Содержание теста
Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.
Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:
1 | 2 | 3 | 4 |
Никогда (совсем нет) | Почти никогда (в некоторой степени) | Часто (в умеренной степени) | Почти всегда (очень сильно) |
Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.
В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.
Суть теста
Определенный уровень тревоги – это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. – провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня. Тест позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к тревоге в данный момент и в перспективе, для чего разработаны 2 шкалы:
- Опросник, оценивающий ситуативную тревожность построен на ряде утверждений, актуальность которых человек оценивает по шкале от 1 до 4, где 1 – совершенно неверно, 4 – абсолютно верно. Утверждения типа «Я спокоен», «Я встревожен», «Мне радостно» описывают состояние и настроение здесь и сейчас. Тревога, в зависимости от ситуации, может быть обусловлена эмоциями, переживаемыми в данный конкретный момент времени: беспокойство, уныние, радость, печаль.
- Опросник, оценивающий личностную тревожность, содержит утверждения типа «Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть», «Я слишком переживаю из-за пустяков», «Я уравновешенный человек». То есть в данном случае человек оценивает состояние в течение длительного периода, для чего ему приходится делать самоанализ своего душевного состояния и личностного восприятия проблем. Если ситуативная тревожность зависит от текущего момента времени, то личностная характеризует количество тревожных ситуаций в длительный период времени, скорость и глубину их переживания.
После прохождения теста подсчитывается уровень тревожности: чем выше балл, тем выше уровень тревоги. Преимущество данного теста заключается не только в том, что одновременно оцениваются уровни тревоги в конкретный момент времени и в длительный период, но и в том, что выделяется широкий спектр ситуаций, на которые человек реагирует.
Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу). Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.
Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):
Тест на тревожность, часть I.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Отвечайте первое, что пришло в голову.
Шкала самооценки (СТ) — Тестовый материал (вопросы)
№ | нет, это совсем не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | |
1. | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Тест на тревожность, часть II.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Отвечайте первое, что пришло в голову.
Ожидание трудностей очень тревожит меня. Я слишком переживаю из-за пустяков.
Шкала самооценки (ЛТ)
№ | не, это совсем не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | |
1. | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Я быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Ожидание трудностей очень тревожит меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к тесту на тревожность.
Ситуативная тревожность СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) — (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50 (число 50)
Личностная тревожность ЛТ=(2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) — (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35)
Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина.
До 30 баллов – низкая31-45 баллов – средняя46 баллов и более – высокая тревожность
Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Источник
Текст шкалы личностной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете ОБЫЧНО.
УТВЕРЖДЕНИЯ | НЕТ, ЭТО НЕ ТАК | ПОЖАЛУЙ, ТАК | ВЕРНО | СОВЕРШЕННО ВЕРНО | |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень легко устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие люди | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень беспокоят меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Анализ результатов.
Результаты оцениваются отдельно для каждой шкалы путем сложения баллов, присвоенных соответственно ответам на вопросы. Таким образом, полученные значения по шкалам могут находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.
При обсчете крайне важно учитывать, что баллы по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39
присваиваются не так, как отражено в тексте, а в обратном порядке: 4 балла за 1-й вариант ответа, 3 – за 2-й и т.д.
Если показатели не превышают 30 баллов, то у обследуемого низкая тревожность.
Если сумма находится в интервале 31–44 балла, то это означает умеренную тревожность.
При 45 баллах и более – тревожность высокая.
P.S. Как вы справляетесь с приступом тревоги (пан.атаки)? Понятное дело, что приступ проходит, но вы постоянно в ожидании того, что приступ повторится. И это ожидание, просто изматывает, верно?
Предлагаю вам использовать специальную технику, чтобы снять ожидание приступа и уменьшить интенсивность тревоги. Техника очень простая, немного потренировавшись, вы сможете использовать всегда и везде.
Автор статьи — Наталия Гнездилова, семейный психолог стаж работы 15 лет.
Помогаю женщинам 35+ вернуть любовь, уважение и доверие в отношения с мужчиной. Консультирую онлайн в любом из мессенджеров – скайп, ватсап, вайбер.
Подписывайтесь: канал Ютуб, группа в ВК
Онлайн-тест
Опросник содержит сорок утверждений-вопросов, двадцать вопросов из них определяет уровень общей тревоги, а другие двадцать оценивают уровень личностной тревоги. Внимательно прочитайте каждое из утверждений теста Спилбергера — Ханина и отметьте цифру, которая соответствует вашему состоянию в данный момент. Запомните, что у вас нет неправильных ответов, так как это ваши субъективные переживания. Отмечайте вопросы как можно быстрее не думайте над ними, так получается более правдивый результат.
Результат оценивают, используя две шкалы: индивидуальную и общую. Это нужно для того, чтобы определить полную значимость стресса для человека. Также тест Спилбергера — Ханина довольно прост в прохождении и объяснении, выносить результаты теста тоже не составляет никакого труда.
Тест для оценки тревожности
Тест Спилбергера-Ханина
Помогает вычислить эти два состояния. В своей методике Спилбергер усовершенствовал и переработал уже существующие на то время тесты Кэттела и Шайера, Тейлори, Велша.
Профессионально перевел опросник на русский язык, в соответствии с поставленными задачами, российский психолог, наш современник Юрий Ханин. Поэтому его еще называют тестом Спилбергера-Ханина.
Правила пользования тестом
В состав теста входят два раздела, содержащие по 20 вопросов.
Нужно прочесть высказывание и быстро, без долгих раздумий поставить метку в графе, которая соответствует ответу. Не существует правильных и неправильных ответов. Самым лучшим ответом будет тот, который первый пришел в голову.
В первом разделе опросника — ситуационная тревожность — отвечать на вопросы следует, исходя из того, как вы себя чувствуете в данный момент.
Во втором — личностная тревожность — отвечать необходимо, учитывая то, как вы чувствуете себя обычно.
SMAI:X-1 — тревога состояние
SMAI:X-2 — тревога-черта
Формулы расчета
Каждая таблица имеет прямые и обратные вопросы. В формулах количество баллов прямых вопросов прибавляется, а количество баллов обратных отнимается.
Для SMAI:X-1 (тревога-состояние):
Прямые — № 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18.
Обратные — № 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.
Суммировать количество баллов отдельно прямых (П) и отдельно обратных (ОБ) вопросов. Вычислить результат, используя формулу:
ТРЕВОГА-СОСТОЯНИЕ = 50 + П – ОБ
Для SMAI : X -2 (тревога-черта):
Прямые — № 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40.
Обратные — № 21,26,27,30,33,36,39.
Найти сумму баллов всех прямых вопросов (П) и сумму баллов обратных (ОБ).
Результат вычислить по формуле:
ТРЕВОГА-ЧЕРТА = 35 + П – ОБ
Текст шкалы ситуативной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.
УТВЕРЖДЕНИЯ | НЕТ, ЭТО НЕ ТАК | ПОЖАЛУЙ, ТАК | ВЕРНО | СОВЕРШЕННО ВЕРНО | |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 |
Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Тест спилберга Ханина на определение уровня тревожности
Тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (свойство, особенность, устойчивая характеристика человека).
В нашей стране употребляется шкала в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.
Тест содержит по 20 высказываний в каждой из 2 частей, раздельно оценивающих оба варианта тревожности.
Предлагаемые термины личной и реактивной тревожности трактуются следующим образом:
- Личностная тревожность – это индивидуальное свойство восприятия значительного числа событий в качестве угрожающих с реагированием на них состоянием тревоги.
- Реактивная тревожность обусловлена ситуацией в данный момент времени, она характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в конкретной обстановке.
Следует отметить, что тревожность является естественной и обязательной особенностью активной личности.
Существует даже, так называемый, оптимальный уровень «полезной» тревоги.
В то же время чрезмерное повышение уровня тревожности ведет к развитию негативных последствий.
Методика тревожности Спилбергера
Шкала теста тревожности Спилбергера включает в себя две подшкалы. Одна оценивает ситуативную тревожность, твое состояние в данный отрезок времени. Другая направлена на оценку личностной тревожности, обычного твоего состояния.
Инструкция
Перед шкалами теста находится инструкция, в которой говорится, что следует внимательно прочитать ниже предложенные выражения. Далее ты зачеркиваешь цифру в графе, которая наиболее точно соответствует твоему состоянию в этот момент.
Не следует задумываться длительное время. В методике нет неправильных и правильных ответов. Если ты проходишь технику тревожности Спилбергера онлайн, то перед проведением теста тебе нужно указать свою половую принадлежность.
Суждение
Оценка уровня тревожности производится следующим образом:
- За каждый ответ «Нет. Это не так» дается по 1 баллу.
- За каждый ответ «Скорей всего так» дается по 2 балла.
- За каждый ответ «Верно» дается по 3 балла.
- За каждый ответ «Совершенно верно» дается по 4 балла.
Вопросы методики
Для выполнения теста тебе необходимо дать ответ на каждые 20 вопросов.
Оценка ситуативной тревожности
Даем быстрый и правдивый ответ на вопросы:
- Я спокойна.
- Мне не угрожает ничего.
- Я чувствую себя свободной.
- Я напряжена.
- Мне характерно сожаление.
- Я расстроена.
- Меня волнуют возможные проблемы.
- Я чувствую себя отдохнувшей.
- Меня волнует тревога.
- Я удовлетворена.
- Я уверена.
- Мне неспокойно на душе.
- Я нервничаю.
- Я взвинчена.
- Я раскована.
- Я довольна.
- Меня волнует забота.
- Мне не по себе.
- Мне радостно.
- Мне приятно.
Молодец, движемся дальше.
Оценка личностной тревожности
Чтобы оценить уровень своей личностной тревожности, тебе нужно дать ответы на следующие вопросы:
- Я ощущаю удовольствие.
- Я устаю быстро.
- Я могут быстро заплакать.
- Мне хотелось бы быть такой же счастливой, как и другие.
- У меня бывает проигрыш, когда я принимаю решения медленно.
- Я бодра.
- Я собрана и спокойна.
- Возможные трудности меня тревожат.
- Мне свойственно переживание по пустякам.
- Бывает, что я в полной мере счастлива.
- Мне свойственно все принимать близко к сердцу.
- Я не вполне уверенна в себе.
- Я в безопасности.
- Мне свойственно избегать трудностей и опасности.
- У меня была хандра.
- Я могу быть довольной.
- Пустяки меня волнуют и отвлекают.
- Я могу сильно переживать, переживания не дают мне забыть о них.
- Я уравновешена.
- Когда я размышляю о своих заботах, то начинаю беспокоиться.
Интерпретация результатов
Разъяснение теста производится также в двух шкалах. Интерпретация тревожности ситуативного типа:
- Менее 35 баллов говорит о наличии низкой степени.
- 35- 44 балла – является свидетельством умеренного уровня.
- 45 — 60 баллов – является свидетельством высокого уровня.
- Более 60 баллов – является пограничным состоянием со стрессом, нервозностью.
Интерпретация личностной тревожности:
- Менее 35 баллов говорит о низкой степени;
- 35 -44 балла – говорит о умеренной степени;
- 45 -60 баллов – говорит о высокой степени;
- Выше 60 баллов – погранично тревожное состояние.
Люди с высокой степенью ситуативной тревожности воспринимают угрозы для себя в более обширном диапазоне ситуаций. Они выражено реагируют на это. Если же техника показала высокую личностную тревожность, то человеку свойственна напряженность в различных ситуациях.
В таком случае есть необходимость в формировании уверенности, поднятии самооценки
Человеку важно сместить упор с категоричности на позадачное планирование, на более конкретное осмысление своей деятельности
Низко тревожным личностям необходимо пробудить активность, подчеркнуть мотив своей деятельности, отследить и сделать акцент на ответственности за выполнение задач.
Методика Спилбергера проста в использовании вместе с тем эффективна. Она дает возможность оценить такие важные качества, как индивидуальную переносимость стрессовой ситуации. При необходимости можно провести коррекцию, избежать нервные и эмоциональные срывы, не допустить развитие психосоматики.
Шкала тревоги Спилбергера: описание
В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувство\состояние спокойствия, уверенности и безопасности.
Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.
Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Тревога по Спилбергеру
Много трудов и работ было написано Чарльзом Спилбергером. В соответствии с трудами Спилбергера, следует разделять тревогу как состояние и тревогу как свойство. Первая определяет тревогу как кратковременную реакцию на раздражитель (нормальная реакция организма на внештатную ситуацию), вторая – как склонность личности к возникновению тревоги (в зависимости от личностных качеств). На основании данного разделения Ч. Спилбергер разработал тест на тревожность. Адаптацию теста для русскоязычного населения выполнил Ю.Л.Ханин, известный в своих кругах деятель в области психологии. Поэтому тест называется по имени двух ученых Спилбергера и Ханина. Этот тест имеет большое значение для диагностики уровня тревожности.
Именно с этой диагностики начинается исследование различных личностных нарушений. Тест-исследование Спилбергера-Ханина можно незамедлительно пройти онлайн и понять, являются ли неврозы и недомогания (головокружение, дискомфорт в области сердца) следствием повышенного уровня тревоги. Кроме этого, тест позволяет оценить уровень тревоги самостоятельно, в рамках проведения самоконтроля и самоанализа качеств личности и восприятия ею определенных ситуаций, что способствует самовоспитанию.
Тест на тревожность, прохождение которого онлайн, занимает всего несколько минут, позволяет оценить уровень тревоги по двум направлениям: оценка ситуативной тревожности и тревожности личностной. Собственно говоря, это единственный тест, позволяющий оценить эти два показателя в рамках одного исследования, аналогов больше нет.
Что значат результаты
Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная – ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.
Конечно, в одном случае, тревога не возникает при переживании каких-либо внештатных ситуаций, а в другом случае на аналогичную ситуацию человек настолько эмоционально реагирует, что повышается не только тревога, но и возникает стресс. При этом таких переживаний, к примеру, в неделю, может не быть вовсе, а может по несколько раз за день. Отсюда появляется постоянная подавленность и стресс. Поэтому для более глубокого анализа и выявления причин тревожности следует проводить дополнительные тесты.
Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:
- Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
- Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.
Характеристика тревожности как состояния
Тревожность как состояние, сюда относится тревога, эмоции, нервозность, активное напряжение. Она проявляется в качестве ответа на стресс.
Показывает, как человек способен преодолеть негативную оценку и ее ожидание, агрессивную реакцию, направленную на него. Как он воспринимает отношение к себе, которое отличается от ожидаемого в отрицательную сторону.
Тревожность как состояние может быть разным по интенсивности. Это эмоциональность человека в определенный момент времени. Она может меняться в зависимости от ситуации и окружения, опасное оно или благоприятное для человека.
Тест на тревожность Спилбергера
Результаты теста
Количество баллов по каждой таблице может быть от 20 до 80.
Показатель меньше 30 – низкий уровень тревожности.
От 30 до 45 – умеренный.
Более 45 – высокий уровень тревожности.
Тревога-состояние
Результаты первой части дают возможность определить, вызывает ли данная ситуация состояние стресса у испытуемого, и позволяют оценить соответствие интенсивности реакции к объективной опасности.
- Менее 30 баллов – характеризует пассивное отношение человека к ситуации, отказ от принятия решений и действий.
- 30 — 45 баллов – адекватная оценка и реакция на происходящее событие. Готовность к конструктивным действиям для преодоления возникших сложностей.
- 46 баллов и выше – говорит о состоянии сильного эмоционального возбуждения. Однако нельзя считать такую реакцию невротической, не учитывая реальные обстоятельства, которые ее вызывают.
Тревога-черта
Результаты второй части показывают, насколько эффективно может человек справляться с жизненными ситуациями, используя свои навыки и свойства характера.
- Менее 30 баллов – человек замкнутый, погруженный в себя, апатичный, часто с заниженной самооценкой.
- 30 – 45 баллов – это люди действий. Неприятности они воспринимают, как ценный опыт. Ответственно относятся к своей жизни и времени. Их мысли направлены не на свои переживания, а на поиск новых решений и возможностей.
- Более 46 баллов – такие люди видят катастрофу там, где нет и намека на какую-то угрозу. Они крайне чувствительны к опасности. Мнительные. Раскачивают свои эмоции до неконтролируемого состояния, истерики.
Люди, у которых менее 30 и более 46 баллов, чувствуют в себе недостаток сил, способностей для активной жизнедеятельности. Однако это лишь следствие внутренних эмоциональных барьеров, которые препятствуют полному использованию собственных возможностей, самореализации, решимости.
Таким людям можно посоветовать: найти эти внутренние преграды, проанализировать и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалистов. Научиться жить более осознанно. Больше действовать и не относиться ко всему слишком серьезно.
Спилбергер создал методику, которая на сегодняшний день является наиболее точной и эффективной для диагностики тревожности и для других клинических исследований.
Интерпретация результатов
Оценка и интерпретация осуществляется на основе баллов. Каждое высказывание может принести от 1 до 4 баллов, основываясь на шкале оценки. В оригинале Спилбергера каждая часть теста может принести в сумме максимально 80 баллов, минимально — 20.
Количество баллов соотносится с двумя таблицами. Шкала ситуативной тревожности позволяет определить уровень SA. Шкала личностной тревожности оценивает TA.
TA — беспокоящее состояние конституционального характера, коренящееся в исходных психических, биологических и физиологических состояниях личности, отличается высокой устойчивостью к любым внешним изменениям.
Особенностью TA является широкое ситуативное разнообразие угрожающих ситуаций, на каждое такое состояние вырабатывается конкретная реакция.
Маркерами активации TA служат конкретные стимулы, которые расцениваются человеком как опасные для самооценки и самоуважения.
Высокая TA выражается в проявлении выраженной тревоги под воздействием стресса, вызванного определённым стимулом. TA тесно взаимосвязана с невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.
Чем больше баллов, тем выше степень проявления беспокоящих состояний:
- до 30 баллов — беспокоящие состояния отсутствуют,
- от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность,
- от 45 и более — выраженная тревожность.
На основе тестирования, определения степени проявления SA и TA, формируется точный психологический портрет высокотревожных лиц.
У высокотревожных людей тревогу вызывают любые ситуации, связанные с ситуацией:
- явного проявления личностных качеств,
- интереса к личностным качествам,
- угрозы престижу, самооценке.
Неоднозначные, сложные ситуации воспринимаются как угрожающие или катастрофические.
Для высокотревожных людей характерны следующие черты:
- высокая эмоциональность,
- вспыльчивость,
- раздражительность,
- постоянная готовность к конфликтной ситуации, защите,
- закрытость, независимо от наличия реальных угрожающих ситуаций,
- сложность эффективного взаимодействия при совместном решении задач,
- искусственное выстраивание психологических барьеров при общении,
- невозможность достижения целей, требующих серьёзных усилий.
Рекомендации при взаимодействии с высокотревожными людьми — завуалированность, смещение акцентов с внешней требовательности, избегание категоричности.
Акцент на осмысление своей деятельности, при формировании чувства уверенности в себе через поддержку и успех в достижении промежуточных задач.
Правила проведения
Тест проходится в одни подход, без длительных пауз и перерывов. Если прохождение теста прервано более чем на час, лучше начать проведение заново.
Прочтение предложений требует сосредоточенности и внимания. Ответ выбирается исходя из состояния и ощущений на данный момент.
Над высказываниями не стоит долго задумываться. Первый ответ, который приходит в голову, чаще является верным, самым искренним. Тест не предусматривает правильных и неправильных ответов.
После ответов на все высказывания, проводится подсчёт баллов по каждой части теста. Число баллов сопоставляется с оценочной таблицей, которая позволяет установить степень проявления беспокоящих состояний.
STAI: клиническая значимость
Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.
Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности
У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.
Обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
- Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
- На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
- Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
Ключ
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№№ | 1 | 2 | 3 | 4 | №№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Что такое тревожность
Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.
В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.
Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.
Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.
Назначение опросника
Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.
Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.
В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.
Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.
Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:
- STAS — шкала состояния гнева,
- STAXI — оценка выражения гнева,
- STAIC — оценка состояния тревоги у детей.
Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.
https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8
Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.
Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.
Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.