Интерпретация результатов
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею
Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики
Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
- Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
- Мне интересно составлять компьютерные программы.
- Я люблю читать книги.
- Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
- Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
- Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
- Я люблю играть в шахматы.
- Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
- Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
- Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
- Мне нравится все делать своими руками.
- В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
- Я придаю большое значение сказанному слову.
- Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
- Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
- При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
- Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
- Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
- Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
- Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
- Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
- Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
- Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
- Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
- Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
- Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
- Я понимаю красоту математических формул.
- Мне легко говорить перед любой аудиторией.
- Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
- Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
- Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
- Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
- Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
- Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
- Не люблю ходить одним и тем же путем.
- Истинно только то, что можно потрогать руками.
- Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
- Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
- Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
- Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Диагностика типа мышления
П-Д | 1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | 36 |
А-С | 2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | 37 |
С-Л | 3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | 38 |
Н-О | 4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 |
К | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
Объяснение этого термина и развития навыков аналитики в себе
Аналитический склад ума – это способность мыслить и делать выводы, опираясь на точную логичную последовательность. Даже если кто-то любит рассуждать и делиться своими мыслями, это не означает, что он силен в аналитике.
Именно умение отобрать факты, сделать быстрый анализ, построить из них верную цепочку – особенность аналитического мышления. Этот человек может находить даже неявные связи между предметами и явлениями, отделять главное и второстепенное.
Секрет – в преобладании левой половины мозга, разума над эмоциями. Если это полушарие работает эффективнее, человек сначала размышляет, а затем приступает к действию.
На первый взгляд, подобные люди кажутся холодными и бесчеловечными – они, прежде всего, опираются на факты. Эмоциональное восприятие для них вторично.
Какой склад ума лучше: аналитический или эмоциональный
Понятие аналитического мышления появилось, когда ученые изучили особенности полушарий человеческого мозга. Левое отвечает за анализ, логику. От работы правого зависит то, как человек проявляет себя в творчестве, умеет ли образно мыслить, проявлять эмоции. Его эффективность напрямую связано с воображением.
Особенности заметны уже в детстве. Малыши, у которых хорошо работает правое полушарие, придумывают сказки, много фантазируют и сочиняют.
Им не составит труда придумать фантастическое животное. Аналитики хорошо проявляют себя в алгебре и физике. Но писать сочинения по литературе, фантазировать гораздо сложнее.
Но если есть значительная разница – например, левое существенно преобладает – человек могут оказаться нечувствительным к эмоциям. Ему сложнее адаптироваться в социуме. Когда есть огромный перевес правого, велико воздействие мечтаний и грез.
Такой человек может строить воздушные замки и фантазировать, при этом легко подпадает под чужое влияние. Редкий случай, когда аналитика и творческое восприятие мира сильны одинаково. Обычно это очень талантливая личность, которая способна себя ярко проявлять.
Отличие аналитического ума
Высокая скорость обработки поступающей информации с правильными выводами – отличие человека с аналитическим мышлением. Если преобладает аналитический ум, это проявляется в следующем:
- анализ поступающей информации;
- заметны нестыковки в рассуждениях других;
- получается выстраивать логические цепочки;
- даже в значительном потоке информации легко выделить главное и второстепенное;
- ясное изложение мыслей.
Например, при составлении резюме такие люди подчиняют все предложения определенному порядку. Все мысли выстраиваются в логическую цепочку. Считается, что человеку с аналитическим мышлением сложнее развивать коммуникативные способности. Но если оба направления развиты. это называют синтетическим мышлением.
Такой подход ценен для маркетолога или рекрутера. Есть и минусы – например, если требуется быстро отреагировать, аналитики впадают в ступор.
Аналитический склад ума особенно пригодится в некоторых профессиях. Из этих людей получаются хорошие политологи. Они также могут быть менеджерами, экономистами, логистами и аналитиками.
Это позволяет быстро анализировать факты, выделять главное
Очень важно развивать аналитическую сторону, если в планах – занять руководящую должность
Однако даже если человек от природы одарен аналитическими способностями, их важно развивать. Начать можно с кроссвордов, сканвордов
Помогают игры в шашки, шахматы, слова. Также стоит читать детективы и параллельно раздумывать о мотивации персонажей.
Подходящие упражнения
Есть специальные занятия, позволяющие улучшить аналитические способности, даже если анализирование информации кажется слабым местом. Сначала нагрузка должна быть незначительной – подойдут коллективные игры в слова, решение увлекательных математических задачек, сканвордов и ребусов. Такой подход даст возможность отшлифовать работу мозга.
Вместо споров следует попробовать понять их позицию и расположить факты так, чтобы прийти к подобным выводам. Это позволит легко разобраться в несостыковках в ходе мышления другого или найти ошибки своего.
Интерпретация результатов
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею
Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить
Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Процедура проведения
Исследование проводится на одном испытуемом, возраст которого должен быть не менее 18 лет. Ему предлагается текст опросника, в котором испытуемый должен делать соответствующие пометки. Этот бланк обязательно сохраняется и прикладывается к отчету.
Инструкция
Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенность Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.
Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. Всего таких групп в опроснике 18. Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.
Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, то продолжайте работать дальше.
Пожалуйста, заполните для тренировки этот образец:
Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:
- Качество изложения, стиль
- Основные идеи книги
- Композицию и оформление книги
- Логику и аргументацию автора
- Выводы, которые можно сделать из этой книги
Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше.
Психология и мышление
Что такое мышление?
Мышление – это вид умственный деятельности, направленный на познание сущностей и явлений, а также связей между ними.
Иными словами, мышление – это способ восприятия мира, и всех происходящих в нем процессов. Получение информации, ее анализ, поиск причинно-следственных связей, принятие решений и генерация новых идей.
Мышление помогает нам осмыслить новую информацию, сравнить ее с имеющимся опытом и получить новые знания. Как вы уже поняли, мыслительный процесс тесно связан с памятью.
В зависимости от того, какой тип информации быстрее преобразует наш мозг, выделяют разные типы мышления, которые определяют наклонность к тем или иным способностям.
Многие ученые ставили целью своей жизни – изучение мыслительных процессов человека. Их труды объединяет когнитивная психология.
Видным деятелем в этой области был Джером Сеймур Брунер.
Кто такой Джером Брунер?
Джером Сеймур Брунер (1915 – 2016) – американский психолог. Специалист в области изучения когнитивных процессов.
Большинство его работ посвящено исследованиям человеческого мышления и восприятия. Так же разработал методики по обучению детей, которые и сейчас пользуются популярностью.
Он разработал опросник, который позволяет проанализировать мыслительные процессы человека и выделить несколько типов мышления.
Тест, который мы предлагаем ниже составлен на основании данного опросника.
Помните, что данный тест не является четким описанием ваших когнитивных способностей, так как это возможно только в сотрудничестве с психологом. Но он поможет вам проанализировать свои мысли и действия и сделать интересные выводы.
Любой тип мышления можно развивать и совершенствовать, и соответственно, в разное время получить разные варианты ответов.
Описание типов мышления по методике Дж. Брунера
Итак, вы прошли тест и узнали, какой тип мышления преобладает у вас. Ниже вы можете ознакомиться с описанием к каждому типу.
Предметное мышление
Предметное мышление подразумевает принятие информации последовательно, когда сложная операция разбивается на цепочку более простых. Такое мышление характерно людям с практическим складом ума.
Они не любят долгие рассуждения и фантазии, сразу берутся за дело и доводят его до конца. Они ищут и находят выгоду от каждого действия. Быстро приспосабливаются к переменам.
И, по сути, отлично развиваются во всех сферах деятельности, особенно если поставят перед собой такую цель. Считается, что такой склад ума присущ мужчинам.
Символическое мышление
Символическое мышление характерно людям с математическим складом ума. Результатом мыслительной деятельности является четко-выстроенная цепочка действий с причинно-следственными связями.
Таким людям важно понять, почему произошло именно так, а не по-другому. Они стараются докопаться до истины, даже если результат им не понравится
Про таких людей говорят – человек с аналитическим складом ума, для которого на первом месте стоят разум и расчет, а не эмоции.
Они упрямы и независимы. Такие люди мало восприимчивы к критике. У таких людей часто высоко развита интуиция, что означает предсказание дальнейших событий на основании уже пережитого опыта и сделанных на основании этого выводов. Для них характерны такие сферы деятельности, как наука, бизнес, политика, организаторская деятельность.
Знаковое мышление
Знаковое мышление характерно людям с гуманитарным складом ума. Такое мышление подразумевает быстрое усвоение большого количества информации за счет ее преобразования из знаков и ярких фрагментов в большую единицу. Таким людям легче усваивать информацию, когда участвует зрительная память.
Такие люди редко стараются разобраться в сути, им важен сам факт свершившегося. Они восприимчивы и ранимы, эмоциональны. Люди со знаковым мышлением отдают предпочтение таким дисциплинам как история, литература и искусство, как художественное, так и другие его сферы. А также юриспруденция, право.
Образное мышление
Образное мышление присуще людям с художественным складом ума. Это нестандартный тип мышления. Такие люди любят передавать информацию через образы, а не слова, чем ставят в тупик своих собеседников. Во врем разговора они часто употребляют прилагательные, сравнительные обороты.
Такие люди любят фантазировать и мечтать. Они очень восприимчивы к критике и остро реагируют на переживаемые события. Такие люди чаще всего встречаются среди представителей творческих профессий.
Креативное мышление
Креативное мышление выражается в способности человека генерировать новые идеи. Такие люди мыслят нестандартно. Несомненно – это признак творческого человека. Они легко выражают собственные мысли, легко общаются с людьми.
Креативные люди чаще всего успешны в бизнесе, управлении, творческих профессиях. Они не выносят рутины и могут быть восприимчивы к критике. Креативное мышление, как и другие типы мышления можно развивать и совершенствовать.
Универсальное мышление
Такой вариант вы не найдете в ответах к тесту, так как он подразумевает, что у человека одинаково развиты все типы мышления. Такой вариант не предполагает алгоритм опроса. Универсальны ли ваши когнитивные способности, можно узнать по следующему признаку – они усваивают практически любую информацию:
- Пишут стихи
- Разбираются в графиках и чертежах
- Легко сходятся с людьми
- Запоминают большие объемы информации
- И многое другое
Такие люди могут реализоваться в любой сфере – гуманитарной, математической, финансовой. Все будет зависеть от того, что выберут они.
Пояснение результатов теста
Не существует человека только с одним типом мышления. Каждый из описанных вариантов преобладает в большей или меньшей степени. Для того, чтобы узнать, какой вариант у вас на втором месте, пройдите тест еще раз, но выбирайте для каждого вопроса второй по значимости ответ.
Описание методики
Диагностика типа мышления респондента. Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.
Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Инструкция по прохождению
Представленный тест позволит вам определить, как вы оцениваете себя в плане творчества.
Ниже вы найдёте 50 утверждений. В зависимости от того, насколько вы с ними согласны, нужно будет поставить отметку в графе «Согласен», «Согласен отчасти» или «Не согласен». Если какое-то утверждение вызывает у вас затруднения, то ставьте отметку в графе «Затрудняюсь с ответом». Для удобства вы просто можете взять лист бумаги и делать пометки на нём в комфортной для себя форме.
Ответы следует давать, не размышляя подолгу. Помните о том, что в тесте нет верных или неверных, плохих или хороших ответов. Чем честнее вы будете отвечать, тем более точными будут результаты.
Выполнение теста не ограничено по времени, однако лучше пройти тест максимально быстро. Каждое утверждение подразумевает лишь один вариант ответа.
Тестовый материал
№ | Утверждение | Согласен | Согласен отчасти | Не согласен | Затрудняюсь с ответом |
1 | Когда я не знаю правильного ответа, я попробую о нём догадаться | ||||
2 | Мне нравится рассматривать предметы во всех деталях, чтобы обнаружить нечто новое | ||||
3 | Когда я чего-то не знаю, я всегда спрашиваю об этом | ||||
4 | Я не люблю планировать свои дела преждевременно | ||||
5 | Если я собираюсь играть в какую-то игру, я должен быть уверен, что выиграю | ||||
6 | Я люблю представлять что-то, что мне предстоит сделать или узнать | ||||
7 | Если у меня что-то не получается сразу, я буду делать это, пока не получится | ||||
8 | Я никогда не буду играть в такую игру, которую не знают другие | ||||
9 | Лучше делать всё привычным способом, чем искать новые | ||||
10 | Мне нравится выяснять, обстоит ли что-то так, как об этом говорят | ||||
11 | Я люблю открывать для себя новые виды деятельности | ||||
12 | Мне всегда очень нравится заводить новых друзей | ||||
13 | Я люблю представлять то, чего со мной никогда не было | ||||
14 | Я никогда не мечтаю о том, что смогу стать известной творческой личностью | ||||
15 | Иногда мои идеи так интересны мне, что я могу позабыть про всё на свете | ||||
16 | Жить и работать на космической станции было бы гораздо лучше, чем на Земле | ||||
17 | Когда я не знаю, что будет дальше, я начинаю нервничать | ||||
18 | Мне нравится всё необычное, всё то, что не похоже на привычные вещи | ||||
19 | Часто я пытаюсь представить себе мысли других людей | ||||
20 | Я люблю читать рассказы и смотреть передачи о событиях прошлого | ||||
21 | Я люблю обсуждать свои идеи вместе со своими друзьями | ||||
22 | Даже если я ошибаюсь или делаю что-то неправильно, я остаюсь спокоен | ||||
23 | В будущем я бы хотел сделать нечто такое, чего никто не делал прежде | ||||
24 | Я подбираю себе друзей, которые делают всё, как обычно | ||||
25 | Меня часто не устраивают многие из существующих правил и ограничений | ||||
26 | Я люблю решать даже такие задачи, в которых нет правильного ответа | ||||
27 | Есть много всего, с чем я хотел бы провести эксперименты | ||||
28 | Если однажды я найду ответ на вопрос, я больше не стану искать других ответов | ||||
29 | Мне никогда не нравились публичные выступления | ||||
30 | Во время чтения книги или просмотра фильма я представляю себя главным героем | ||||
31 | Мне нравится представлять, как жили люди в прошлом | ||||
32 | Я не люблю, когда мои товарищи проявляют нерешительность | ||||
33 | Мне нравится разбирать старые коробки и чемоданы просто ради любопытства | ||||
34 | Я бы хотел, чтобы мои родители и наставники никогда не менялись | ||||
35 | Я всегда стараюсь доверять своей интуиции и внутреннему чутью | ||||
36 | Мне нравится что-то предполагать, а затем поверять, был ли я прав | ||||
37 | Я люблю играть в игры, в которых нужно просчитывать свои действия | ||||
38 | Мне всегда было интересно устройство различных механизмов | ||||
39 | Мои лучшие друзья всегда критикуют глупые идеи | ||||
40 | Мне нравится придумывать что-то, пусть даже это и неприменимо на практике | ||||
41 | Я люблю, когда всегда и везде соблюдается порядок | ||||
42 | Я бы хотел искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть позже | ||||
43 | Мне нравится делать что-то новое, чтобы узнать, что получится | ||||
44 | В любимые игры я играю ради удовольствия, а не чтобы выиграть | ||||
45 | Я люблю думать о чём-то таком, что никому ещё не приходило в голову | ||||
46 | Если я вижу картину, на которой кто-то изображён, я хочу узнать, кто это | ||||
47 | Мне нравится перелистывать журналы и книги просто ради интереса | ||||
48 | Мне кажется, что на многие вопросы можно дать один верный ответ | ||||
49 | Мне нравится спрашивать о чём-то таком, о чём другие обычно не спрашивают | ||||
50 | И на работе и дома у меня всегда есть много интересных дел |
После того как вы проставили отметки ко всем утверждениям, можно переходить к обработке и интерпретации результатов.
Определение типа мышления и уровня креативности
Содержательная интерпретация
• Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
• Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.
• Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
• Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
• Креативность – творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.
Интерпретация результатов
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею
Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить
Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.