Проективные методики — тесты для исследования личности

Создание подробного сценария

Некоторым задачам не помешает наличие небольшого сценария, придающего деятельности некоторый контекст. Краткое описание поможет участникам исследования понять причину такой задачи или уточнить информацию, которую им необходимо найти. Вы можете предложить пользователям жанр музыки для исследования, причину поиска конкретной информации или указать имя и адрес для совершения покупки. Например, включите в задачу дату рождения получателя подарка, чтобы посмотреть, смогут ли пользователи найти способ доставки, который обеспечит своевременное получение подарка.

Сценарии могут быть полезны, но будьте осторожны при их использовании. Не всегда сценарии необходимы. Так, они способны усложнить весьма простую задачу. Сценарии увеличивают количество деталей, которые пользователи должны будут запомнить. Иногда такие сценарии используются для обоснования непривычных действий. Если нужно долго объяснять, почему пользователь захотел бы совершить какое-то действие, скорее всего, это не реалистичная задача для тестирования.

  • Цель задачи: найти и использовать информацию о питании.
  • Ненужная предыстория: вы согласились посидеть в течение недели с 3-летним ребенком своей подруги и хотите больше узнать о здоровом детском питании. Узнайте, сколько злаков должно быть в детском рационе.
  • Улучшение: узнать, сколько злаков должно быть в рационе 3-летнего ребенка.

Признаки самореализации: как понять, что вы достигли цели

Итак, американский психолог Абрахам Маслоу, о котором мы говорили чуть ранее, в своей пирамиде потребностей человека выделил самореализации место в самом верху, подразумевая, что именно она способна принести в жизнь каждого гармонию и истинное счастье. Следуя его анализу успеха известных персон, можно понять, как выглядят реализовавшие себя люди:

  • они серьезные и ответственные, всегда держат данное слово;
  • осознают свои недостатки, принимают их;
  • следуют истинным желаниям своей души;
  • имеют неплохое чувство юмора;
  • неудачи предпочитают забывать сразу, не тянут их в будущее;
  • не склонны к депрессивным состояниям;
  • имею четко сформированное собственное мнение;
  • качественно анализируют поступки других и строят верные выводы;
  • умеют планировать и просчитывать действия;
  • гибки умом;
  • проявляют терпимость к другим, не занимаются осуждением.

Узнает ли вы в данном описании себя? Если да – то вы все делаете правильно, однако, если вам показалось, что в списке мало общего с вами настоящими, то верьте в себя, свои силы, старайтесь с каждым днем становится все лучше и лучше, ведь перед вами имеются огромные перспективы!

Не забывайте, что самореализация и саморазвитие неразрывно связаны друг с другом!

Народная мудрость

  1. «Работающий жует, настойчивый цели достигает», – говорит русская пословица. Тот, кто работает, никогда не будет голодным, а тот, кто настойчив, при трудностях не сдается, а продолжает идти вперед, достигает своей цели.
  2. Известная русская пословица говорит: «Великие люди ставят себе цели, а остальные живут своими желаниями». Как правильно заметили наши предки, великий человек становится великим только потому, что умеет ставить перед собой цели и задачи, он не будет идти по жизни бесцельно, тратить свои годы пустые желания, сделает все возможное для достижения мечты.
  3. Мудрые люди заметили: «Настоящий человек осуществляет задуманное, хороший конь доходит до цели». Действительно, хороший конь довозит свою ношу или своего ездока до места назначения, а настоящий человек: настойчивый, трудолюбивый, смелый, верный – умеет в любых условиях, даже самых трудных, страшных осуществить задуманное.
  4. Одна из известных пословиц: «Усердный достигает цели, спешащий станет посмешищем» – учит нас правильно ставить цели, дает понять важную истину: в целеполагании не нужно спешить, торопиться, так как можно ставить посмешищем, нужно все правильно взвешивать, обдумывать, только тогда сделать первый шаг навстречу своей цели.

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях, но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться, легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.

https://youtube.com/watch?v=A_a1BsJBvDM

Сочинение на тему Целеустремленность

Существует большое количество личностных качеств, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь человека – одни способствуют личностному росту и развитию, другие, напротив, становятся причиной застоя, а порой даже деградации.

Одним из наиболее значимых качеств, помогающих человеку не останавливаться на достигнутом, а постоянно совершенствоваться и двигаться вперед, является целеустремленность.

Целеустремленность – это не просто процесс достижения цели, это еще и умение ставить их перед собой, намечать план действий, следовать ему, а достигнув намеченной цели, ставить новые еще более глобальные.

У каждого свои ценности, мировоззрение, отношение к жизни, соответственно и цели у всех будут совершенно непохожими. Когда один человек может поставить себе цель заработать на новую машину, другой мечтает реализоваться в профессии, а третий – создать крепкую семью. Не бывает плохих целей, так как цель – это, в любом случае то, что заставляет человека действовать.

Психологи советуют людям стараться ставить не только заоблачные, но и достижимые цели. Таким образом, каждое достижение станет для человека маленькой радостью, приливом позитивных эмоций, установкой на дальнейшую самореализацию.

Целеустремленность необязательно является врожденным личностным качеством. Безусловно, встречаются такие ситуации, когда в ребенке еще с раннего детства прослеживаются черты, присущие целеустремленности – он стремится быть лучшим в учебе, среди друзей, на тренировках, где угодно, ключевой фактор в том, что происходит неосознанное стремление.

Не бывает такого, чтоб человек был полностью лишен этой черты характера, даже если он не хочет работать, ни о чем не мечтает и его устраивает целыми днями лежать да диване. Значит, он либо не сумел еще найти для себя нечто значимое, либо его целью действительно является максимальное упрощение жизни, избежание трудностей и собственный комфорт.

Очевидно, что целеустремленность является неотъемлемым ценным качеством современного человека, ведь именно с ее помощью каждый из нас способен добиться успеха в том, что для себя наметил, а соответственно, чувствовать себя счастливым человеком.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация и общая характеристика проективных методик

Проективные методики — это специализированная техника клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые наименее поддаются прямому наблюдению или опросу.

Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году для объединения уже хорошо известных в то время, но внешне далеких друг от друга методик, таких как юнгианский ассоциативный тест, тест Роршаха, ТАТ и другие. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк попытался классифицировать их. Эта классификация, несмотря на множество других, с предложенными позже изменениями и дополнениями, наиболее полно характеризует проективные техники сегодня. Выделяют следующие группы проективных методов:

Конститутивный. Техники, относящиеся к этой категории, характеризуются ситуацией, в которой от субъекта требуется создать структуру из неструктурированного материала, то есть предлагается аморфный материал, которому необходимо придать смысл.

Примерами таких методов выполнения задания являются:

  • Незаконченные предложения
  • Неполные чертежи

Незаконченные предложения — очень популярный прием, используемый в различных исследованиях. Он может иметь несколько интерпретаций, например, попросить респондента закончить предложение или выбрать из нескольких предложений. В отличие от Франка, который отводит тесту Роршаха здесь второстепенную роль, Зубин называет его лучшим примером конституирующего метода. Отнесение теста Роршаха к этой категории зависит от того, насколько «структурную» структуру человек готов увидеть в чернильных пятнах. Кроме того, разминание пластилина или аналогичного вещества — это тот жанр деятельности, который быстрее всего приходит на ум. В качестве другого примера Фрэнк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи, которую он утверждал как технику, когда на самом деле она не была популярной.

Конструктивный. Изображенные детали (фигуры людей и животных, модели их жилищ и т.д.), из которых необходимо составить и объяснить осмысленное целое. Scenotest, например, состоит из миниатюрных человеческих фигурок, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают различные сцены из своей жизни (или предоставленные им экспериментатором), и на основе определенных особенностей этих сцен и сопровождающего их рассказа делаются выводы о личности создателя и характеристиках его социального окружения. Различие между этой категорией и конституирующей аналогично различию между «сырым» и «обработанным» материалом. Последние, в виде строительных кубиков, тессеров и т.п., поддаются скорее упорядочиванию, чем моделированию шаблонов. Это различие может показаться слишком тонким, но каждый сам определяет для себя уровень сложности. Примером, относящимся к этой категории, может быть тест «Рисунок человека» или другие формы заданий по рисованию, которые не являются «свободным выражением» в соответствии со своими наклонностями.

Интерпретативные методы — как ясно из определения, испытуемый должен интерпретировать стимул на основе собственных рассуждений — ТАТ является хорошим примером такого типа процедуры. Испытуемому предъявляется таблица с картинками, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В рамках теста испытуемому предъявляется короткий рассказ, в котором его просят рассказать, как возникла изображенная ситуация, что происходит в настоящем, о чем думают и что чувствуют действующие лица и чем закончится ситуация. Предполагается, что субъект идентифицирует себя с «героем» истории, что позволяет ему раскрыть свой внутренний мир, чувства, интересы и мотивы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психофизиология
  2. Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии
  3. Методика оценки эмоционального выгорания
  4. Семейный психолог
  5. Определение понятия вербальное внушение — Природа внушения
  6. Влияние религии на взгляд о душе — Понятие души в религиях
  7. Принципы эстетического воспитания
  8. Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
  9. Уровни психических процессов
  10. Системно-векторная психология

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Зона комфорта — барьер для достижения цели

Чтобы достичь какую-то цель всегда необходимо что-то делать по-другому, не так как вы привыкли делать. Говорят же, что «если делать все как-всегда, то результат вы получите как всегда, или совсем можете не получить».

Поэтому стоит вырабатывать силу воли, выйти из зоны комфорта. Начать что-то делать с усилием, часто прибегая к тому, что необходимо себя будет что-то заставлять делать.

Припоминается история с какого-то женского тренинга, когда нужно было выполнить задание:

  • взять машину самую дорогую и записаться на ней на тест-драйв
  • попросить деньги на улице или самому нужно было раздать 1 тысячу рублей по сто рублей
  • сходить в бутик дорогих вещей, примерить там шубку и попросить попить воды или чая.

Ситуация была довольно простая, пойти и попросить, а вот никак не удавалась это сделать легко. Тест-драйв отпал сам собой, там необходимо подписывать документ страхования, ежели что-то произойдет на дороге. Деньги на улице тоже как-то сложно просить, тем более раздавать, знаю понаслышке, что не все возьмут.

А вот поход в бутик показался самым простым вариантом. Это был бутик самых дорогой парфюмерии, где цены начинались от 10 тысяч рублей за совсем небольшой флакон. Главное, было заставить себя туда пойти, все пересмотреть, поговорить с продавцами и потом попросить попить воды и сделать фото.

И вот когда все уже почти было сделано, фотографию даже удалось легко сделать, и воды попросить попить, то выйдя оттуда почувствовался азарт победы, все получилось. Точно могу сказать, что помогли упорство и настойчивость, потом совсем не хотелось отступать.

Упорство и настойчивость такие важные личностные качества, которые помогут достичь любых целей, и побеждать в самых сложных и непредсказуемых условиях.

Поэтому стоит эти два качества развивать в себе, иначе любые сложности в достижении целей будут «откидывать» вас назад, а может и цели никакие и не реализуются никогда.

Риск эмоциональной реакции

Хотя задача, упоминающая близких людей, может показаться абсолютно безвредной и корректной, трудно предугадать конкретные жизненные обстоятельства участников. Упоминание определенных взаимоотношений в задаче может спровоцировать ненужные эмоции у пользователя. Что если участник находится в сложных отношениях с упомянутым вами человеком или этот человек умер? Вы рискуете расстроить пользователя и сорвать выполнение задачи или даже всей сессии. Вместо этого прибегайте к нейтральным взаимоотношениям — друг, коллега, ребенок друга.

  • Цель задачи: увидеть, как участники выбирают подарки.
  • Задача, способная расстроить участника: приближается День Матери. Выберите букет для своей мамы.
  • Улучшение: отправьте вашей подруге цветы в честь ее устройства на новую работу.

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности

Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

4 вида самореализации

О биосоциальной природе человека знает каждый, а потому рассуждение о процессе личностного становления в отрыве от окружающего общества будет не совсем правильным.

Самореализация подразумевается в нескольких видах:

  • творческая самореализация;
  • личностная самореализация;
  • профессиональная самореализация;
  • социальная самореализация.

Все они должны существовать в жизни каждого человека и образовывать единую взаимосвязь. Процесс образования и воспитания детей становится ускорителями проявления каждого из вида, поскольку, именно в этом возрастном диапазоне начинает формироваться модель поведения человека в дальнейшем.

Поговорим о каждом из видов:

Личностная самореализация

Каждому ребенку необходимо чувствовать проявление особой заботы, любви и нежности со стороны взрослых, а также ощущать, что его понимают, уважают имеющееся мнение и благосклонны к позитивным поступкам.

Личностная самореализация

С возрастом такое желание начинает проявляться все сильнее и сильнее, что приводит к двум диаметрально противоположным финалам: человек достигает успеха или «тонет» среди уныния и депрессии. Можно сказать, что человек выбирает один из таких вариантов жизненного пути:

  • Утвердиться в стремлении к обеспеченному существованию и благополучию.
  • Достичь успеха в личностном и карьерном росте.
  • Зафиксироваться на вершине успеха в совершенствовании собственных умений и знаний.

В данном случае не столь важно, каков вид деятельности человека, существеннее цельность его личности. А достичь в этом успеха поможет похвала от родных и близких, а потому с окружающими людьми нужно существовать в гармонии

Творческая самореализация

Во все времена человек стремился к первенству, в том числе – в творчестве, именно поэтому особую значимость имеют шедевры мирового искусства и прогрессивные изобретения из области научной деятельности

В современности очень важно найти свою нишу и занять место, пока на него не пришел кто-то другой в погоне за славой и всеобщим признанием

Внутри каждого человека живет творец, нужно лишь найти самый удобный способ реализации такой формы отклика на окружающую действительность: постичь себя в скульптуре, музыке или живописи.

В данном вопросе абсолютно неважно, сможешь ли ты достичь первенства в выбранном деле, достаточно лишь получать одобрение от других, небольшие поощрения, именно тогда такой способ самореализации человека посредством творчества можно признать успешно осуществленным. Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация

Кто не желает быть успешным карьеристом? Многие хотят получить повышение, добиться большей заработной платы, а также получать признание со стороны коллектива и, конечно, начальства. Главное – не терять голову, а помнить, что карьера не является смыслом всей жизнь, а лишь ее небольшой частью.

Итак, перечислим цели, которые хотели бы поставить перед собой все те, кто нашел в профессиональной деятельности свой способ самореализации:

  • ощущать себя частью единого коллектива;
  • заслужить почет и уважение коллег;
  • определить собственные слабые и сильные стороны в выбранном деле;
  • подняться на вершину карьерной лестницы;
  • иметь четкий план для светлого будущего;

Достаточно лишь раз взглянуть на перечисленные пункты и сразу становится понятно, какой уровень профессиональной самореализации у человека.

Социальная самореализация

Речь идет о том, насколько человек успешен в социуме, опираясь на принятые им самим канонические идеалы счастья в данной сфере. По выводам Маслоу, к которым мы обращались чуть ранее, социальная самореализация находится на самой вершине в пирамиде потребностей индивида. При этом, путь к вершине у каждого – свой. Кому-то достаточно стать популярным среди компании общих друзей, а кто –то считает настоящим достижением открытие собственного бизнеса.

Общество довольно многогранно, а потому позволяет всем и каждому обрести свое место в нем, добиться славы и успеха в любом выбранном деле. Как показывает практика, люди, добившиеся определенного успеха, имеют большую сепарацию от мнения окружения, в то время, когда нереализованные люди максимально зависимы от одобрения их работы, они постоянно стремятся продемонстрировать свой успех, даже малейший.

Человек упускает возможность иметь полноценную жизнь в обществе, отказываясь от самореализации. Нужно выбрать любой вид деятельности, любое творчество, в любом случае, все сферы жизнедеятельности соприкасаются друг с другом даже на минимальном уровне.

Почему мы всё время бросаем начатое

Время от времени у меня появляются клиенты, заявляющие, что хотят проходить длительную терапию. В начале своей практики меня удивляло, что спустя 2–3 сессии они словно забывали о своем намерении. Часто спустя полгода или год люди записывались на новую сессию, с благодарностью вспоминая о хорошем результате нашей работы. В такой ситуации человек сформировал намерение — и без особых на то причин (как выяснилось позже) перестал ему следовать.

А если такой паттерн проявляется не только в психотерапии? Мы решаем, что будем гулять каждое утро, — и через пару дней перестаем это делать. Или, начав изучать иностранный язык, через какое-то время бросаем. Не пошло, не мое, что-то не хочется — ну и ничего страшного.

Страшного в каждом конкретном случае и правда ничего нет.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *