Диагностика: статьи: ценностный опросник (цо) с. шварца: 1

Что есть человек?

Мы должны честно признать, что всякая попытка дать определение такого рода изначально сопряжена с серьёзными теоретическими и логическими сложностями. Каждый элемент такого определения сам требует определения и когда мы начинаем работать над ними, то обнаруживаем, что бегаем по кругу. На какое-то время и в определённом смысле мы должны смириться с этим.

«Хорошее человеческое существо» можно определить только с помощью какого-нибудь критерия «человечности». Кроме того, этот критерий почти наверняка должен быть относительным, то есть одни люди более «человечны», чем другие, а «хорошие» человеческие существа, «хорошие особи» — «очень человечны». Иначе быть не может, потому что существует много отличительных черт «человечности», каждая из которых имеет своё значение, но сама по себе не может быть определяющей. Более того, многие из этих отличительных черт сами относительны, и на их основании нельзя провести чёткую черту между человеком и животным.

В данном случае очень полезными оказываются формулировки Роберта Гартмана (59). Хорошее человеческое существо (или тигр, или яблоня) хорошо в той степени, в какой оно соответствует понятию человеческого существа (или тигра, или яблони).

С одной стороны, это действительно очень хорошее решение, из тех, которые мы бессознательно всё время применяем. Женщина, только что ставшая матерью, спрашивает врача: «У меня нормальный малыш?», и врач точно знает, что она имеет в виду. Покупающий тигров владелец зоопарка ищет «хорошие экземпляры», «настоящих» тигров, у которых чётко обозначены и полностью развиты все присущие тиграм черты. Когда я покупаю обезьянок для своей лаборатории, я тоже должен отбирать хорошие экземпляры, не каких-то особенных или странных, а «настоящих обезьянок», то есть «хороших». Если хвост обезьянки не пригоден для того, чтобы цепляться им за ветки, такая обезьянка уже не может считаться хорошей, а вот отсутствие этой функции у хвоста тигра не имеет никакого значения. То же самое можно сказать и о хорошей яблоне или хорошей бабочке. Таксономист ищет «типичного представителя» только что открытого вида, такого, чтобы его можно было поместить в музей, такого, который наилучшим образом представлял бы весь вид, наиболее зрелого, с наименьшим количеством повреждений, наиболее типичного в смысле качеств, которые определяют весь вид. Тот же принцип действует и при выборе «хорошего Ренуара» или «хорошего Рубенса» и так далее.

Руководствуясь точно такими же критериями мы можем определять лучших представителей рода человеческого, людей, у которых есть всё, что свойственно виду, у которых все человеческие способности полностью развиты и идеально функционируют, у которых нет явных признаков никакой болезни, особенно такой, которая могла бы исказить главные, определяющие, неотъемлемые характеристики. Вот таких людей можно называть «наиболее человечными».

Пока что особых проблем не наблюдается. Но подумайте о дополнительных трудностях, которые возникают, скажем, у членов жюри конкурса красоты, у человека, покупающего стадо овец, выбирающего себе щенка. Здесь мы, во-первых, сталкиваемся с проблемой свойственных данной конкретной культуре стандартов, которые могут подавить биопсихологические детерминанты. Во-вторых, перед нами возникает проблема одомашнивания, то есть проблема искусственной и оберегаемой жизни. Причём мы должны помнить, что человеческие существа могут также считаться «одомашненными» в определённом смысле, особенно наиболее несамостоятельные из них, например, умственно отсталые люди, дети, и так далее.

В-третьих, нам необходимо отличать ценности хозяина молочной фермы от ценностей коров.

Поскольку любые инстинктивные склонности человека гораздо слабее сил цивилизации, то пробуждение в человеке тяги к психобиологическим ценностям всегда будет трудной задачей. Но какой бы она ни была трудной, она всё равно выполнима. Более того, её нужно, даже жизненно необходимо, выполнить (97, гл. 7).

Стало быть, большой проблемой нашей исследовательской работы является «выбор того, кто способен делать правильный выбор». Что касается практики, то это нам вполне по силам, как врачу по силам отобрать наиболее физически здорового индивида. А вот что касается теории, то здесь мы сталкиваемся с большими проблемами определения и концептуализации здоровья.

Важнейшие цели женщины

Цели, которые мы перед собой ставим – должны нас развивать, приносить опыт, рост осознанности и личной ответственности. А не гнать в психушку, реанимацию или на кладбище.

Жизненно важные цели – это те, стремление к которым будет нас развивать. Расширять наши возможности, повышать ощущение счастья, оздоравливать психику и отношения с другими.

Миру требуется сотня покорителей космоса. Если кто-то истинно стремится быть космонавтом – вперёд! Лучше счастливый, мудрый, ответственный человек, и при этом ещё и наш посланник от Земли. Чем астронавт – несчастный, перепуганный, тренирующийся и изводящий себя, только потому, что не готов полюбить себя и понять свои желания.

Я не против борьбы и «достигательства», но борьба особенно с самим собой не должна быть бессмысленной. Нет нужды в пустышке в скафандре, делающей селфи на фоне Земли.

Главная жизненно важная цель человека – быть здоровым физически и психологически. Уверенных в себе, с позитивной самооценкой людей, знающих себе цену и способных воплощать свои желания – не так уж и много

Они способны поставить перед собой цель жизни, взяться за решение жизненно важной проблемы для всего человечества. У них есть мужество и силы её решить, и жить счастливо

Женщина не обязана добывать деньги для семьи. Это – забота мужчины. Женщина может тоже заниматься делом. Главное, чтобы это не стало для неё основной работой. Она может заниматься своим делом для души, но оставаться верной своей женской природе.

Женские цели в жизни. Женщина – хранитель.

Жизненно важные цели женщины находятся в сферах: отношения, красота, домашний уют, дарение миру любви, духовные практики. Семья и забота о детях для женщины – на важнейшем месте. Это делает её счастливее .

Примеры жизненных долгосрочных целей девушек:

  1. Стать духовной акушеркой. Популяризировать «Естественные роды».
  2. Открыть центр психологической помощи.
  3. Помогать другим женщинам, строить гармоничные отношения.
  4. Воодушевлять мужчину на подвиги в его деле.
  5. Стать педагогом по призванию.
  6. Быть примером для девушек – какой можно быть женщиной в возрасте.
  7. Изучить альтернативные точки зрения на вопрос «Что значит быть женщиной».

Женские цели устремлены к гармонии и балансу в жизни.

Список женских целей на год:

  1. Лотосово рождение ребёнка.
  2. Творческое развитие: танцы, музыка, живопись.
  3. Создать блог. Развенчивать мифы о детском развитии.
  4. Отправиться в путешествие и написать роман о приключениях.
  5. Обучиться дизайну интерьера.
  6. Научиться шить. Создать дизайн своей коллекции.
  7. Стать счастливой. Очистить свои эмоциональные блоки.

Чем отличаются низшие ценности от высших?

В аксиологии все ценности распределены от низших к высшим. К низшим относятся простые, стереотипные ценности, которые больше всего распространены среди людей. Они кратковременны и изменчивы. К примеру, Э. Гарт­ма­н предложил иерархию ценностей, как восходящий ряд: удо­влетворение – це­ле­со­об­раз­ность – кра­со­та – мораль – ре­ли­гия. Где удовольствие является низшей, легкодоступной ценностью. Религиозность же является наивысшей ценностью.

Высшие ценности сложно постичь, в какой-то степени они элитарны. Эти ценности присущи высокоразвитым людям, это основа для саморазвития личности. М. Шелер составил шкалу ценностей, в которой к низшему ряду отнес «при­ят­ное» и «не­при­ят­ное», а к высшему «свя­то­е» и «не­свя­то­е». Рассмотрим понятие ценности на простом примере. Если человек работает стоматологом, лечит людей, потому что любит свое дело и хочет помочь пациентам, то он основывается на высших ценностях. Если же он занимается лечением ради денег и не думает о здоровье пациентов, то он ориентируется на низшие ценности.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С. А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.

Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73—87.

Лебедева Н.М., Татарке А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007.

Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011.

Митина О.В., Рассказова Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 118—128.

Митина О.В., Рассказова Е.И., Сорокина В.В. Конформизм в структуре личностных ценностей и сопоставительный анализ его выраженности у представителей различных социальных и культурных групп // Парадигма Милгрэма сегодня (Stanley Milgram’s Obedience Paradigm for 2014)»: C6. науч. статей / Под общ. ред. А.Я. Воронова, Р.В. Ершовой. Коломна: Моск. гос. соц.- гум. ин-т, 2014. С. 132—156.

Низовских Н.А., Митина О.В., Тюлькин М.С., Дровосеков С.Э. Психологическая готовность к управлению: методика исследования // Вести. Вятского гос. гум. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2012. Т. 4. № 3. С. 102—109.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Мат-лы III Всеросс. социологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. Диск CD, ISBN 978-6-89697-157-3

Панкратова А. А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992—2009) // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru

Сырцова А, Соколова Е. Т, Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101—109.

Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43—70.

Bardi A, Schwartz S.H. Values and behavior. Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. N 10. P. 1207—1220.

Davidov E., Schmidt P, Schwartz S.H. Bringing value back in: The adequacy of the European Social Survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. N 3. P. 420—445.

Hofstede G. Cultures consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills: Sage, 1980.

Kuhl J., Fuhrmann A. Decomposing Self-regulation and Self-control: The Volitional Components Inventory // Motivation and Self-regulation across the life span / Ed. by J. Heckhausen, C.S. Dweck. Cambridge (UK), 1998. P. 15—45.

Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.

Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / Ed by M. Zanna. N.Y.: Academic Press, 1992. P. 1—65.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 58. N 5. P. 550—562.

Schwartz S.H., Cieciuch /., Vecchione M. et al. Refining the theory of basic individual values //Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. N 4. P. 663—688.

Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A. et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. VoL 32. N 5. P. 519—542.

Triandis H.C., Bontempo R., Marcelo J.V. et al. Individualism and collectivism: Cross-cultural perspectives on self-ingroup relationships // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. N 2. P. 323—338.

В нашем исследовании использовалась русскоязычная версия, полученная непосредственно от Ш. Шварца (Шварц и др., 2012).

В данном случае мы использовали модернизированный вариант опросника «Хакемп». Классический вариант, диагностирующий ориентацию на действие/ состояние описан в работе: Васильев и др., 2011).

Для цитирования статьи:

Митина О. В., Сорокина В. В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.42-59.

Цель, этапы и организация исследования

Цель данной работы — создание компьютерной версии методики Шварца[], позволяющей определять структуру ценностных предпочтений в режиме электронного мониторинга.

Этапы:

  1. Подбор батареи тестов для проведения пилотажного мониторинга ценностных ориентаций.
  2. Создание системы электронного мониторинга с использованием интернет-технологий.
  3. Проведение пилотажного мониторинга в г. Москве.
  4. Оценка адаптированной методики Шварца с точки зрения возможности ее включения в диагностическую мониторинговую батарею для дальнейшего прикладного использования в целях личностной диагностики учащихся средних учебных заведений.

Выборка и процедура

В исследовании приняли участие 711 московских школьников в возрасте 16—18 лет: 405 девушек, 306 юношей. Сбор данных проводился в сентябре—ноябре 2013 г. в 40 государственных общеобразовательных школах в достаточно однотипных условиях урока в компьютерном классе с доступом к Интернету под наблюдением школьного психолога. Тестирование выполнялось через интернет-платформу по индивидуальному паролю для каждого респондента. Работа с интернет-версией обеспечивает сохранение данных исключительно на удаленном, защищенном от несанкционированного доступа сервере.

Для обеспечения полноты и адекватности интерпретации результатов, т.е. для проведения сопоставлений, параллельно проводился опрос в традиционной «бланковой» форме. Этот опрос проводился в двух городах России (Москве и Кирове), а также в столицах двух республик СНГ (Ташкенте и Баку) на респондентах разных возрастов в диапазоне от 15 до 63 лет. Общая выборка составила 980 человек (Митина и др., 2014). При этом объем строго аналогичной группы (москвичи в возрасте до 17 лет) — 65 человек.

Значение для современного общества

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля.

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

Роль в России

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.

Что такое жизненные ценности

По определению жизненные ценности — это иерархия важности для человека тех или иных вещей в жизни. Психологи считают, что фундаментально жизненные ценности формируются в детстве на примере родителей:

  • Родители-бизнесмены могут внушить детям любовь к деньгам и их значимость.
  • Защитники животных объяснят, почему нужно беречь природу и помогать бездомным котикам.
  • Потерявший супругу отец-одиночка легко объяснит, что самое главное — это любовь и отношения.

Но правильно ли это — внушать собственные ценности детям? Ведь они — отдельные единицы. Изначально без этого не обойтись. Так или иначе, ребенок будет похож на родителей, возьмет от них то, что они ему дадут. Система ценностей есть в этом списке. Вспомните, что является важным для родителей? Схожи ли ваши убеждения?

Мы начинаем жить с ценностями своих родителей. Перестройка начинается в школе. Здесь человек уже понимает, чего хочет, что для него важнее всего. Ценности меняются с годами, их меняют обстоятельства.

Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности

Ценности человека определяются мировоззрением. Взять, к примеру, человека, который рос в религиозной семье. На мир он смотрит с позиции верующего. Ценности в жизни у него будут соответствующими.

Стоит отметить, что мировоззрение – очень многогранное понятие. Есть случаи, когда и оно, и человеческие ценности чужды внутренним ощущениям. Человек страдает от сомнений в правильности жизненных установок, теряет душевную гармонию. Эти обстоятельства могут спровоцировать полное изменение личности. Станут другими цели, приоритеты, ценности.

Такая же связь между жизненными ценностями и ориентирами, которые для себя ставит каждый человек. Первые определяют то, какими будут вторые. Можно сказать, что это две составляющих мировоззрения.

Какие бывают жизненные ценности

Рассмотрим жизненные ценности на примерах из жизни. Для большинства людей это:

  • здоровье и саморазвитие;
  • карьера и любимое дело;
  • деньги;
  • любовь и отношения;
  • почет, признание, популярность;
  • развлечения и отдых.

В разных источниках можно найти различные интерпретации этих пунктов, но суть всегда одна.

Здоровье и саморазвитие — это то, что внутри человека. Его внутренний мир. Психическое равновесие, уверенность в безопасности. Здоровье тела. Здесь же и интеллект: развитие, познание мира, любознательность.

Карьера и деньги — вещи разные. И между ними часто стоит выбор. Заниматься тем, что нравится, и получать копейки или работать на результат, но не получать удовольствия от этого. Любимое дело или работа, приносящая доход. Деньги открывают возможности, удовлетворяют потребности, позволяют повысить статус

Но так ли это важно, если работа не по душе? Здесь у каждого будет свой ответ

Любовь и отношения — сфера широкая. Внутри нее тоже бывают противоречия. Мужчина может разрываться между мамой и женой, которые недолюбливают друг друга. Женщина почувствует, что отдалилась от подруг после того, как вышла замуж, стала мамой. Все связи с людьми важны, но все они разные. Мы любим родителей не так, как друзей, и совсем иначе любим супруга.

Развлечения и отдых могут стоять на первом месте у подростков, но вовсе отсутствовать у взрослых людей, которые стараются обеспечить семью. Этот пункт нельзя исключить из списка, он так же важен, как остальные. Вы с этим не согласны? Это нормально, ведь у каждого своя система ценностей.

Бестолковые цели человека

Стремление к цели в жизни самой по себе – бессмысленно

Важно к чему цель ведёт, какие ценности воплощаются в жизнь. Есть цели – грёзы, которые все хотят, а пользы от их достижения мало

И тем более ставить их без толку – они не мотивируют.

Посмотрите на этот список целей в блоге «МИФ»:

  • Достичь просветления. С такой целью – протоптана дорога в психушку. Становитесь в очередь, коек всем не хватит.
  • Окружить себя друзьями.
  • Прочитать 1000 книг. 50 книжек в год. 20 лет активного чтения – для чего? Художественные романы редко пишутся психически адекватными людьми, а ещё реже в них есть здоровые персонажи – на страницах они скучны.
  • Стать космонавтом. Всю жизнь тренироваться с десятью другими астронавтами, а полетит только один.
  • Добиться идеальной физической формы. Добить себя штангой раньше, чем придёт старость.

Подобные цели порождают ущербную мотивацию. Так цели ставить нельзя. Шизонуться можно их достигая, или вообще не ясно с какого перепугу они кому-то нужны в настоящем времени.

См. также: К чему снится что человека сбила машина

Список целей типичный, который предлагается читателям блогов. Авторы, пытаясь дать читателям примеры долгосрочных целей – дают набор петель. Стремиться к таким целям, ничего не имея за ними – инквизиция остатков здравой психики.

Для воплощения цели жизни человеку достаточно средних способностей, но мало среднего мужества. Силы ума надобно меньше, чем мужества противостоять обстоятельствам и предрассудкам окружающих.

Человек не эффективен при достижении цели, которая не ведёт его к чему-то большему, чем сама цель

Поэтому так важно напрактиковаться понимать свои желания, потребности, ценности, знать свои сильные стороны и уметь трудиться в удовольствие

Цель без смысла – тупик

Экзистенциальная человеческая дилемма

Даже наиболее полноценные человеческие существа не свободны от изначальной обречённости человека быть одновременно обычным созданием и богоподобным существом, сильным и слабым, ограниченным и не ведающим границ, обычным животным и существом, поднимающимся над уровнем животного, взрослым и ребёнком, трусом и храбрецом, рвущимся вперёд и озирающимся назад, жаждущим совершенства и боящимся его, червем земным и царём небесным. В этом нас не перестают убеждать экзистенциалисты

Мне кажется, что мы должны согласиться с ними, принимая во внимание имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства того, что эта дилемма и её диалектика имеют фундаментальный смысл для любой завершённой системы психодинамики и психотерапии. Более того, я считаю её основанием для любой натуралистической теории ценностей

Однако, чрезвычайно важное, даже решающее, значение имеет отказ от трехтысячелетней привычки дихотомизировать, рассекать и отделять в духе логики Аристотеля. («А и не-А совершенно отличны друг от друга и взаимно исключают друг друга

Выбирай одно или другое. Но и тем, и другим тебе не обладать».) Как бы это ни было трудно, но мы должны научиться мыслить в духе холизма, а не атомизма. Все эти «противоположности» на самом деле являются частями одной иерархии, особенно если речь идёт о более здоровых людях, а одна из задач терапии заключается в уводе пациента от приверженности дихотомии и разделению к интеграции внешне непримиримых противоположностей. Наши божественные качества нуждаются в наших животных качествах. Взросление означает не только отказ от детства, но и использование его полезных качеств как основания. Высшие ценности составляют с низшими ценностями одну иерархию. И, наконец, — дихотомия патологизирует, а патология дихотомизирует (Сравни с мощной концепцией изоляции Голдстайна (55).)

Творчество

Когда человек способен создать что-то новое, оригинальное, он окрыленно творит и не может жить без этого, даже если ему не платят за это денег и современники не в силах оценить и понять его действия. В искусстве всех стран мы найдем непризнанных при жизни гениев. Их нестандартный подход к явлениям жизни часто подвергался гонениям. Горькими примерами могут послужить Ван Гог, Гоген, Уильям Блейк. Даже наш Н. С. Лесков был совершенно не оценен современниками, и его поздние произведения никто не хотел издавать. А он-то цену себе знал. Произведения П. И. Чайковского первоначально проваливались, но его хоть оценили при жизни. К Л. Толстому люди ехали за тысячи вёрст, чтобы услышать его. И к А. П. Чехову, который начинал с юмористических рассказов, тянулись люди, хотя его «Чайка», например, не была понята и быстро сошла со сцены. Теперь она, как «Вишневый сад» или «Три сестры», часто ставится режиссерами, поскольку, как и большинство поздних рассказов Антона Павловича, раскрывает нам существо человека и непреходящие ценности духовной культуры.

Подытожим. Эта небольшая статья смогла рассмотреть далеко не все вопросы, связанные с морально-этическими, эстетическими и иными непреходящими ценностями. Мы только попытались напомнить о некоторых из них. Выбор, по какому пути идти человеку, остается только за ним самим.

Формы духовной культуры

  • Нравственные: счастье и смысл жизни, добро и зло, ответственность и долг, достоинство, честь и совесть.
  • Эстетические: возвышенные, окрыляющие, прекрасные.
  • Религиозные.
  • Научные как поиск истины.
  • Политические: война и мир, демократия и справедливость.
  • Правопорядок и закон (правовые).

Каждому пункту можно посвятить целую статью. Настолько значимы для людей все эти непреходящие ценности. Но наш современник Михаил Жванецкий охарактеризовал их очень человечно и просто, без высокопарных рассуждений: порядочность и честность; беседа и молчание с умным человеком; дружба, от которой не ждут выгод; ночной стрекот цикад; неслышное движение кошки; аромат утреннего сада; книги, которые уносят далеко от того места, где ты живёшь; гости из дальних краёв.


К этому можно добавить: душистый кофе утром, любимая работа днем, посиделки с семьёй вечером, когда все делятся своими новостями, спокойный и безмятежный сон ночью. Сейчас пойдет разговор о непреходящих духовных ценностях, которые мы перечислили выше.

Методики

В качестве основной методики использовался ценностный опросник Шварца (57 утверждений), определяющий представленность в сознании индивида 19 ценностей: 1. Достижение; 2. Благожелательность: чувство долга; 3. Благожелательность: забота; 4. Конформизм межличностный; 5. Конформизм: подчинение правилам; 6. Репутация; 7. Гедонизм; 8. Скромность; 9. Власть как возможность доминирования; 10. Власть над ресурсами; 11. Самостоятельность в поступках; 12. Самостоятельность в мыслях; 13. Безопасность личная; 14. Безопасность общественная; 15. Наличие внешних стимулов; 16. Традиции; 17. Забота о других; 18. Забота о природе; 19. Толерантность.

В качестве дополнительных методик применялись опросники на удовлетворенность жизнью Э. Динера (Осин, Леонтьев, 2008), психологическую готовность к управлению (Низовскихи др., 2012), временнУю перспективу (Сырцова и др., 2008), опросники Ю. Куля: «Хакемп» (диагностирующий ориентацию на состояние/действие/ рефлексию в разных жизненных ситуациях (Митина, Рассказова, 2014))[] и опросник саморегуляции (SSI — Кuhl, Fuhrmann, 1998) на стилевые особенности поведения и саморегуляции. Все эти методики так или иначе касаются мотивационной, ценностной, регуляционно-поведенческой сфер личности, поэтому взаимосвязь между отдельными шкалами методики Шварца и показателями по перечисленным опросникам представляет интерес с точки зрения валидизации и более точной интерпретации результатов. Ответы, полученные с удаленного сервера в форме файла EXCEL, обрабатывались различными методами математической статистики с использованием компьютерных программ EXCEL и SPSS.

Существенно то, что в опроснике Шварца и во всех дополнительных опросниках (кроме методики «Хакемп»), в бланковом варианте использовалась лайкертова шкала. В компьютерном варианте она была заменена непрерывной шкалой, по которой респондент мог двигать бегунок вправо или влево для выражения степени согласия с утверждениями. В качестве ответа записывалось положение бегунка в метрической шкале от 0 (крайнее левое положение) до 100 (крайнее правое положение). Возможность фиксировать ответы в практически континуальной шкале существенно улучшает психометрические показатели методики. В методике «Хакемп» варианты ответа представляют ипсативную форму, которая была сохранена в компьютерной реализации.

Как эти ценности выражаются в работе?

Специалист Специалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор.
Священнослужитель Священнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают.
Руководитель Руководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов.
Продавец Продавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами.
Менеджер Менеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами.
  1. Пройти курс по смежной специальности.
  2. Изучить варианты роста в карьере.
  3. Прочитать 12 книг по работе.
  4. Перейти на менеджмент с помощью коучинга.
  5. Получить повышение в работе.
  6. Договориться с руководством о дополнительной зоне ответственности.
  7. Выполнять более сложные задачи по работе.
  8. Сменить работу.
  9. Определить круг профессий для новой карьеры.
  10. Организовать своё предприятие, или выбрать направление для поиска свободных ниш.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

См. также: Лев характеристика знака зодиака гороскоп даты

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Заключение

Итак, в ходе исследования нами была создана компьютерная система, позволяющая проводить опрос по методике ценностных предпочтений Ш. Шварца, а также определять показатели по ряду личностных методик. Логическим продолжением данной компьютерной системы может быть разработка программного обеспечения для получения результатов и их интерпретации на основании данных, получаемых в ходе опроса.

Доказана психометрическая надежность и валидность методики ценностных предпочтений Шварца.

В настоящем виде компьютерная система может быть использована для проведения научных и прикладных исследований, а также для мониторингов в образовательных учреждениях среднего звена. Тестирование можно осуществлять в индивидуальном и групповом режиме с любого компьютера, подключенного к Интернету. Полученные ответы сохраняются на удаленном, защищенном от несанкционированного доступа сервере. Проводить опрос может любой педагог, имеющий компетенции владения компьютером и Интернетом. Однако необходимо помнить, что по результатам опроса создается файл с первичными данными, анализ и интерпретация которых требуют участия психолога, владеющего психометрическими и психодиагностическими компетенциями в полном объеме.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *