Опросник «уровень субъективного контроля»

Интерпретация

Подсчёт баллов

Шкала А Б
Планирование 7, 10, 19, 34 1, 4, 13, 16, 22, 25, 28, 31
Реализация 11, 23, 26, 29, 32, 35 2, 5, 8, 14, 17, 20
Неудача 9, 15, 21, 27, 36 3, 6, 12, 18, 24, 30, 33

Содержательная интерпретация

Высокие оценки по каждой из шкал означают ориентацию на действие, низкие – ориентацию на состояние. При ориентации на состояние больше выражен феномен алиенации (отчуждения, ощущения внутренней несвободы, отсутствия удовольствия от самого процесса активности, ограничение возможности произвольно индуцировать и прекращать действия, изменять и направлять, интуитивность и т.п.). Для успешной регуляция действия необходимы полноценные репрезентации прошлого, актуального и будущего (потребного) состояний, каждое из которых содержит репрезентации мотивационно-эмоциональных предпочтений субъекта, которые обеспечивают прочную связь этих состояний в единую сеть и, тем самым, полноценность, устойчивость намерения.

Алиенация – нарушение у субъекта способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений. Следствием этого является неспособность осознавать мотивационноэмоциональные основы намерения, которое в данный момент субъект инициирует, реализует. Отсутствие эмоциональной поддержки намерения приводит к ощущению субъектом внутренней несвободы в плане выбора и действия: цель, которая стоит перед ним, кажется «не своей», «отчужденной», а действие, направленное на ее достижение, кажется побуждаемым извне, а не самим субъектом. Иными словами, человек не может «решить задачу на смысл» (А.Н. Леонтьев) – зачем я это делаю. Неспособность осознать собственные эмоциональные предпочтения может привести к тому, что субъект не использует возможности для их реализации, может оказаться подверженным влиянию предпочтений и ценностей, навязанных другими людьми, что особенно ярко проявляется в феномене «ошибочной интернализации» чужих намерений. Феномен «ошибочной интернализации» – человек не изолирован от других, и наши собственные цели каким-либо образом соотносятся с целями других, тогда

  1. можно игнорировать их, поступая по собственному усмотрению;
  2. принять их к выполнению.

В последнем случае, приняв цели других (интроецировав), я переживаю их «как чужие» для «Я» (информированная интроекция). Эти цели подобны ментальным вирусам (при благоприятных условиях вырабатываются из нашей системы контроля). Существует и третий вид интроекции – если у индивида наблюдается хронический дефицит функций инициирования действия, поддержания устойчивости действия и преодоления препятствий для его осуществления. Собственный контроль оказывается ослабленным и, в силу этого, неспособным помечать чужие «цели-вирусы», принимая их как собственные. Действия при этом управляются чужими целями, что обостряет внутренний конфликт и снижает эффективность волевой регуляции.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *