Содержание
- Адаптация в обществе
- Жизнь и деятельность
- Метод, способ, прием
- Муж и жена
- Мужчина и женщина
- Ответы психолога
- Парень и девушка
- Поведение
- Популярно о психологии
- Практические советы
- Психологическая помощь
- Психология в обществе
- Психология общения
- Ребенок подросток
- Сознание
- Счастье и радость
- Упражнения, игры, тесты, задачи
- Частые вопросы
- Что, где, когда, как
- Эксперты советуют
- Я и другие
Другие статьи:
ТестНарисуй дом . Как понять ребенка с далее… |
Советы для бросающих курить #8212; как правильно организовать далее… |
«Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить далее… |
Популярное
Какие идеи и мотивы способны стимулировать мужество (23) |
Опросник дпс 1 44 вопроса ответы (15) |
Опросник лазаруса способы совладающего поведения (13) |
К интеллектуальным компетенциям профессионала относится (12) |
Как поставить цель в жизни и добиться ее (7) |
Жить человек с большой буквы (6) |
Может быть Вас заинтересует:
Онкологический больной в семье Тяжелая болезнь близкого далее… |
Успех и счастье, мечты и везение. Статусы, далее… |
Девушки, в чем для вас заключается мужское далее… |
Обработка результатов
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
Ключ (В-ОСТ и Д-ОСТ)
Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.
1. Шкала — эргичность
- «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
- «нет» — вопросы 27, 83, 103.
2. Шкала — социальная эргичность
- «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
- «нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
3. Шкала — пластичность
- «да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
- «нет» — 54, 59.
4. Шкала — социальная пластичность
- «да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
- «нет» -31, 81, 87, 93.
5. Шкала — темп
- «да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
- «нет» — 29, 43, 70, 94,
6. Шкала — социальный темп
- «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.
- «нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. Шкала — эмоциональность
«да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. Шкала — социальная эмоциональность
«да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. Шкала — «К»
- «да» — 32, 52, 89.
- «нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Обработка результатов
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
Ключ (В-ОСТ и Д-ОСТ)
Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.
1. Шкала — эргичность
- «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
- «нет» — вопросы 27, 83, 103.
2. Шкала — социальная эргичность
- «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
- «нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
3. Шкала — пластичность
- «да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
- «нет» — 54, 59.
4. Шкала — социальная пластичность
- «да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
- «нет» -31, 81, 87, 93.
5. Шкала — темп
- «да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
- «нет» — 29, 43, 70, 94,
6. Шкала — социальный темп
- «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.
- «нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. Шкала — эмоциональность
«да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. Шкала — социальная эмоциональность
«да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. Шкала — «К»
- «да» — 32, 52, 89.
- «нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Теоретические основы
В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной о рганизации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).
- Эргичность — выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане.
- Пластичность — способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность — ригидность.
- Скорость — темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы.
- Эмоциональность — впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.
Mетод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из теории индивидуальности В.М. Русалова:
- Только формально-динамические особенности психики могут быть соотнесены c биологическими особенностями человека.
- В основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция.
- Механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения/
- Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.
- Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека.
Литература
- Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 1997.
- Rusalov, VM , Trofimova , IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
- Rusalov, VM. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817–827.
- Trofimova, IN. Exploration of the activity-specific model of temperament in four languages. International Journal of Psychology and Psychological Therapy.. — 2010. — Т. 10/1. — С. 79-95.
- Dumenci, L. Factorial validity of scores on the Structure of Temperament Questionnaire. Educational and Psychological Measurement. Thousand Oaks, CA: Sage.. — 1996. — Т. 56. — С. 487-493.
- Bishop, D. et al. Structure of Temperament Questionnaire (STQ): Results from a US sample . Personality and Individual Differences.. — 1993. — Т. 14. — С. 485-487.
- Bishop, D., Hertenstrein, M. A confirmatory factor analysis of the Structure of Temperament Questionnaire. Educational and Psychological Measurement.. — 2004. — Т. 64. — С. 1019-1029.
- Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 2004.
- Trofimova, IN. Exploration of the benefits of an activity-specific test of temperament.. — 2009. — Т. 105. — С. 643—658.
- Trofimova, IN. Questioning the «general arousal» models. — 2010. — Т. 4. — С. 1–8. — DOI:10.2174/1874230001004010001
- Trofimova, IN. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. — 2010. — Т. 123(4). — С. 467–480. — DOI:10.5406/amerjpsyc.123.4.0467
- Trofimova, IN, Sulis, WH. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. — 2010. — Т. 1(3). — С. 190–199. — DOI:10.4236/abb.2010.13027
- Trofimova, IN, Sulis, W. Is temperament activity-specific? Validation of the Structure of Temperament Questionnaire–Compact (STQ-77). International Journal of Psychology and Psychological Therapy. — 2011. — Т. 11(3). — С. 389–400.
- Русалов, ВМ, Trofimova, IN. О представленности типов психической деятельности в различных моделяхтемперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.
- Trofimova, IN, Robbins, TW. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry. — 2016. — Т. 64. — С. 382–402. — DOI:10.1016/j.neubiorev.2016.03.008
- Trofimova, IN. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament. In: Arnold, M.C. (Ed.) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers, Inc.. — 2016. — С. 77–147.
- Trofimova, IN, Sulis, W. Benefits of distinguishing between physical and social-verbal aspects of behaviour: an example of generalized anxiety. Frontiers in Psychology. — 2016. — Т. 7. — С. 338. — DOI:10.3389/fpsyg.2016.00338
- Trofimova, IN , Sulis, W. A study of the coupling of FET traits of temperament with major depression. Frontiers in Psychology. — 2016.
- Trofimova, IN, Christiansen, J. Coupling of traits of temperament with mental illness in four age groups . Psychological Reports. — 2016. — Т. 118(2). — С. 387-412. — DOI:10.1177/0033294116639430
Опросник структуры темперамента Русалова
В.М. Русаловым был разработан другой вариант опросника – Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Он содержит 150 утверждений, которые тестируемый должен оценить с точки зрения своего поведения: как характерные, довольно характерные, мало характерные и не характерные для него.
Инструкция
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале К (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
Ключ (В-ОСТ и Д-ОСТ)
Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов.
1. Шкала — эргичность
2. Шкала — социальная эргичность
3. Шкала — пластичность
4. Шкала — социальная пластичность
6. Шкала — социальный темп
7. Шкала — эмоциональность
8. Шкала — социальная эмоциональность
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.
Шкалы опросника
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность — включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
2. Социальная эргичность — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
3. Пластичность — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
- Высокие значения — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
- Низкие значения — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
- Высокие значения — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
- Низкие значения — адекватное восприятие своего поведения.
Цель и формат
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ, STQ) – это само-оценивающий тест (для взрослых) или тест выполняющийся наблюдателем (для детей). Этот тест-опросник измеряет 12 характеристик поведения, которые наиболее стабильны в развитии человека и относительно независимы от ситуации. Начально ОСТ был предложен для тестирования взрослых в целях организационной психологии, отбора и расстановки кадров и клинической психологии. Сейчас существуют детские короткие формы ОСТ для использования родителями и учителями при оценки детского поведения. Каждый пункт всех современных версий опросника представляется в виде утверждения, со следующей шкалой ответов в Ликерт-формате: (1) «Совершенно не согласен», (2) «Не согласен», (3) «Согласен», (4) «Совершенно согласен».
Предыдущие версии ОСТа, которые использовали вопросительные формы использовать не рекомендуется, т.к. эти старые формы имеют гораздо меньшую валидность.
Ключи к тесту
1. Шкала предметная эргичность.
Ответ «да» в вопросах 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.
Ответ «нет» в вопросах 27, 83, 103.
2. Шкала социальная эргичность.
Ответ «да» в вопросах 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
Ответ «нет» в вопросах 3, 34, 74, 90, 105.
3. Шкала пластичность.
Ответ «да» в вопросах 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101,104.
Ответ «нет» в вопросах 54, 59.
4. Шкала социальная пластичность.
Ответ «да» в вопросах 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
Ответ «нет» в вопросах 31, 81, 87, 93.
5. Шкала темп или скорость.
Ответ «да» в вопросах 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
Ответ «нет» в вопросах 29, 43, 70, 94.
6. Шкала социальный темп.
Ответ «да» в вопросах 24, 37, 39, 51, 72, 92.
Ответ «нет» в вопросах 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. Шкала эмоциональность.
Ответ «да» в вопросах 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. Шкала социальная эмоциональность.
Ответ «да» в вопросах 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. Шкала «К»
Ответ «да» в вопросах 32, 52, 89.
Ответ «нет» в вопросах 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Анализ теста и интерпретация результатов:
Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал, 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала — 9 вопросов:
1. предметная эргичность;
2. социальная эргичность;
3. пластичность;
4. социальная пластичность;
5. темп или скорость;
6. социальный темп;
7. эмоциональность;
8. социальная эмоциональность;
9. контрольная «К» (шкала социальной желательности ответов).
Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ответами, данными в ключе к тесту. Каждое совпадение ответа с ответом в ключе к тесту оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком уровне, 4-8 – о среднем уровне, 9-12 – о высоком уровне.
Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.
Социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.
Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Эмоциональность оценивает чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Шкала «К» или контрольная шкала – это показатель искренности ответов — выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренности в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
Теоретические основы
Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.
Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
Обработка результатов
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования.
Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Ключ к тесту
Шкалы | № вопроса | |
---|---|---|
Прямая шкалаоценки | Обратная шкалаоценки | |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) | 1, 4, 32, 58, 84, 92, 127, 132 | 60*, 70*, 75*, 111* |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) | 3, 9, 36, 48, 82, 139, 143 | 17*, 54*, 96*, 120*, 133* |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) | 33, 35, 68, 77, 94, 112, 125 | 7*, 63*, 98*, 114*, 129* |
Пластичность психомоторная (ПМ) | 11, 13, 39, 40, 64, 76, 79, 99, 100, 115 | 66*, 131* |
Пластичность интеллектуальная (ПИ) | 8, 18, 41, 47, 59, 95, 130, 149 | 2*, 97*, 107*, 140* |
Пластичность коммуникативная (ПК) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 116, 134, 135 | 113* |
Скорость психомоторная (СМ) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 122, 128 | 118*, 136* |
Скорость интеллектуальная (СИ) | 5, 14, 23, 53, 65, 87, 119, 145 | 27*, 38*, 62*, 142* |
Скорость коммуникативная (СК) | 57, 71, 85, 104, 117, 123, 137 | 20*, 50*, 81*, 88*, 91* |
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144 | |
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147 | |
Эмоциональность коммуникативная (ЭК) | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 | |
Контрольная шкала (КШ) | 29, 34 | 42*, 86*, 121*, 150* |
Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4)(2 = 3)(3 = 2)(4 = 1).