Содержание теста

Протокол детского теста начинается с указания основных данных тестируемого:

  • имя ребёнка,
  • возраст,
  • дата проведения опроса.

Стимульные материалы теста — картинки двух групп, для девочек и мальчиков. Для каждой группы представляется по 14 картинок. На картинках для мальчиков нарисован мальчик. Соответственно карточки для девочек содержат изображения девочки.

https://youtube.com/watch?v=RfcETXap54A

У детей на карточках не прорисованы лица, изображён лишь контур. Каждая картинка с основным сюжетом дополнена ещё двумя изображениями, где точно скопирован контур лица ребёнка с главного сюжетной картинки.

Но на дополнительных изображениях лицо прорисовано. На одной картинке — лицо улыбается, вторая демонстрирует расстройство и грусть.

Содержание теста для девочек:

Номер картинки Описание картинки Ответ
1 Девочка играет с младшим ребёнком. Её реакция? Радость/расстройство
2 Девочка идёт с мамой, которая катит коляску. Из коляски смотрит малыш. Какое лицо у девочки? Расстроенное/радостное
3 Мальчик замахивается на девочку. Какое лицо у неё? Весёлое/грустное
4 Малышка надевает ботиночки, сидя на скамейке. Её эмоции? Печаль/радость
5 Девочка играет в песочнице со взрослым. Какое у лица выражение? Весёлое/печальное
6 Девочка ложится спать, родители смотрят телевизор. Чувства ребёнка? Расстройство/радость
7 Девочка моет руки в раковине. Её реакция? Веселье/грусть
8 Мама ругает девочку. Реакция? Печаль/радость
9 Папа играет с младшей сестрой, не реагирует на девочку. Что она чувствует? Веселье/печаль
10 Мальчик отбирает куклу у девочки. Её реакция? Грусть/радость
11 Мама говорит девочке убрать игрушки. Что чувствует дочка при уборке? Веселье/печаль
12 Ребята не обращают внимания на девочку. Какое лицо у неё? Расстройство/радость
13 Девочка стоит рядом с мамой и папой. Что она чувствует? Веселье/грусть
14 Девочка ест. Её эмоции? Грусть/радость

Аналогично выглядит опросник для мальчиков, только на картинках девочка заменена мальчиком.

Как проводится диагностика?

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, о то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.

Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста

Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:

  1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
  2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
  3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
  4. Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
  5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
  6. Соблюдайте последовательность в действиях.
  7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
  9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
  10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.

Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость

Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

Цель диагностики уровня тревожности:

— изучение динамики самооценки в период предшкольной подготовки.

Ход выполнения диагностики:

Ребенку нужно дать лист бумаги на котором нарисованы 7 ступенек, где средняя ступенька имеет форму площадки и объяснить задачу: «Три нижние ступеньки-для плохих детей(чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на три верхние ступеньки – для хороших детей (чем выше, тем лучше)». Каждая ступенька имеет, тем самым, определенную содержательную характеристику. Задача ребенка состоит в том, что он, основываясь на своем мировосприятии и ощущениях должен поставить себя на какую-то ступень и объяснить свой выбор.

Инструкция для ребенка:

«Если всех детей расставить на этих ступеньках, то на трех верхних ступеньках оказываются хорошие дети: добрые, умные, сильные, послушные — чем выше, тем лучше. Так на ступеньке 1 находятся просто хорошие дети, на ступеньке 2 — очень хорошие, на ступеньке 3 — лучшие.

Ты знаешь, что есть очень хорошие дети, есть плохие, есть средние. Вот на этой лесенке (Показывается листок бумаги с нарисованной лесенкой) средние дети находятся посередине, вот на этой площадке (показать площадку). Эти дети не плохие, и не хорошие, а средние. А на трех нижних ступеньках находятся плохие дети — чем ниже, тем хуже. Снизу площадки находятся плохие дети, на 2 строчке снизу — очень плохие, на 3 снизу — худшие.

— Понял? Давай повторим (повторяется с ребенком расположение ступенек).

А теперь поставь себя на ту ступеньку, которую ты, по твоему мнению, занимаешь. Покажи, куда бы ты поставил себя, на какую ступеньку? (Чтобы легче было выполнить задание можно поместить на ту или иную ступень картинку с изображением мальчика или девочки).

— Почему ты поставил себя на эту ступеньку?

Оценка результатов диагностики:

для детей, которые идут в первый класс, характерно наличие высокой положительной самооценки. В норме ребенок должен ставить себя не ниже, чем на вторую строчку сверху, то есть нормой является самооценка в 6 баллов. 7 или 5 баллов не является отклонением от нормы, а свидетельствуют об очень хороших или просто хороших отношениях ребенка в семье и в дошкольном учреждении.

Самооценка от 1 до 3 баллов, т.е. отнесение ребенком себя к «плохим» детям, является важным признаком неблагополучного социального развития и, в первую очередь, является показателем неблагоприятного опыта социальных взаимодействий. Скорее всего, отрицательная самооценка связана с неблагополучными семейными отношениями или отрицательным отношением родителей к самому ребенку или связана с неблагоприятным опытом общения ребенка в дошкольном учреждении. Необходимо выяснить конкретные причины негативной самооценки, потому что на этом основании можно прогнозировать успешность включения ребенка в коллектив класса и строить программу коррекции образа «Я» ребенка.

Интерпретация результатов

Результаты тестирования, зафиксированные в бланке, подвергаются глубокому осмыслению и оценке. Анализ проводится в двух формах:

  • количественная;
  • качественная.

Количественный анализ

На основе результатов теста вычисляется индекс тревожности (Anxietyindex — Ai). Этот показатель показывает процентное соотношение эмоционально негативных ответов (Negative answer — NA) к общему числу рисунков (14).

Ai = NA / 14 х 100%.

По Ai определяется общий уровень тревожности (УТ) малыша.

  1. Высокий УТ — Ai выше 50%.
  2. Средний УТ — Ai от 20 до 50.
  3. Низкий УТ — Ai от 0 до 20%.

В примере с Мишей:

  • негативных ответов — 6;
  • Ai = 6 / 14 х 100% = 42,85%;
  • у ребёнка средний уровень тревожности;
  • по конкретным ответам можно определить, что у ребёнка беспокоящие состояния вызывает агрессия (но это норма), есть проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (неуверенность при отсутствии мамы, страх сделать вопреки её указаниям);
  • основной источник тревожности — одиночество.

Качественный анализ

Обработка результатов направлена на индивидуальную оценку состояния ребёнка. На основе анализа формируется характер эмоционального опыта малыша в конкретной ситуации.

В качественном анализе оцениваются рисунки группами и по отдельности. Негативная реакция на эти изображения чаще делают дети с высоким уровнем Ai:

  • одевание;
  • подготовка ко сну;
  • питание.

Высокий или средний Ai у детей часто фиксируется при негативной реакции на демонстрацию следующих рисунков:

  • малыш и мама с коляской;
  • умывание;
  • игнорирование;
  • уборка игрушек.

Рассматриваемый детский тест — эффективный инструмент определения тревожности, по форме оптимально адаптированный для естественного восприятия ребёнком дошкольного возраста.

Материал тестирования позволяет получить обширную искреннюю информацию, которая позволяет грамотно выстраивать взаимоотношения с малышом для коррекции беспокоящих состояний.

Существует большое количество модификаций теста. Характер картинок корректируется с учётом конкретных условий и особенностей детей. Моделируемые ситуации также могут активно адаптироваться.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя

Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;

полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;

если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Почему дети беспокоятся


Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возрастаТревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Что такое тревожность?

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции

По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.

То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное поведение малыша без внимания.

Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.

Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.

Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.

Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Методика «Выбери нужное лицо»

Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная ме­тодика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности прояв­ляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7 лет.

Психодиагностический изобразительный материал представ­лен серией рисунков размером 8,5×11 см, каждый из которых демонстрирует типичную для дошкольника жизненную ситуа­цию. Все рисунки выполнены в двух вариантах — для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования испытуемый идентифи­цирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Рисунок снаб­жен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребен­ка, а на другом — печальное. Двусмысленность рисунков в мето­дике имеет основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситу­ациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляют ребенку в определенной последовательности и дают инструкцию:

  1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребен­ка будет лицо: веселое или печальное? Он (она) играет с малы­шами».

  2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей ма­мой и малышом».

  3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет ли­цо: печальное или веселое?».

  4. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое? Он (она) одевается».

  5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми».

  6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

  7. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое? Он (она) в ванной».

  8. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое?».

  9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет ли­цо: печальное или веселое?»

  10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка бу­дет лицо: печальное или веселое?»

  11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки».

  12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: пе­чальное или веселое?»

  13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) со своими папой и мамой».

  14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: печальное или веселое? Он (она) ест».

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, резуль­таты заносятся в протокол.

На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычис­ляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выра­женному в процентах отношению числа эмоционально-негатив­ных выборов к общему числу рисунков:

Результат:

Высокий уровень тревожности — ИТ больше 50% Средний уровень тревожности — ИТ находится в пределах от 20 до 50%

Низкий уровень тревожности — ИТ находится в пределах от О до 20%. Отдельно по каждой картинке возможно провести ка­чественный анализ, в зависимости от того, к какой

Здесь делается вывод об эмоциональном опыте общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Особым проективным значением обладают рисунки с ситуациями «Одевание», «Укладыва­ние в постель в одиночестве», «Еда в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование». Присутствие в дан­ных ситуациях отрицательных эмоциональных выборов указывает на высокую степень вероятности присутствия у ребенка высокого уровня тревожности.

Специфика использования

Тестирование проводится в отдельном помещении. Помимо ребёнка, педагога или психолога в комнате могут находиться родители. Присутствие посторонних лиц нежелательно.

Ребёнку дают картинки в строгой последовательности. При демонстрации каждого рисунка тестирующий человек описывает ситуацию, просит малыша внимательно посмотреть на картинку и выбрать лицо, подходящее под ситуацию.

Малыш может комментировать ситуацию, но педагог не должен просить малыша объяснять выбор. Родители не имеют права подводить ребёнка к ответу, советовать ему что-либо, просить вспомнить похожую ситуацию и т. д. Малышу никто не должен мешать, отвлекать и подсказывать. Он должен быть спокоен. Тестирующий человек не должен ничего пояснять или комментировать.

С целью избегания навязывания ребёнку реакции варианты в ответе чередуются. Дополнительные, уточняющие вопросы малышу не задаются.

Ребёнок должен отреагировать на ситуацию, изображённую на рисунке, отметив своё отношение к ней. Педагог или психолог в специальном бланке отмечает реакцию и ответы малыша, фиксирует его высказывания.

Таблица. Пример бланка для фиксации результатов теста.

Имя: Миша. Возраст: 4 года. Дата: 10.11.2018

Номер картинки
Высказывание тестируемого субъекта
Весёлое лицо
Грустное лицо
1
Интересно играть
+

2
Нравится гулять с мамой
+

3
Хочу ударить мальчика

+
4
Одеваться надо
+

5
Интересно
+

6
Нужно, чтобы была мама

+
7
Надо умываться каждый день
+

8
Расстроил маму

+
9
Младшему братику нужно внимание
+

10
Отбирать чужие вещи плохо

+
11
Мама запрещает играть

+
12
Они плохие

+
13
Люблю маму и папу
+

14
Вкусно пить чай с печеньем
+

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:

  1. Ребёнок эмоционально неблагополучен, недополучает душевного тепла от папы и мамы. Это может быть связано с эмоциональным неблагополучием самих папы и мамы (скажем, их отношения зашли в тупик, они это болезненно переживают, готовятся к разводу или уже развелись).
  2. Ребёнка часто отрицательно оценивают близкие взрослые, предъявляют к нему непосильные для него требования, жёстко реагируют на его неудачи, очень строго наказывают, требует беспрекословного повиновения всегда и во всём, не дают никакой свободы.
  3. Родители любят малыша и друг друга, но при этом часто и бурно ссорятся, и малыш иногда становится свидетелем таких ссор.
  4. Родители (к этому более склонны мамы) гиперопекающие, то есть они усиленно заботятся о малыше, сдувают с него пылинки, всячески ублажают, но ребёнок при этом растёт в оранжерейной атмосфере и, как ни странно, недолюбленным. Такое поведение мамы часто говорит о том, что она на самом деле не любит своего ребёнка и даже испытывает к нему скрытую от неё самой враждебность (например, из-за того, что этот малыш родился от бросившего женщину мужчины). Поэтому она усиленно пытается убедить себя в том, что очень любит своё дитя. Это своего рода самовнушение.
  5. Ребёнок испытал или продолжает испытывать физическое или (и) психологическое насилие над собой.
  6. Ребёнок, оказавшись в компании сверстников (в детском саду), постоянно испытывает неудачи в общении, он непопулярен у других детей, над ним насмехаются, им пренебрегают, его травят и постоянно обижают.
  7. Ребёнок не нравится взрослым, с которыми ему постоянно приходится иметь дело (воспитателям в детском саду). Малыш кажется им плохим, хулиганом, дезорганизатором.

Они недоброжелательно смотрят на него, указывают на него другим детям как на отрицательный пример, часто изолируют его от других детей.

Ребёнок сталкивается с постоянными неудачами в ситуации обучения, преподаватели считают его неспособным, а дети дразнят «дурачком».

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны. Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми.

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает страх или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками, опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля: в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят, видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт. Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.


Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности. Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Общие причины тревожности у детей

Сепарационное расстройство наступает тогда, когда ребенок чувствует себе незащищенным в какой-то степени. Присмотритесь внимательно и попробуйте отыскать причину такого страха у ребенка – что нарушает его психологическое равновесие и не позволяет жить нормальной жизнью. Если Вы можете указать на причину – или причины – Вы приблизитесь на шаг ближе у тому, чтобы помочь своему ребенку справиться с его/ее переживаниями.

Частые причины тревожного расстройства у детей:

  • Смена обстановки. У детей, склонных к такому расстройству, даже простая смена обстановки – например, переезд в новый дом или переход в новую школу, садик – может подтолкнуть к тревожному расстройству.
  • Стресс. Стрессовые ситуации, связанные с переходом в другую школу или потеря любимого человека, в том числе домашнего животного или друга, могут вызвать тревожное расстройство.
  • Сверхопека. В некоторых случаях именно сверхопека родителей приводит к тому, что ребенок боится оставаться в одиночестве или вдали от своих родителей.

Может показаться, что тревожность у ребенка появилась из неоткуда, однако причиной этому может быть травма, а не сепарационное расстройство. Несмотря на то, что у этих состояний имеются общие симптомы, лечатся они по-разному.

В случае если вы сомневаетесь, какая именно проблема беспокоит вашего малыша, вам стоит обратиться за профессиональной помощью детского психолога.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.

«Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.

«Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.

«Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.

  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик».

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *