Опросник межличностных отношений

Обработка результатов

Результаты опроса оцениваются при помощи «ключа». Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале.

Ключ

Слева приводятся пункты шкал, справа — номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении — 0 баллов.

Ie Ce Ае
1 1, 2, 3, 4 30 1, 2, 3, 4 4 1, 2
3 1, 2, 3, 4, 5 33 1, 2, 3, 4 8 1, 2
5 1, 2, 3, 4, 5 36 1, 2, 3 12 1
7 1, 2, 3 41 1, 2, 3, 4, 5 17 1, 2, 3
9 1, 2, 3 44 1, 2, 3, 4 19 3, 4, 5, 6
11 1, 2 47 1, 2, 3, 4, 5 21 1
13 1 50 1, 2 23 1
15 1 53 1, 2, 3, 4 25 3, 4, 5, 6
16 1 54 1, 2, 3 27 1
Iw Cw Aw
28 1, 2 2 1, 2, 3, 4, 5 29 1
31 1, 2 6 1, 2, 3 32 1, 2
34 1 10 1, 2, 3 35 5, 6
37 1 14 1, 2, 3 38 1, 2, 3
39 1 18 1, 2, 3, 4 40 5, 6
42 1, 2, 3 20 1, 2, 3, 4 43 1
45 1, 2, 3 22 1, 2, 3, 4 46 4, 5, 6
48 1, 2, 3, 4 24 1, 2 59 1
51 1, 2, 3 26 1, 2 52 5, 6

Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (e + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (e — w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде

Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное поведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б — символом е2, а требуемое поведение этих лиц — соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид K = +

Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное поведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б — символом е2, а требуемое поведение этих лиц — соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид K = +

Лабораторная работа № 1

Тема: Диагностика межличностного взаимодействия
(поведенческий компонент).

Цель: 1. Диагностика типа социальной ориентации личности.

            2.Определение
характера социально-психологической совместимости испытуемых.

            3. Тип межличностного поведения

Материал: Опросник
межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова

(рускоязычная адаптация FIRO-B В. Шутца).

Испытуемый: Жанна В.
27 лет — (А); Оля Т., 23 года — (В).

Полученные результаты:

I. Результаты тестирования по областям межличностных
потребностей:

Включение

— выраженное поведение

(1е)

5

— требуемое поведение

(Iw)

5

Контроль

— выраженное поведение

(Се)

7

— требуемое поведение

(Cw)

2

Аффект

— выраженное поведение

(Ае)

3

— требуемое поведение

(Aw)

3

II. Общий объем интеракций по шкале:

Включение

(Ie + Iw)

10

Контроль

(Се + Cw)

9

Аффект

(Ае + Aw)

6

III. Общий объем противоречий по шкале:

Включение (le
— Iw)

Контроль (Се — cyv)

5

Аффект (Ае — Aw)

IV. Совместимость
межличностной ориентации:

rKi = 2

rKc = 6

гКа
= 2

oKi = 2

оКс=4

oKi = 0

xKi = 0

хКс
= 6

xKi=2

Характеристика совместимости межличностной ориентации:

Коэффициент взаимной совместимости гК = 10. Коэффициент
взаимной совместимости гК достигает оценок от 0 до 27. Чем ближе оценка к 0,
тем выше взаимная совместимость. Соответственно, взаимная совместимость не
высокая. Коэффициент инициации оК = 6. Коэффициент инициации оК варьируется от
-27 до 27. Самая высокая совместимость, если баллы двух испытуемых
комплиментарны, т.е. оК = 0.  Если оК > 0 (позитивный) — конкурентная
несовместимость. Если оК < 0 (негативный) — апатичная несовместимость.
Следовательно, преобладает конкурентная несовместимость. Коффициент взаимного
обмена хК = 8. Коффициент взаимного обмена хК изменяется от 0 до 27. Чем
ближе он к 0, тем взаимная совместимость выше. Следовательно, взаимная
совместимость недостаточно высокая.

Психологический диагноз: Испытуемый Б.

1.    Тип социальной ориентации испытуемого – включение.

2.    Тип   межличностного   поведения   включения   у  
испытуемого   социально-диферентное; тип поведения в аффективной области
чувственноуравновешенный;  тип  поведения  в области контроля  абдикратический.

3.  У испытуемого не обнаружены
противоречия в интеракциях поведения.

4.  Испытуемый   Б. обнаруживает
совместимость  с испытуемым А  в области поведения  включения контроля и аффекта. 

Интерпретация:    Испытуемый обычно чувствует себя хорошо среди
людей. Имеет иногда тенденцию общаться с малым количеством людей. Часто
старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Чаще
всего не принимает контроля над собой. Осторожен при установлении близких
чувственных отношений. Осторожен при выборе лиц, с которыми создает более
глубокие эмоциональные отношений.

Психологический   прогноз:    Испытуемый социально контакте. Поведение
включения не представляет затруднения. Осторожен в отношениях с людьми и чаще
старается брать ответственность на себя.

Психологическая коррекция: В коррекции не нуждается.

Расшифровка результатов теста

По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:

  • 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
  • 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
  • 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.

Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения). Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства

Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.

Ie – выраженное поведение в сфере включения

Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.

Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.

Iw – требуемое поведение в сфере включения

Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.

Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.

Ce – выраженное поведение в сфере контроля

Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.

Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.

Cw – требуемое поведение в сфере контроля

Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.

Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.

Ae – выраженное поведение в сфере аффекта

Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.

Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.

Aw – требуемое поведение в сфере аффекта

Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.

Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.

Описание методики

Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность(враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Расшифровка результатов теста

По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:

  • 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
  • 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
  • 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.

Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения)

Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.

Ie – выраженное поведение в сфере включения

Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.

Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.

Iw – требуемое поведение в сфере включения

Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.

Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.

Ce – выраженное поведение в сфере контроля

Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.

Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.

Cw – требуемое поведение в сфере контроля

Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.

Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.

Ae – выраженное поведение в сфере аффекта

Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.

Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.

Aw – требуемое поведение в сфере аффекта

Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.

Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.

Процедура проведения

Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается.

Инструкция

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.

Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

Описание методики

Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation), разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе.

Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А)

Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содерд;ит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.

В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *