Интерпретация
Подсчёт баллов
Шкала | А | Б |
---|---|---|
Планирование | 7, 10, 19, 34 | 1, 4, 13, 16, 22, 25, 28, 31 |
Реализация | 11, 23, 26, 29, 32, 35 | 2, 5, 8, 14, 17, 20 |
Неудача | 9, 15, 21, 27, 36 | 3, 6, 12, 18, 24, 30, 33 |
Содержательная интерпретация
Высокие оценки по каждой из шкал означают ориентацию на действие, низкие – ориентацию на состояние. При ориентации на состояние больше выражен феномен алиенации (отчуждения, ощущения внутренней несвободы, отсутствия удовольствия от самого процесса активности, ограничение возможности произвольно индуцировать и прекращать действия, изменять и направлять, интуитивность и т.п.). Для успешной регуляция действия необходимы полноценные репрезентации прошлого, актуального и будущего (потребного) состояний, каждое из которых содержит репрезентации мотивационно-эмоциональных предпочтений субъекта, которые обеспечивают прочную связь этих состояний в единую сеть и, тем самым, полноценность, устойчивость намерения.
Алиенация – нарушение у субъекта способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений. Следствием этого является неспособность осознавать мотивационноэмоциональные основы намерения, которое в данный момент субъект инициирует, реализует. Отсутствие эмоциональной поддержки намерения приводит к ощущению субъектом внутренней несвободы в плане выбора и действия: цель, которая стоит перед ним, кажется «не своей», «отчужденной», а действие, направленное на ее достижение, кажется побуждаемым извне, а не самим субъектом. Иными словами, человек не может «решить задачу на смысл» (А.Н. Леонтьев) – зачем я это делаю. Неспособность осознать собственные эмоциональные предпочтения может привести к тому, что субъект не использует возможности для их реализации, может оказаться подверженным влиянию предпочтений и ценностей, навязанных другими людьми, что особенно ярко проявляется в феномене «ошибочной интернализации» чужих намерений. Феномен «ошибочной интернализации» – человек не изолирован от других, и наши собственные цели каким-либо образом соотносятся с целями других, тогда
- можно игнорировать их, поступая по собственному усмотрению;
- принять их к выполнению.
В последнем случае, приняв цели других (интроецировав), я переживаю их «как чужие» для «Я» (информированная интроекция). Эти цели подобны ментальным вирусам (при благоприятных условиях вырабатываются из нашей системы контроля). Существует и третий вид интроекции – если у индивида наблюдается хронический дефицит функций инициирования действия, поддержания устойчивости действия и преодоления препятствий для его осуществления. Собственный контроль оказывается ослабленным и, в силу этого, неспособным помечать чужие «цели-вирусы», принимая их как собственные. Действия при этом управляются чужими целями, что обостряет внутренний конфликт и снижает эффективность волевой регуляции.