Методика «определение уровня алекситимии»

Тестирование SAGE

Высокой чувствительностью отличается метод проверки на деменцию SAGE (от англ. Self Administrated Gerocognitive Exam). Тест позволяет выявлять развивающуюся деменцию на самых ранних этапах.


SAGE

Тестируемому предлагаются вопросы, за правильный ответ начисляется очко (указывается в скобках), за ошибки 1 очко снимается:

  1. Назвать день (2), месяц (1), год (1).
  2. Показывают 2 картинки и просят назвать, что на них изображено (2).
  3. Чем похожи часы и линейка? Что содержат оба предмета (1)?
  4. Сколько пятирублевых монет нужно, чтобы собрать 60 рублей (1)?
  5. Сколько сдачи вы получите с 20 рублей, совершив покупку на 12 рублей 45 копеек (1)?
  6. На последней странице теста написать в пустой строке: «Я сделал» (оценка в п.12).
  7. Нарисовать трехмерный куб по предложенному образцу (2).
  8. Нарисовать циферблат, отметить часы. Показать положение 15 минут двенадцатого. Обозначить на циферблате короткую стрелку и длинную стрелку часов (2).
  9. Написать названия 12 разных животных (2).
  10. Соединить последовательно линиями в порядке возрастания цифры и буквы алфавита (2).

В пункте 10 на листе бумаги отмечают цифры 1, 2, 3, 4, 5 и буквы алфавита. В русском варианте берут буквы «А, Б, В, Г, Д». Требуется проводить линии от цифры к букве по возрастанию. В итоге должна получиться цепочка «1-А-2-Б-3-В-4-Г-5-Д».

Если все задания пройдены правильно, дополнительно предлагается п.11 (2). В нарисованной геометрической фигуре нужно выполнить один из вариантов:

  • убрать 2 линии, так, чтобы получить, например, два треугольника;
  • изменить фигуру так, чтобы получить 2 квадрата.

В 12 пункте (2) предлагается точно сформулировать ответ на вопрос: «Вы закончили?».

За ответы на тест SAGE максимально можно получить 22. Если набрано 17-22, считается, что умственные расстройства отсутствуют.

Оценка 15-16 указывает на легкие расстройства умственной деятельности. Когда общая сумма теста менее 14, у испытуемого предполагают деменцию.

Адаптации

На русском языке TAS-26 была адаптирована в НИИ им. Бехтерева.

В связи с повышением интереса к алекситимии в научно-исследовательской среде, и ростом числа зарубежных работ по этой теме с использованием именно TAS-20, в Московском НИИ Психиатрии была проведена адаптация и рестандартизация методики на контингенте больных сахарным диабетом. Помимо русскоязычной версии, одобренной автором опросника, пациенты заполняли Гиссенский опросник психосоматических жалоб и 16-факторный личностный опросник Кэттела. Проведённое исследование показало дискриминативную и конвергентную валидность TAS-20-R (русский вариант).

В результате валидизации русскоязычной версии TAS-20 было установлено, что общий балл по шкале отрицательно коррелировал со значением шкалы «открытость опыту», фактором эмоциональной стабильности и осознавания правил, и прямо — с фактором напряжения. TAS-20 не коррелировала с такими значениями как доминантность, пессимизм, социальная желательность, бдительность и перфекционизм. Таким образом, TAS-20 имеет клиническую значимость, заключающуюся в количественном представлении выраженности такого феномена как алекситимия, который, в свою очередь, базируется на уже известных конструктах из личностных характеристик, складывающихся в определённый симптомокомплекс.

ТМТ Trail Making Test — тест прокладывания пути

Одним из тестов для определения лобной дисфункции и, соответственно, выявления поражения управляющих функций является Trail Making Test. Его целесообразно проводить у тех пациентов, которые не имеют двигательных нарушений, могут свободно сидеть, не испытывая боли, и способны сосредоточиться на письменном задании.

ТМТ состоит из двух частей: А и Б.

Схема проведения части А:Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее, не отрывая ручку от листа, соединить все цифры между собой. При этом засекается время.

В случае правильного выполнения линии между собой не должны пересекаться.Часть А, состоящая из пронумерованных кругов от 1 до 25, является более простой, чем часть Б.

Оценка результата:

Время выполнения теста:• от 29 до 78 сек — норма• более 78 сек — дефицит.

Тест предусматривает возможность предварительной демонстрации задачи пациенту на небольших образца

В ходе анализа результатов необходимо обратить внимание на количество допущенных ошибок. Большое количество ошибок и исправлений может указывать на дефицит внимания пациента. При выполнении теста пациент может не понять поставленную задачу, что, в свою очередь, может указывать на дефицит управляющих функций, дефицит внимания

При выполнении теста пациент может не понять поставленную задачу, что, в свою очередь, может указывать на дефицит управляющих функций, дефицит внимания.

Часто пациент при выполнении части Б может сначала соединить между собой цифры, а после буквы. Это может быть признаком дефицита переключения вида деятельности, что дополнительно укажет на нарушения управляющих функций.

Результаты ТМТ показательны в сочетании с результатами других нейропсихологических тестирований.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 3 ЛЕТ ЖИЗНИ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕНА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Лечение

Первым этапом является диагностика алекситимии. Лечение алекситимии нужно начинать с определения ее вида. В качестве диагностического инструментария психологи используют короткий тест TAS с вопросами закрытого типа, разработанный торонтской школой алекситимии.

Количественная обработка результатов теста позволяет достаточно точно судить о наличии или отсутствии у клиента данного расстройства психики. У данной методики диагностики алекситии есть упрощенный вариант для детей.

Терапия эмоциональной глухоты требует комплексного подхода. Для закрепления эффекта от психокоррекционных занятий необходим поддерживающий курс медикаментозной терапии. Цель работы психолога – научить клиента перерабатывать эмоции и управлять своими чувствами. Это снижает вероятность психосоматических последствий. В некоторых случаях избавиться от алекситимии человеку удается, как только он разрешает себе злиться, плакать и говорить: «Нет».

Когда психолог или психотерапевт размышляют о том, как лечить алекситимию, они исходят, прежде всего, из возраста пациента. Методы работы с алекситимией у детей – это арт-терапия и песочная терапия. В работе со взрослыми можно применять гипноз и гештальт-терапию. Эффективность лечения зависит от соотношения гормонов в организме, поэтому дополнительно назначают гормональные препараты.

Причины алекситимии

К возможным причинам развития эмоциональной безграмотности некоторые исследователи относят воспитательный процесс, который прививает определенные стереотипы поведения, связанные с эмоциональной сдержанностью и ограничениями. Например, мальчики часто слышат от родителей «мужчины не плачут», в результате чего все эмоции ребенок замыкает в себе и во взрослом возрасте уже не способен их выражать.

Причины алекситимии также кроются в микроорганических нарушениях клеток головного мозга, в результате чего главенствующую роль получает правое полушарие. Эмоциональная сфера, за которую отвечает левая часть, остается подавленной.

Mini-Cog

Тест «Мини-Ког» является простым способом выявления деменции, занимающим всего 3-5 минут и обладающим высокой вероятностью. Метод поможет оценить краткосрочную память и зрительно-пространственную координацию у пациента.

Пройти тест на деменцию у пожилых людей нужно следующим образом:

  1. Испытуемому говорят три слова и просят их запомнить.
  2. После человека просят начертить циферблат часов в форме круга, проставить на нем цифры и указать заданное время при помощи стрелок.
  3. В конце теста человека просят вспомнить и повторить три слова из первого задания.

Каждое названное слово оценивается в 1 балл. Три балла говорят об отсутствии деменции, а ноль – подтверждает ее наличие у обследуемого. Один или два балла требуют перехода к оценке второго задания теста. Если оно выполнено без ошибок, то деменции нет. В остальных случаях проводят оценку степени нарушений в соответствии с балльной системой «теста с часами».

Причины алекситимии

Image by Engin Akyurt from Pixabay

Впервые термин «алекситимия» был введен профессором психиатрии Гарвардского университета Питером Сифнеосом в начале 70-х годов прошлого века.

В своей работе он описал людей с подобными особенностями таким образом: «Они производят впечатление особых чуждых существ, явившихся из другого мира, но живущих в обществе, где властвуют чувства».

Итак, алекситимия это — состояние, при котором человек не понимает свои чувства, нюансы переживаний, ни у себя, ни у других людей, и испытывает затруднения в их вербальном выражении.

Согласно своим исследованиям, кандидат биологических наук Анна Юрьевна Искусных, определила следующие возможные причины происхождения алекситимии:

  • биологическая, учитывающая генетические, врожденные дефекты мозговых структур, то есть «первичная алекситимия»;
  • посттравматическая, «вторичная», развившаяся после перенесения тяжелых стрессов, когда происходит глобальное эмоциональное торможение;
  • социальная, появившаяся как результат воздействия социальных факторов окружающей среды.

Таким образом, алекситимия может проявиться как черта характера, а может быть временной реакцией на стресс или депрессию. Согласно википедии, алекситимия встречается у 85% людей, страдающих аутизмом.

А разве это так уж плохо, спросишь ты? Не понимает чувств, может, живет спокойнее?

Оказывается, что если человек не понимает свои чувства и не может их выразить, то это не значит, что у него их нет. Он не может контролировать свои чувства, но ощущает внутреннее беспокойство, и пытается его подавить, в результате чего происходят «срывы».

Поскольку чувства он проживает «внутри», то это сказывается на его нервной системе и приводит к психосоматическим заболеваниям, таким как: артериальная гипертензия, болезни желудочно-кишечного тракта, депрессия, болезни сердца, нейродермит, эндокринные заболевания и расстройства пищевого поведения.

Алекситимия: люди без чувств

«Алекситимичные» люди не способны к эмпатии, от них не дождешься сочувствия, поскольку не понимают эмоции других, они холодные и отчужденные в общении.

Невозможность проследить собственные эмоциональные состояния и дать им объективную оценку у людей с алекситимией приводит к снижению качества жизни.

По данным кандидата психологических наук Лучшевой Л.М. алекситимия влияет на эмоциональное выгорание и проявление агрессии.

Существуют данные исследований на КТ и МРТ, что из-за поражения мозговых структур, отвечающих за соматосенсорное восприятие, чаще всего и возникает алекситимия. В современной медицине, изучающей алекситимию, также используют показания электроэнцефалограммы головного мозга для постановки диагноза.

На сегодня широко известна методика определения алекситимии под названием «Торонтская шкала алекситимии», или сокращенно «TAS».

Не алекситимик ли вы — узнайте прямо сейчас!

Существует несколько общепризнанных и применяемых методик тестирования алекситимии:

Методика «Эмоциональный словарь». Пациенту предлагают написать максимальное количество эмоциональных состояний в течение нескольких минут

Опыт применения данной методики показывает, что следует обратить внимание на пациентов, которые смогли указать меньше 15 эмоций.

Торонтская шкала алекситимии представляет собой тест из 26 утверждений, к каждому из которых предлагают 5 вариантов ответа. Выполняя тест, пациент использует ответы от «категорически не согласен» до «абсолютно согласен»

Считается, что индивиды, набравшие в этом тесте 74 балла и более, имеют алекситимию. Об отсутствии нарушения говорит результат менее 62 баллов.

Тест Роршаха позволяет заметить очевидные проявления нарушения, так как люди с данным расстройством имеют ограниченное воображение, а для описания пятен Роршарха требуется фантазия.

Методики, направленные на определение умения распознать эмоции по интонации и мимике. У людей, страдающих алекситимией, возникают трудности в распознании гнева, грусти, радости, в то время как отвращение, удивление и страх определяются ими достаточно легко.

Тест с часами

Тест часы для деменции широко известен, достаточно прост и информативен, поэтому может успешно применяться для раннего обнаружения слабоумия. Человеку выдают чистый листок бумаги и карандаш, просят изобразить часы с круглым циферблатом и цифрами на нем, а также с помощью стрелок указать нужное время (обычно без пятнадцати минут два).

Пациенту нельзя пользоваться какими-либо подсказками, а необходимо выполнять задание абсолютно самостоятельно. Тест на деменцию с часами оценивают по десятибалльной шкале:

  • 10 баллов соответствуют норме: изображена окружность, цифры располагаются верно, а стрелки указывают на числа, соответствующие заданному времени;
  • 9 баллов, если имеются небольшие отклонения положения стрелок часов;
  • 8 — значительные отклонения расположения стрелок (одна стрелка ошибается больше, чем на одну цифру);
  • 7 – большая и маленькая стрелки располагаются неверно;
  • 6 — стрелки не указывают на время вообще;
  • 5 — числа в круге располагаются в обратном порядке или на различном расстоянии;
  • 4 – часы не целостны, так как некоторых цифр нет, или они располагаются вне круга;
  • 3 — циферблат часов и цифры не взаимосвязаны;
  • 2 — человек пытается сделать задание для прохождения теста, но без какого-либо успеха;
  • 1 — испытуемый не пытается сделать упражнение.

Результаты

  1. При результате два А и более вместе с несколькими В: считается, что у пса большое стремление к доминированию. Если не взяться за его воспитание вовремя, то вы будете прислуживать питомцу. Такую собаку не рекомендуется брать в семью, где есть малыши и пенсионеры. Дрессировка должна проходить спокойно, без физических наказаний.
  2. При результате три В и более: считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Обладатели такого характера прекрасно подходят для выставок. Пес хорош для содержания в квартире при правильном воспитании.

При результате три С и более: считается, что пес будет прекрасно себя чувствовать в любой обстановке. Такие питомцы идеально впишутся в большую семью с кучей детей. Единственная проблема может возникнуть с самостоятельностью, также нужно всегда поощрять собаку лакомством.

При результате два D и более, особенно с одной или несколькими Е: такие собаки склонны к подчинению и очень привязаны к своему хозяину. Они также отлично ладят с детьми при хорошем обращении. Псы с таким темпераментом и характером нуждаются в поощрениях, а тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к животному, любви и чуткости. Если такая собака чего-то боится — она может укусить. Так проявляется ее форма защиты, но не нападения.

При результате два D и более в сочетании с Е в разделе «Кто в доме хозяин» собак очень трудно социализировать. Для дрессировки потребуются специальные методы. Если при тестировании такой щенок получит еще оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил еще и несколько С, он наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях . Лучше всего обратиться к зоопсихологу или опытному кинологу для обучения, чтобы в дальнейшем не возникли сложности. Для выставки такие собаки не подходят.

При результате два Е и более: собака будет трудно поддаваться дрессировке. Такие псы не для выставок и не для семей с детьми. Нужно заняться воспитанием как можно раньше. Животные с таким характером трусливы и часто кусаются.

При сочетании противоположных качеств А и Е: подросший пес будет обладать непредсказуемым характером. Формирование его личности зависит от того, какие усилия вы приложите.

Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.

  • А — очень доминирующий тип
  • В — доминирующий тип
  • С — подчиняющийся тип
  • D – очень подчиняющийся тип
  • Е – практически невоспитуемый тип.

Если результаты вас расстроили или отличаются от действительности, не расстраивайтесь. Это всего лишь тест. В воспитании все зависит от вас самих: терпения, любви и заботы.

Лучших дрессировщиков вы можете найти на нашем сайте

Почему я не могу выразить эмоции?!

Алекситимия может быть врожденной (первичной) и приобретенной (вторичной). Врожденная формы заболевания является следствием пороков развития плода, возникших патологий при беременности и родах, а также перенесенных в детском возрасте заболеваний. Пациент может не понимать своего отличия от других, и не пытаться бороться с этим состоянием.

Вторичная алекситимия зачастую проявляется во взрослом возрасте, при этом могут отсутствовать соматические заболевания. Нарушение может возникнуть при таких неблагоприятных факторах, как нарушения психики, нервные потрясения и срывы, психические травмы, стрессы.

Психологи рассматривают алекситимию, как защитный механизм человека, который включается при непереносимых аффектах. Постоянное подавление чувств и эмоциональных реакций входит в привычку, начинает развиваться эмоциональная тупость. При этом даже в отсутствие стрессовых ситуаций, чувства и эмоции становятся менее выраженными.

Врачи предполагают влияние воспитания на появление расстройства у взрослого человека. В случае навязывания определенных поведенческих стереотипов с детства, у человека может отсутствовать способность к выражению собственных чувств. Также проводится множество исследований, направленных на обнаружение связи между развитием нарушения и органическими нарушениями головного мозга.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

Признаки патологии

П. Сифнеос составил клиническую картину алекситимии, основными признаками которой стали:

  • трудности человека в обнаружении и дифференциации своих чувств;
  • трудности в разделении физиологических ощущений и эмоциональных переживаний;
  • слабо развитое воображение и отсутствие креативности;
  • слабо развитое интуитивное мышление;
  • высокий уровень развития логического мышления, аналитический склад ума;
  • сосредоточенность на событиях внешнего мира, а не внутреннего;
  • предрасположенность к возникновению психосоматических недугов;
  • стереотипность мышления.
  • склонность человека к рассуждению и попытки найти всему рациональное объяснение;
  • высокая стрессоустойчивость, основанная на привычке игнорировать сильные эмоциональные потрясения;
  • склонность к одиночеству;
  • отсутствие способности к эмпатии;
  • слабо развитые навыки саморегуляции и самоконтроля;
  • предрасположенность к развитию аддиктивного поведения;
  • систематически повторяющиеся неудачи в любви.

Тест MMSE

Для определения деменции прибегают к нейропсихологическому методу исследования MMSE (от англ. Mini Mental State Examination). В русском варианте тест называется краткой шкалой оценки психического статуса (КШОПС).

Про тест (шкалу) MMSE мы писали ранее подробную статью и в этой главе рассмотрим его кратко.

MMSE включает вопросы, которые оцениваются от 1 до 5 (указаны в скобках). Вопросы теста направлены на выявление нарушений:

  1. Ориентации во времени (0-5). Указать сегодняшнюю дату.
  2. Ориентирования на местности (0-5). Назвать страну, город, адрес клиники.
  3. Запоминания (0-3). Даются 3 слова. Их требуется повторить.
  4. Внимания (0-5). Предлагается обратный счет или несколько раз вычесть, например, 25 из 500, или прочитать слово наоборот.
  5. Краткосрочной памяти (0-3). Просят назвать слова, предложенные в пункте 3.
  6. Речевых навыков (0-2). Требуется называть предметы, повторить фразу.
  7. Моторных навыков (0-1). Предлагается выполнить 3 действия, например, устно дают команду: взять бумагу и ручку, нарисовать круг, сложить бумагу пополам.
  8. Навыков чтения и письма (0-3). Команды разборчиво пишут на бумаге, просят прочитать их и выполнить. Первая команда – выполнить простое действие. Вторая команда – написать осмысленное предложение.
  9. Пространственного мышления (0-3). Требуется перерисовать предложенные геометрические фигуры.

Расшифровка результатов теста

За ошибку или наводящие вопросы в пунктах 1, 2, 4, 6 максимально возможная оценка снижается на 1 балл. В пунктах 3, 5, 7, 8, 9 одно очко начисляется за каждый правильный ответ.

Если сумма ответов теста лежит в диапазоне 28-30, то тестируемый здоров, и признаки деменции у него отсутствуют. Результат 24-27 говорит о небольшом когнитивном расстройстве.

На легкую деменцию указывает общая оценка 20-23. Сумма в 11-19 говорит об умеренной степени деменции. При тяжелом слабоумии испытуемый не способен набрать более 10 очков.

МоСА test Montreal Cognitive Assessment — Монреальская шкала оценки когнитивных функций

Тест был разработан для быстрой оценки следующих когнитивных функций: внимание и концентрация, исполнительные функции, память, речь, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентация. В нем имеются общие с MMSE позиции, но есть ряд отличий, которые делают его более глубоким и широким в охвате когнитивных функций

Оценка результата:

МоСА не имеет шкалы оценки выявленного балла и степени когнитивного дефицита, но дифференцирует нарушение отдельных видов когнитивных функций и дает возможность определить локализацию поражения.

По окончании теста суммируются все баллы в правой колонке. Максимальное количество баллов, которые пациент может получить за тест, — 30. При получении 26 баллов и более считается, что у обследуемого нет признаков когнитивного снижения.

На основании комплекса тестов и неврологического обследования у пациента возможно выявление признаков лобной дисфункции. Например, тест МоСа может выявить выраженное снижение способности копировать и выполнять тест рисования часов.

В подобных случаях необходимо проведение дополнительных специфических тестов на лобную дисфункцию, к которым относятся FAB и ТМТ.

Преимущества:

1. МоСА включает оценку зрительно-конструктивных и исполнительных навыков. В число заданий включены тест прокладывания пути, копирование куба и тест рисования часов, с помощью которых возможна оценка праксиса и, как результат, диагностика поражения теменно-затылочной области и лобной областей.2. В отличие от MMSE, тест на память включает в себя 5 слов. Отсроченное воспроизведение проводится после проделывания шести других заданий, которые направлены на активизацию разных зон головного мозга, что дает более достоверную оценку памяти.3

Тесты на внимание представлены в виде трех заданий и включают перечисление цифр в прямом и обратном порядке, реакцию сложного выбора, серийное вычитание 7 из 100. Дают возможность оценить способность пациента переключаться с одного типа задания на другой.4. Задания на качество речи оценивают повторную речь и лексическую беглость (в MMSE этого нет)

В совокупности с заданием на называние эти диагностические упражнения дают возможность дифференцировать вид нарушения речи.5. Задание на обобщение дает возможность оценить логическое мышление.6. Тест учитывает уровень образования пациента

Задания на качество речи оценивают повторную речь и лексическую беглость (в MMSE этого нет). В совокупности с заданием на называние эти диагностические упражнения дают возможность дифференцировать вид нарушения речи.5. Задание на обобщение дает возможность оценить логическое мышление.6. Тест учитывает уровень образования пациента.

Недостатки:

1. Длительность выполнения от 15 до 20 минут в зависимости от выраженности когнитивного снижения и опыта исследователя. Как правило, пациенты сильно устают уже ближе к середине теста.2. Трудоемкость и большие временные затраты ограничивают сферу врачей, которые могли бы использовать тестирование в своей работе.3. Не оценивается письменная речь.4. В отличие от MMSE, в тесте не предусмотрена оценка моторного праксиса.

Усугубление проблемы

Наличие у человека алекситимии не подразумевает абсолютное отсутствие эмоций, однако при этом существует проблема в их выражении. В подсознании скапливаются и остаются невыраженными чувства и их телесные проявления. Как результат могут возникнуть нарушения в соотношении гормонов, и начать свое развитие психосоматические расстройства. Последствием подавляемых эмоций может стать развитие артериальной гипертензии, дерматитов, ишемической болезни, аллергических реакций, колитов, гастритов, язвенной болезни, бронхиальной астмы, мигреней и прочих заболеваний.

Неумение выражать собственные чувства может вести к нерегулярному питанию, и как следствие появлению лишнего веса. Данное расстройство также может стать причиной алкогольной либо наркотической зависимости.

Адаптации

На русском языке TAS-26 была адаптирована в НИИ им. Бехтерева.

В связи с повышением интереса к алекситимии в научно-исследовательской среде, и ростом числа зарубежных работ по этой теме с использованием именно TAS-20, в Московском НИИ Психиатрии была проведена адаптация и рестандартизация методики на контингенте больных сахарным диабетом. Помимо русскоязычной версии, одобренной автором опросника, пациенты заполняли Гиссенский опросник психосоматических жалоб и 16-факторный личностный опросник Кэттела. Проведённое исследование показало дискриминативную и конвергентную валидность TAS-20-R (русский вариант).

В результате валидизации русскоязычной версии TAS-20 было установлено, что общий балл по шкале отрицательно коррелировал со значением шкалы «открытость опыту», фактором эмоциональной стабильности и осознавания правил, и прямо — с фактором напряжения. TAS-20 не коррелировала с такими значениями как доминантность, пессимизм, социальная желательность, бдительность и перфекционизм. Таким образом, TAS-20 имеет клиническую значимость, заключающуюся в количественном представлении выраженности такого феномена как алекситимия, который, в свою очередь, базируется на уже известных конструктах из личностных характеристик, складывающихся в определённый симптомокомплекс.

Как избавиться от алекситимии

Итак, ты подозревала, что у тебя есть проблемы с выражением чувств, а тест подтвердил, что у тебя алекситимия. И что с этим делать, спросишь ты?

Для начала заняться самообразованием, и выяснить, какие бывают эмоции, что они означают и как проявляются.

Например, часто человек с алекситимией путает мысли и чувства. На вопрос: «Что ты почувствовала, когда не сдала экзамен?», следует ответ: «Что я бестолковая». Но это мысль, а чувство, скорее всего, будет грусть или злость. Мысль — это идея, а чувство — эмоциональное восприятие идеи.

Когнитивные психологи советуют в виде таблицы написать существующие эмоции, а в соответствие им событие, которое с ней ассоциируется. После того, как научишься распознавать эмоции, научись оценивать их интенсивность.

Иногда человек с алекситимией может спутать физическое состояние с эмоциональным.

Например, из-за тревоги он чувствует сильное сердцебиение, но думает, что это проявление ишемической болезни сердца. Попробуй проверить себя, что ты испытываешь при учащенном сердцебиении, какую эмоцию? Или стали влажными ладони, и задергался глаз. Что испытываешь? Страх? Тревогу? Гнев?

Старайся выражать эмоции и себе и окружающим тебя людям в межличностных отношениях.

Сделала макияж, подошла к зеркалу, оценила и эмоционально продемонстрировала себе. Или улыбнулась, или разозлилась в зависимости от результата. Прочитала книгу — подумала, какие эмоции она у тебя вызвала и сообщила об этом своей подруге.

Старайся внимательно «читать по лицам».

Наблюдай, как проявляют эмоции различные люди и старайся угадать, что они испытывают при этом.

Переводи эмоции в слова, не только отслеживай свои эмоции, но чаще озвучивай.

Прочитай романы о любви популярных классиков, открой для себя поэзию. Посещай выставки художников, концерты, прислушивайся к свои внутренним ощущениям.

Без эмоций человек беден, ему сложно что-то вообразить, заняться творчеством. Изучая эмоции и внедряя их в свою жизнь, ты сделаешь её красочнее и разнообразнее.

Если у тебя все еще остались проблемы по распознаванию эмоций, обратись к психологу, за небольшое количество сессий он поможет с этим справиться.

Диагностика и терапия алекситимии

Для диагностики степени выраженности алекситимии специалисты используют определенные методы измерения эмоциональной безграмотности.В частности, особой популярностью среди опытных специалистов пользуется метод «Торонтская шкала алекситимии», который представляет собой тест на чувства из 26 утверждений.

Tas-тест также включает материалы для интерпретации результатов, ключи и нормативные значения. Шкала алекситимии позволяет определить степень ее выраженности и разработать эффективный план терапии.

Лечение алекситимии редко предполагает медикаментозные способы, так, некоторые транквилизаторы назначаются только пациентам с приступами паники. Более эффективной признана психокоррекционная работа, а именно такие методики, как психодинамическая терапия, гипнотерапия, техники внушения, арт-терапия, гештальт-терапия.

Психолог поможет осознать проблему и научит выражать свои эмоции. Проговаривая свои чувства и эмоции перед психологом, человек учится открываться миру и обществу, получает эмоциональную свободу и легкость.

Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *