Методика изучения родительских установок — циклопедия

Характеристика методики PARI (ПАРИ)

Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.

Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.

Методика помогает определить, счастливы родители и дети семье или же есть какие-то проблемы

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей подростков

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
  3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
  27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его  (ее) от трудностей и неприятностей жизни
  41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
  49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) повеление.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Обработка результатов

Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, в строках которой располагаются номера 5 вопросов, «измеряющих» тот или иной аспект (признак) родительского отношения к ребенку (шкалы методики).

Аспекты — признаки (шкалы)

Опросник объединяет следующие шкалы:

  1. Вербализация
  2. Чрезмерная забота
  3. Зависимость от семьи
  4. Подавление воли
  5. Ощущение самопожертвования
  6. Опасение обидеть
  7. Семейные конфликты
  8. Раздражительность
  9. Излишняя строгость
  10. Исключение внутрисемейных влияний
  11. Сверхавторитет родителей
  12. Подавление агрессивности
  13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
  14. Партнерские отношения
  15. Развитие активности ребенка
  16. Уклонение от конфликта
  17. Безучастность мужа
  18. Подавление сексуальности
  19. Доминирование матери
  20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
  21. Уравненные отношения
  22. Стремление ускорить развитие ребенка
  23. Несамостоятельность матери

Ключ

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.

№ п/п А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б Значение

признака

1 24 47 70 93
2 25 48 71 94
3 26 49 72 95
4 27 50 73 96
5 28 51 74 97
6 29 52 75 98
7 30 53 76 99
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79 102
11 34 57 80 103
12 35 58 81 104
13 36 59 82 105
14 37 60 83 106
15 38 61 84 107
16 39 62 85 108
17 40 63 86 109
18 41 64 87 110
19 42 65 88 111
20 43 66 89 112
21 44 67 90 113
22 45 68 91 114
23 46 69 92 115

[править] Интерпретация результатов

Путем стандартизации было выделено несколько основных факторов, на которые может опираться специалист с целью качественного анализа результатов.

Фактор 1. Гиперопека — отсутствие родительской опеки.

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность факторов свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. Оказалось, что с опекой, как способом воспитания, связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого. Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, между родителями и ребенком большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность.

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности и равенства в общении с сыном или дочерью. И наоборот, противоположный полюс — о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании — отказ от авторитарности. Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

Процедура изучения стиля отношения родителей к детям

Для организации теста с использованием методики ПАРИ необходимо подготовить:

  • стимульный материал (список вопросов) в достаточном количестве;
  • бланки для ответов;
  • ручки;
  • часы или секундомер.

Диагностику можно проводить индивидуально или в небольших группах. Стандартное время на прохождение тестирования — 20 минут. Родителям раздаются опросники и бланки, на которых они записывают имя, фамилию, пол, возраст, место работы, количество детей и сколько им лет.

Не запрещается проводить тестирование родителей в групповой форме

Рекомендуется сопровождать подготовку взрослых к тестированию подобной инструкцией: «Перед вами список из 115 утверждений, касающихся различных аспектов семейной жизни. На отдельном бланке нужно выразить своё согласие или несогласие с каждым из них, поставив отметку рядом с номером того или иного высказывания, соответствующую вашему мнению: А — абсолютно согласен; а — скорее согласен, чем не согласен; б — скорее не согласен, чем согласен; Б — абсолютно не согласен. Не следует тратить слишком много времени на размышления — первая спонтанная реакция будет наиболее ценной для исследователя. Старайтесь отвечать честно, потому что только в этом случае можно будет составить правдоподобный портрет вас (как родителя) и дать необходимые рекомендации».

Следует обратить внимание испытуемых на то, что в опроснике встречаются похожие утверждения. Предвосхищая недоумение, нужно разъяснить: сформулированы они так, чтобы выявить мельчайшие нюансы детско-родительских отношений, поэтому читать текст следует внимательно

Описание методики

Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют следующие пять шкал:

  1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
  2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
  4. Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  5. Маленький неудачник. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

  1. Принятие-отвержение: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  1. отвержение,
  2. социальная желательность,
  3. симбиоз,
  4. авторитарная гиперсоциализация,
  5. инфантилизация (инвалидизация).

Интерпретация результатов

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
  • ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:

  • 20 — максимальная оценка признака;
  • 18, 19, 20 — высокие оценки;
  • 8, 7, 6 — низкие оценки;
  • 5 — минимальная оценка признака.

Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Обработка и интерпретация результатов изучения

Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл

Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):

  • зацикленность женщины на семье (№3);
  • ощущение себя матерью-жертвой (№5);
  • частые семейные ссоры (№7);
  • непререкаемый родительский авторитет (№11);
  • нежелание быть хозяйкой дома (№13);
  • отстранённость мужа от семейных дел (№17);
  • авторитарный стиль материнского общения (№19);
  • нерешительность и зависимость от матери (№23).

Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:

  • предоставление чаду возможности высказаться (№1);
  • дружеские отношения (№14);
  • поощрение любознательности малыша (№15);
  • уравнительные отношения (№21);
  • несдержанность (№8);
  • строгость (№9);
  • нежелание контактировать с ребёнком (№16);
  • ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
  • угнетение воли (№4);
  • забота о безопасности (№6);
  • отсутствие влияний извне (№10);
  • подавление негативных проявлений (№12);
  • подавление половой роли (№18);
  • чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
  • желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).

За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:

  • 4 за А;
  • 3 за а;
  • 2 за б;
  • 1 за Б.

После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5–7 8 9 4 11–12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
3 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16 17–18 19 20 20
4 5–9 10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20
5 5–11 12 13 14 15–16 17 18–19 18–19 20 20
6 5–10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10 11–12 13 14–15 16 17 18–19 20 20
8 5–6 7–8 9–10 11 12–13 14–16 17 18–19 20 20
9 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16 17 19 20
10 5–10 11–12 13 14 15 16 17 18–19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17 18–19 20 20
12 5–8 9 10 11 12–14 15–16 17 18 19–20 20
13 5–7 8 9 10–11 12 13–14 14–16 17–18 19 20
14 5–11 12 13 14 15 16 17 18–19 18–19 20
15 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
16 5–9 10 11 12 13–14 15 16 17 18–19 20
17 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18–19 20 20 20
18 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16–17 18 19 20
20 5–9 10 11–12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
21 5–14 15 16 17–18 19 19 20 20 20 20
22 5–8 9–12 13 13 14–15 16 17–18 19 20 20
23 5–12 13–14 15 16 17 18 19 20 20 20

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5 6–7 8 9–10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20
3 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20 20
4 5–10 11 12 13 14 15–16 17 18–19 20 20
5 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
6 5–10 11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
8 5–6 7 8–9 10–11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20
9 5–7 8 9 10 11–12 13–14 15 16 17–19 20
10 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20
12 5–7 8–9 10–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20
13 5–6 7 8–9 10 11 12–13 14–15 16 17–18 19–20
14 5–10 11 12 13–14 14 16 17 18 19 20
15 5–11 12–13 14–15 16 17 18 19 20 20 20
16 5–7 8–9 10–11 12 13 14–15 16–17 18 19 20
17 5–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20 20
18 5–9 10 11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
20 5–7 8–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20 20
21 5–15 16 17 18 19 19 20 20 20 20
22 5–10 11 3 13–14 15 16–17 18 19 20 20
23 5–10 11 12 13–14 15–16 17 18 19 20 20

Случается, что в семье всё внимание сосредоточено только на ребёнке. Тест позволяет выявить и это. Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

  • Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
  • Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
  • А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
  • Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.

Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.

История создания

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной, то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной — родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей — и нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью. Все родители — жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам:

  • симпатия,
  • антипатия,
  • уважение,
  • неуважение,
  • близость,
  • отдаленность,
  • инфантилизация,
  • инвалидизация,
  • социальная инвалидизация,
  • кооперация,
  • доминирование,
  • потакание,
  • автономия.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Описание методики

Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.

Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:

  • 1 — оптимальный эмоциональный контакт,
  • 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
  • 3 — излишняя концентрация на ребенке.

Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:

  • А – активное согласие
  • а — частичное согласие
  • б – частичное несогласие
  • Б – полное несогласие.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *