Шкала удовлетворённости жизнью — psylab.info

Валидизация

Адаптация опрсоника проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта гиссенского личностного опросника, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

История создания

Методика SCL-90-R создана Дерогатис на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) — методики, ведущей свою историю от Cornell Medical Index (Wider, 1948), которая, в свою очередь, опиралась на «Шкалу дискомфорта» разработанную Parloff с соавторами (1953).

Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании. Во-первых, методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначенный для работы с больными.

Во-вторых, пять первоначально выделенных симптоматических категорий хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были
направлены, не охватывали других важных областей симптоматики.

И в-третьих, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто «шумом». Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациентов с клиническими данными.

Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий, определен
ных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.

Первоначальная версия шкалы, предложенная Дерогатисом и его коллегами на основании клинической практики и психометрического анализа, затем была модифицирована и валидизирована в настоящем варианте.

Валидизация

Адаптация опрсоника проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта гиссенского личностного опросника, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношен.

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: «Детское сотрудничество»

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц.

Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра.

Дидактический материал по теме «Школьная жизнь» с использованием интерактивной доски SMART.

Необходимое программное обеспечение – программа NOTEBOOKКласс: 3-4 классы.Для более эффективного закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков, практического применения получ.

Справка по анкетированию обучающихся и родителей

В справке представлены результаты анкетирования, позитивные ценности школы, проблемы, даны рекомендации по результатам.

Анкетирование обучающихся 4 классов МБОУ СОШ №2 г. Конаково Тверской области

Анкетирование обучающихся проводилось с целью изучения мнений обучающихся об уроках физической культуре в МБОУ СОШ №2. В соответствии с целью анкетирования были поставлены следующие задачами:1.

Анализ анкетирования обучающихся творческого объединения «Криничка»

Анализ анкетирования обучающихся и родителей творческого объединения «Криничка» с целью: удовлетворённость потребителей качеством образовательных услуг (обучающихся, родителей).

Источник

Интерпретация результатов

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.

  • < 30 баллов — низкая оценка;
  • 30 — 50 баллов — средняя оценка;
  • > 50 баллов — высокая оценка.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Клиническая значимость

Тест показывает субъективный уровень заболевания, то есть эмоциональную интерпретацию болезни взглядом конкретного человека. Оценивается каждое субъективное ощущение и общая интенсивность выраженности симптомов. Это помогает найти индивидуальный подход в лечении, диагностировать соматические заболевания (если медицинский осмотр не выявляет нарушений, но клиент буквально бьется в агонии).

От субъективного восприятия зависит успех лечения, специфика отношений больного с окружающими. Опросник можно использовать не только в индивидуальной диагностике, но и для отслеживания динамики психотерапии или для диагностики зависимых отношений (супруги иногда перенимают симптомы друг друга), для коррекции семейных отношений при негативном влиянии жалоб их участников.

Это важно! Тест не подходит для медицинской диагностики. Это метод психологической диагностики. Гиссенский опросник выявляет не реальные симптомы болезни, а субъективные ощущения клиента

Методику можно применять в рамках групповой и индивидуальной психотерапии для первичной и вторичной диагностики

Гиссенский опросник выявляет не реальные симптомы болезни, а субъективные ощущения клиента. Методику можно применять в рамках групповой и индивидуальной психотерапии для первичной и вторичной диагностики.

Обработка и интерпретация

При обработке результатов баллы подсчитываются по шкалам (суммируются ответы на вопросы):

  • Истощение (шкала E): 1+7+29+32+36+42.
  • Желудочные жалобы (шкала M): 3+15+18+23+25+51.
  • Ревматические жалобы (шкала G): 9+11+13+27+41+55.
  • Сердечные жалобы (шкала H): 2+10+20+45+52+56.
  • Давление: суммируются баллы по четырем главным шкалам.

Состояние здоровья оценивается относительно нормативной выборки здоровых людей:

  • 50 % здоровых людей по общей шкале набирают 14 баллов и менее;
  • 75 % – меньше 20 баллов;
  • 100 % – менее 40 баллов.

При анализе всех 57 пунктов нужно обратить особое внимание на те, что набрали аномально низкий балл и аномально высокий. Нужно определить психосоматическое значение этих жалоб

Интерпретация оценочных шкал

Результат оценивается по нескольким шкалам (четыре основных и одна дополнительная):

Истощение (И): определяет общий упадок сил и потерю интереса к жизни, потребность в помощи специалистов. Позволяет определить склонность к депрессии и алекситимии.
Желудочные жалобы (Ж): определяет синдром раздраженного желудка, кишечника и других органов ЖКТ.
Ревматический характер (Р): выявляет болевой синдром и субъективное ощущение спазмов.
Сердечные жалобы (С): указывает на центрацию жалоб в сфере болезней сердца и сосудов

Высокий балл по этой шкале свидетельствует о желании клиента привлечь внимание или о подсознательном желании попросить о помощи через болезнь.
Давление (Д), или интенсивность жалоб: определяет общую интенсивность жалоб. Позволяет определить склонность к ипохондрии и тревожности.. Для определения общей оценки по шкале нужно сложить все баллы, полученные за ответы на вопросы из соответствующей шкалы

Для определения общей оценки по шкале нужно сложить все баллы, полученные за ответы на вопросы из соответствующей шкалы.

Это важно! Кроме интерпретации шкал можно проанализировать каждый показатель и составить картину болезни в виде графика.

Принципы подсчета баллов

Для подсчета баллов по шкалам сырые баллы конкретного клиента сравниваются с выборкой группы больных и контрольной группы здоровых людей и переводятся в проценты. При этом учитывается пол и возраст испытуемого.

Ключ сырых баллов

Сырые баллы конкретного клиента переводятся в процентный ранг – доля испытуемых из стандартизированной группы с таким же баллом или ниже. В итоге каждый опрашиваемый получает 10 оценок: пять от стандартизированной группы здоровых людей (К) и пять от стандартизированной группы больных (П).

Для этого разработаны специальные таблицы соответствия сырых баллов процентному рангу (учитывается пол и возраст людей из выборки):

  • женщины 18–30 лет;
  • мужчины 18–30 лет;
  • женщины 31–45 лет;
  • мужчины 31–45 лет;
  • женщины 46–60 лет;
  • мужчины 46–60 лет.

Нормативные данные

Подведение итогов теста предполагает сравнение результатов испытуемого со статистикой и результатами стандартизированной выборки. В оригинальном исследовании (Германия) принимали участие 1601 здоровых людей и 4076 людей с психосоматическими заболеваниями. В аналоговом исследовании (Россия) приняли участие 286 здоровых людей и 467 больных с неврологическими и психосоматическими нарушениями.

Интерпретация основных шкал

Среднестатистические баллы по шкалам выглядят следующим образом (с ними нужно сравнивать сырые баллы):

Шкалы Контрольная группа Группа больных
И 4,61 9,68
Ж 2,69 5,4
Р 5,40 7,1
С 2,97 6,5
Д 15,66 28,8

Клиническая значимость

SCL-90-R — методика, предназначенная для определения текущего статуса, она не подходит для диагностики личности. Инструкция к методике и её внутренняя суть предполагает изучение именно степени дискомфорта, причиняемого теми или иными симптомами, вне зависимости от того, насколько они выражены в реальности. Кроме того, методика не включает шкалы лжи и структура не направлена на коррекцию установочных ответов испытуемого, что также должно учитываться при инструктаже и тестировании (хотя шкала психотизма за счёт необычных симптомов, в неё входящих, может использоваться для оценки степени искренности испытуемого и его склонности к аггравации, если заведомо известно об отсутствии психотических расстройств).

Основное предназначение шкалы — выявление психологического симптоматического статуса широкого круга лиц, поэтому результаты опросника имеют достаточно приблизительную клиническую значимость, но SCL-90-R может применяться достаточно широко. Исключением являются люди, не способные воспринять смысл инструкций, пациенты с деменцией и явно психотическими состояниями.

Описание методики

Гиссенский опросник психосоматических жалоб был разработан в 1967 году психологами Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика позволяет определить субъективное восприятие симптомов болезни. Вопросы анкеты затрагивают несколько сфер:

  • общее самочувствие больного;
  • вегетативные расстройства;
  • дисфункция внутренних органов.

Клиенту предлагается проанализировать относительно себя 57 симптомов и оценить их выраженность по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4):

  • 4 – сильно выражено;
  • 3 –значительно;
  • 2 – незначительно;
  • 1 – слегка;
  • 0 – не выражено.

Кроме этого больной может указать свои жалобы, отсутствующие в Гиссенском опроснике. А также в ходе диагностики можно определить психологические и физиологические факторы, влияющие на симптомы.

В 1993 году методика была переведена на русский и адаптирована коллективом психологов психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Согласно этой вариации Гиссенского опросника, эмоции и стереотипы поведения человека влияют на его физическое самочувствие так же, как субъективное восприятие болезни отражается на эмоциональном состоянии и поведении. В статье мы рассматриваем именно адаптивный вариант опросника.

Это важно! В 1968 году была разработана еще одна похожая методика – Гиссенский личностный опросник. Люди, далекие от профессиональной психологии, иногда путают его с Гиссенским опросником соматических жалоб. На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.

На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.

Описание методики

Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Обработка результатов

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.

Например:

7 6 5 4 3 2 1
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
1 2 3 4 5 6 7
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный

Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

Ключ

  • Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Описание методики

Гиссенский опросник психосоматических жалоб был разработан в 1967 году психологами Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика позволяет определить субъективное восприятие симптомов болезни. Вопросы анкеты затрагивают несколько сфер:

  • общее самочувствие больного;
  • вегетативные расстройства;
  • дисфункция внутренних органов.

Клиенту предлагается проанализировать относительно себя 57 симптомов и оценить их выраженность по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4):

  • 4 – сильно выражено;
  • 3 –значительно;
  • 2 – незначительно;
  • 1 – слегка;
  • 0 – не выражено.

Кроме этого больной может указать свои жалобы, отсутствующие в Гиссенском опроснике. А также в ходе диагностики можно определить психологические и физиологические факторы, влияющие на симптомы.

В 1993 году методика была переведена на русский и адаптирована коллективом психологов психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Согласно этой вариации Гиссенского опросника, эмоции и стереотипы поведения человека влияют на его физическое самочувствие так же, как субъективное восприятие болезни отражается на эмоциональном состоянии и поведении. В статье мы рассматриваем именно адаптивный вариант опросника.

Это важно! В 1968 году была разработана еще одна похожая методика – Гиссенский личностный опросник. Люди, далекие от профессиональной психологии, иногда путают его с Гиссенским опросником соматических жалоб

На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.

Теоретические основы

В основу разработки гиссенского личностного опросника были положены следующие требования:

  • тест должен предоставлять возможность испытуемому создать психологический автопортрет, в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими;
  • этот автопортрет должен базироваться на особенностях личности, специфичных для внутренней структуры и психосоциальных связей испытуемого (пункты опросника сформулированы таким образом, чтобы испытуемый в основном характеризовал себя во взаимоотношениях с другими людьми);
  • тест должен быть пригодным для разных возрастных групп;
  • его проведение не должно занимать более 10 — 15 минут, что делает его легко применимым в качестве диагностического инструмента при консультациях, в клинической практике, а также при групповых обследованиях.

Теоретические основы

Девять основных симптоматических расстройств были выделены в результате комплексного клинического, эмпирического и аналитического исследования. Авторы выбрали только те синдромы, которым в литературе даны четкие и ясные определения, что позволило им, по возможности, избежать сомнений относительно того, что же на самом деле измеряется. К тому же требовалось, чтобы те ощущения, которые объединяются в каждую из симптоматических групп, возможно было измерить в пределах стандартных шкал и, более того, чтобы они были доступны пониманию испытуемого во время заполнения шкалы. Окончательным критерием было подтверждение базовых дефиниций в клинике.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *