История создания
Методика SCL-90-R создана Дерогатис на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) — методики, ведущей свою историю от Cornell Medical Index (Wider, 1948), которая, в свою очередь, опиралась на «Шкалу дискомфорта» разработанную Parloff с соавторами (1953).
Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании. Во-первых, методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначенный для работы с больными.
Во-вторых, пять первоначально выделенных симптоматических категорий хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были
направлены, не охватывали других важных областей симптоматики.
И в-третьих, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто «шумом». Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациентов с клиническими данными.
Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий, определен
ных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.
Первоначальная версия шкалы, предложенная Дерогатисом и его коллегами на основании клинической практики и психометрического анализа, затем была модифицирована и валидизирована в настоящем варианте.
Классификация
Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.
Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?
- Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
- Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
- Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
- Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.
Проекция
Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм. Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.
Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
n/N∗100
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
n/97∗100
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > |
Название шкал |
Номера утверждений |
n |
А |
Отрицание |
1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 |
12 |
B |
Подавление |
6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 |
12 |
C |
Регрессия |
2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 |
14 |
D |
Компенсация |
3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 |
10 |
E |
Проекция |
7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 |
13 |
F |
Замещение |
8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 |
13 |
G |
Интеллектуализация |
4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 |
12 |
H |
Реактивное образование |
5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, |
10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты |
Данные авторов при апробации методики n = 140 |
Данные авторов методики n = 104 |
||||
M |
S |
+- m |
M |
S |
+- m |
|
Отрицание |
4, 5 |
2, 96 |
0, 25 |
3, 81 |
2, 07 |
0, 20 |
Вытеснение |
4, 0 |
2, 97 |
0, 20 |
2, 59 |
1, 77 |
0, 17 |
Регрессия |
4, 7 |
2, 96 |
0, 25 |
5, 12 |
3, 09 |
0, 30 |
Компенсация |
3, 1 |
2, 13 |
0, 18 |
4, 38 |
1, 86 |
0, 18 |
Проекция |
8, 2 |
3, 55 |
0, 30 |
5, 51 |
3, 01 |
0, 30 |
Замещение |
3, 8 |
2, 96 |
0, 25 |
3, 12 |
2, 01 |
0, 20 |
Интеллектуализация |
5, 9 |
2, 60 |
0, 22 |
6, 32 |
1, 95 |
0, 19 |
Реактивное образование |
3, 1 |
2, 13 |
0, 18 |
2, 80 |
2, 35 |
0, 23 |
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)
Сырые очки |
отрицание |
вытеснение |
регрессия |
компенсация |
проекция |
замещение |
>интеллектуализация |
Реактивное образование |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
|
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
13 |
|||
1 |
2 |
15 |
6 |
5 |
2 |
15 |
38 |
|
2 |
8 |
34 |
15 |
16 |
4 |
27 |
3 |
56 |
3 |
19 |
54 |
30 |
29 |
9 |
40 |
16 |
71 |
4 |
33 |
71 |
47 |
45 |
16 |
53 |
32 |
81 |
5 |
52 |
83 |
61 |
62 |
26 |
69 |
51 |
88 |
6 |
70 |
91 |
73 |
79 |
39 |
83 |
74 |
93 |
7 |
83 |
96 |
82 |
90 |
53 |
90 |
87 |
95 |
8 |
91 |
99 |
89 |
97 |
68 |
94 |
95 |
98 |
9 |
97 |
93 |
99 |
70 |
96 |
99 |
99 |
|
10 |
99 |
97 |
88 |
99 |
||||
11 |
99 |
94 |
||||||
12 |
98 |
Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)
Сырые очки |
отрицание |
вытеснение |
регрессия |
компенсация |
проекция |
замещение |
интеллектуализация |
Реактивное образование |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
|
3 |
2 |
2 |
5 |
1 |
6 |
7 |
||
1 |
13 |
8 |
6 |
20 |
5 |
23 |
3 |
19 |
2 |
27 |
25 |
19 |
37 |
6 |
37 |
6 |
39 |
3 |
39 |
42 |
35 |
63 |
7 |
48 |
17 |
61 |
4 |
50 |
63 |
53 |
78 |
12 |
65 |
28 |
76 |
5 |
61 |
76 |
70 |
88 |
20 |
77 |
42 |
91 |
6 |
79 |
87 |
80 |
95 |
27 |
86 |
59 |
97 |
7 |
84 |
92 |
85 |
97 |
36 |
93 |
76 |
98 |
8 |
90 |
97 |
88 |
99 |
46 |
97 |
87 |
99 |
9 |
97 |
98 |
95 |
64 |
98 |
92 |
||
10 |
98 |
99 |
97 |
72 |
99 |
97 |
||
11 |
99 |
99 |
90 |
99 |
||||
12 |
96 |
|||||||
13 |
99 |
Валидизация
В 1976 г. Дерогатис, Рикельс и Рок провели работу по сопоставлению шкал SCL со шкалами MMPI. Работа
была проведена на 119 «симптоматических добровольцах», и кроме MMPI в нее были также включены обычные клинические шкалы. Шкалы SCL имеют высокие корреляции с соответствующими симптоматическими группами MMPI, кроме группы обсессивно-компульсивных симптомов. Результаты исследования отражают высокий уровень конвергентной валидности для SCL. В 1980 г. Горовиц и его коллеги рассмотрели SCL в связи с исследованиями по PTSD, а в 1981 г. было обнаружено, что при тестировании SCL удалось получить различия в результатах теста между пациентами с PTSD, получавшими терапевтическую помощь, и пациентами, не получавшими такой помощи. Баум и его сотрудники в нескольких опубликованных работах привели чрезвычайно интересные данные о хорошей чувствительности SCL при тестировании стресса для Three Mile Islend. В похожем исследовании Грин и ее коллеги использовали SCL для определения уровня стресса при пожаре в клубе Beverly Hills Supper. Также SCL использовалась для диагностики лиц с различными клиническими проявлениями в психиатрии, онкологических больных, наркологических пациентов, пациентов с различными физическими заболеваниями. Многочисленные исследователи доказали самостоятельную ценность клинических и психометрических характеристик SCL. Кроме того, методика переведена на многие языки и используется во многих странах. Русский вариант SCL применялся в комплексном исследовании, которое проводилось лабораторией психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.
Для определения показателей надежности субшкал SCL-90-R использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной
популяции, профессионалов, род деятельности которых связан с постоянным риском для здоровья и жизни, а также популяции, подвергшейся воздействию потенциально психотравмирующих событий (ветераны войны в Афганистане, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, беженцы), кроме этого были включены данные по двум выборкам популяции психиатрических пациентов с диагнозами шизофрения и соматоформные расстройства. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам Cубшкалы SCL-90-R обладают достаточно хорошей надежностью, за исключением шкалы PAR.
В качестве критерия надежности был использован а-коэффициент, который является вариацией формулы Ruder-Richardson 20. Полученные коэффициенты были вполне удовлетворительно распределены между низким 0,77 для субшкалы психотизма и высоким 0,90 для депрессии значениями. Тест-ретестовые коэффициенты были получены при анализе данных 94 психиатрических пациентов, которые тестировались во время первичного осмотра и повторно обследовались через неделю перед первым терапевтическим сеансом. Большая часть этих коэффициентов колеблется между 0,80 и 0,90, что является соответствующим уровню для значений симптоматических групп.
Процедура проведения
Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.
Инструкция
Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет.
Ваша задача:
- прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;
- выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;
- вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.
Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.
Клиническая значимость
SCL-90-R — методика, предназначенная для определения текущего статуса, она не подходит для диагностики личности. Инструкция к методике и её внутренняя суть предполагает изучение именно степени дискомфорта, причиняемого теми или иными симптомами, вне зависимости от того, насколько они выражены в реальности. Кроме того, методика не включает шкалы лжи и структура не направлена на коррекцию установочных ответов испытуемого, что также должно учитываться при инструктаже и тестировании (хотя шкала психотизма за счёт необычных симптомов, в неё входящих, может использоваться для оценки степени искренности испытуемого и его склонности к аггравации, если заведомо известно об отсутствии психотических расстройств).
Основное предназначение шкалы — выявление психологического симптоматического статуса широкого круга лиц, поэтому результаты опросника имеют достаточно приблизительную клиническую значимость, но SCL-90-R может применяться достаточно широко. Исключением являются люди, не способные воспринять смысл инструкций, пациенты с деменцией и явно психотическими состояниями.
Теоретические основы
Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.
Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
«В чем подвох?»: почему мы ищем скрытый смысл там, где его нет
Мария рассказывает, что не умеет принимать подарки, даже на свой день рождения: «Когда мне что-то дарят, я чувствую себя обязанной сделать ответный подарок. Причем, равнозначный по . Или чувствую себя обязанной что-то сделать для этого человека. А если муж приходит домой с букетом цветов, я сразу начинаю подозревать его в неверности. Ведь не может он просто так купить цветы — где-то есть подвох».
«У таких людей, как Мария, остро выражено чувство вины: внутренний судья не дает им расслабиться и хоть ненадолго отпустить контроль, — считает психолог Анна Авдеева. — Когда мы чувствует себя виноватыми, мы думаем, что другие тоже знают о наших недостатках и проступках».
Представьте, что вы опоздали на работу. В кабинет заходит начальник и говорит, что хочет собрать планерку. «Сейчас будет публичный выговор, меня лишат премии, коллеги будут смеяться надо мной» — негативные мысли одна за другой проносятся в голове, пока начальник не говорит, что хотел похвалить сотрудников за успешные продажи.
Помните Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»? Совершив преступление, он повсюду видел подвох и заговоры, нацеленные на его разоблачение. Это было вызвано чувством вины и осознанием того, что за преступление нужно поплатиться.
Психосоматика непрощения
Чувство вины выливается в перфекционизм, стремление к идеалу. Человек выдвигает жесткие требования к самому себе, запрещает ошибаться. А если это случается, то сурово наказывает себя и испытывает сильнейший стресс. По сути, люди с постоянной виной все время живут в стрессе. А это медленно, но верно выводит из равновесия все системы организма, нарушает гормональный баланс.
На другом конце чувства вины всегда расположена обида. В психосоматике непрощение связывают с развитием онкологии. Низкая самооценка, самосожаление, невозможность простить себя и других – все это предпосылки рака. Пока человек не отпустит прошлое и не избавиться от обид, он будет жить воспоминаниями. А его организм будет пожирать сам себя.
Внимание! Психосоматические заболевания – это реальные нарушения в работе органов, вызванные стрессом. Чтобы полностью избавиться от болезни нужно пройти комплексную терапию: прием медикаментов и консультации психолога.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при
апробации методики n = 140 |
Данные авторов методики
n = 104 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | |
|
|
|
|
|
Вытеснение | |
|
|
|
|
|
Регрессия | |
|
|
|
|
|
Компенсация | |
|
|
|
|
|
Проекция | |
|
|
|
|
|
Замещение | |
|
|
|
|
|
Интеллектуализация | |
|
|
|
|
|
Реактивное образование | |
|
|
|
|
|
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |
|
|
|
||||
11 | |
|
||||||
12 | |
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
||
10 | |
|
|
|
|
|
||
11 | |
|
|
|
||||
12 | |
|||||||
13 | |