4 Ресурсный подход к копингу
Ресурсные теории в оценке копинг-механизмов предполагают существование у каждой личности определенных внутренних ключевых ресурсов, регулирующих в индивидуальном порядке процесс распределения общего фонда всех ресурсов. Это подтверждают факты адаптации и сохранения здоровья людей в различных, подчас очень тяжелых, жизненных ситуациях.
Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:
- доступность для него инструментальной помощи среды;
- доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.
Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:
- врожденные способности;
- приобретенные навыки и умения.
Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, — это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в формировании копинг-стилей конструкт «жизнестойкость». При всей разнице мнений копинг-стили формируются постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.
С детства обедненная ресурсами среда, как материальными, так и социальными, не позволяет развить способности и приобрести навыки, и с большой долей вероятности сузит спектр предпочитаемых копинг-стратегий. Применяемые личностью копинг-стратегии также влияют на владение и управление ресурсами. Примером может служить сознательное нежелание человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, вследствие чего у него значительно сужается круг общения и, соответственно, обедняются ресурсы среды.
Основная функция копинг-механизмов — компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.
Копинг-стратегии, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания.
Структура и суть копинг-стратегии
Итак, что такое копинг-стратегии? Это поведение, эмоции и анализ сложившейся стрессовой ситуации. В каждом отдельном случае человек по-разному комбинирует их, помогая тем самым своему организму бороться со стрессом. Эти комбинации подходят как для бытовых условий, так и для настоящих кризисов.
Поначалу кажется, что копинг-стратегия и копинг-поведение — это одно и то же. Но на самом деле между двумя понятиями есть разница.
Копинг-стратегия
Это мысли, чувства и эмоции человека, касающиеся конкретной ситуации. Они бывают произвольными, непроизвольными и комбинированными.
Непроизвольные стратегии зависят от характера, темперамента и автоматических установок. Произвольные или сознательные связаны с саморегуляцией. Человек на 100% осознает то, что произошло. Он знает, как решить возникший вопрос и может применить эти знания на практике.
Копинг-поведение
Это способность справиться с трудностями и проблемами. Проявляется в копинг-стратегиях, а основывается на копинг-ресурсах.
Копинг-ресурсы
Это базовые ресурсы, о которых сказано выше. Также к ним относятся позитивное мышление, правильная самооценка, творческие способности.
Виды копинга. Продуктивный и непродуктивный копинг
Различные виды копинга относятся к ряду мыслей и действий, которые позволяют людям справляться с трудными ситуациями. Он включает в себя те постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы, которые вырабатываются для обработки конкретных внешних и/или внутренних требований, которые оцениваются как избыток или переполнение ресурсов человека.
Они могут различать 3 вида:
- При активном или проблемном копингечеловек использует прямые действия, направленные на изменение проблемной ситуации и минимизацию негативных последствий. Конкретные психологические стратегии, используемые этими людьми, могут быть следующими: поиск информации о проблеме, визуализация различных существующих вариантов решения, оценка того, какой из них может быть наиболее эффективным, планирование стратегии действий, организация того, как выполнять различные шаги, ведущие к решению, обратиться за поддержкой к другим людям, чтобы они предоставили вам информацию, посоветовали вам, оказали вам финансовую помощь и т. д.
- Пассивное или ориентированное на эмоции преодолениенаправленорегулирование негативных эмоциональных последствий проблемы, пытаясь уменьшить ее воздействие. Конкретные психологические стратегии, используемые в этом стиле совладания, включают поиск эмоциональной поддержки у друзей и семьи (сопереживание, понимание), высказывание, молитву, поиск положительной стороны проблемы (Чему я могу научиться?), принятие проблемы и т. д.
- Копирование избеганияотносится к избеганию проблемы, не думая о ней, ожидая, пока проблема разрешится сама собой, приписывая ошибку кому-то другому, отвлекаясь на другие действия, чтобы не думать о проблеме и т. д. Специфические психологические стратегии этого типа совладание – это отрицание (ничего не произошло), избегание действий, которые напоминают им о проблеме, оправдания, употребление психоактивных веществ, использование юмора, чтобы попытаться преуменьшить ситуацию… В большинстве случаев это неадаптивный стиль совладания, поскольку он препятствует реализации стратегий (активных и/или пассивных) для решения проблемы.
По мнению психологов, активный копинг-стиль более полезен в тех ситуациях, в которых решение находится под нашим контролем, например, если у нас есть компания и нас топят экономические проблемы, мы можем спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы иметь больше дохода?» «Какие расходы я могу сократить?» «Реально ли инвестировать в рекламу?» «Что, если я попрошу кредит? Смогу ли я его заплатить? И так далее. И в конце бесконечных вопросов такого типа мы получим план действий по повторному запуску нашей компании. Может быть, это сработает, а может и нет, но, по крайней мере, мы попытаемся.
Пассивный или сфокусированный на эмоциях вид совладания полезен с проблемами, которые находятся вне нашего контроля, например, смерть члена семьи. В этом случае бесполезно спрашивать, что мы могли сделать, чтобы этого избежать, так как сейчас мы ничего не можем сделать, поэтому самое целесообразное искать эмоциональную поддержку, смириться с тем, что мы больше не увидим этого человека, думать, что жизнь продолжается и что им по-прежнему есть за что бороться и т. д.
Классификация стратегий
Стратегии совладания можно классифицировать в зависимости от объекта копинговых усилий (то есть того, на что направлено совладание), различая копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции.
Эта дифференциация занимает преимущественное место в формулировках стратегии копинг поведения с тех пор, как Лазарус и Фолкман (1986 г.) включили ее в качестве дифференцирующего аспекта различных копинг-стратегий:
Проблемно ориентированные копинг-стратегии
Их цель состоит в том, чтобы разрешить ситуацию или выполнить действия, которые изменяют источник стресса. Человек сосредотачивается на том, чтобы справиться с ситуацией, ища решения проблемы, вызвавшей когнитивный диссонанс.
В целом, можно сказать, что стратегии совладания, ориентированные на проблему, более эффективны в решении трудностей в большинстве областей и обстоятельств жизни. Что касается его влияния на здоровье, многочисленные исследования показали, что испытуемые, которые использовали стратегию, сосредоточенную на проблеме, имели лучшее физическое здоровье.
С того момента, как на них не найден адекватный ответ, они становятся проблемами, порождающими:
- дискомфорт;
- беспокойство;
- беспокойство и «блокировка» в принятии решений, что затрудняет поиск или выработку решений;
- мысли о неспособности или личной бесполезности.
Разработка полезных стратегий для анализа ситуаций и поиска эффективных решений — это разумный способ справиться с этими проблемами с большей гарантией успеха.
Проблемно ориентированный копинг выделяет ряд видов:
Базисная стратегия и ресурсы
Базисные стратегии – это стратегии, ориентированные на эмоции.
Они направлены на уменьшение или управление эмоциональным дистрессом, связанным с ситуацией или вызванной ею. Человек стремится к регуляции эмоциональных последствий, активируемых наличием стрессовой ситуации. Если стратегии первого типа не работают или недостаточны, они предназначены для уменьшения воздействия на человека.
Эти типы стратегий формируются всеми теми реакциями, которые не решают проблему сами по себе, но заставляют нас чувствовать себя лучше в моменты опасности или угрозы.
Часто именно способ восприятия информации, ее оценки и оценки собственных ресурсов, чтобы противостоять ей, а не объективные требования ситуации, определяют наше поведение.
Проблема в этом случае будет зависеть не от самой ситуации, а от того, как мы ее интерпретируем и какие мысли о ней порождают. Таким образом, во многих случаях усилия придется направить, а не на модификацию событий, модификацию собственных мыслей, модификацию способа интерпретации ситуации и порожденных в связи с этим мыслей, поскольку они являются реальной причиной эмоционального неблагополучия и дистресса, неадекватного поведения.
Стратегии, ориентированные на эмоции:
- самоконтроль;
- дистанцирование;
- положительная переоценка;
- когнитивная реорганизация.
- самообвинение и бегство/избегание.
Примером метода, ориентированного на эмоции, является когнитивная реорганизация.
Cовладающее поведение
Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справляться с трудной жизненной ситуацией (стрессом) способами, которые адекватны личностным особенностям и ситуации – через осознанные стратегии действий. Оно направлено на приспосабливание к ситуации, если она не поддается контролю, или на активное изменение, преобразование ситуации, которая ему поддается.
В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.
Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.
Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Самоизменение
Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.
Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект – в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.
Текст опросника диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского
Инструкция: На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.
Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.
Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.
Полностью согласен.
Согласен.
Не согласен.
Полностью согласен | Согласен | Не согласен |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом | ||
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему | ||
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять | ||
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы | ||
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо | ||
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи | ||
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше | ||
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией | ||
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора | ||
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах | ||
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий | ||
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу | ||
13. Больше времени, чем обычно, провожу один | ||
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению | ||
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение | ||
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы | ||
17. Обдумываю про себя план действий | ||
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно | ||
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше | ||
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации | ||
21. Избегаю общения с людьми | ||
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем | ||
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию | ||
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему | ||
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей | ||
26. Сплю больше обычного | ||
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе | ||
28. Представляю себя героем книги или кино | ||
29. Пытаюсь решить проблему | ||
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного | ||
31. Принимаю помощь от друзей или родственников | ||
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше | ||
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения |
Результаты экспериментальных исследований
Группа больных эндогенными психозами
Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля, ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.
Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.
Тип совладающего поведения | Диагноз | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шизопическое расстройство | Параноидная шизофрения | Шизоаффективное расстройство | Биполярное аффективное расстройство | |||||
χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | |
Конфронтация | 40.35 | 14.68 | 52.47 | 16.08 | 43.03 | 13.08 | 48.74 | 12.71 |
Дистанцирование | 45.03 | 16.76 | 50.00 | 19.62 | 49.43 | 13.06 | 53.03 | 11.34 |
Самоконтроль | 62.41 | 13.18 | 59.79 | 14.99 | 61.01 | 10.01 | 67.1 | 10.23 |
Поиск социальной поддержки | 65.78 | 22.92 | 65.72 | 21.39 | 66.29 | 16.02 | 74.48 | 12.78 |
Принятие ответственности | 68.42 | 23.17 | 59.72 | 18.80 | 64.61 | 16.34 | 74.03 | 12.03 |
Бегство-избегание | 49.78 | 12.54 | 53.01 | 18.73 | 53.45 | 10.6 | 56.02 | 10.04 |
Планирование | 60.82 | 20.66 | 56.79 | 18.33 | 58.45 | 15.12 | 63.88 | 12.17 |
Положительная переоценка | 49.62 | 18.67 | 52.91 | 12.85 | 55.35 | 16.30 | 55.41 | 11.01 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.
Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события
С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность
которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).
Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.
Стратегия совладания | Моряки-подводники | Курсанты | Военннослужащие с расстройством адаптации |
---|---|---|---|
Конфронтация | 48,21±1,18 | 50,45±1,16 | 51,16±1,23 |
Дистанцирование | 47,36±1,31 | 50,62±1,10 | 52,39±1,48 |
Самоконтроль | 46,95±1,19 | 46,44±1,21 | 46,83±1,80 |
Поиск социальной поддержки | 49,38±1,26 | 53,38±1,11 | 49,81±1,99 |
Принятие ответственности | 44,66±0,93 | 45,25±1,05 | 47,23±1,73 |
Бегство-избегание | 45,92±1,13 | 47,00±0,89 | 53,03±1,48 |
Планирование решения | 51,02±1,09 | 54,52±1,22 | 44,39±1,70 |
Положительная переоценка | 46,64±1,08 | 52,75±1,06 | 44,53±1,81 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.
Копинг и психические расстройства
Нарушение механизма адаптации часто приводит к формированию личностных расстройств, характеризующихся социальной изоляцией, тревогой и снижением настроения. Как правило, болезни начинают развиваться еще в детском возрасте, когда человек впервые сталкивается с трудностями и травмирующими факторами. Постепенно закрепляется выученная беспомощность, не позволяющая индивиду самостоятельно решать проблемы.
Патологии, при которых продуктивные копинг-стратегии не развиты:
- Депрессивное расстройство, проявляющееся хроническим снижением настроения, слабостью, бессонницей, апатией и другими неприятными симптомами. Первые признаки расстройства обычно появляются у подростков.
- Тревожное расстройство личности. У пациента появляется страх, связанный с любой социальной активностью. Формируется избегающее поведение.
- Паническое расстройство – спонтанное возникновение панических атак, которые проявляются учащением сердцебиения, непреодолимым страхом и скованностью. Считается, что болезнь отчасти связана с нарушением адаптационного механизма.
Психотерапия с подбором продуктивных копинг-стратегий является неотъемлемой частью лечения перечисленных психических расстройств. Также обучение методам адаптации может потребоваться здоровому человеку, подверженному хроническому стрессу.
Что такое копинг-стратегии
Это последовательность или совокупность действий, направленных на снижение стрессового воздействия. В отечественной психологической практике этот адаптационный механизм называют переживанием или преодолением неблагоприятного воздействия стресса. В общем смысле копингом можно назвать любые способы защиты психоэмоционального состояния во время решения каких-либо жизненных проблем, будь то поиск работы или общение с окружающими людьми.
Адаптивные копинг-стратегии являются естественными защитными механизмами психики, то есть все люди в течение жизни используют этот способ защиты от стресса. Например, к простым методам улучшения психического состояния относят юмор, отвлечение, публичное выражение эмоций и избегание определенных ситуаций. Несознательное использование таких стратегий показывает, что копинг является продолжением рефлекторной деятельности головного мозга. Также существуют специально разработанные методы адаптации к стрессу, используемые в психотерапевтической практике.
Различные психологические защиты важны в повседневной жизни, поскольку любой человек каждый день сталкивается с трудностями. Незначительный стресс может возникать даже в привычной обстановке. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием может быть предпосылкой к возникновению последствий хронического стресса. Так, считается, что нарушение механизма психологической адаптации является причиной формирования тревожного невроза, депрессии и других расстройств.
Разрешение проблем
К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.
Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.
Копинг стратегии у подростков
Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют
С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом. Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций
В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы
Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.
Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.
Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.
Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.
Копинг стратегии подростков до конца не изученные.
В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения
Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Классификация
Специалисты исследовали более четырехсот техник подавления стрессового влияния. Подход к классификации этого явления может быть разным. Некоторые психологи предпочитают разделять копинг-стратегии, сфокусированные на способах решения проблемы и адаптационные механизмы, связанные исключительно с эмоциональным состоянием. Другие разделяют прямые копинг-стратегии и типы избегающего поведения. В то же время существует общепринятая классификация, включающая хорошо изученные техники.
Основные виды копинг-стратегий:
- Активный поиск способов преодоления трудности, связанный с аналитическим мышлением. Это продуктивный вид копинг-стратегии, позволяющий индивиду спокойно решать возникшую проблему и не поддаваться негативным эмоциям. Используются произвольные и непроизвольные методы защиты психики.
- Метод конфронтации, предполагающий агрессивное и рискованное решение проблемы. В роли защитной реакции выступает уверенность в собственных силах.
- Метод принятия ответственности: индивид понимает, что только он может решить возникшую проблему.
- Избегающее поведение — неадаптивная копинг-стратегия, предполагающая дистанцирование от какой-либо трудности.
- Самоконтроль – подавление переживаний, мешающих найти способ решения проблемы.
- Позитивная переоценка. Выявление положительных сторон в возникшей ситуации и таким образом изменение эмоционального восприятия трудности.
- Получение помощи со стороны социума. Копинг-стратегия может заключаться в общении, помогающем выговориться и получить психологическую поддержку.
Важно определение оптимальной защитной реакции в конкретной ситуации. Многие виды психотерапии направлены на выявление способов борьбы со стрессовыми воздействиями и подбор более эффективных методик
Примеры защитных реакций
Для каждого вида копинг-стратегии можно привести характерные примеры, демонстрирующие сущность защитной реакции:
- Ребенок подвергся травле со стороны старшеклассников. Действия школьника начали высмеивать. Сформировалось избегающее поведение, при котором индивид сторониться компаний и предпочитает проводить время в одиночестве.
- Одинокий мужчина ночью услышал громкий шум на кухне. Кратковременное чувство страха сменилось агрессией: он взял тяжелый предмет и направился на кухню с готовностью защищать свою жизнь и свою собственность. Другой копинг-стратегией в такой ситуации может быть попытка спрятаться.
- Абитуриентка получила результаты экзамена и поняла, что не сможет поступить в университет. Девушка идет в гости к подруге и рассказывает ей о ситуации с целью получения психологической поддержки.
Следует учитывать, что реакция на стресс во многом зависит от половой принадлежности и воспитания. Гендер определяет некоторые стереотипы поведения в стрессовых ситуациях.
https://youtube.com/watch?v=FqYxg0v1zxs
Последствия пассивных стратегий копинга
Постоянное использование пассивных копинг-стратегий приводит к изменениям не только внешних данных и эмоционального состояния, но и даже угрожает нормальному функционированию внутренних органов и систем человека. Все дело в том, что пассивная стратегия, такая как устранение от появившегося стресса, не приводит к его разрешению, следовательно, данная ситуация обязательно повторится. Так как она не была разрешена в первый раз, в эмоциональном плане человек будет испытывать переживания даже в большей степени, нежели при первоначальном появлении стресса.
Важно! При нескольких повторяющихся друг за другом похожих проблемах личность впадет в состояние, называемое хроническим нервным потрясением. В большинстве случаев при хронических нервных потрясениях человек не сможет помочь себе самостоятельно
Ему необходимо будет обратиться к специалисту-психологу.
Механизмы копинга
В каждом человеке заложены базисные копинг-стратегии с момента рождения. Примерами базовых стратегий являются инстинкт самосохранения, рефлексы и т.д. Как правило, базисные копинг-стратегии невозможно исправить, их можно только скорректировать. Для того чтобы взрослый самостоятельный человек не впадал в депрессию при малейшем выходе из зоны комфорта, необходимо учить его еще в дошкольном возрасте правильно реагировать на стрессовые ситуации.
Диагностическая методика для определения стратегий
Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:
- Самостоятельное разрешение ситуации;
- Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
- Самоустранение от стресса.
Выученная беспомощность — что это такое за состояние
Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.
Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие
Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.