Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .
Цель: Сплочение членов семьи.
Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов
Обсуждение упражнения (10 мин) .
Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.
Упражнение «Репортер» (20 мин) .
Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».
Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.
Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.
Обсуждение упражнения (10 мин ).
Описание шкал опросника «Взаимодействие родитель—ребенок»
1. Нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю
Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями
Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность — последовательность родителя.Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице 1.
Шкалы опросника | ||||||||||
процентили | ||||||||||
10,5 | ||||||||||
12,5 | ||||||||||
14,5 | 16,5 | |||||||||
15,5 | 17,5 | |||||||||
19,5 | ||||||||||
21,5 |
В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).
Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.
Основные параметры анализа сочинения.
Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.
Интерпретация результатов
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
- 20 — максимальная оценка признака;
- 18, 19, 20 — высокие оценки;
- 8, 7, 6 — низкие оценки;
- 5 — минимальная оценка признака.
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
Проведение диагностики стиля родительских отношений
Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:
Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа
«А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.
Основная часть. Упражнение «Совместное творчество» (20 мин)
Инструкция: Родитель и ребенок превращаются в строителей. Заранее изготавливаете из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья
Например: послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д. Кирпичи приклеиваются на ватман
Кирпичи приклеиваются на ватман.
Упражнение «Каракули» (10мин) .
Цель: сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: на стол кладется полуватман, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, по очереди, пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
Обсуждение упражнения.
1. Что участники группы видят на рисунке?
2. Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающие настроение участников или взаимоотношения в семье?
Анкета «Что мы знаем о своем ребенке?»
Ответьте на предложенные вопросы, имея в виду себя. Дайте ребенку возможность ответить на предложенные вопросы, сравните ответы и проанализируйте результаты.
Вопросы для размышления.
- Что означает имя вашего ребенка?
- Что он предпочитает делать в свободное время?
- Любимое словесное выражение вашего ребенка?
- О чем он чаще всего задает вопросы?
- От чего ребенок приходит в восторг?
- Чем можно его огорчить?
- Легко ли он поддается убеждению?
- Что предпочитает читать?
- Любимый фильм вашего ребенка?
- Любимое блюдо вашего ребенка?
- Любимый цвет вашего ребенка?
- Что с удовольствием он делает?
- Много ли у него друзей?
- Охотно ли он посещает школу?
- Чему бы вы хотели научиться у вашего ребенка?
- Чему ребенок может научить вас, своих родителей?
Чем больше у Вас процент совпадения ответов с мнением ребёнка, тем более гармоничные у вас отношения. Если у Вас мал процент совпадения, задумайтесь над тем, что необходимо изменить и улучшить.
- рефлексия
Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10)
Ритуал прощани
Занятие № 9
Тема: Завершение группы. Подведение итогов.
- Разминка.
Любимые игры.
Инструкция: психолог спрашивает детей о том, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть игры, в которые играли на занятиях, так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры (30мин)
- Основная часть.
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Упражнение «Если бы » (все участники сидят в кругу).
Инструкция: тренер обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.
Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами (10 мин)
- Диагностическая часть.
Родители заполняют анкету участника тренинга и оценивают по 5-ти бальной шкале свои взаимоотношения с детьми. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)
Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)
Заключительное слово ведущего.
Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.
Награждение участников грамотами и фотографиями .
Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин)
Прощание.
Подготовила педагог-психолог Т.А. Моторо
Список литературы:
1.Ананенко, М.Г. Реабилитационная работа с семьёй: методическое пособие/ М.Г. Ананьев Минск. Белстан. 2011 — 69 с.
2.Богданович О.Н. Будущим творцам семейного счастья: Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2009 г.
3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2008.- 160с.:ил.
4.Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.:Речь,2007. – 352с.
5. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители, 2005
6.Мартынова, В.В.Социально-педагогическая работа с семьёй:пособие для социальных педагогов учреждений образования,
специалистов органов управления образованием/В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216с.
7.Педагогика и психология семейного воспитания/М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, — 2008. – 360с.
Тест на то, что отношения себя исчерпали
Простым тестом тут выступает совестное времяпрепровождение. Попробуйте предложить партнеру сделать что-то вместе в свободное время. Энтузиазм с противоположной стороны — это хороший знак. Просьба перенести совместный отдых на другой раз — признак того, что ваша вторая половинка занята и устала. А вот категорический отказ расслабляться вместе или постоянные отговорки на протяжении многих недель являются тревожным сигналом.
В отношения входит не только любовь, но и быт. Попробуйте поговорить о серьезных бытовых делах с вашим парнем или девушкой. Обсудите покупку чего-либо, ремонт квартиры и проч. Нежелание говорить, насмешки и уход от темы косвенно подтверждают, что вы не нужны своему избраннику. В нормальных отношениях строительство собственного быта должно восприниматься положительно.
Не стоит проверять любовь на прочность часто. Многие признаки холодности в ваш адрес могут быть надуманными. Разбирайтесь в чувствах, анализируйте поведения партнера и пытайтесь рассмотреть ситуацию всесторонне. Это единственный путь к точному определению проблемы.
Раздражение, как признак конца отношений
Влюбленные люди имеют привычку идеализировать своего избранника. Когда чувства проходят, создается обратный эффект. Предметами раздражений и споров становятся:
- Походы в магазин;
- Вынос мусора;
- Расположение вещей в шкафу;
- Общение с друзьями;
- Работа и многое другое.
Если вы понимаете, что большая часть отраслей жизни второй половинки вас раздражает, значит, теплые чувства похолодели. Тоже может быть и в обратном порядке, если вы раздражаете возлюбленного. Частью этой проблемы может стать недоверие. При захождении совместной жизни в тупик складывается иллюзия постоянного вранья. Люди начинают подозревать друг друга, как в изменах, так и в экономических или бытовых махинациях. В итоге, жизнь превращается в детективный сериал.
Как быть и что делать?
Расставания являются банальным процессом в отношений. Не стоит бояться разрыва, если отношения закончились. Искусственное сохранение любви навредит вам обоим.
Но нет необходимости и рушить все сразу. Многие люди не перестают любить друг друга даже после сильных скандалов и измен. Попытайтесь разобраться в происходящем. Побудьте какое-то время в одиночестве. Сделайте попытку вернуть все назад. Только в случае неудачи можно думать о разрыве.
Понять что отношения исчерпали себя можно по-разному. Но главное — это уметь прислушиваться к своим чувствам. Все зависит от вас и вашего партнера, а не от тестов, психологов и друзей. Определяйте для себя приоритеты, подбирайте наиболее приемлемые решения. Комплексный подход позволит найти оптимальный выход из любой душевной ситуации.
Долгие и безоблачные отношения – это живая мечта многих женщин. Но в жизни не всегда события развиваются согласно задуманному сценарию, а отношения оказываются короткими, хоть и яркими.
Но как понять, что отношения исчерпали себя? Как не хвататься за тонкую соломинку сохранения того, что уже разрушено? Последовать старому бабушкиному совету «стерпится — слюбится» или попытаться «реанимировать» былую страсть?
Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .
Инструкция участники становятся лицом друг к другу. Один — «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом».
Упражнение «Построение» (5 мин) .
Инструкция ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его за 1 мин.
-построение в шеренгу по росту;
-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);
-по размеру обуви.
Упражнение «Домик» (15 мин) .
Инструкция участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша — папа, фундамент — мама , окошко — ребенок и т.д.
Обсуждение упражнения.
- Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.
Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены — несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери — контакты.