Специфика метода
Проективные методики основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, Тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного М. З. Дукаревич. Совокупность использования проективных методик называется проективной психологией.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Как выявить болезнь Альцгеймер в домашних условиях?
Болезнь Альцгеймера – одно из наиболее распространенных нейродегенеративных заболеваний, которое обнаруживается у пожилых людей
Важно вовремя заметить первые признаки заболевания и правильно подготовиться к болезни Альцгеймера. Тесты на болезнь Альцгеймера помогут вам самостоятельно заподозрить проблему
Тест на болезнь Альцгеймера: запоминание 5 слов
Это один из классических тестов, который помогает врачам заподозрить наличие болезни Альцгеймера у пациента. Такой тест можно провести и в домашних условиях, правда следует четко придерживаться всех правил проведения этого теста.
Пациенту нужно зачитать или дать для прочтения список из любых 5 слов для запоминания. Эти слова нужно будет воспроизвести сразу и спустя 5 минут (об этом следует предупредить пациента).
Загрузка…
Оба раза (при непосредственном и отсроченном воспроизведении) пациенту ставится от 0 до 5 баллов в зависимости от количества воспроизведенных слов. Если пациент набирает 9-10 баллов, то все в порядке. Результат менее 8 баллов указывает на плохую память, возможно деменцию.
Если пациент все еще не может вспомнить слово, то необходимо ему дать возможность выбрать 1 слово из трех, например, «яблоко», «апельсин», «клубника».
В случае, когда подсказки не помогают, то можно заподозрить болезнь Альцгеймера.
Тест на болезнь Альцгеймера: нарисовать часы
Одним из наиболее часто используемых тестов для определения деменций (в том числе и болезни Альцгеймера) – это тест с часами.
Пациенту дается чистый лист бумаги (без линий или клеток) и карандаш (ручка). Дается задание: нарисовать круглый циферблат часов, а стрелки разместить так, чтобы они показывали без пятнадцати три. Этот тест также оценивается в 10 баллов, и результат ниже 10 может свидетельствовать о наличии тех или иных проблем с мозговой деятельностью. Итак, оцениваем результат работы:
- 10 баллов – норма, все нарисовано правильно;
- 9 баллов – допущены незначительные неточности в расположении стрелок;
- 8 баллов – ошибки в расположении стрелок более заметны;
- 7 баллов – стрелки часов показывают совершенно неправильное время;
- 6 баллов – стрелки часов не выполняют своих функций (например, пациент обвел некоторые цифры кружочком или квадратом);
- 5 баллов – числа на циферблате размещены неправильно (например, разное расстояние между разными цифрами);
- 4 балла – нет целостности часов, например, некоторые цифры размещены вне циферблата;
- 3 балла – циферблат и числа не связаны друг с другом;
- 2 балла – пациент не может выполнить задание, хоть и пытается это сделать;
- 1 балл – пациент даже не делает попыток выполнить поставленное задание.
Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона
развития учащихся.
Материалы: информационные карты на
каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги,
карандаши.
Методические рекомендации: перед
началом диагностического обследования
целесообразно поговорить с детьми о том, что
такое эмоциональные состояния, как они
проявляются у человека. Методика может
использоваться как в процессе индивидуальной
работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой
информационная карта, на которой представлены
наиболее типичные эмоциональные состояния
человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них
испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими
школьниками можно обговорить ситуации, в которых
проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа»,
выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего
испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)».
Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще
всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3
эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции,
которые чаще всего испытывают учителя на уроках,
и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй
эмоциональные состояния, которые чаще всего
испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить
школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные
состояния, которые они испытывают на отдельных
уроках.
Анализ диагностического материала:
определяется частота выраженности позитивных и
негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у
ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему
комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт
(отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой
эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
При групповом обследовании можно определить,
какие эмоциональные состояния преобладают у
учащихся данного класса, как воспринимаются
учениками учителя, родители, одноклассники.
Как рисование часов помогает выявить слабоумие – с надёжностью 85%
Перекошенный круг и неправильно размещенные цифры на изображении часов могут показать, как деменция влияет на мозг. Тест на рисование часов является одним из инструментов, используемых для диагностики состояния пациентов.
«У него надёжность приблизительно 85%», — говорит профессор Грэм Стокс. Он зависит от того, как пациент помнит вид часов — навык, известный как исполнительная функция, позволяющий нам планировать, организовывать и выполнять задачи, добавляет доктор Тим Бинланд из Общества Альцгеймера.
Пациенты рисуют круг и цифры от 1 до 12, показывающие часы. Затем они должны нарисовать часовые стрелки, показывающие время 11:10.
«Это включает в себя большее количество процессов, чем мы думаем, — говорит доктор Бинланд. — Вы должны помнить, как нарисовать круг, последовательность 1-12 и как нарисовать время».
Само вышеприведенное изображение было опубликовано на Figure 1 — веб-сайте, с помощью которого врачи обмениваются медицинскими изображениями и общаются с коллегами со всего мира. Часы нарисовала 70-летняя женщина с умеренной деменцией, неспособная обойтись без некоторой помощи.
«Этот рисунок можно оценить как «глубокое нарушение», поскольку только 12 и 6 находятся в нужном месте», — говорит профессор Стоукс. И хотя пациент правильно позиционировал 11:10, ясно, что это было сделано с усилием — потому что порядок чисел ошибочен.
Однако движения рук правильные, что говорит о том, что лобная доля, ответственная за решение проблемы, не повреждена, как в случае со многими пациентами с болезнью Альцгеймера.
«Участок мозга, который, как мне кажется, поврежден — это теменная доля, которая отвечает за пространственное и зрительное восприятие и ухудшает способность точно видеть», — говорит профессор Стоукс.
Важно
Пациент также проявляет признаки левосторонней невнимательности и пространственного неглекта. «Правая часть мозга контролирует действия слева, — говорит он. — Это объясняет, почему левая часть этого рисунка пустая».
Он считает, что пациент может страдать от болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Последнее происходит, когда клетки мозга лишены кислорода и умирают, например, после крупного инсульта или серии небольших ударов.
При этом доктор Бинленд предупреждает, что тест всегда должен оцениваться профессионалом, так как определенную роль, помимо слабоумия, играют и другие факторы.
АСТРО-ПСИХО-ГРАФО-ЛОГИЯ – Тест Часы
Графический тест «Часы» (психология о вашей энергии)
Часто мы ничего не делаем
не потому, что нам так уж лениво,
а потому, что
показатели жизненной энергии на нуле. О том, как ее поднять, я
уже писала здесь, а вот как разобраться в себе, стоит
ли сейчас приниматься за какую-то очень важную работу или
немного повременить, скажет следующий графологический
тест.
Тест основан на аналогии
своей жизненной энергии с часами, как олицетворением времени,
рационального его использования. Время не останавливается и иногда
стоит поспешить, чтобы все шансы и счастливые возможности не прошли мимо вас.
Тест прост, надо
нарисовать на листе бумаги часы – будильник.
Как рисовать ваше дело,
можно сухо – схематично,
а можно и со всеми
подробностями, включая фон.
Сделали? Итак…
Цифры.
Если акцент сделан именно
на цифрах, они тщательно прорисованы, а, может, даже отмечена
каждая черточка-минута – вы везде спешите и нигде не успеваете.
Суматоха, суета сопровождают вас везде. Отсюда тревога и нервное состояние, вам
не хватает упорядоченности вашей жизни. Возможно, если вы будете писать планы
на следующий день,
он сложится намного
спокойнее?
Стрелки.
Без стрелок часы просто
невозможны. Но куда они направлены?
Если вверх, то с
энергией для свершений и физическим здоровьем все отлично,
вам часто приходят новые
идеи и вы не боитесь их внедрять в жизнь.
А вот стрелки,
направленные вниз – повод для беспокойства, энергии
мало, силы растрачиваются нерационально, все уходит в
“песок” неразумных телодвижений и пустых дел.
Если же стрелочки близко к
шести, то стоит подумать об отпуске или хотя бы продолжительных выходных. Вам
необходима “подзарядка”!
Кнопка звонка.
Если этот элемент выполнен
с сильным нажимом, резкой штриховкой, то можно задуматься о нежелании
заниматься тем делом, которым вы сейчас заняты. Это может быть нелюбимая
работа, тягостные отношения, творческий застой. Жизнь только одна, может,
стоит задуматься, стоит ли ее тратить на то, что вам так не нравится?
Окружающий фон.
Уделение внимания
“необязательному” фону говорит о внимании к деталям, чувствительности
в общении с другими людьми. Именно окружающие люди являются стимулом для вас,
они подзаряжают, вносят свежие идеи, вдохновляют вас к свершениям. Вам
хочется светить и вести за собой? Почему бы нет?
Ведь, для вашей жизненной
энергии, это как глоток чистого воздуха.
Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)
Цель: выявление актуального (или
типичного) для ребенка эмоционального состояния,
осознание его.
Материалы: бумага, карандаши или
восковые мелки.
Инструкция. Закройте глаза и
вспомните то состояние, которое возникает у вас
чаще всего (вариант: которое возникло у вас
сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким
явлением природы, окружающего мира можно
соединить ваше внутреннее состояние. Может быть,
оно похоже на спокойную гладь лесного озера или
на бушующий океан.
А может быть, на медленно текущую реку, плавно
несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад.
Или ваше обычное состояние похоже на ясную,
солнечную погоду или на хмурый, дождливый день.
Рассмотрите внимательно ту картинку, которая
возникла перед вашим внутренним взором.
Действительно ли это ваше обычное эмоциональное
состояние? А теперь откройте глаза.
Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и
нарисуйте то природное явление, которое
соответствует вашему обычному внутреннему
состоянию.
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы,
соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным
или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает
или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что
хотелось бы чувствовать? (Можно предложить
нарисовать желаемое состояние.)
Светлана ПАНЧЕНКО,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог МОУ Гимназия № 6,
г. Тихорецк,
Московская область
Приложение 1
Приложение 2
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика
Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика
Психологический рисуночный тест
«Моя семья».
Что могут рассказать часы о человеке и его характере
Наверняка многие помнят эпизод из произведений про Шерлока Холмса, где он делает поразительные выводы о брате своего верного друга Ватсона по одним лишь его часам. Действительно, часы могут многое рассказать о своем владельце, ведь они отражают его стиль, вкус, а иногда — даже характер.
Наручные часы дарят обширное поле для наблюдений и дедуктивных умозаключений, стоит проявить только немного внимательности.
Несмотря на то что многие сегодня многие смотрят время не по наручным часам, а по мобильному телефону, сделать некоторые выводы относительно характера можно даже по нему – по изображению часов на дисплее.
Что часы могут рассказать о характере
В отличие от многих других предметов одежды часы могут рассказать о том, как человек относится ко времени, как воспринимает его, и подскажет нам это циферблат.
По наиболее распространенной на данной момент версии циферблат со стрелками — прерогатива людей неторопливых, которым по душе плавное движение времени.
Таким личностям не важно знать точное время, вплоть до секунд и даже до минут, поскольку они имеют привычку ориентироваться на приближенные значения — начало первого, без пятнадцати восемь. Такие люди воспринимают время циклично, одно событие плавно перетекает в другое
Совет
При этом конец чего-то одного для них часто означает начало чего-то нового. Для людей, предпочитающих стрелочные часы, важна сегментация времени, деление его на некоторые отрезки, каждый из которых зачастую воспринимается не отдельно, а частью большего.
Часы со стрелками нередко указывают на глубокую натуру, чувственность и утонченность. Это люди, которые живут размеренно, не любят торопить события и бежать вперед.
Другой психологический тип — люди, предпочитающие часы с электронным циферблатом. Для них время отрывочно, такой человек будет удовлетворен только максимально точными показаниями, например, 12:07:42 (ну или как минимум 12:07, но не «начало первого», «десять минут первого»).
Они покупают часы, позволяющие с одного взгляда увидеть часы, минуты и секунды в стесненной обстановке — в общественном транспорте, в толпе, в маршрутке и т.д.
Часы как аксессуар
Помните только, что часы — это в том числе и аксессуар и покупается он некоторыми именно в этом качестве. плюс к тому нередко часам отводится роль быть частью стиля, а вовсе не показывать владельцу время.
Поэтому мужчина, принимающий активное участие в различного рода корпоративных событиях, может быть обязан носить дорогие часы, подчеркивающие его вкус и оптимально сочетающийся со строгой, деловой одеждой. И такими часами выступают часы со стрелками (или даже хронометры).
Дамы порой еще более охотно отдают предпочтение часам со стрелками, потому что их дизайн зачастую лучше подходит по стилю. Поэтому помните, что по часам можно попробовать сделать некие выводы о человеке, но также стоит найти и другие доказательства того, что эти выводы правильны.
Обратите внимание
Кстати, говоря о деловых людях, обратите внимание не только на их часы, но и на рабочее место: оно также может рассказать о владельце много интересного
Классификация проективных методик
Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:
- Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
- Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
- Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
- Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
- Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
- Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
- Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
- Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.
Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.
Тест рисования часов
Пациенту
дают карандаш и чистый лист
бумаги и предлагают изобразить круглые
часы, циферблат с правильно расположенными
цифрами и нарисовать стрелки
таким образом, чтобы часы показывали
определенное психологом время (например,
без пятнадцати два). Оценка проводится
по 10-балльной формализованной
шкале:
10
баллов – норма (варианты нормы). Нарисованы
круглые часы, цифры в правильных
местах, стрелки
показывают заданное время;
9
баллов – незначительные неточности
в расположении стрелок;
8
баллов – более заметные ошибки в
расположении стрелок;
7
баллов – стрелки показывают совершенно
неправильное время;
6
баллов — стрелки не выполняют свою
функцию (например, нужное время
обведено кружком или обозначено другими
знаками);
5
баллов – неправильное расположение
чисел на циферблате: они следуют в
обратном
порядке или расстояние между
числами неодинаковое;
4
балла – утрачена целостность часов,
часть чисел отсутствует или расположена
вне круга;
3
балла – числа и циферблат более не
связаны друг с другом;
2
балла – деятельность больного показывает,
что он пытается выполнить инструкцию,
но безуспешно;
1
балл — больной не делает попыток
выполнить
инструкцию.
Результат
теста менее 10 баллов свидетельствует
о возможном наличии когнитивных
расстройств.
Совет
При
неправильно выполненном самостоятельном
рисунке психолог дает задание
дорисовать стрелки на уже нарисованном
циферблате с числами.
При деменциях
лобного и подкоркового типа страдает
преимущественно самостоятельное
рисование, а при деменции альц-геймеровского
типа нарушается как самостоятельное
рисование, так и способность
расположить стрелки на циферблате
(зрительно-пространственные нарушения).
Тест
5 слов
Пациенту
предлагается прочитать и
запомнить 5 слов (кинотеатр, лимонад,
кузнечик, блюдце, грузовик), написанных
крупным шрифтом в столбик на
листе формата А4. После четырехкратного
чтения слов пациенту предлагают
найти в этом списке название здания,
название напитка и др.
Затем
исследуют непосредственное воспроизведение.
Если пациент затрудняется вспомнить
слово, дается категориальная
подсказка (например, «А какой был
напиток?»).
После интерферирующего задания
(обычно тест рисования часов)
исследуют отсроченное воспроизведение.
Если пациент после категориальной
подсказки так и не вспоминает слово
– это признак дефекта первичного
запоминания, то есть болезни Альцгеймера.
Повторение цифр в прямом и обратном порядке
Пациента
просят повторять за психологом цифровой
ряд, начиная с двух цифр: 25, 582, 6439,
75 831, 586 924. Оцениваются внимание
и кратковременная память. После этого
исследуется воспроизведение в обратном
порядке (т. е.
необходимо повторять
цифры с конца ряда): 25 – пациент повторяет
«52», 397 – повторяет «793» и так далее.
Нарушение
повторения цифр в обратном
порядке свидетельствует о дисфункции
лобных долей, что характерно для
сосудистых когнитивных нарушений.
Обратите внимание
Использование
методов нейропсихологического
тестирования с целью оценки
состояния когнитивных функций, наряду с оценкой двигательной,
координаторной, чувствительной,
вегетативной и других функций должно
в
обязательном порядке входить в алгоритм
обследования пациентов с поражением
головного мозга различной этиологии,
в первую очередь сосудистой. Хотя в
большинстве случаев результаты тестов
отражают ту или иную стадию когнитивного
дефицита, это не является абсолютной
закономерностью, и полученные цифровые
показатели следует оценивать в
комплексе с другими вышеизложенными
критериями.
Таким
образом, своевременное выявление
и анализ когнитивных нарушений при
цереброваскулярной патологии представляют
собой важнейшую задачу как на
амбулаторно-поликлиническом, так и на
стационарном уровне.
В связи с
относительной
простотой и доступностью скрининговых
методов нейропсихологической диагностики они должны быть обязательными при
обследовании
больных не только с признаками
сосудистого поражения головного
мозга, но и имеющих факторы риска
развития когнитивных нарушений, особенно
у лиц старого и пожилого возраста.
Тест “Сверим часы” – Официальный сайт газеты «Оракул»
Который час? Это не такой простой вопрос, как может показаться. Ведь сегодня мы будем сверять не простые часы, а энергетические. Они покажут, сколько у вас жизненной энергии
Наручные и настольные, настенные и песочные, карманные и каминные, башенные и «с кукушкой»…Часы делают нашу жизнь более упорядоченной. В то же время, они напоминают нам, что время не стоит на месте, а значит нужно спешить, иначе все самое интересное пройдет мимо. Психологи разработали уникальный графический экспресс-тест, который поможет нам понять, насколько мы энергичны.
Вы готовы? Тогда начинаем.
Берем лист бумаги и рисуем круг (обведите блюдце, к примеру). Теперь ваша задача – дорисовать картинку, превратив ее в часы. Какие угодно: просто нужно придать рисунку законченный вид.
Вы можете нарисовать только необходимые отсутствующие детали, а можете также выделить фон, добавить какие-то предметы интерьера… Как вашей душе угодно!
Работа завершена? Начинаем обсуждение.
Стрелки
Итак, стрелки, необходимый атрибут любых часов… Если на вашем рисунке они направлены вверх – нет никаких поводов для беспокойства: с вашей жизненной энергией все в порядке: вы бодры, полны сил и вас, несомненно, ждут великие свершения.
Если же стрелки «смотрят» вниз, вероятно ваши силы на исходе, а значит, есть смысл подумать об энергетической «подзарядке».
И тут уже не до раздумий: как бы ни складывались сейчас ваши жизненные обстоятельства, здоровье – прежде всего. Поэтому тайм-аут взять определенно стоит.
Цифры
Если вы особенно тщательно нарисовали цифры, сделали акцент на них, не забыв и про секундные деления, значит, на сегодняшний день вы ведете довольно суматошную жизнь.
Попробуйте, по возможности, навести порядок в повседневных делах.
Став для самой себя эффективным тайм – менеджером, вы с удивлением обнаружите, что, разумно планируя свое время, можно сэкономить силы и успеть намного больше.
Кнопка звонка
Если вы сделали будильник – то есть нарисовали кнопочку, да еще заштриховали этот элемент, похоже, то, чем вы сейчас профессионально занимаетесь – отнюдь не работа вашей мечты. Возможно, вам стоит поискать дело по душе. И тогда жизнь засияет новыми красками, а утренняя трель будильника будет вызывать не привычное раздражение, а радость оттого, что начинается новый, интересный день.
Фон
Если вы не поленились и изобразили вещи, которые окружают часы: нарисовали стол, «подложили» под будильник салфеточку, «поставили» рядом с ним вазу с цветами, «рассыпали» по столешнице карандаши – вы получаете энергию от общения с другими людьми.
Привлекая к себе внимание, вы получаете энергию и жизненные силы. Кстати, а давно ли вы выходили «в свет» последний раз? Возможно, это именно то, что вам сейчас нужно
Вот примерно так следует понимать ваше творчество! Если вам стало понятнее, что делать – не теряйте времени!
Примеры проективных методов
Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)
Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.
Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт
Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д
В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:
- Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
- Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
- Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
- Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
- Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.
Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.
Сонди-тест
Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.
Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.
Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению
Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный
Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.
Общая характеристика проективных методик
Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.
В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.
Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:
- они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
- эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
- в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
- методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
- это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.
Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.
Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.