Опросник выгорания маслач

История создания

Методика SCL-90-R создана Дерогатис на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) — методики, ведущей свою историю от Cornell Medical Index (Wider, 1948), которая, в свою очередь, опиралась на «Шкалу дискомфорта» разработанную Parloff с соавторами (1953).

Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании. Во-первых, методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначенный для работы с больными.

Во-вторых, пять первоначально выделенных симптоматических категорий хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были
направлены, не охватывали других важных областей симптоматики.

И в-третьих, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто «шумом». Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациентов с клиническими данными.

Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий, определен
ных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.

Первоначальная версия шкалы, предложенная Дерогатисом и его коллегами на основании клинической практики и психометрического анализа, затем была модифицирована и валидизирована в настоящем варианте.

Классификация

Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Проекция

Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм. Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

n/N∗100

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

n/97∗100

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ >

Название шкал

Номера утверждений

n

А

Отрицание

1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94

12

B

Подавление

6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89

12

C

Регрессия

2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95

14

D

Компенсация

3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74

10

E

Проекция

7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96

13

F

Замещение

8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97

13

G

Интеллектуализация

4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87

12

H

Реактивное образование

5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,

10

Средние величины нормативных данных

Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты

Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M

S

+- m

M

S

+- m

Отрицание

4, 5

2, 96

0, 25

3, 81

2, 07

0, 20

Вытеснение

4, 0

2, 97

0, 20

2, 59

1, 77

0, 17

Регрессия

4, 7

2, 96

0, 25

5, 12

3, 09

0, 30

Компенсация

3, 1

2, 13

0, 18

4, 38

1, 86

0, 18

Проекция

8, 2

3, 55

0, 30

5, 51

3, 01

0, 30

Замещение

3, 8

2, 96

0, 25

3, 12

2, 01

0, 20

Интеллектуализация

5, 9

2, 60

0, 22

6, 32

1, 95

0, 19

Реактивное образование

3, 1

2, 13

0, 18

2, 80

2, 35

0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки

отрицание

вытеснение

регрессия

компенсация

проекция

замещение

>интеллектуализация

Реактивное образование

A

B

C

D

E

F

G

H

2

1

2

2

4

13

1

2

15

6

5

2

15

38

2

8

34

15

16

4

27

3

56

3

19

54

30

29

9

40

16

71

4

33

71

47

45

16

53

32

81

5

52

83

61

62

26

69

51

88

6

70

91

73

79

39

83

74

93

7

83

96

82

90

53

90

87

95

8

91

99

89

97

68

94

95

98

9

97

93

99

70

96

99

99

10

99

97

88

99

11

99

94

12

98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки

отрицание

вытеснение

регрессия

компенсация

проекция

замещение

интеллектуализация

Реактивное образование

A

B

C

D

E

F

G

H

3

2

2

5

1

6

7

1

13

8

6

20

5

23

3

19

2

27

25

19

37

6

37

6

39

3

39

42

35

63

7

48

17

61

4

50

63

53

78

12

65

28

76

5

61

76

70

88

20

77

42

91

6

79

87

80

95

27

86

59

97

7

84

92

85

97

36

93

76

98

8

90

97

88

99

46

97

87

99

9

97

98

95

64

98

92

10

98

99

97

72

99

97

11

99

99

90

99

12

96

13

99

Валидизация

В 1976 г. Дерогатис, Рикельс и Рок провели работу по сопоставлению шкал SCL со шкалами MMPI. Работа
была проведена на 119 «симптоматических добровольцах», и кроме MMPI в нее были также включены обычные клинические шкалы. Шкалы SCL имеют высокие корреляции с соответствующими симптоматическими группами MMPI, кроме группы обсессивно-компульсивных симптомов. Результаты исследования отражают высокий уровень конвергентной валидности для SCL. В 1980 г. Горовиц и его коллеги рассмотрели SCL в связи с исследованиями по PTSD, а в 1981 г. было обнаружено, что при тестировании SCL удалось получить различия в результатах теста между пациентами с PTSD, получавшими терапевтическую помощь, и пациентами, не получавшими такой помощи. Баум и его сотрудники в нескольких опубликованных работах привели чрезвычайно интересные данные о хорошей чувствительности SCL при тестировании стресса для Three Mile Islend. В похожем исследовании Грин и ее коллеги использовали SCL для определения уровня стресса при пожаре в клубе Beverly Hills Supper. Также SCL использовалась для диагностики лиц с различными клиническими проявлениями в психиатрии, онкологических больных, наркологических пациентов, пациентов с различными физическими заболеваниями. Многочисленные исследователи доказали самостоятельную ценность клинических и психометрических характеристик SCL. Кроме того, методика переведена на многие языки и используется во многих странах. Русский вариант SCL применялся в комплексном исследовании, которое проводилось лабораторией психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.

Для определения показателей надежности субшкал SCL-90-R использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной
популяции, профессионалов, род деятельности которых связан с постоянным риском для здоровья и жизни, а также популяции, подвергшейся воздействию потенциально психотравмирующих событий (ветераны войны в Афганистане, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, беженцы), кроме этого были включены данные по двум выборкам популяции психиатрических пациентов с диагнозами шизофрения и соматоформные расстройства. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам Cубшкалы SCL-90-R обладают достаточно хорошей надежностью, за исключением шкалы PAR.

В качестве критерия надежности был использован а-коэффициент, который является вариацией формулы Ruder-Richardson 20. Полученные коэффициенты были вполне удовлетворительно распределены между низким 0,77 для субшкалы психотизма и высоким 0,90 для депрессии значениями. Тест-ретестовые коэффициенты были получены при анализе данных 94 психиатрических пациентов, которые тестировались во время первичного осмотра и повторно обследовались через неделю перед первым терапевтическим сеансом. Большая часть этих коэффициентов колеблется между 0,80 и 0,90, что является соответствующим уровню для значений симптоматических групп.

Процедура проведения

Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.

Инструкция

Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет.
Ваша задача:

  • прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;
  • выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;
  • вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.

Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

Клиническая значимость

SCL-90-R — методика, предназначенная для определения текущего статуса, она не подходит для диагностики личности. Инструкция к методике и её внутренняя суть предполагает изучение именно степени дискомфорта, причиняемого теми или иными симптомами, вне зависимости от того, насколько они выражены в реальности. Кроме того, методика не включает шкалы лжи и структура не направлена на коррекцию установочных ответов испытуемого, что также должно учитываться при инструктаже и тестировании (хотя шкала психотизма за счёт необычных симптомов, в неё входящих, может использоваться для оценки степени искренности испытуемого и его склонности к аггравации, если заведомо известно об отсутствии психотических расстройств).

Основное предназначение шкалы — выявление психологического симптоматического статуса широкого круга лиц, поэтому результаты опросника имеют достаточно приблизительную клиническую значимость, но SCL-90-R может применяться достаточно широко. Исключением являются люди, не способные воспринять смысл инструкций, пациенты с деменцией и явно психотическими состояниями.

Теоретические основы

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

«В чем подвох?»: почему мы ищем скрытый смысл там, где его нет

Мария рассказывает, что не умеет принимать подарки, даже на свой день рождения: «Когда мне что-то дарят, я чувствую себя обязанной сделать ответный подарок. Причем, равнозначный по . Или чувствую себя обязанной что-то сделать для этого человека. А если муж приходит домой с букетом цветов, я сразу начинаю подозревать его в неверности. Ведь не может он просто так купить цветы — где-то есть подвох».

«У таких людей, как Мария, остро выражено чувство вины: внутренний судья не дает им расслабиться и хоть ненадолго отпустить контроль, — считает психолог Анна Авдеева. — Когда мы чувствует себя виноватыми, мы думаем, что другие тоже знают о наших недостатках и проступках».

Представьте, что вы опоздали на работу. В кабинет заходит начальник и говорит, что хочет собрать планерку. «Сейчас будет публичный выговор, меня лишат премии, коллеги будут смеяться надо мной» — негативные мысли одна за другой проносятся в голове, пока начальник не говорит, что хотел похвалить сотрудников за успешные продажи.

Помните Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»? Совершив преступление, он повсюду видел подвох и заговоры, нацеленные на его разоблачение. Это было вызвано чувством вины и осознанием того, что за преступление нужно поплатиться.

Психосоматика непрощения

Чувство вины выливается в перфекционизм, стремление к идеалу. Человек выдвигает жесткие требования к самому себе, запрещает ошибаться. А если это случается, то сурово наказывает себя и испытывает сильнейший стресс. По сути, люди с постоянной виной все время живут в стрессе. А это медленно, но верно выводит из равновесия все системы организма, нарушает гормональный баланс.

На другом конце чувства вины всегда расположена обида. В психосоматике непрощение связывают с развитием онкологии. Низкая самооценка, самосожаление, невозможность простить себя и других – все это предпосылки рака. Пока человек не отпустит прошлое и не избавиться от обид, он будет жить воспоминаниями. А его организм будет пожирать сам себя.

Внимание! Психосоматические заболевания – это реальные нарушения в работе органов, вызванные стрессом. Чтобы полностью избавиться от болезни нужно пройти комплексную терапию: прием медикаментов и консультации психолога.

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

\frac{n}{N}*100%

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

\frac{n}{97}*100%

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *