Фрайбургский многофакторный личностный опросник fpi

Обработка результатов

Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок итогового протокола.

Ключ

№ шкалы Название шкалы Кол-вовопросов Ответ «да» Ответ «нет»
I Невротичность 17 4,5,12,15,22,26,31,41,42,57,66,72,85,86, 89,105 49
II Спонтанная агрессивность 13 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 99
III Депрессивность 14 16,24,27,28,30,40,48,56,61,74,84,87,88, 100
IV Раздражительность 11 6,10,58,69,76,80,82,102,104,107, 110
V Общительность 15 2, 19,46,52,55,94,106 3,8,23,53,67,71,79.113
VI Уравновешенность 10 14,21,29.37,38,59,91,95,108,111
VII Реактивная агрессивность 10 13,17,18,36,39,43,65, 75,90, 98
VIII Застенчивость 10 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 33
IX Открытость 13 7,25,34,44,51,54,62,63,68.78,92,96, 101
X Экстраверсия–интроверсия 12 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность 14 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 5,87,88, 102, 112, 113 59
XII Маскулинизм–феминизм 15 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 16,20,31,47, 84

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Таблица перевода сырых баллов в стандартные

Первичнаяоценка Стандартная оценка по шкалам
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 3 3 2 1 3 3 1 1 2 1
2 4 3 4 4 3 2 4 5 1 1 3 1
3 4 4 4 5 4 3 5 6 2 2 4 1
4 5 5 5 6 5 4 6 6 3 3 4 1
5 5 5 6 7 5 5 7 7 3 4 5 2
6 6 7 6 7 6 6 8 7 4 4 6 3
7 7 8 7 8 6 7 8 8 5 5 7 4
8 7 8 7 8 6 8 9 9 5 6 7 5
9 8 8 8 9 7 9 9 9 6 7 8 6
10 8 9 8 9 7 9 9 9 8 8 8 8
11 8 9 8 9 7 8 9 8 8
12 8 9 9 8 9 9 9 9
13 9 9 9 8 9 9 9
14 9 9 9 9 9
15 9 9 9
16 9
17 9

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов

Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Процедура проведения

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником

Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания

Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Инструкция

«На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельным поступкам, отношению к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Успешной Вам работы».

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Описание методики

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

История создания

Разработка начата опросника начата немецкими психологами Фаренбергом, Заргом, Гампелом (Jochen Fahrenberg, Rainer Hampel and Herbert Selg) в 1963 г. Первая версия опросника была опубликована в 1970 году (вторая и третья редакции изданы в 1973 и 1978 гг.) и состояла из четырех форм:

  • FPI-G (полная версия — 222 утверждения)
  • FPI-A и FPI-B (сокращенные версии — 114 утверждений)
  • FPI-K (короткая версия)

Валидизация была проведена на выборке, составляющей 2 300 человек.
В 1983 году была опубликована обновленная версия FPI-R (138 утверждений), валидизированная на выборке из западной Германии.

В 2001 году была проведена новая стандартизация опросника и была созданная новая версия FPI-R, состоящая из 138 вопросов. Для этого использовалась новая выборка, состоящая из 3 740 человек, проживающих по всей Германии.

Как проводить тест?

Лучший вариант проведения Фрайбургского многофакторного личностного опросника – это очное тестирование один на один с психологом, который после составит профиль личности и даст верное заключение, которое будет сопровождаться полезными рекомендациями.

В целом тест был создан в большей степени для прикладных исследований, в нем был учтен опыт предыдущих схожих опросников и система была усовершенствована. Опросник FPI имеет определенное количество шкал, которые формируются на базе результатов факторного анализа.

В целом главная задача опросника – это анализ и диагностика психического состояния личности, а также свойств этих состояний, которые имеют важнейшее значение не только для социальной, но и для профессиональной адаптации, в частности также не стоит забывать о регуляции поведения.

Теоретические основы опросника

Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика нахождения акцентуаций личности. Цель: определить акцентуации характера.

Характеристики метода

Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда. Теоретическое обоснование опросника — теория «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно теории, всякая личностная характеристика относится к главной или добавочной. Главные характеристики — личностный стержень, определяющий степень ее развития, адаптации, здоровье психики. При значительной выраженности, главные черты характеризуют личность в целом. При воздействии негативных факторов они могут стать патологией и разрушить личностную структуру.

Это случай «заострения» определенных, свойственных всем людям, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Типы акцентуации характера

  1. Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
  2. Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
  3. Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
  5. Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
  6. Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
  7. Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
  8. Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
  9. Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
  10. Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.

Оба бланка включают в себя равное число вопросов, имеют одни типы акцентуаций и единые способы интерпретации. Отличаются они формулировкой вопросов, инструкция к опроснику и определение главенствующих акцентуаций характера едино. Материал: для тестирования нужно подготовить бланки, ручку и текст опросника. Для интерпретации результатов понадобятся «ключи».

Процедура тестирования

Прочесть инструкцию, убедиться в правильном её восприятии. Убедиться что бланки заполнены правильно. Использование методики возможно с 11-12 лет, в групповом или индивидуальном тестировании. Опросник состоит из 88 вопросов, ответы на которые заполняются в регистрационном бланке, соответственно «+» для положительного ответа(да) и «-» для отрицательного ответа (нет). При интерпретации можно изготовить ключи-трафареты, накладывающиеся на бланк ответов. Таким образом реализуется подсчет ответов в соответствии с ключом.

Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка»)

(Из книги: Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. — СПб., 2006. — Сс. 218-232.)

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Боль­шая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американски­ми психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последую­щем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PP1. По мнению Р. МакКрае и П. Коста, вы­деленных на основе факторного анализа пяти независимых перемен­ных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, доб­росовестность) вполне достаточно для адекватного описания психо­логического портрета личности.

В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к усло­виям русской культуры В, Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавиш­никовым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пя­терки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведе­на и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпрета­ции А. Б. Хромова представлена ниже.

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных вы­сказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный ма­териал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия — интроверсия; привязан­ность — обособленность; самоконтроль — импульсивность; эмоцио­нальная неустойчивость — эмоциональная устойчивость; экспрессив­ность — практичность).

Обработка результатов тестирования

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная шкала

-2

-1

1

2

Баллы

5

4

3

2

1

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячей­ки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти фак­торов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия — интроверсия» состоит из первичных факто­ров 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К при­меру, первичный фактор 1.1 «активность — пассивность» оценивает­ся суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вер­тикали определяет количественную выраженность соответствующе­го основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность перво­го основного фактора «экстраверсия — интроверсия».

Таким же образом определяется количественная выраженность ос­тальных основных факторов: I (привязанность — обособленность); III (самоконтроль — импульсивность); IV (эмоциональная устойчи­вость — эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность — прак­тичность).

Интерпретация результатов тестирования

1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях ис­пытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фак­тору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (3-7) — о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, спра­ва же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность — подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15).

Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (кон­формности).

2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые мо­гут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

цель использования, характеристика шкал, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов тестирования.Описание методики

Опросник
Кеттела является одним из наиболее
распространенных анкетных методов
оценки индивидуально-психологических
особенностей личности как за рубежом,
так и у нас в стране. Он разработан под
руководством Р.Б. Кеттела и предназначен
для написания широкой сферы
индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника
является его ориентация на выявление
относительно независимых 16 факторов
(шкал, первичных черт) личности. Данное
их качество было выявлено с помощью
факторного анализа из наибольшего числа
поверхностных черт личности, выделенных
первоначально Кеттелом. Каждый фактор
образует несколько поверхностных черт,
объединенных вокруг одной центральной
черты.

Существует
4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С
и Д (105 вопросов). В России чаще всего
используют формы А и С. Наибольшее
распространение опросник получил в
медицинской психологии при диагностике
профессионально важных качеств, в спорте
и научных исследованиях.

Опросник
Кеттела включает в себя все виды испытаний
— и оценку, и решение теста, и отношение
к какому-либо явлению.

Процедура проведения

Перед
началом опроса испытуемому дают
специальный бланк, на котором он должен
делать определенные пометки, по мере
прочтения. Предварительно дается
соответствующая инструкция, содержащая
информацию о том, что должен делать
испытуемый. Контрольное время испытания
25-30 минут. В процессе ответов на вопросы
экспериментатор контролирует время
работы испытуемого и, если испытуемый
отвечает медленно, предупреждает его
об этом. Испытание проводится индивидуально
в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед
вами вопросы, которые помогут выяснить
особенности вашего характера, вашей
личности. Не существует «верных» и
«неверных» ответов, так как каждый прав
по отношению к своим собственным
взглядам. Старайтесь отвечать искренне
и точно. В начале Вы должны ответить на
четыре вопроса, которые даны в качестве
образца и посмотреть не нуждаетесь ли
Вы в дополнительных разъяснениях. Вы
должны зачеркнуть соответствующие
Вашему ответу квадратик на специальном
бланке для ответа. Существует три
возможных ответа на каждый вопрос.

Обработка
полученных данных производится с помощью
ключа.

Совпадение
ответов обследуемого с «ключом»
оценивается в два балла для ответов «а»
и «с», совпадение ответа «b» — в один
балл. Сумма баллов по каждой выделенной
группе вопросов дает в результате
значение фактора. Исключением является
фактор «В» — здесь любое совпадение
ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное
значение каждого фактора переводится
в стены (стандартные единицы) с помощью
таблиц.

Интерпретация результатов Описание вторичных факторов

При
интерпретации уделяется внимание в
первую очередь «пикам» профиля, т. е.
наиболее низким и наиболее высоким
значениям факторов в профиле, в особенности
тем показателям, которые в «отрицательном»
полюсе находятся в границах от 1 до 3
стенов, а в «положительном» — от 8 до 10
стенов

История создания

Разработка начата опросника начата немецкими психологами Фаренбергом, Заргом, Гампелом (Jochen Fahrenberg, Rainer Hampel and Herbert Selg) в 1963 г. Первая версия опросника была опубликована в 1970 году (вторая и третья редакции изданы в 1973 и 1978 гг.) и состояла из четырех форм:

  • FPI-G (полная версия — 222 утверждения)
  • FPI-A и FPI-B (сокращенные версии — 114 утверждений)
  • FPI-K (короткая версия)

Валидизация была проведена на выборке, составляющей 2 300 человек.
В 1983 году была опубликована обновленная версия FPI-R (138 утверждений), валидизированная на выборке из западной Германии.

В 2001 году была проведена новая стандартизация опросника и была созданная новая версия FPI-R, состоящая из 138 вопросов. Для этого использовалась новая выборка, состоящая из 3 740 человек, проживающих по всей Германии.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *