Эмоциональные проявления со знаком «минус»
Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.
Гнев — отрицательное проявление
Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности
В основном проходит в виде эмоционального стресса.
Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.
Результаты клинических исследований
Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам копинг-тест Лазаруса, ТОБОЛ и ИЖС. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.
Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.
Тип совладающего поведения | Диагноз | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шизопическое расстройство | Параноидная шизофрения | Шизоаффективное расстройство | Биполярное аффективное расстройство | |||||
χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | |
Отрицание | 52.40 | 22.56 | 55.64 | 21.17 | 54.76 | 27.24 | 49.17 | 19.43 |
Вытеснение | 64.14 | 25.31. | 62.75 | 20.03 | 54.23 | 19.24 | 56.16 | 23.08 |
Регрессия | 73.92 | 20.54 | 72.05 | 20.25 | 73.15 | 24.64 | 68.32 | 19.52 |
Компенсация | 62.06 | 25.81 | 66.38 | 24.11 | 73.53 | 23.14 | 62.00 | 19.16 |
Проекция | 44.36 | 15.90 | 54.42 | 23.58 | 38.76 | 14.08 | 52.83 | 23.81 |
Замещение | 55.98 | 23.20 | 57.24 | 21.20 | 60.23 | 18.25 | 54.77 | 20.40 |
Рационализация | 55.58 | 23.78 | 56.35 | 20.01 | 49.38 | 18.09 | 69.08 | 18.87 |
Реактивное образование | 55.07 | 26.07 | 62.07 | 25.60 | 56.53 | 26.52 | 67.88 | 21.36 |
Индекс напряженности защит | 57.13 | 4.00 | 52.76 | 8.63 | 63.52 | 7.12 | 55.13 | 5.22 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.
Эмоции и свойственные им защитные механизмы
Как мы знаем, вышеперечисленные защитные механизмы укладываются в психоэволюционную модель эмоций по Плутчику. Более того, каждая из защит «отвечает» за то, чтобы справляться с конкретной эмоцией. Давайте познакомимся с этой стороной теории поближе.
Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:
- Радость – перевод этой реакции в иную, часто ее противоположность, подавление приятных ощущений от объекта и ситуации (реактивное образование). Например, это может быть запрет на приятные переживания или удовольствие, отвращение. Переоценка стимула «Все, связанное с этим, отвратительно».
- Печаль (от потери значимого объекта или самооценки) – компенсация, например в виде фантазий или экспансивного поведения. Интерпретации и переосмысление «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»
- Гнев – замещение. Может принимать форму перенаправленной агрессии, аутоагрессии, деструктивного поведения. Интерпретация «Вот кто во всем виноват».
- Страх – подавление, избегание. Стимул переоценивается в «Мне это незнакомо».
- Предвкушение/ожидание – интеллектуализация, то есть рационализация, стремление к контролю через логические объяснения, анализ и самоанализ – «Все объяснимо».
- Удивление – регрессия, то есть возврат к более раннему психологическому состоянию, инфантилизм. Интерпретация «Вы обязаны мне помочь».
- Отвращение – проекция, перенос собственного непозволимого свойства или неполноценности на других. Выражается в особой критичности, требовательности, враждебности. Переоценка стимула «Все люди порочны».
- Принятие – отрицание, игнорирование определенных фактов, входящих в конфликт с собственными ценностями, идеалами, восприятием, душевным равновесием, что позволяет продолжать принимать других.
Резюмируя, можно сказать, что система «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), представленная в 1979 году, является рабочим инструментом диагностики психоособенностей личности и типичных для нее механизмов психозащит. В этой модели, созданной Плутчиком, Келлерманом и Конте, выделяются 8 основных психологических защит. Они соотносятся с 8 базовыми эмоциями по Плутчику и развиваются для наилучшего переживания доминирующей или сильной эмоции. Индивиду может быть свойственно любое количество защитных механизмов, которые являются своеобразными способами адаптации к ситуации.
Процедура проведения
Инструкция
На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения
Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:
-
- Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
- Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
- Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, пометьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при
апробации методики n = 140 |
Данные авторов методики n = 104 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | |
|
|
|
|
|
Вытеснение | |
|
|
|
|
|
Регрессия | |
|
|
|
|
|
Компенсация | |
|
|
|
|
|
Проекция | |
|
|
|
|
|
Замещение | |
|
|
|
|
|
Интеллектуализация | |
|
|
|
|
|
Реактивное образование | |
|
|
|
|
|
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |
|
|
|
||||
11 | |
|
||||||
12 | |
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
||
10 | |
|
|
|
|
|
||
11 | |
|
|
|
||||
12 | |
|||||||
13 | |
Процедура проведения
Инструкция
На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения
Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:
-
- Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
- Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
- Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, пометьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.
Основные виды эмоций
Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика — Келлермана ложатся в основу диспозиций — склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.
Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.
Радость — диспозиция мании
В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.
Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.
Принятие — истерия
Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).
Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.
Гнев — агрессия
Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.
Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.
Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов.
Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.
Удивление — психопатия
Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.
Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления — регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.
Печаль — депрессия
Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.
Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.
Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.
Отвращение — паранойя
Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.
Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.
Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.
Страх — пассивность
Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.
Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.
Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.
В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.
Ожидание — обсессивная диспозиция
Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.
Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя «на высоте» в конкурентной борьбе с ровесниками.
Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.
Эмоциональные проявления со знаком «плюс»
Базовые эмоции могут переходить в иные состояния комплексного характера. Так, тревожность появляется из вины, страха, интереса и даже гнева. Каждая из них создает чувства в зависимости от того, какие выражаются те или иные основные свойства. К примеру, с радостью у человека могут ощущаться восторг, экстаз, удовлетворение, ликование. Рассмотрим базовые эмоции подробнее.
- Через интерес легче осваивается новое, развиваются умения и навыки, мотивируется обучение.
- Появление радости связывают с возможностью удовлетворения какой-то потребности, наступление которой не было гарантировано.
- Отдельная классификация эмоции принадлежит удивлению. Его относят к нейтральным проявлениям. Удивление подчас становится реакцией на появившиеся неожиданно обстоятельства.
Перцептивно-когнитивные процессы
Принцип эмоциональности выражается в зарядке энергией, организации мышления и деятельности. Так, интенсивно переживаемое чувство способствует приливу энергии. Однако, этим влияние не ограничивается. Эмоции побуждают индивида к активности. От этого зависит его мышление и действия.
Фундаментальные эмоции влияют на восприятие. У радостного человека все переживается, словно в розовом свете. А у того, который постоянно чувствует печаль или страх, восприятие сильно сужается. Для испытывающего гнев, окружающая действительность видится в черном свете.
Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.
- Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
- В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
- В другой — он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.
Процедура проведения
Инструкция
На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения
Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:
Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят
Несмотря на это, пометьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.
Теоретические основы
Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.
Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.
Разновидности эмоций и характерные виды защитных механизмов
Если кратко, механизмы психозащиты разделяются на несколько видов:
- отрицание;
- вытеснение;
- регрессия;
- компенсация;
- проекция;
- замещение;
- интеллектуализация;
- реактивное образование.
Указанные выше механизмы защиты находятся в основе психоэволюционной модели Плутчика. Каждый тип защиты позволяет совладать с определенной эмоцией.
Любая эмоция взаимодействует с представленными механизмами, в результате чего формируются взаимосвязи:
Радость трансформируется в противоположную реакцию, во время чего происходит подавление приятных ощущений от объекта или самой ситуации (реактивный способ). Пример: блокирование приятных эмоций или получения удовольствия, возникновение отвращения
Трактовка: «все, что имеет отношение к этому, является отвратительным».
Печаль (после утраты самооценки или важного объекта) предстает как вид замещения, к примеру, в форме фантазии или импульсивного поведения. Трактовка: «но зато я…», «когда-то я…».
Гнев может наблюдаться в форме переадресованной агрессии, аутодеструкции, проявления деструктивной формы поведения
Трактовка: «вот, кто на самом деле повинен в этой ситуации».
Страх выступает как вариант избегания, подавления. Интерпретация: «я с этим не знаком».
Ожидание – вариант рационализации, интеллектуализации, желания контролировать происходящее посредством логического объяснения, анализа или же самоанализа. Трактовка: «все поддается объяснению».
Удивление – регрессия, возвращение к ранней стадии психического состояния, незрелость. Трактовка: «вы должны помочь мне».
Отвращение – способ переноса своего непозволительного качества или неполноценности на другого. Предстает в форме выраженной требовательности, враждебного настроя, критичного отношения. Интерпретация: «каждый человек порочен».
Принятие – отрицание, способность игнорировать ряд фактов, которые конфликтуют с ценностями, понятиями об идеалах, внутренней гармонией, восприятием.
Подводя итоги, можно заметить, что жизненный стиль, предложенный вниманию общественности в 1979 году, представляет собой рабочий инструмент, который позволяет диагностировать и фиксировать психоособенности индивида и характерные для него механизмы психической защиты. В данной модели выделено 8 базовых типов психозащиты. Их можно соотнести с 8 основными эмоциями, развитие которых позволяет улучшить процесс переживания сильной или доминантной эмоции. У личности может быть разное число защитных механизмов, помогающих приспособиться к определенным условиям или ситуации. Научиться распознавать свои истинные эмоции и разбираться в эмоциях других поможет курс Викиум «Менталист».
Фундаментальные эмоции: признаки
Критериями, включающими это свойство, являются:
- отчетливые нервные составляющие;
- осознанные переживания;
- выразительная мимика;
- появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
- наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.
Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.
С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.
К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:
- радость;
- печаль;
- удивление;
- отвращение;
- гнев;
- страдание;
- презрение;
- вина;
- стыд;
- смущение;
- интерес.
Телесное восприятие
К какой категории не относилась бы классификация эмоции, замечено, что всегда изменяется электрическая лицевая активность. Перемены есть и в мозгу, дыхании, кровоснабжении. Сердцебиение у человека, испытывающего гнев или испуг, бывает чаще на сорок — шестьдесят ударов.
Такие резкие нарушения свидетельствует, что в данном процессе участвуют разные системы организма. Это влияет на:
- мышление;
- восприятие;
- поведение;
- а в крайних негативных случаях появляются изменения психосоматического характера.
Эмоции вызывают настолько серьезные физиологические перемены, что обойти их вниманием нельзя. Невыраженный эмоциональный процесс, который не осознается, нередко даже не замечается
Но это не значит, что он не влияет на организм. Пусть они не столь бурные, как интенсивные эмоции. Зато по продолжительности могут быть гораздо дольше.
Это и создает настроение. А если оно продиктовано негативными эмоциями, то становится опасным для здоровья и приводит к таким печальным последствиям, как душевные и физические расстройства.
Исследования показали, что повышенная эмоциональность влияет даже на иммунитет, понижая порог сопротивляемости к болезням. Так, если печаль или тревога чувствуются на протяжении длительного времени, то вероятность заразиться ОРЗ может быть в разы больше. В организме всегда присутствуют возбудители — вирусы. Но при нормальном самочувствии, они не развиваются. Однако печаль, стресс и прочее становится благоприятной средой для развития болезней.
Глава 9. Психоастеник: эмотивный психотип
Стратегия – забота. Эмотивный психотип является одним из самых особенных психотипов, который существует у человека. На самом деле «психоастеники», как их называют психиатры, – это удивительные люди, для которых важны эмоциональность и гуманизм. Это самый чувствительный психотип, который хорошо понимает эмоции других людей и реагирует на их проявления. У данного психотипа сильная нервная система и особое функционирование коры полушарий головного мозга. В основе данного психотипа лежит такая тенденция, как воспроизводство. Базовые эмоции – радость или спокойствие.
Як Панксепп описал эту эмоцию как заботу о ближнем, о тех, кто окружает, и о дальнем круге. Именно этот древний базовый поведенческий стереотип и позволил эмотиву выжить и сохраниться в нашей эволюционной цепочке.
Внутренние условия:
• нервная система: сильная, подвижная, уравновешенная;
• поведенческий стереотип: воспроизводство, репродуктивное поведение, тенденция к сохранению контакта; стремление к смешиванию генетических материалов;
• базовая эмоция: спокойствие;
• базовое поведение: переоценка поведения человека (забота).
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при
апробации методики n = 140 |
Данные авторов
методики n = 104 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | |
|
|
|
|
|
Вытеснение | |
|
|
|
|
|
Регрессия | |
|
|
|
|
|
Компенсация | |
|
|
|
|
|
Проекция | |
|
|
|
|
|
Замещение | |
|
|
|
|
|
Интеллектуализация | |
|
|
|
|
|
Реактивное образование | |
|
|
|
|
|
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |
|
|
|
||||
11 | |
|
||||||
12 | |
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
||
10 | |
|
|
|
|
|
||
11 | |
|
|
|
||||
12 | |
|||||||
13 | |
Теоретические основы
Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.
Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.
Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
- радость
- грусть
- страх
- гнев
- обида
- удивление
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
- жестов
- мимики,
- действий
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Развитие личности
Роль эмоций и чувств в жизни человека в связи с развитием личности определяется двумя моментами. Огромное влияние оказывает свойство наследственного характера. Генетические предпосылки в большей степени формируют порог переживания.
Важен и приобретенный опыт, а также знание человека соответствующей сферы. Проведенные наблюдения в дошкольных учреждениях детей в возрасте от полугода до двух лет, пребывающих в сходных условиях, показали, что эмоциональный диапазон у них отличается.
Вспыльчивые, улыбчивые и пугливые малыши по-разному воспринимаются. От того, какие эмоции превалируют у ребенка, зависит его социализация и успех. Установлено, что это влияет даже на развитие интеллекта. Неэмоциональный ребенок или тот, у которого часто наблюдается уныние или печаль, исследует мир и интересуется им меньше, чем веселый и наполненный положительными эмоциями, сверстник.
Процедура проведения
Инструкция
На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения
Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:
- Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
- Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
- Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, пометьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.
Большое спасибо!