Обработка результатов
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.
Ключ
- Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.
- Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
- Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:
- Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
- Ответ “Согласен” в 2 балла.
- Ответ “Не согласен” в 1 балл.
Проведение копинг-теста
Тест включает в себя 50 позиций, каждая из которых представляет собой описание действия в сложной ситуации. Одна позиция относится к одному из 8 видов поведения. Человеку предлагается представить себя в трудном положении и выбрать по каждой позиции частоту ее использования. Ответам присваивается некоторое количество баллов.
Группировка пунктов теста выглядит следующим образом:
- Конфронтация — позиции: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование — позиции: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль — позиции: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки — позиции: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности — позиции: 5, 19, 22, 42.
- Избегание — позиции: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы — позиции: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка — позиции: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Структура и суть копинг-стратегии
На протяжении всей жизни мы применяем на практике разные механизмы, которые позволяют нам адаптироваться к вызовам, которые перед нами ставятся.
Что такое копинг-стратегия? Это не более чем корректировка, что мы делаем в нашей личности, схема, которую мы узнали, в основном в детстве, и что мы активируем, когда мы сталкиваемся со стрессовыми или расстраивать ситуации.
С течением времени эти стратегии интегрируются в наше «я» и могут породить определенные особенности личности, которые будут определять аффективные отношения этого человека. Поэтому вполне вероятно, что когда вам придется столкнуться с проблемой в сфере межличностных отношений, вы будете реагировать холодно и отстраненно, отталкивая даже тех, кто хочет вам помочь.
Таким образом, то, что было стратегией совладания с проблемой, простым механизмом защиты себя в период жизни, когда мы чувствовали себя особенно слабыми и беззащитными, может стать устойчивой характеристикой, определяющей наши отношения с другими людьми или даже оценка, которую мы делаем о себе.
Копинг-ресурсы
Существуют индивидуальные ресурсы для преодоления стрессов. Напряженность можно контролировать, либо напрямую изменяя исходную физиологическую активацию и ее поддержание, либо изменяя воздействие, которое на них оказывают мысли, ситуации или поведение.
В первом случае, потому что собственная активация организма контролируется непосредственно, во втором, потому что агенты, провоцирующие его появление, уменьшаются.
Многие из упомянутых ниже техник были разработаны для лечения различных поведенческих проблем, хотя они полезны на превентивном уровне, чтобы повысить способность человека к адаптации.
Техники можно разделить на:
- Генерал
У них есть цель увеличить у человека ряд личных ресурсов общего характера, чтобы справиться со стрессом.
- Познавательный
Его цель – изменить способ видения ситуации (восприятие, интерпретацию и оценку проблемы и собственных ресурсов).
- Физиологический
Они направлены на снижение физиологического возбуждения и последующего эмоционального и физического дискомфорта.
- Поведенческий
Их цель — способствовать адаптивному поведению, предоставляя человеку ряд поведенческих стратегий, которые помогают ему справиться с проблемой.
Применение большинства описанных методик требует от профессионального психолога определения наиболее подходящих для каждой ситуации или конкретного случая, а также обеспечения их правильного применения и выполнения.
Копинг – это такой же механизм, как и психологическая защита, которая может представляться в различных видах:
Определение копинга[править]
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития . Четыре года спустя, в году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .
Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» . Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).
Как показано Лазарусом , утверждается, что стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами .
Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах . Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» .
При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля .
Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными , то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность ; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» .
Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется .
Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы .
Текст опросника диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского
Инструкция: На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.
Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.
Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.
Полностью согласен.
Согласен.
Не согласен.
Полностью согласен | Согласен | Не согласен |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом | ||
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему | ||
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять | ||
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы | ||
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо | ||
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи | ||
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше | ||
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией | ||
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора | ||
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах | ||
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий | ||
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу | ||
13. Больше времени, чем обычно, провожу один | ||
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению | ||
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение | ||
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы | ||
17. Обдумываю про себя план действий | ||
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно | ||
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше | ||
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации | ||
21. Избегаю общения с людьми | ||
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем | ||
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию | ||
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему | ||
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей | ||
26. Сплю больше обычного | ||
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе | ||
28. Представляю себя героем книги или кино | ||
29. Пытаюсь решить проблему | ||
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного | ||
31. Принимаю помощь от друзей или родственников | ||
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше | ||
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения |
Копинг стратегии что такое
Определение копинг стратегии пришло в Россию с Англии. В переводе оно означает совладание, контроль, преодоление. Копинг это в психологии поиск кратких путей разрешения стрессовой ситуации. Он включает в себя и поведенческие нормы, и когнитивные, и эмоциональные.
Термин копинг-стратегия появился в 60-х годах прошлого столетия. Впервые его применила психолог Л. Мерфи только по отношению к детским проблемам. Через несколько лет данным термином воспользовался Р. Лазарус при написании труда «Стресс и методы его преодоления». В своей книге он применял это понятие к психологии стресса взрослых людей.
Теория, структура и суть копинг-стратегии
Основополагающим понятием данного термина выступает стресс. В теоретической психологии он рассматривается как ситуация, приносящая дискомфорт конкретной личности. Эта же личность определяет для себя уровень дискомфорта. Копинг-стратегия – это реакция личности на уровень дискомфорта, оценивание своего внутреннего потенциала при решении стрессовых ситуаций, поиск дополнительных ресурсов и возможность направить их в правильное русло.
Данное понятие описывает реакции не только на глобальные проблемы, но и на каждодневные неблагоприятные моменты, происходящие в обыденной жизни. Суть копинг-поведения заключается в объединении мыслей и действий, которые направлены на преодоление дискомфортного состояния.
Поведенческие реакции делятся на произвольные и непроизвольные. Произвольные реакции – это обдуманный план действий, которому следует индивид, а непроизвольные – импульсивные решения, в основе которых заложен темперамент или другие особенности характера человека. Непроизвольные реакции неподвластны самоконтролю.
Суть копинга заключается в умении совладать с ситуацией
Результаты экспериментальных исследований
Группа больных эндогенными психозами
Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля, ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.
Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.
Тип совладающего поведения | Диагноз | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шизопическое расстройство | Параноидная шизофрения | Шизоаффективное расстройство | Биполярное аффективное расстройство | |||||
χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | |
Конфронтация | 40.35 | 14.68 | 52.47 | 16.08 | 43.03 | 13.08 | 48.74 | 12.71 |
Дистанцирование | 45.03 | 16.76 | 50.00 | 19.62 | 49.43 | 13.06 | 53.03 | 11.34 |
Самоконтроль | 62.41 | 13.18 | 59.79 | 14.99 | 61.01 | 10.01 | 67.1 | 10.23 |
Поиск социальной поддержки | 65.78 | 22.92 | 65.72 | 21.39 | 66.29 | 16.02 | 74.48 | 12.78 |
Принятие ответственности | 68.42 | 23.17 | 59.72 | 18.80 | 64.61 | 16.34 | 74.03 | 12.03 |
Бегство-избегание | 49.78 | 12.54 | 53.01 | 18.73 | 53.45 | 10.6 | 56.02 | 10.04 |
Планирование | 60.82 | 20.66 | 56.79 | 18.33 | 58.45 | 15.12 | 63.88 | 12.17 |
Положительная переоценка | 49.62 | 18.67 | 52.91 | 12.85 | 55.35 | 16.30 | 55.41 | 11.01 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.
Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события
С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность
которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).
Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.
Стратегия совладания | Моряки-подводники | Курсанты | Военннослужащие с расстройством адаптации |
---|---|---|---|
Конфронтация | 48,21±1,18 | 50,45±1,16 | 51,16±1,23 |
Дистанцирование | 47,36±1,31 | 50,62±1,10 | 52,39±1,48 |
Самоконтроль | 46,95±1,19 | 46,44±1,21 | 46,83±1,80 |
Поиск социальной поддержки | 49,38±1,26 | 53,38±1,11 | 49,81±1,99 |
Принятие ответственности | 44,66±0,93 | 45,25±1,05 | 47,23±1,73 |
Бегство-избегание | 45,92±1,13 | 47,00±0,89 | 53,03±1,48 |
Планирование решения | 51,02±1,09 | 54,52±1,22 | 44,39±1,70 |
Положительная переоценка | 46,64±1,08 | 52,75±1,06 | 44,53±1,81 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.
Классификация стратегий
Стратегии совладания можно классифицировать в зависимости от объекта копинговых усилий (то есть того, на что направлено совладание), различая копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции.
Эта дифференциация занимает преимущественное место в формулировках стратегии копинг поведения с тех пор, как Лазарус и Фолкман (1986 г.) включили ее в качестве дифференцирующего аспекта различных копинг-стратегий:
Проблемно ориентированные копинг-стратегии
Их цель состоит в том, чтобы разрешить ситуацию или выполнить действия, которые изменяют источник стресса. Человек сосредотачивается на том, чтобы справиться с ситуацией, ища решения проблемы, вызвавшей когнитивный диссонанс.
В целом, можно сказать, что стратегии совладания, ориентированные на проблему, более эффективны в решении трудностей в большинстве областей и обстоятельств жизни. Что касается его влияния на здоровье, многочисленные исследования показали, что испытуемые, которые использовали стратегию, сосредоточенную на проблеме, имели лучшее физическое здоровье.
С того момента, как на них не найден адекватный ответ, они становятся проблемами, порождающими:
- дискомфорт;
- беспокойство;
- беспокойство и «блокировка» в принятии решений, что затрудняет поиск или выработку решений;
- мысли о неспособности или личной бесполезности.
Разработка полезных стратегий для анализа ситуаций и поиска эффективных решений — это разумный способ справиться с этими проблемами с большей гарантией успеха.
Проблемно ориентированный копинг выделяет ряд видов:
Базисная стратегия и ресурсы
Базисные стратегии – это стратегии, ориентированные на эмоции.
Они направлены на уменьшение или управление эмоциональным дистрессом, связанным с ситуацией или вызванной ею. Человек стремится к регуляции эмоциональных последствий, активируемых наличием стрессовой ситуации. Если стратегии первого типа не работают или недостаточны, они предназначены для уменьшения воздействия на человека.
Эти типы стратегий формируются всеми теми реакциями, которые не решают проблему сами по себе, но заставляют нас чувствовать себя лучше в моменты опасности или угрозы.
Часто именно способ восприятия информации, ее оценки и оценки собственных ресурсов, чтобы противостоять ей, а не объективные требования ситуации, определяют наше поведение.
Проблема в этом случае будет зависеть не от самой ситуации, а от того, как мы ее интерпретируем и какие мысли о ней порождают. Таким образом, во многих случаях усилия придется направить, а не на модификацию событий, модификацию собственных мыслей, модификацию способа интерпретации ситуации и порожденных в связи с этим мыслей, поскольку они являются реальной причиной эмоционального неблагополучия и дистресса, неадекватного поведения.
Стратегии, ориентированные на эмоции:
- самоконтроль;
- дистанцирование;
- положительная переоценка;
- когнитивная реорганизация.
- самообвинение и бегство/избегание.
Примером метода, ориентированного на эмоции, является когнитивная реорганизация.
Cовладающее поведение
Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справляться с трудной жизненной ситуацией (стрессом) способами, которые адекватны личностным особенностям и ситуации – через осознанные стратегии действий. Оно направлено на приспосабливание к ситуации, если она не поддается контролю, или на активное изменение, преобразование ситуации, которая ему поддается.
В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.
Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.
Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.
Индикатор копинг-стратегий (д. Амирхан)
Методика Д. Амирхана, предназначена для диагностики базисных копинг стратегий поведения используемых индивидом для преодоления стрессовых ситуаций. Методика «Индикатор копинг-стратегий», разработанная на основе факторного анализа. Теоретическим основанием методики является представление, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:
- Стратегия разрешения проблем — это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации.
- Стратегия поиска социальной поддержки – это способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации.
- Стратегия избегания – способность человека уходить от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Автор методики выделял пассивный и активный способ избегания проблемной ситуации.
Стратегия избегающего поведения, по мнению автора методики, характерна для поведения дезадаптированного индивида, находящегося на более низком уровне развития.
Амирхан характеризовал совлодающее поведение, как наиболее эффективное использование комбинации из трех описанных копинг-стратегий, в зависимости от стрессовой ситуации.
Адаптация: психоневрологический научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева. Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским (1994-1995).
Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблем
Назначение теста
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.
Инструкция к тесту
На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.
Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.
Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.
Утверждения | «Полностью согласен»
3 балла. |
«Согласен»
2 балла. |
«Не согласен»
1 балл. |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом | |||
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему | |||
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять | |||
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы | |||
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо | |||
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи | |||
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше | |||
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора |
|||
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах | |||
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий | |||
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу | |||
13. Больше времени, чем обычно, провожу один | |||
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению | |||
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение | |||
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы | |||
17. Обдумываю про себя план действий | |||
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно | |||
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше | |||
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации | |||
21. Избегаю общения с людьми | |||
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем | |||
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию | |||
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему | |||
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей | |||
26. Сплю больше обычного | |||
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе | |||
28. Представляю себя героем книги или кино | |||
29. Пытаюсь решить проблему | |||
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного | |||
31. Принимаю помощь от друзей или родственников | |||
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше | |||
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения |
Виды копинг-стратегий
Классификация копинг-стратегий выглядит так:
- Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
- Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
- Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.
В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:
- направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
- меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
- преобразовываются и человека, и проблему.
Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.
Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:
определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.
По успешности:
- с применением конструктивных копинг-стратегий;
- с использованием деструктивных стратегий.
По стилю:
концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).
По тому, как человек контролирует ситуацию:
- составление плана действий;
- асоциальные поступки;
- косвенные действия;
- активные действия.
По типу ситуации:
- самоконтроль;
- проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
- использование помощи со стороны;
- избегание ситуации или уход от реальности;
- взгляд с другой стороны;
- составление плана по решению проблемы.
По открытости:
- решение проблемы мысленно;
- исправление ситуации с помощью активных действий.
3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.
Адаптивные:
- Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
- Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
- Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.
Неадаптивные:
- Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
- Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
- Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.
Относительно адаптивные:
- Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
- Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
- Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.
То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.
Относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии встречаются довольно часто. Вспомните, как много людей «заливают» проблемы алкоголем. Знаю молодого человека, назовем его Александром. Пока он отсутствовал дома из-за работы, его жена изменила ему и не один раз. Узнав об этом, он ушел от нее. Но там осталась маленькая дочь, которую Александр очень любил. Чувства к жене тоже еще остались. Не в силах справиться с ними и с негативными эмоциями, он начал выпивать каждый день.
Также у меня есть подруга, который приходится справляться с множеством проблем. У нее маленький ребенок, сложные отношения в семье, задержки зарплаты и многое другое. Так вот, пытаясь уменьшить проявления стресса, она занимается творчеством: рисует, плетет различные изделия из бумаги. И знаете, это действительно помогает.