеет большое
значение для психолога при выборе методов
коррекции поведения индивида с учетом
личностных ресурсов и степени осознания
имеющихся проблем. Наличие выраженного
внутриличностного конфликта, проявляющегося
значительным расхождением показателей ДМО при
оценке реального и идеального Я, является
свидетельством высокой невротизации.

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

Описание методики

Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation), разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе.

Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А)

Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содерд;ит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.

В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ДМО позволяет констатировать межличностный
конфликт в семье, а также глубже понять причины
психологической несовместимости, которые могут
таиться как в разных характерах и поведенческих
паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то
из них внутриличностной неконгруэнтности
(внутреннего конфликта). Тест ДМО позволяет
структурировать сложившуюся картину отношений,
определить зону конфликта и понять причины его
возникновения, распознать антагонистически и
дружелюбно настроенных по отношению друг к другу
членов семьи. При этом каждый член семьи
оценивает свое реальное и идеальное Я, а затем
дает оценку другим членам семьи и обрисовывает
идеальный (в своем представлении) образ каждого
из них. Рассогласование идеала с реальным
образом оцениваемого лица представляет
значительный интерес для оценки сложившейся
ситуации в целом, а также для понимания степени
выраженности когнитивного диссонанса
обследуемого лица, то есть степени
несоответствия реально существующего индивида с
идеальным представлением о том, каким он должен
быть в глазах данного конкретного испытуемого.
Здесь обнаруживается большое разнообразие
существующих вариантов, в основе которых лежит
сопоставление как контрастных, так и
дополнительных характеристик, которые
выявляются с помощью ДМО. Для упрощения можно
отталкиваться от основных двух направлений:
доминантность-подчиняемость (соотношение
показателей I — II октантов с V — VI октантами) и
агрессивность-доброжелательность (соотношение
показателей III — IV c VII — VIII октантами).

Описание методики

Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность(враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Интерпретация результатов

По результатам проведения методики должно быть составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации супружеской паре

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

Интерпретация шкал семейных ценностей

Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.

Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.

Шкала, измеряющая установку супруга(ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.

Шкала, позволяющая судить об отношении супруга(и) к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга(и) па современные образцы внешнего облика.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *