Методика изучения родительских установок

Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Репортер» (20 мин) .

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.

Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.

Обсуждение упражнения (10 мин ).

Описание шкал опросника «Взаимодействие родитель—ребенок»

1. Нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю

Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями

Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность — последовательность родителя.Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице 1.

Шкалы опросника
процентили
10,5
12,5
14,5 16,5
15,5 17,5
19,5
21,5

В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).

Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.

Основные параметры анализа сочинения.

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

Интерпретация результатов

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
  • ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:

  • 20 — максимальная оценка признака;
  • 18, 19, 20 — высокие оценки;
  • 8, 7, 6 — низкие оценки;
  • 5 — минимальная оценка признака.

Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа

«А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

Основная часть. Упражнение «Совместное творчество» (20 мин)

Инструкция: Родитель и ребенок превращаются в строителей. Заранее изготавливаете из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья

Например: послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д. Кирпичи приклеиваются на ватман

Кирпичи приклеиваются на ватман.

Упражнение «Каракули» (10мин) .

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: на стол кладется полуватман, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, по очереди, пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

Обсуждение упражнения.

1. Что участники группы видят на рисунке?

2. Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающие настроение участников или взаимоотношения в семье?

Анкета «Что мы знаем о своем ребенке?»

Ответьте на предложенные вопросы, имея в виду себя. Дайте  ребенку возможность ответить на предложенные вопросы, сравните ответы и проанализируйте результаты.

Вопросы для размышления.

  1. Что означает имя вашего ребенка?
  2. Что он предпочитает делать в свободное время?
  3. Любимое словесное выражение вашего ребенка?
  4. О чем он чаще всего задает вопросы?
  5. От чего ребенок приходит в восторг?
  6. Чем можно его огорчить?
  7. Легко ли он поддается убеждению?
  8. Что предпочитает читать?
  9. Любимый фильм вашего ребенка?
  10. Любимое блюдо вашего ребенка?
  11. Любимый цвет вашего ребенка?
  12. Что с удовольствием он делает?
  13. Много ли у него друзей?
  14. Охотно ли он посещает школу?
  15. Чему бы вы хотели научиться у вашего ребенка?
  16. Чему ребенок может научить вас, своих родителей?

Чем больше у Вас процент совпадения ответов с мнением  ребёнка, тем более гармоничные у вас отношения. Если у Вас мал процент совпадения, задумайтесь над тем, что необходимо изменить и улучшить.

  1. рефлексия

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10)

Ритуал прощани

Занятие № 9

Тема: Завершение группы. Подведение итогов.

  1. Разминка.

Любимые игры.

     Инструкция: психолог спрашивает детей о том, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть игры, в которые играли на занятиях, так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры (30мин)

  1. Основная часть.

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

 Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

 Инструкция: группа делится на 2 команды.

 1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».

 2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

 Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

     Упражнение «Если бы » (все участники сидят в кругу).

     Инструкция: тренер обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.

     Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами (10 мин)

  1. Диагностическая часть.

Родители заполняют анкету участника тренинга и оценивают по 5-ти  бальной шкале свои взаимоотношения с детьми. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)

     Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)

Заключительное слово ведущего.

 Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая  семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.

Награждение участников грамотами и фотографиями .

Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин)

Прощание.

Подготовила педагог-психолог                                               Т.А. Моторо

Список литературы:

1.Ананенко,  М.Г. Реабилитационная работа с семьёй: методическое пособие/ М.Г. Ананьев Минск. Белстан. 2011 — 69 с.

2.Богданович О.Н. Будущим творцам семейного счастья: Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2009 г.

3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2008.- 160с.:ил.

4.Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.:Речь,2007. – 352с.

5. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители, 2005

6.Мартынова, В.В.Социально-педагогическая работа с семьёй:пособие для социальных педагогов учреждений образования,
 специалистов органов управления образованием/В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216с.

7.Педагогика и психология семейного воспитания/М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, — 2008. –  360с.

Тест на то, что отношения себя исчерпали

Простым тестом тут выступает совестное времяпрепровождение. Попробуйте предложить партнеру сделать что-то вместе в свободное время. Энтузиазм с противоположной стороны — это хороший знак. Просьба перенести совместный отдых на другой раз — признак того, что ваша вторая половинка занята и устала. А вот категорический отказ расслабляться вместе или постоянные отговорки на протяжении многих недель являются тревожным сигналом.

В отношения входит не только любовь, но и быт. Попробуйте поговорить о серьезных бытовых делах с вашим парнем или девушкой. Обсудите покупку чего-либо, ремонт квартиры и проч. Нежелание говорить, насмешки и уход от темы косвенно подтверждают, что вы не нужны своему избраннику. В нормальных отношениях строительство собственного быта должно восприниматься положительно.

Не стоит проверять любовь на прочность часто. Многие признаки холодности в ваш адрес могут быть надуманными. Разбирайтесь в чувствах, анализируйте поведения партнера и пытайтесь рассмотреть ситуацию всесторонне. Это единственный путь к точному определению проблемы.

Раздражение, как признак конца отношений

Влюбленные люди имеют привычку идеализировать своего избранника. Когда чувства проходят, создается обратный эффект. Предметами раздражений и споров становятся:

  • Походы в магазин;
  • Вынос мусора;
  • Расположение вещей в шкафу;
  • Общение с друзьями;
  • Работа и многое другое.

Если вы понимаете, что большая часть отраслей жизни второй половинки вас раздражает, значит, теплые чувства похолодели. Тоже может быть и в обратном порядке, если вы раздражаете возлюбленного. Частью этой проблемы может стать недоверие. При захождении совместной жизни в тупик складывается иллюзия постоянного вранья. Люди начинают подозревать друг друга, как в изменах, так и в экономических или бытовых махинациях. В итоге, жизнь превращается в детективный сериал.

Как быть и что делать?

Расставания являются банальным процессом в отношений. Не стоит бояться разрыва, если отношения закончились. Искусственное сохранение любви навредит вам обоим.

Но нет необходимости и рушить все сразу. Многие люди не перестают любить друг друга даже после сильных скандалов и измен. Попытайтесь разобраться в происходящем. Побудьте какое-то время в одиночестве. Сделайте попытку вернуть все назад. Только в случае неудачи можно думать о разрыве.

Понять что отношения исчерпали себя можно по-разному. Но главное — это уметь прислушиваться к своим чувствам. Все зависит от вас и вашего партнера, а не от тестов, психологов и друзей. Определяйте для себя приоритеты, подбирайте наиболее приемлемые решения. Комплексный подход позволит найти оптимальный выход из любой душевной ситуации.

Долгие и безоблачные отношения – это живая мечта многих женщин. Но в жизни не всегда события развиваются согласно задуманному сценарию, а отношения оказываются короткими, хоть и яркими.

Но как понять, что отношения исчерпали себя? Как не хвататься за тонкую соломинку сохранения того, что уже разрушено? Последовать старому бабушкиному совету «стерпится — слюбится» или попытаться «реанимировать» былую страсть?

Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .

Инструкция участники становятся лицом друг к другу. Один — «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом».

Упражнение «Построение» (5 мин) .

Инструкция ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его за 1 мин.

-построение в шеренгу по росту;

-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);

-по размеру обуви.

Упражнение «Домик» (15 мин) .

Инструкция участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша — папа, фундамент — мама , окошко — ребенок и т.д.

Обсуждение упражнения.

  1. Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.

Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены — несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери — контакты.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *