Как выполнить тест Розенцвейга на собеседовании?
Иногда на собеседовании при приеме на работу испытуемому предлагается выполнить своеобразный тест. Предлагаются 24 (или меньше в зависимости от модификации) картинки, на которых изображена определенная ситуация и нужно написать, как бы вы сами поступили, окажись вы в ней. Это достаточно известный тест Розенцвейга. Он определяет реакции на фрустрирующие ситуации, то есть на ситуации, в которых блокируется какая-то потребность, или иными словами на неприятные ситуации. Например, вы приходите к начальнику, а он говорит вам: «Несмотря на то, что мы с вами договаривались, я не могу вас принять». Или сидите в зрительном зале, а шляпа соседа спереди закрывает вам часть экрана. Какова будет ваша реакция? В зависимости от ваших ответов, психолог определяет, как вы чаще всего поступаете в жизни в сложных или неприятных ситуациях, и рекомендует работодателю принимать или не принимать вас на работу.
Давайте рассмотрим, какие ответы повлияют на решение о принятии на работу, а какие послужат причиной для отказа.
Итак, все ваши ответы будут делиться на 9 условных категорий, из которых мы опишем 6 чаще всего встречаемых:
1. К этому типу реакций мы отнесем такие, которые подчеркивают препятствия и не предполагают выход из сложившейся сложной ситуации. Например, в одной из ситуаций вам сообщают в магазине, что желаемая книга закончилась, и вы отвечаете: «И что же теперь делать. Я не могу без нее».
2. Вы отрицаете свою вину и агрессивно относитесь к кому-либо в ситуации. Такие реакции называются враждебными. Например, ваша жена укоряет вас в том, что вы потеряли ключи, на что вы отвечаете, что она сама виновата, не напомнила и т.д.
3. Вы требуете разрешение сложной ситуации от другого человека, указываете, что ему нужно сделать, куда сходить, что принести.
4. Вы обвиняете себя, считаете себя виноватым. Например, вас критикуют за превышение скорости, вы извиняетесь и признаете свою вину.
5. Вы принимаете ответственность за сложившуюся ситуацию и готовы искать оптимальное решение. Например, вы сами предлагаете сходить за нужной книгой, перенести встречу на другое время или выполнить другое необходимое действие.
6. Вы спускаете ситуацию на тормозах, говорите, что, мол, ничего страшного, никто не виноват, все само разрешится.
Вы заканчиваете тест, и психолог подсчитывает, каких же ответов у вас больше всего. Давайте нарисуем картинку, какое мнение о вас, как о работнике сложится после подсчета результатов.
Предположим, больше всего ответов относятся к первому типу, когда подчеркивается препятствие, но не предлагается решение ситуации. В данном случае вы представляетесь, как работник, который видит кругом препятствия и не готов искать и предлагать решения. В ваших интересах давать поменьше таких ответов.
Если же у вас окажется больше всего ответов второго типа – вы будете выглядеть, как конфликтный человек, в любой ситуации дающий агрессивную реакцию. Возможно, для профессии контроллера в автобусе, который ловит безбилетников, это и допустимо, но вряд ли будет приветствоваться на какой-либо другой работе. Постарайтесь давать поменьше таких ответов или воздержитесь от них вообще.
Реакции третьего типа допустимы для ряда профессий, но не должны абсолютно преобладать. Уметь руководить людьми и решать некоторые проблемы с их помощью могут быть полезным качеством, если это умение умеренно выражено. Например, 3-5 подобных ответов могут оказаться для вас полезными.
Если у вас окажется больше всего реакций четвертого типа, вы представите образ себя, как человека постоянно извиняющегося, склонного к переживанию чувства вины, не умеющего брать ответственность за разрешение сложностей. Однако несколько таких ответов может помочь вам, поскольку иногда нужно и признать свои ошибки. Но не стоит делать это чрезмерно часто. Преобладание реакций пятого типа представит вас как человека ответственного, готового «разрулить» многие ситуации. Такие ответы будут выставлять вас как инициативного и ответственного работника, и представлять вас в наиболее выгодном свете. Чем будет больше таких ответов – тем лучше.
И преобладание реакций шестого типа нарисуют образ человека, безразлично относящегося в происходящему вокруг и не интересующегося происходящим. Наибольшее количество таких ответов представит вас в невыгодном свете перед работодателем. Однако некоторое количество таких ответов просто необходимо, поскольку есть ситуации, в которых наиболее мудрое и здравое решение – улыбнуться и не создавать трагедию из сложившейся ситуации. Пусть у вас будет небольшое количество и таких ответов.
Влияние фрустрационных событий на ребенка
Общеизвестно, что возникновение трудных ситуаций в раннем возрасте оказывает влияние на состояние психики и поведение во взрослом периоде жизни. Невозможно дать детям правильное воспитание, если во время роста и развития они не будут попадать в затруднительные ситуации, требующие мобилизации их сил и принятия адекватных решений.
Ребенок с раннего детства должен учиться противостоять препятствиям, испытывать действие разумных ограничений и лишений. Но нельзя путать вышеназванные аспекты существования ребенка с периодом длительного терпения подобных ситуаций, создаваемых внешними причинами или, если он поставлен в условия безвыходного положения из-за негативного поведения взрослых. Такие продолжительные патологические фрустрации, испытанные в детском возрасте, приводят к патогенным изменениям личности в дальнейшем.
Характерные черты фрустрационных состояний
Депрессивные проявления состояния личности относят к астеническим реакциям. Люди, подверженные печали, неуверенности, безразличию часто бессильны изменить что-либо, становятся способными на отчаянные и безрассудные поступки.
Регрессию относят к примитивным и инфантильным состояниям, понижающим порог эффективной деятельности. В состоянии развала существуют характерные возможности выразить свое душевное горе и переживание, например, уходом в одиночество или слезами. Но период регрессии в жизни может возникнуть не только во фрустрации, он вызывается иногда совсем иными обстоятельствами.
Еще одним стандартным проявлением является эмоциональность восприятия ситуации. Индивидуум при возникновении неординарной ситуации может выражать свои чувства направлено на остальных участников события и делать это довольно продолжительное время, даже после прекращения осложнений. Вспышки депрессии или агрессии могут также быть и кратковременными.
Толерантность или устойчивость к неординарным ситуациям также является чертой фрустрации. Эта составляющая характеризует способность человека противостоять и сохранять устойчивость к осложненным жизненным обстоятельствам. Проявляется в способности персонажа освоиться в ситуации и принять решение без утраты психологического равновесия, и не выдавать неадекватных ответов при проведении картиночного опроса.
Типы обострений во фрустрационных ситуациях
Все возникающие осложнения в жизненных ситуациях психолог группирует по типу проявления.
Лишения
Возникает положение, когда отсутствуют возможности достичь определенного удовлетворения в конкретный момент. При обработке результатов учитывают, что лишения бывают внешние и внутренние. Внешние факторы могут помешать удовлетворению потребностей, например, в личной жизни, если человек находится в местах, где лица противоположного пола отсутствуют по объективным причинам. Внутренняя фрустрация может переместиться непосредственно в человеческую личность, если в той же ситуации потребности общения с противоположным полом человек осознает собственную несостоятельность внешности и душевного плана и не может привлечь никого для взаимного контакта.
Потери
Этот тип осложнения также делят на внутренний и внешний тип. Внешние обстоятельства проявляются потерей жилища, работы, финансирования, внезапной смертью близких людей и родственников по независящим от индивидуума причинам. К внутренним лишениям относят потери физического плана, например, паралич конечностей или потерю слуха, старение организма, другие заболевания. Душевные потери тоже становятся в группу внутренних потерь, такие как долгая депрессия, появление недоверия, отсутствие оптимизма.
Конфликт
К этому типу фрустрационных осложнений относят возникновение конфликта между внешними и внутренними проявлениями. Конфликт означает невозможность совершить правовое или противоправное действие, ассоциируя его с подобным случаем во внешних от индивидуума обстоятельствах и примеряя последствия на себя или близких. Например, человек желает взять предмет, ему не принадлежащий, то есть совершить воровство. Но его останавливают мысли, что так могут поступить с его родными и они испытают чувство горя.
Процедура проведения
Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция для взрослых:
«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
Инструкция для детей:
«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый)
Назначение и сфера возможного использования методики
Известно, что при столкновении с неожиданными трудностями, стрессовыми обстоятельствами, конфликтными и напряженными ситуациями, поведение человека может внезапно меняться, приобретать нехарактерные для него в обычной жизни черты
Прогнозировать индивидуальное поведение человека в стрессе важно и для профессионального подбора кадров (трудно найти на рынке труда профессию, где не требуется стрессоустойчивость), и для индивидуального психологического консультирования и для решения ряда клинических задач. Для диагностики поведения человека в сложных ситуациях часто используются многочисленные личностные опросники, однако, как правило, они раскрывают систему жизненных установок, и отражают лишь вероятность того или иного поведения, к тому же полученные результаты сильно зависят от желания человека быть откровенным с диагностом
Реальный прогноз поведения человека в конфликте – сложная задача, с которой успешно справляется проективная методика Саула Розенцвейга.
- Во-первых, методика успешно выявляет уровень агрессивности, в том числе скрытую агрессию, которая может быть спровоцирована даже малозначимыми факторами.
- Во-вторых, методика очень наглядно демонстрирует направленность личности на решение спорных вопросов, отражает умение проанализировать конфликтную ситуацию и найти конструктивные способы ее решения.
- В-третьих, тест демонстрирует возможности адаптации личности в новых социальных условиях, социальную компетентность при решении конфликтов.
При помощи методики можно выявить особенности поведения в стрессе, профессиональные важные для педагогов и руководителей любого уровня: склонность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; умение держать ситуацию под контролем, не допуская осложнений, возможность идти на компромиссы, отсутствие излишнего эмоционального включения в проблему.
Известно и широкое применение методики для диагностики и изучения клинической картины неврозов. По результатам тестирования можно сделать выводы об уязвимости тестируемого в отношении конкретныхстрессогенных факторов, выявить источники нарушений взаимоотношений с окружающими.
Диагностические возможности теста:
Выявляет различные стратегии стресс-реагирования, в том числе неконструктивные
Отражает степень эмоциональной включенности в проблему
Дает представление о способности к анализу конфликта и поиску конструктивных решений
Свидетельствует о степени социальной адаптации личности
Позволяет выявить индивидуально значимые источники стресса, что особенно важно при работе с невротическими и пограничными расстройствами
Проективный стимульный материал дает возможность проявления неосознаваемых эмоциональных реакций, которые могут являться источником внутреннего конфликта
Сферы применения: профориентация, профессиональный отбор персонала (выявляемые тестом качества являются профессионально важными для педагогов и руководителей в любой отрасли), клиническая практика, сопровождение процесса школьного обучения, индивидуальное психологическое консультирование.
Содержание теста и особенности работы с методикой
Стимульный материал включает в себя набор из 24 карточек, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. Испытуемому необходимо придумать ответ одного из персонажей, иллюстрирующий реакцию на фрустрирующую ситуацию, и записать его в специальный бланк. Обработка результатов тестирования состоит из двух последовательных этапов:
- Качественная обработка, или кодирование и ответов, в процессе которой осуществляется перевод речевых высказываний испытуемого в систему символов, характеризующих тип и направление фрустрационных реакций.
- Количественная обработка, или подсчет процентного распределения реакций по каждому направлению и по каждому типу (можно произвести с помощью компьютерной программы), определение индивидуального «профиля», отражающего особенности поведения человека в ситуациях фрустрации.
Предусмотрены ручная и компьютерная обработка результатов. В методическом руководстве систематизируется уникальный авторский опыт работы с тестом, что облегчает освоение методики начинающими специалистами и расширяет возможности интерпретации для опытных психологов. Также в нем содержатся теоретические основы методики, подробные описания процедуры тестирования, обработки и интерпретации результатов, таблицы перевода данных и таблицы типичных ответов, приведена возрастная динамика и профессиональная типология фрустрационных реакций, описан опыт применения методики в клинике неврозов.
Вопросник Розенцвейга
Методика Розенцвейга используется для фрустрационных реакций на неудачные способы выхода различных ситуаций, создающих некоторое препятствие для деятельности человека или удовлетворения личностных потребностей. По методике Розенцвейга тест содержит комплект из 24 рисунков, на котором каждый из персонажей изображен при попадании во фрустрационную ситуацию. На каждом из рисунков представлены слова, произносимые персонажем, попавшим в осложненные условия.
Персонаж имеет пустое место рядом с собой в виде квадрата, в пространстве которого испытуемый должен вписать свой ответ. Люди, изображенные на картинке, не имеют мимических черт, это сделано умышленно, чтобы человек, проходящий тест, мог ассоциировать персонажей по своему усмотрению. Рисунки для теста Розенцвейга подобраны таким образом, что их можно сгруппировать по двум видам:
- эгоблокинговые, к ним относят ситуации, которые препятствуют собственному «я», в таких условиях любое препятствие в виде человека или предмета сбивает с толку, обескураживает, останавливают субъекта, а именно создают фрустрированные условия;
- суперэгоблокинговые, отражают условия общения, когда персонаж на рисунке служит объектом обвинения, его заставляют отвечать за что-либо.
Между этими двумя типами фрустрации существует связь, так как второй описанный тип предполагает, что ему предшествовала ситуация первого типа, при этом фрустратор мог быть объектом фрустрации. Индивидууму, проходящему испытание, предлагается комплект рисунков, и рассказываются правила ответа на ситуацию.
Один из персонажей произносит слова, второй должен ответить ему первой пришедшей в голову фразой. Нельзя использовать юмористические ответы и действовать нужно быстро. Запрещение юмора в процессе ответов возникает неслучайно, комичные комментарии на основе карикатурного рисунка невозможно обработать и подсчитать.
В протокол заносится время прохождения рисуночного теста. После окончания ответов начинается опрос. Испытуемый повторно читает ответы, и оператор подчеркивает яркие особенности, например, слышимую интонацию. Такие черты позволяют разделить ответы по системе оценок. Короткие и редкие ответы оператор должен уяснить по смыслу.
Иногда в процессе первоначального опроса по рисуночной методике субъект не всегда может понять смысл фрустрационной ситуации, поэтому вторичное чтение ответов позволит ему с помощью оператора понять суть и ответить по-новому.
В каком возрасте можно использовать рисуночный тест Розенцвейга?
Есть несколько вариантов комплектов тестов, которые предназначены для возрастов:
- детский комплект рисунков применяется в возрасте от 4 до 13 лет;
- взрослая серия используется с 15 лет;
- в интервале возрастных границ от 12 до 15 лет допускается применение как детского, так и взрослого варианта теста Розенцвейга.
Теория, заложенная в основе теста
Розенцвейг в 1964 году разработал и опубликовал классификацию реакций на фрустрации, встречающиеся в повседневной жизни для выявления проекции личности. В 1938 году формулировка теории была усовершенствована и расширена. В ситуации, подобной той, что на картинках Розенцвейг подразделяет три типа защиты организма от психологической атаки:
- клеточный;
- автономный;
- кортикальный высшего уровня.
Автономная защита служит для быстрого реагирования по необходимости (имеется в виду технология Кеннона). Защита срабатывает против обобщенных агрессий физического плана. Если говорить о психологической составляющей, то защита создает страдание, страх, ярость. Биологические изменения в организме выражаются стрессовыми ситуациями.
Кортикальный уровень высшего порядка включает в себя ограждение личности от психологических нападок и агрессии. Эта защита основана на теории фрустрации.
Такое разделение относительно условно и схематично. Розенцвейг утверждает, что теория фрустрации покрывает собой все три защиты, и они взаимно дополняют друг друга.
Виды фрустраций
Сами фрустрационные ситуации Розенцвейг делит на два вида:
- первичная сложная ситуация, когда у человека отсутствует даже малейшая возможность удовлетворить собственную потребность;
- вторичный вид фрустрации, при которой на пути к удовлетворению желаний находятся те или иные препятствия.
Вопросник Розенцвейга в виде картинок основан на методике попадания субъекта в фрустрационную ситуацию второй категории. При этом используется метод пересечения потребностей двух персонажей на картинках. Например, служащий почты не может принять пищу, так как ему мешает приход посетителя и т. д. Даже если полностью убрать классификацию сложных ситуаций, то это не будет большой потерей, считает психолог. Важным является знание о реакциях фрустрации, которые положены в фундамент классификации.
Типы ответных реакций
Ответные реакции Розенцвейг подразделяет на два типа:
- ответ, соответствующий продолжению удовлетворения желания или потребности, который появляется систематически после каждой фрустрационной картинки;
- ответ, отвечающий за собственную защиту, такая реакция возникает только в случае реальной угрозы человеку.
При получении ответов первого типа существует направление адаптивной персистенции, когда упорство субъекта продолжается и имеет целью преодолеть препятствия для получения желаемого. А также наблюдается неадаптивная персистенция, представленная поведением в виде глупых нападок для достижения неопределенной цели.
В обвинении внешних условий и защиты собственного «я» также существует адаптивная реакция, если ответ персонажа оправдан объективной действительностью. Это может быть случай, если индивидуум понимает, что его недостаточные знания и умения привели к развалу предприятия, и он строит обвинения против себя. Неадаптивной считается реакция, если персонаж винит себя, не понимая, что объективной причиной является противодействие или бездействие других обстоятельств.
Если первый тип предполагает удовлетворение желаний любым способом, то во втором случае реакционные ответы продолжают деление еще на три вида и применяются в основе классификации:
- возбужденные и гневные ответы индивидуум агрессивно отправляет внешним препятствиям и лицам, их создавших, некоторые случаи характеризуются постепенным нарастанием пика возмущения, когда агрессия изначально скрыта, но находит косвенное выражение.
- ответы, основанные на признании собственной вины и говорящие о появлении угрызений совести;
- примиряющие ответы, имеющие целью справиться ситуацией мирным путем, уклониться от упреков в свой адрес.
Ответы оператор должен рассматривать с точки зрения правдивости и прямоты, именно такие реакции говорят о стремлении продолжать начальные желания. К символическим и неправдивым ответам относят заместительный смысл фраз испытуемого.
Оператор, оценивающий результаты теста, рассматривает ответы на предмет адекватных реакций. Ответные действия на предложенную фрустрацию, удовлетворяющие биологические требования, по сути, являются адекватными, как и те, которые способствуют развитию и прогрессу личности, в отличие от процесса регрессии.
Сноски
1 Смысловая установка — это «выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности» (Асмолов, 2002 , С. 89).
2 Профессиональная принадлежность и демографические характеристики участников исследования ограничивают возможности генерализации данных за пределами настоящего исследования. Тем не менее, полученные результаты могут быть востребованы как при практической работе с педагогами, так и при планировании других исследований, посвященных особенностям совладания.
3 Использовалась авторская модификация данного теста, включающая только две шкалы (Львова, 2008). Похожая структура опросника С. Баднера была получена в работе Корниловой и Чумаковой (Корнилова, Чумакова, 2014).
4 Количество участников исследования, чьи результаты учтены в таблицах сопряженности здесь и далее, может не совпадать с общим количеством участников исследования, в силу отсутствия данных по отдельным методикам.
5 Коэффициент В — оценка логарифма отношения правдоподобия, а ДИ — величина 95%-го доверительного интервала.
Процедура и методы исследования
В исследовании приняли участие 199 педагогов средних образовательных школ из четырех регионов Российской Федерации (Курск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Москва), средний возраст — 40,6 лет, стандартное отклонение — 10,5 лет, мужчины — 3%, женщины — 97%.2
Участникам исследования были предъявлены проективный тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (Тарабрина, 1994) и опросные методы: опросник толерантности к неопределенности С. Баднера3 (Солдатова, 2003), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 2006), шкала самооценки уровня тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина (Костина, 2002), методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993). Для каждого участника исследования был подготовлен индивидуальный комплект, в котором в указанном порядке были представлены инструкции и тексты (стимульный материал) методик. Методики выполнялись в группах по 10–15 человек.
Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый)Прогноз поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях
15200 руб
ПОДРОБНЕЕ
С помощью теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга были оценены тип и направление реакции каждого испытуемого, после чего подсчитано общее количество реакций каждого типа и направления, выделены преобладающие тип и направление реакции. Оценка типа и направлений реакций выполнялась при участии группы из трех экспертов, профессиональных психологов, имеющих значительный опыт работы с данной методикой.
По опроснику толерантности к неопределенности С. Баднера оценивались показатели толерантности / интолерантности к неопределенности (далее ТН/ИТН соответственно). По шкале самооценки уровня тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина оценивался уровень личностной тревожности (далее ЛТ). По тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева оценивался общий показатель осмысленности жизни (далее ОЖ). По методике «Уровень субъективного контроля» (УСК) оценивался показатель общей интернальности (далее ИО).
Для анализа эмпирических данных была выполнена проверка одномоментной надежности шкал опросников с вычислением коэффициента α Кронбаха, построены таблицы сопряженности и выполнена оценка различий отношения логарифмов правдоподобия биноминальных оценок, которые рассчитывались с помощью процедуры «Обобщенные линейные модели» (распределение — биноминальное, функция связи — пробит-связь) (далее «ОЛМ»).