Изменить поведение: рационально-эмоциональный метод а. эллиса  //психологическая газета

Долженствование

Ребенку с малых лет постоянно сообщается, что он должен делать, а что не должен. А также, что должен и не должен мир делать по отношению к нему. При этом обычно не получившееся «должен» вновь трактуется как катастрофа.

На самом деле, довольно сложно понять, какая установка – катастрофизация или долженствование – является первичной. Многие исследователи полагают, что долженствование всегда лежит в основе всех прочих иррациональных установок.

Так если мы рассмотрим упомянутый выше автобус, который не пришел вовремя, то заметим, что он должен был приехать. А он этого не сделал. И вот это уже ужасно. Фактически катастрофа – это нарушение долженствования.

Практическое применение

Методика используется в рамках РЭПТ при работе с коррекцией и преодолением негативных эмоций, стресса, тревожно-фобических и ряда личностных расстройств, семейных проблем, зависимостей и т. д. для выделения иррациональных установок, влияющих на человека и вызывающих соответствующие чувства и дезадаптацию.

Необходимость выделения установок объясняется используемым в терапии путём их преодоления, суть которого в том, что если человек будет активно подвергать сомнению и всячески оспаривать свои иррациональные установки, приводящие к имеющимся дезадаптивным последствиям, то рано или поздно придёт к пониманию их суеверности, необоснованности и сможет научиться контролировать их, по итогу отказавшись от них и приобретя более адекватные реальности (то есть рациональные) установки.

Плюсы рационального мышления

Но не зря же о рациональности говорят столько хорошего. Разумеется, во многих жизненных ситуациях формы рационального мышления оказываются наиболее подходящими. Вы можете рассуждать и предусмотреть разные исходы развития событий, что приносит огромную пользу. Рациональное мышление — это то, что помогает избежать состояния аффекта, излишнего воздействия эмоций. А в таком состоянии можно натворить ужасных дел. В общем, трудно переоценить пользу рационализма в жизни.

Стоит, однако, иногда давать внутреннему огню разгореться. Постоянное сдерживание эмоций может привести к тому, что они напором пробьют дверь своей тюрьмы и разольются повсюду. Вот тогда действительно придет дисбаланс, и мало кто будет этому рад

Оно, конечно, приведет к переосмыслению, что очень важно, но способ крайне жесткий. Есть множество не таких болезненных и не менее эффективных путей

Главное — знать, где можно выпустить первобытного зверя наружу, а где лучше остаться цивилизованным. Если придет это понимание, то жизнь станет чуть легче и немного понятнее.

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок

Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса призвана, как раз выявить в себе эти самые иррациональные установки, осознать их отрицательное влияние на эмоции и тем самым приблизить личность к состоянию эмоционального благополучия.

Основатель Рационально — эмотивной терапии* (РЭТ, 1955г.) Альберт Эллис (27 сентября 1913 — 24 июля 2007) — американский когнитивный психотерапевт, утверждал, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций. Фактически все проблемы человека — это результат мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен».

РЭТ позволяет человеку контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания. РЭТ используется для коррекции тревожно-фобических, межполовых, личностных расстройств, зависимостей, в семейной терапии, в работе с подростками, инвалидами и т.д

В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы — основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным автором:

Инструкция.

Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению:

А – полностью согласен;

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:

Ключ к тесту А. Эллиса.

Проставляем за каждый ответ баллы

А — 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25,26,28,34,38,42, 46,49 — для них 3 балла В — 2 балла С — 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25,26,28,34,38,42, 46,49 — для них 1 балл

Обработка результатов методики Эллиса.

Далее, суммируем ответы по каждой шкале:

Катастрофизация: 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46 Должествование в отношении себя: 2,7,12,17,22,27,32,37,42,47 Должествование в отношении других: 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48 Самооценка и рациональность мышления: 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50 Фрустрационная толерантность: 4,9,14,19,24,29,34,39,44,49

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов — Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 — Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более — 22 Иррациональные установки отсутствуют.

Интерпретация, к тесту Эллиса.

Шкала «катастрофизации» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал «долженствования в отношении себя» и «долженствования в отношении других» указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим. «Оценочная установка» показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы — оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Психологическое консультирование на основе рационально-эмоционального метода

Основная применяемая методика в РЭТ — философская конфронтация. В ходе консультации психолог постоянно демонстрирует клиенту, что психологические последствия травмирующего события зависят от самого события только косвенно, а в гораздо большей степени связаны с его интерпретациями в сознании клиента. Именно с точки зрения таких интерпретаций, событие может выглядеть совершенно по-разному: как катастрофа или как вполне возможное к разрешению. Как правило, катастрофическая версия события возникает вследствие действия именно иррациональных убеждений, коварство которых заключается в том, что они часто (не всегда) работают на бессознательном уровне. В ходе работы психотерапевт постоянно обучает клиента, как самостоятельно обнаруживать иррациональные убеждения и порочные логические цепочки, и такая работа ведется до тех пор, пока клиент не обнаруживает появление соответствующих поведенческих навыков. Как правило, их появление и закрепление означает, что скорее всего, в жизни человек будет придерживаться рациональных оценок и в дальнейшем не позволит иррациональным убеждениям безнаказанно вторгаться в мыслительный оценочный процесс, порождая деструктивные эмоциональные последствия.Другой метод, который успешно используется в рационально — эмоциональной терапии, это групповые занятия и тренинги, цель которых та же, а именно научение клиентов моделям поведение, основанным на рациональном осмыслении событий.

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».
Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

Иррациональные установки

В соответствии с представлениями А. Эллиса, иррациональные установки — жёсткие когнитивно-эмоциональные связи, конфронтирующие с реальностью и противоречащие объективным условиям, закономерно приводящие к дезадаптации личности. Формирование иррациональных установок, как и рациональных, происходит в рамках социальных отношений, то есть они перенимаются от сверстников и родителей. Эллис также отмечает высокую роль семейных правил в развитии иррациональных установок.

Иррациональные убеждения чаще всего несут в себе смысл долженствования, требования или предписания относительно того, каким способом человек должен достичь желаемого. Они определяют отношение человека к происходящим с ним событиям.

Иррациональные установки носят мистический характер и в большинстве случаев вредны для человека. Чем больше мышление человека опирается на иррациональные установки, тем сильнее выражены беспокойство, чувство собственной ничтожности и подавленность.

Далее в таблице будет приведен перечень наиболее часто встречающихся иррациональных установок и их слов-маркеров, часть которых диагностируется при помощи методики Эллиса. Кроме того, чем чаще встречаются в речи человека высказывания, содержащие характерные слова-маркеры, тем более выражены иррациональные установки.

Иррациональное мышление

В противовес рациональному идет иррациональное мышление. Оно не имеет логики и не поддается контролю. Эмоции и чувства относят к иррациональному мышлению. Поддавшись чувствам, человек способен совершать поступки, которым позже не может найти логического объяснения, в первую очередь, потому что его нет.

Мыслить рационально постоянно — невозможно. Чувства являются огромной частью жизни человека и не всегда осознаются и анализируются сразу. Все иррациональное относится к нашему подсознанию. Именно поэтому люди имеют неосознаваемые установки (ушедшие в бессознательное), которые продолжают искажать реальность и иногда даже ломать жизнь человека.

В некоторых своих решениях человек ориентируется больше на иррациональное. Например, если вы любите тяжелый рок, он приносит вам эмоциональное удовлетворение, то вы не задумываетесь о неудобствах, которые он доставляет вашим сожителям или соседям.

Разумеется, отсутствие рациональности часто приводит к отрицательному результату. К примеру, девушка влюбляется в молодого человека и под влиянием эмоций не замечает его очевидных недостатков, иногда даже опасных для общества и ее жизни. Если подключить во время разум, то девушка сможет проанализировать ситуацию и сделать соответствующее умозаключение об этом человеке.

За рациональное мышление и логику отвечает левое полушарие головного мозга, а за иррациональное и эмоции – правое. Для того чтобы проверить, какое преобладает у вас, сделайте простой тест:

Почему нужно избавиться от иррациональных мыслей?

  1. Иррациональные мысли нарушают адаптацию, снижают эфективность в работе и в других сферах жизни. Одним словом, они сильно мешают жить.
  2. Они не гибкие, срабатывают в ненужных ситуациях.
  3. Являются причиной таких симптомов как тревога, депрессия, раздражительность.

Ну и еще, чтобы убедить вас в том, что от иррационального мышления нужно избавляться, приведу его типичные проявления:

  1. Стремление быть совершенным во всем – перфекционизм
  2. Страх публичных выступлений
  3. Страх обратиться к руководству
  4. Отказ от карьерного роста
  5. Одиночество
  6. Жизнь на более низком социальном уровне
  7. Проблемы в личной жизни
  8. Зависимость от родителей
  9. Вредные привычки
  10. Повышенная масса тела

Психологические проблемы с точки зрения метода. Концепция А-В-С

С точки зрения РЭТ в основе любой ситуации лежит схема трех событий или цепочка А-В-С.

Этап А — это собственно событие, действие или объект, то, что вызывает последствия. В нашем случае это событие — увольнение с работы.

На этапе В возникает оценка события индивидом и этот этап самый важный, поскольку именно здесь просто событие приобретает новую версию, а именно, трансформируясь через призму наших установок и убеждений, реальное событие превращается в свою интерпретацию.

Иррациональные и рациональные оценки

На этот процесс влияет два типа оценок рациональные и иррациональные.

В ситуации с Артемом рациональные оценки выглядят так — то что меня уволили это плохо, эту проблему нужно будет решать и теперь мне придется искать новую работу. Нетрудно заметить, что с точки зрения рациональной оценки ситуация представляется затруднительной, но отнюдь не катастрофичной, а ее прогноз, с учетом рациональных данных, профессиональных возможностей клиента, весьма благоприятен.

Однако, в дело вмешивается и иррациональная оценка ситуации, а иррациональна она по причине того, что лежащие в ее основе убеждения не подвергаются индивидом эмпирической проверке, а значит, не могут быть доказаны, даже если очевидно неверны. Иначе говоря, иррациональные верования это данные не критично принятые в область сознания в силу прошлых обстоятельств, то есть на веру.В нашем случае это предположение клиента о своей профессиональной несостоятельности, а также о том, что он должен в кратчайшие сроки найти работу и что запланированные события обязаны произойти. Несовпадение этих ожиданий (в случае с иррациональными убеждениями) также приводит к эмоциональной реакции, в нашем случае это чувство вины, чувство неполноценности и, возникшее, как следствие, чувство постоянной тревоги. Здесь вполне очевидно, что именно чувства, возникшие вследствие иррациональной оценки ситуации, играли деструктивную роль в ее развитии.

Этап С, это ни что иное, как последствия предыдущих.И эти последствия также могут быть рациональными и иррациональными.

Рациональные последствия, это результат рациональной оценки события.Как мы уже рассуждали, в нашем случае это понимание того, что ситуация очевидно несет в себе проблему, клиент испытывает по ее поводу беспокойство и это приводит к тому, что он планирует свои дальнейшие действия — пишет резюме, делает рассылки, ходит на собеседования, то есть выполняет разумные действия по решению проблемы. В случае если он не получает работу в результате этих действий, он испытывает расстройство и неудовольствие, однако, все описанные чувства, вполне адекватны ситуации и даже способствуют ее разрешению.

Иррациональные последствия. Иррациональная оценка вносит свой вклад в психологическую ситуацию, но в отличие от предыдущей, она основана на неверных установках. С точки зрения убеждения, что все непременно должно идти «как надо» она легко приобретает катастрофы. Например в этом случае, реакция на неудачное собеседование может быть такой — это ужасно, что меня не приняли, я ни на что не гожусь, вероятно я плохой профессионал, я ни на что не годен, в моей жизни наступила черная полоса, а значит работу найти не получится. Такая оценка естественным образом порождает соответствующую эмоциональную реакцию, это чувства неполноценности, вины, тревоги за будущее, которое с этой точки зрения представляется в самом черном свете.Нетрудно предположить, к чему может привести такая оценка события, это тревожные или депрессивные состояния, самоосуждение, жалость к себе, а в общем и целом, это полностью не адекватная оценка ситуации и себя в ней.

Иррациональные последствия имеют склонность притягивать все новые и новые иррациональные убеждения, а деструктивное эмоциональное состояние вполне этому способствует. К сожалению, если ничего с этим не делать, то возникает своеобразный замкнутый круг, выйти из которого самостоятельно клиент как правило не в состоянии.

Какие существуют методы?

Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.

  1. Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
  2. Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
  3. Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
  4. Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
  5. Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.

Заключение

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня

А если это не так, то это катастрофа.

Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.

Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю. Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание.

Если дело меня сильно волнует, значит оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача.

Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию.

Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной.

Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться не буду.

Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.

Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.
Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:
Первое — это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?
Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают в этой ситуации?
Далее — разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек в данных обстоятельствах кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *