Итак, ключ к тесту
Дорога к дому — это Ваше Прошлое. Изогнутая она ли прямая? Грязная или чистая? Труднопроходимая или легкопроходимая? В лесу или в чистом поле? Городская или сельская? («ближе к природе» или «скованная ограничениями» — соответственно?)
Дом — это Вы. Дом Снаружи — это то, что Вы показываете людям. Дом Внутри — это то, чем вы являетесь (или хотите являться) но не показываете большинству.
Ключ — это ум, интеллект, Знание. Это Ваше отношение к Знанию, к Познанию.
То, как Вы манипулируете с ключом показывает, как Вы пользуетесь своими знаниями.
То, где Вы находите ключ, показывает, где Вы черпаете знания. Внутри дома (внутри себя) или снаружи под ковриком (внешняя информация). Ключ на дне колодца находят будущие великие люди — это прямой контакт с глубинами бессознательного.
Чашка — это любовь, чувственная сторона жизни.
Если после окончания упражнения Вы что-то выносите из дома, это означает, что именно этого Вам сейчас не хватает больше всего. Не хватает настолько, что Вы готовы это «вынести»…
Обычно никто ничего не выносит… такая острая нехватка — редкость.
Не стоит перегружать этот лаконичный и совершенный тест дополнительной символикой. Той, которая в нём присутствует, вполне достаточно для того, чтобы увидеть картину — во всей её полноте. И помните — лучше Вас самих никто не поймёт символическое значение того, что предстало в Вашем воображении…
И ещё…
Запомните:
В тесте нет ничего случайного. Самые глупые и неуместные ассоциации – являются самыми надёжными. Это – тезис классического психоанализа.
Далее.
Ваш рассказ (коллаж) не описывает Ваше состояние, а ВСТУПАЕТ В СЛОЖНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НИМ и с Вашим миром вообще.
То, что существует в одном рассказе (Воображаемое пространство теста) может отсутствовать в другом рассказе (Ваше нынешнее настоящее). Но вещи и состояния можно переносить из одного пространства в другое…
И, наконец,
Прошлое можно изменить. По тому же принципу, по которому Вы – от теста к тесту будете менять вид Вашей Дороги к Дому…
Елена Назаренко
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
- Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN ISBN 5-04-006467-5.
- Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Бурлачук Л. Ф.. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированое руководство / А.Л. Венгер. М.:Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 . — 160 с.
- Микляева А.В. Применение проективной методики «Школа зверей» в работе школьного психолога / А.В .Микляева // Психологическая служба. — Минск, 2004. № 3. — С.78-76.
- Музыченко Г. Ф. Проективная методика «несуществуюущее животное». — М., 2012. — 560 с. — ISBN ISBN 978-5-9268-1269-2.
- Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Дисс. <…> канд. псих. наук. ВГПУ. Воронеж, 2002. 278 с.
- Проективная психология. Антология. — М., 2010. — 416 с. — ISBN ISBN 978-5-903182-56-5.
- Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: — Тбилиси, 1978. Т.З. — С.632-637.
- Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности / Е.Т. Соколова // Бессознательное. • Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. — Т.З. — С.611-622.
- Соколова Е.Т. Из истории проективного метода / Е.Т. Соколова // Общая;психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, Столина В.В. СПб., 2000. -С.51-70.
- Станишевская М.М. Применение проективных методик при диагностикетипов реакций личности / М.М.Станишевская, В.В. Гульдан, М.Т. Владимирская // Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974. С.158-159.
- Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. Дисс. <…> канд. псих. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. 203 с.
Этапы визуализации Образа (собственно, тест)
(Говорите первое, что приходит в голову — записывайте, а уже затем — детализируйте).
Представьте себе, что идёте вверх по дорожке — к дому. Не к Вашему дому, а к абстрактному Дому, дому — вообще.
Опишите эту дорогу, эту тропинку.
Вы свободно зашли в дом.
Опишите дом снаружи и изнутри.
В доме Вы нашли две вещи.
Ключ.
Опишите ключ. От чего этот ключ? Где Вы его нашли? К чему он подходит?
Далее в доме Вы находите
Чашку.
Опишите чашку. Опишите Ваши возможные манипуляции с чашкой. Что в ней?
Выйдите из дома.
Выйдите из задания.
Вернитесь в реальность.
Что Вы унесли из дома? Ничего? Ключ? Чашку? Что-то ещё?
Итак, всё это можно нарисовать или дополнить коллажем.
Вместо рисунка можно даже написать мини-эссе — представить это путешествие в форме рассказа, репортажа, сказки.
Однако, сейчас я предлагаю всё-таки поработать с визуальными образами — порисовать.
Таким образом, после окончания работы, перед Вами будет лежать некая — Карта.
И тогда этот «простой проективный тест» перестанет быть «простым проективным тестом», а превратится …
Во что же он превратится?
Во-первых, в отличную креативную технику «Карта ума», а
Во-вторых, станет упражнением по арт-терапии. То есть, будет выполнять не только диагностическую, но итерапевтическую функцию.
Да, обычно проективные тесты используются, в основном, как помощь в диагностике или для самопознания.
Но когда Вы начинаете не просто говорить, а творить — руками, они тут же становятся — арт-терапевтическим лекарством. Позволяют не только увидеть — «что с нами», не только разобраться в этой картинке, но и ИЗМЕНИТЬСЯ в позитивном направлении.
Я рекомендую проделывать такие работы время от времени и при этом — не выбрасывать получившиеся у Вас «стенгазеты» или сочинения. Они — как летопись изменений, личностного роста — будут наглядно показывать Вам — как и куда Вы растёте, изменяетесь, что для этого делаете.
Но для начала, хотя бы просто проговорите эти задания — сами для себя. И опробуйте их на знакомых, которым легко и интересно вообразить в своей голове что угодно.
Кстати, со временем, Вы позабудете точные значения всех образов —позабудете «ключ». У Вас останутся в памяти только задания. И Вы сможете начинать этот тест — с чистого листа.
Однако… Даже если Задание (образ) и его Толкование (ключ) — навсегда сольются воедино в Вашей памяти — и это не беда.
Делая осмысленно новую Карту на новом ватманском листе — Вы будете магически изменять своё состояние, подбирая то, что кажется Вам — правильным или соответствующим настроению момента. Вы будете заниматься — психокоррекцией!
Даже если мне, предположим, хорошо известно, что означает — Ключ… Что с того? Как это повлияет на мой выбор картинки для «Карты памяти»? Я всё равно выберу то, к чему лежит душа. Ведь я ни перед кем не отчитываюсь, не стараюсь понравиться…
Выбирая ту или иную картинку, я вместе с тем, буду вносить изменения в мой жизненный сценарий, работать со своими архетипами, корректировать фоновое состояние…
Так на чем же основаны проективные методики?
Наши эмоции и чувства рождаются под действием внешних обстоятельств, определяют наши действия и включают психические процессы. А значит, и наши мысли, возникающие чувства и желания начинают проявляться во внешнем мире, влияя на наше поведение, на взаимоотношения с людьми и деятельность, которую мы ведем. Мы наделяем своим внутренним состоянием, мыслями, чувствами и даже чертами характера внешние объекты — в психологии это явление называется проекцией.
У проекции есть важная функция — оберегать нас от собственных негативных чувств, желаний, эмоций. Как? Мы перестаем воспринимать эти проявления как собственные и приписываем их нашему окружению, а значит, у нас пропадает необходимость нести за весь этот негатив ответственность.
Думаю, что многим знакомо выражение «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь». Здесь как раз разговор о проекции. Мы видим в других лишь то, что в нас уже есть, причем в избытке.
Окружающий мир удивительный и многогранный, так же как и люди, в нем живущие. Один человек в очертании кустарника в сумерках увидит собаку, другому покажется, что это непроходимое препятствие, а третий разглядит многолетнее деревянистое растение. Так проявляет себя ассоциативное мышление.
Интерпретация:
1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.
2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.
3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.
4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.
Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.
Основы проективной диагностики
Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.
Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.
Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.
Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.
Общая характеристика проективных методик
Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.
В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.
Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:
- они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
- эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
- в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
- методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
- это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.
Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.
Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.
Классификация проективных методик
Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:
- Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
- Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
- Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
- Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
- Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
- Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
- Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
- Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.
Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.