Самоуничижение, саморазрушение, гордыня, тщеславие…

Лечение

Сначала выгорание отражается на психоэмоциональной сфере человека. Поэтому если пациент не может изменить свое состояние, следует проконсультироваться с психотерапевтом. Выявляются и устраняются причины психологического порядка, обычно физическое состояние больного восстанавливается быстро.

Тщательный психологический анализ психологического и эмоционального состояния человека позволяет выявить начальную стадию и принять профилактические меры.

Если пациент знает свои черты личности: впечатлительность, слабую сопротивляемость стрессу, хрупкую психику, то он может сам решить, что делать с работой или другими обстоятельствами, которые вызывают постоянное психоэмоциональное давление.

Несколько советов:

  • Старайтесь больше общаться с людьми, которые вас поддерживают – с родственниками, друзьями.
  • Ежедневно находите время, чтобы полностью отключиться от социальных контактов (электронная почта, телефонные звонки, социальные сети).
  • Научитесь говорить нет, когда вы чувствуете себя истощенным.
  • Нужно больше двигаться, не сидеть в положении неподвижности более часа.
  • Откажитесь от алкоголя, никотина, сократите ежедневное потребление кофе.
  • Выделяйте столько времени, сколько вам нужно, для отдыха и сна. Рекомендуется засыпать до 11 часов вечера, когда начинается синтез мелатонина, а просыпаться до восьми часов утра. Минимальное количество часов сна – восемь часов.
  • Уменьшите потребление сахара, ограничьте перекусы – ведь продукты с высоким гликемическим индексом дадут лишь временное чувство удовольствия, но не решат проблему.
  • Ешьте больше продуктов, содержащих жирные кислоты омега-3 – лосось, сардины, скумбрия, водоросли, льняное семя, грецкие орехи.

Внешние причины

Саморазрушение является результатом того, что в воспитании ребёнка были допущены серьёзные ошибки. Они необязательно делают человека опасным для общества, но способствуют появлению психотравм. Есть несколько сценариев, провоцируемых травмирующим воспитанием: человек старается угодить другим, жертвует личными интересами и границами, нередко выбирает подчинённое положение.

У саморазрушительных моделей поведения может быть несколько внешних «возбудителей». Например, эмоциональная холодность родителей, их нелюбовь, психологическое давление. Ощущая эти проявления, ребёнок и впоследствии взрослый чувствуют себя неважным, неприметным, не достойным любви.

Травмирующее воздействие оказывает и разного рода насилие — физическое, психологическое, сексуальное, скрытое, например, манипуляции. Мощным триггером становится так называемое «ложное представление». Это процесс, при котором родители и другие взрослые закладывают в ребёнка некорректные (ложные) установки.

Активно способствует саморазрушению и негативное влияние на самооценку. Ребёнка постоянно ругают, он чувствует свою никчёмность, а убеждение, что его не могут любить, только крепнет. Тот же эффект оказывают и необоснованные ожидания, связанные со слишком высокими требованиями к сыну или дочке.

Симптомы и признаки заболевания

Помимо перечисленных выше признаков есть несколько характерных симптомов, объединяющих практически все маниакальные состояния:

  • Склонность к бездумному растрачиванию средств.
  • Склонность к невыгодным сделкам, азартным играм.
  • Частое нарушение закона.
  • Склонность к провоцированию драк и конфликтов.
  • Чрезмерное потребление алкоголя или пристрастие к другим вредным привычкам.
  • Распущенное сексуальное поведение.
  • Патологическая общительность – больной часто знакомится со странными, подозрительными личностями и проводит время в самых разных компаниях.

Если эти признаки выходят из-под контроля, необходима квалифицированная медицинская помощь

Важно понимать, что такое поведение – это не распущенность, а симптомы болезни, которую нужно лечить. Взывать к здравому смыслу бесполезно

В некоторых случаях у пациента есть конкретная мания – например, мания особого предназначения. Тогда больной искренне уверен в своей особой миссии и пытается ее осуществить всеми силами, невзирая на скепсис окружающих.

Третья причина, которая мешает принять ситуацию – ваша привычка переживать

Излишние переживания, можно назвать чертой характера, или даже привычкой. Что такое привычка переживать? Не будем глубоко вдаваться в психический механизм, если в двух словах, то ваши нейронные связи в головном мозге «приучены» быть в возбужденном состоянии из-за разных событий, происходящих в жизни.

Если вы и сами про себя говорите, что я принимаю все близко к сердцу, нервничаю и переживаю из-за пустяков, то у вас развилась привычка излишних переживаний.

Хорошая новость! От излишних переживаний можно избавиться, если вы к этому подойдете более осознанно и будете направлять в эту сторону свое внимание. Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным

И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?

Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным. И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?

Это же ерунда, пустяки», то для такого человека, эти слова будут говорить о том, что ему надо быть холодным и бессердечным. Ведь для многих людей, сам факт переживания о чем-либо или о ком-то является фактором любви и заботы.

Но вернусь к тому, как привычка переживать является камнем преткновения к принятию ситуации, которую невозможно изменить.

Где-то глубоко внутри прячется мысль или ощущение про то, что если я не буду переживать, то совершу плохой поступок, и я просто обязан и должен так реагировать.

Вы как бы изнутри себя заставляете сопротивляться ситуации, и чувствуете, что обязаны и должны это делать. Этому сопротивлению могут способствовать несколько причин:

— вы взяли чужой шаблон поведения у близких людей – мама, папа и т.д. Они всегда так себя вели, когда что-то случалось, и вы искренне считаете, что сопротивление и не принятие событиям – это нормально.

— вы не привыкли быть осознанными, в вашей голове всегда много мыслей и они скачут как кенгуру, и вам сложно проанализировать причины и следствия происходящего.

— вы излишне эмоциональны. Вам сложно управлять своими эмоциями, и любая сильная эмоция накрывает вас как цунами.

— вы пессимист по натуре и привыкли концентрироваться на негативных событиях. Ваше мышление и сознание направлено на выискивание проблем, и когда проблема найдете, то включается программа сопротивления, чтобы лишний доказать себе и окружающим, насколько мир не справедлив, а вы в нем жертва.

Искать своё или работать над собой?

— Есть два противоположных мнения о том, можно ли развить в себе определённые навыки и таланты. Одно заключается в том, что развить можно практически любой навык: гуманитарий может стать аналитиком данных и программистом, интроверт — ярким спикером и тому подобное. Другое — что есть «твоё» и «не твоё», нужно находить «своё» и развивать это. А «не твоё» развить не получится. Вам как психологу какое ближе?

— Реальность чуть сложнее, чем эти две крайние точки зрения. Они обе не являются верными.

Любопытно, что это очень сильно зависит от того, какой точки зрения придерживается сам человек. Есть такой американский психолог Кэрол Дуэк, она — профессор Стэнфордского университета, авторитетный специалист в области мотивации и психологии развития. Так вот её — и некоторые другие — исследования показывают, что людям, у которых «фиксированное мышление», гораздо сложнее меняться именно потому, что они верят, что не могут этого сделать. Такие люди тяжелее переживают провалы и неудачи, поскольку каждый из этих провалов является для них подтверждением, что изменить существующее положение нельзя и даже пытаться не стоит.

Люди же с гибким мышлением — те, кто верят, что могут успешно меняться, приобрести любой навык, — делают это намного эффективнее людей первого типа. Разумеется, они тоже расстраиваются из-за провалов, но реагируют на них как на некую «обратную связь», которая может указать им направление и точку роста. Так они находят то, чему нужно учиться, чтобы в следующий раз всё получилось.

— То есть эти дефолтные настройки можно менять при желании?

— Думаю, можно. Такие убеждения — не что-то врождённое. Человек откуда-то их почерпнул. Кто-то — обычно в раннем возрасте — говорил ему, что он такой и никогда не изменится: «Что ты такой невнимательный? Почему ты всегда ленишься?» Слова «всегда», «никогда», «такой» — это сверхобобщения, которые закрепляют за человеком определённые убеждения. Если вспомнить, какие слова нам чаще всего говорили родители при успехах или неудачах, можно эти убеждения найти в себе. Нет ни одного человека, у которого не было ни одной неудачи или факапа. Такие закреплённые убеждения и приводят к разочарованию в себе.

Недоучка

Два года заочного обучения в частном институте (читайте — покупка диплома), 120 часов практических курсов когнитивно-поведенческой терапии, 60 часов нейролингвистического программирования. Некоторые популярные в инстаграме психологи даже не стесняются публиковать подобные неубедительные послужные списки!

Но специфика этой профессии в том, что и 4–6 лет обучения в хорошем вузе недостаточно, чтобы стать профессионалом. В университетах преподают в основном теорию, а освоение техник консультирования потребует еще от одного года до трех лет обучения на практических курсах — а также серьезных финансовых вложений. Более того, когда образование закончено, психолог/психотерапевт должен регулярно проходить платную супервизию — профессиональный разбор сложных кейсов с более опытным специалистом.

В странах, где требования к профессии уже устоялись, планка очень высока. К примеру, в Великобритании, чтобы зарегистрироваться как практикующий психолог или психотерапевт, требуется закончить бакалавриат, пройти специализацию в магистратуре и иметь не менее года практики (часто это бесплатный труд).

В реальной жизни рынок психологического образования быстро подстраивается под высокий, но невзыскательный спрос: многие частные и государственные институты предлагают людям с любым бэкграундом освоить профессию всего за 1–2 года — причем заочно. Это могут быть частные практические курсы или программы профессиональной переквалификации. На различных психологических курсах я встречала актеров, бухгалтеров и даже гадалок на картах Таро. Некоторые из этих энергичных «специалистов» начинали набирать клиентов сразу после первого курса, и это им удавалось!

Добавляют хаоса и пробелы в российском законодательстве. Например, не существует стандарта профессии психолога-консультанта (он принят пока только для педагога-психолога и психолога в социальной сфере). Нет с точки зрения закона и такой профессии, как неклинический психотерапевт (то есть терапевт, который работает со здоровыми людьми, тот, кого мы обычно и называем «мой психотерапевт говорит»).

Причины развития синдрома выгорания

У многих людей интенсивная умственная работа приводит к умственной усталости из-за необходимости постоянной высокой концентрации внимания, обработки больших объемов информации и наличия некоторых из связанных с этим вредных производственных факторов:

  • Тяжелые производственные обстоятельства.
  • Негативный психологический климат в микрокоманде.
  • Особые (тяжелые) условия труда.

Специалисты считают, что синдром является признаком определенных психологических состояний:

  • Хроническая усталость;
  • Депрессия;
  • Постоянный негативный стресс в результате несоблюдения ожиданий и полученного результата. Эта функция в основном связана с психоэмоциональным истощением.

Выгорание – это симптом синдрома хронической усталости (СХУ), который связан с несоблюдением определенных требований и способностью человека соответствовать этим требованиям.

Главный механизм, который вызывает именно «выгорание», – это прежде всего эмоциональное (затем физическое и когнитивное) истощение. Однако СХУ может быть вызван хроническим стрессом, чаще всего профессиональным.

Признаки синдрома выгорания

Выгорание существует уже довольно давно, и это постоянный фактор. Поэтому ощутимых соматических изменений в организме человека при легкой форме синдрома может не быть. Клинические признаки патологии можно наблюдать только при длительном развитии синдрома, когда пациент уже не может адаптироваться к ситуации.

Основные симптомы синдрома выгорания: 

  • В первую очередь, это эмоциональное истощение – человек чувствует себя усталым, утомленным уже утром, просто просыпаясь. Пациенты не хотят ничего делать, они не хотят идти на работу. Пропадает интерес к жизни, все становится безразличным. Появляется чувство безнадежности, исчезает чувство удовольствия. 
  • Во-вторых, человек избегает деятельности, связанной с работой, коллегами, потому что чувствует себя эмоционально нестабильным, дискомфортным. Вместо этого он предпочитает проводить время в одиночестве или с семьей. 
  • В-третьих, снижается мотивация расти, развиваться, совершенствоваться. Человек стоит на месте, и его достижения снижаются.

Важный признак «выгорания» – снижение КПД.

Типичные симптомы:

  1. Медленная передача информации;
  2. Подавление мышления при решении проблем;
  3. Сниженный уровень восприятия информации, что иногда приводит к определенным проявлениям депрессии;
  4. Беспричинное беспокойство, сонливость, раздражение, перепады настроения и т. д.

Синдром выгорания сопровождается или способствует обострению хронических заболеваний. В первую очередь это отражается на психофизиологических функциях, которые наиболее уязвимы к воздействию вредных факторов.

Физические симптомы синдрома профессионального выгорания:

  • чувство усталости в течение длительного времени;
  • частые головные боли и боли в мышцах;
  • изменения аппетита;
  • нарушения сна;
  • проблемы с восприятием;
  • потеря способности работать и общаться;
  • трудности с концентрацией внимания.

Эмоциональные симптомы:

  • чувство неудачи и сомнения в том, что было сделано;
  • чувство истощения, беспомощности;
  • чувство одиночества и пустоты;
  •  скука, депрессия, растерянность;
  • колеблющееся настроение;
  • недостаток мотивации;
  • цинизм, сарказм;
  • самообвинение;
  • чувство обиды;
  • чувство безнадежности;
  • нервозность;
  • повышенные требования к себе;
  • повышенная раздражительность;
  • неудовлетворенность.

Изменения в поведении:

  • уклонение от ответственности;
  • задержки и досрочное завершение работ;
  • изоляция от окружающих, коллег;
  • необходимые работы выполняются позже, сдвигая сроки;
  • употребление алкоголя, психотропных веществ;
  • сброс негатива и недовольства на окружающих;
  • самостоятельное лечение;
  • отсутствие интереса.

Группы риска:

  • Перфекционисты – люди, для которых нет ничего идеального.
  • Пессимисты – люди с заниженной самооценкой и негативным отношением к окружающей среде.
  • Люди, которые не доверяют другим и хотят все контролировать сами.

Признаки синдрома выгорания

Почему стоит отказаться от понятия «самооценка»?

— В психологии есть понятие психического здоровья. У него есть конкретное определение и несколько внятных критериев. А что такое «здоровая самооценка» с точки зрения психолога?

— Сейчас многие психологи отказываются от термина «самооценка». Самооценка — не очень приятный процесс, как и любое оценивание. Вспомните свои студенческие контрольные и экзамены: мы надеемся получить хорошую оценку и боимся получить плохую. Лучше вместо самооценки предлагать другой взгляд на себя — не оценивающий, а развивающий. Самосочувствующий, я бы сказала. Что сегодня получилось хорошо? Что стоит улучшить? Очень часто самооценка — это некий ярлык, который мы вешаем на себя с чьей-то подачи.

— Но ведь это же и есть самооценка? Человек должен оценить, что у него есть, а чего не хватает. Это касается и внешности, и навыков. Получается, это просто вопрос названия?

— Я думаю, в данном случае слова важны, поскольку за словами стоят определённые процессы. Оценка внешности — вообще весьма необъективная история, учитывая, как много мы слышим про бодипозитив. Мы же знаем, что эталоном красоты в разные времена считались разные типажи. Если человек не соответствует современному стандарту красоты, это не значит, что он не может быть любим и счастлив с тем телом, которое у него есть. На остальных уровнях то же самое — это вопрос условий, в которых смогут раскрыться свойства личности.

Если человек любит работать на земле, сажать цветы, а мы посадим его в офис считать цифры, он будет неуспешен и несчастлив. У него будет низкая самооценка. На самом деле это означает только то, что он неудачно выбрал для себя условия. Альберту Эйнштейну приписывают такие слова: «Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт жизнь, считая себя дурой».

— Хороший пример с бодипозитивом. Безусловно, нужно принимать себя в любом теле. Но если, например, лишний вес угрожает здоровью, а кто-то говорит: «Всё нормально, просто у тебя такое тело». Таким образом человек отрицает проблемы и вредит себе.

— Это уже не вопрос самооценки. Садовод, который работает бухгалтером, несчастен — это ощущается как проблема, которую нужно решать. Так же и с лишним весом: если он создаёт проблемы со здоровьем, нужно что-то предпринять. Принятие того факта, что проблема существует, — важный этап! Если идёт дождь, а мы утверждаем, что никакого дождя нет, то мы просто вымокнем, сколько ты его ни отрицай. Но если мы признаём, что идёт дождь, мы можем что-то с этим сделать. Достать зонтик и перестать мокнуть. Проблему можно решать, используя самооценку для того, чтобы понять, всё ли у нас получается.

Какие могут быть показатели профессионализма в процессе самой работы с психологом?

Психолог обсуждает план работы с вами, отвечает на вопросы, рассказывает о формате работы.
Психолог не дает советы, не дает оценок, не рассказывает уверенно, почему кто-то из ваших знакомых поступил определенным образом. У специалиста всегда нейтральная, незаинтересованная позиция, он не может знать, как для вас правильно, он помогает понять вам, как вам будет лучше.
Психолог поддерживает, а не указывает. Эмпатия — сильнейший инструмент психотерапии.
Директивные методы в основном работают плохо, у них может быть кратковременный эффект, который впоследствии может дать даже худший регресс.
Психолог не считает, что одинаково компетентен во всех проблематиках. Такого не бывает. Психика человека — сложнейшая структура и научиться разбираться во всех типах проблем, ситуаций и тонкостей одинаково эффективно не хватит и жизни. У всех специалистов есть те или иные специализации, темы, с которыми он работает лучше всего.
Хорошим знаком будет, если психолог предоставит вам информированное согласие — документ, в котором будет написано следующее: о психологе; о методах, которые он использует в работе, с указанием является ли их эффективность научно доказанной или нет; о правилах вашей совместной работы; на что вы можете рассчитывать, а на что нет; какие могут быть ожидания от вас. Информированное согласие — это что-то вроде договора, в котором оговариваются все условия совместной работы.
Хорошим знаком будет, если психолог будет часто запрашивать у вас обратную связь о вашей совместной работе, как-то ее оценивать

Это говорит о том, что он постоянно работает над собой, как специалист, а это самое важное, что повышает эффективность терапевта.

Ненависть к себе — самое настоящее саморазрушение

Чаще всего в основе саморазрушения лежат такие чувства, как гнев и ненависть к себе. В недовольстве собой нет ничего плохого. Для здорового человека это повод для саморазвития, стремление к переменам . Но для нездорового человека недовольство собой очень опасно. Он входит в состояние вины за то, что не может быть лучше, что-то не получается. И начинает жестоко самоуничтожать себя за любую оплошность. К примеру, человек решил сесть на диету и не выдержал и съел одно печенье. Для здорового человека – это не проблема (съел так съел). Для саморазрушающейся личности – это показатель того, что он ни на что в этой жизни не способен. Что у него нет силы воли и он самый жирный на земле. Сделав такие умозаключения, он доест все печенье в наказание себя.

В психиатрии такое поведение называют аутоагрессией – агрессия, направленная вовнутрь (на себя). В детстве ее сложно выявить. К примеру, ребенок может специально постоянно падать или ударяться, чтобы мама пожалела. Подросток может заняться экстремальными видами спорта

Очень важно не упустить и вовремя заметить, где заканчивается норма и начинается патология. Если своевременно обратиться к психологу, многих проблем в будущем можно избежать.
В принципе, этот диагноз – защитная реакция человека, когда он по каким бы то ни было причинам не может направить свой гнев или агрессию на других людей

А ведь она должна как-то выходить.

3 основные причины, когда гнев рушит личность

  • Одна из причин – это страх, что люди перестанут любить вас, если вы будете выражать свой гнев. Страх, что общество будет осуждать вас, считать вас не адекватным.
  • Также причиной может послужить ситуация, если вы не смогли проявить гнев к человеку по причине его недоступности. Например, отец ушел из семьи, обидчик умер или уехал в другой город.
  • Конечно же самой страшной причиной саморазрушительного поведения является травма в детстве – это сексуальное или физическое насилие. Ребенок склонен думать, что если с ним такое произошло, значит, он плохой и заслуживает на такое отношение к себе. Очень часто родители, даже не задумываясь, произносят такие фразы, которые в будущем приведут уже взрослого человека на путь самоуничтожения. Например «лучше бы тебя вообще не было», «все дети как дети, а ты такой-сякой», «вот Женечка из соседнего двора может то и се, а что ты?». Прямой призыв к саморазрушению, это родительская фраза «Ты плохо себя ведешь – придумай себе наказание сам».

Более склонны к саморазрушению женщины, чем мужчины. Может потому, что им с детства запрещают выражать гнев и агрессию, объясняя это «ну ты же девочка». По типу темперамента, более подвержены самопознанию через
саморазрушение меланхолики. В принципе люди, которые очень чувствительные, мнительные, принимающие все близко к сердцу. Если говорить о возрасте, то более всего подвержены саморазрушению подростки, так как это самый опасный
возраст. Когда происходит становление взрослой личности, а родители всячески контролируют и подавляют.

Можно ли считать спортсменов, которые слишком много тренируются, людьми с аутоагрессией? С одной стороны они молодцы, достигают невероятных результатов, все восхищаются их достижениями, благодаря упорному труду. Но если занятия спортом вытесняют все остальное из жизни спортсмена, если он перестает общаться с друзьями, встречаться с противоположным полом или осуждать людей, что они не занимаются спортом – то такое поведение уже тяжело назвать нормальным.

Забота вместо осуждения: как правильно оценивать себя

— Но у человека может быть идеализированный образ самого себя. То есть завышенная самооценка. Может ли он каким-то образом это выяснить? Что нужно, чтобы трезво оценивать себя? Как выровнять свою самооценку?

— Давайте разберёмся, что значит самооценка. Есть так называемое Я-действующее, оно наделено некими личностными свойствами и характеристиками. И есть Я-рефлексирующее — внутренний наблюдатель, который сидит глубоко внутри нас и смотрит, как действует первое Я. Смотрит оценивающим взглядом: здесь ты оступился, здесь — неправильно сделал, здесь — ещё что-то. На себя мы обычно смотрим более критически, чем на друзей. Когда мы видим, что наш друг в чём-то провалился, мы ему посочувствуем и скажем: «Ну, бывает. Может, в другой раз получится». К себе мы гораздо строже: никакого сочувствия! Про себя мы скажем: «Опять ты это сделал не так, тут накосячил, там облажался». Это и есть взгляд Я-рефлексирующего, его позиция очень сильна.

Он может быть направлен на действие, когда наш внутренний наблюдатель больше сфокусирован не на критике Я-действующего, а на задаче, которую мы решаем, на том, как сделать её лучше.

Или это может быть такой взгляд, которого многим не хватало в детстве: взгляд любящего родителя, который видит, конечно, что у нас не получается, но не критикует. А стремится дать поддержку и ресурсы, чтобы в итоге всё получилось. Такой взгляд не должен быть потакающим, это тоже надо иметь в виду. Осознанный любящий родитель не купит своему ребёнку десять пирожных, которых ему очень хочется, поскольку для ребёнка это будет вредно. Он накормит его обедом — и купит одно пирожное на десерт.

Последствия психологической травмы

Неисцеленная психотравма, как снежный ком, «обрастает» все новыми слоями травмирующих событий и ситуаций. Они мелкие, малозначительные, и без основной психотравмы они даже не были бы замечены человеком. Но, накладываясь на основную психотравму, они могут стать источником клинических состояний. Посттравматическое стрессовое расстройство может способствовать ухудшению здоровья, уходу от активной социальной жизни человека.

Психологические травмы также способны приводить к неспособности строить отношения, причем на биологическом, органическом уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Самоповреждение и злоупотребление психоактивными веществами

Склонность к разрушению собственного здоровья и причинению ущерба иногда очевидна, а иногда – тщательно маскируется. Например, некоторые люди намеренно травмируются: это может быть порез или выдернутые волосы. Они также часто неоправданно рискуют, попадая в аварии.

В других случаях они причиняют себе вред менее очевидным способом, например, делают болезненные татуировки или прокалывают губы, нос и другие части тела.

Ещё один способ – злоупотребление психоактивными веществами, наносящими вред организму. Это могут быть наркотики или алкоголь. Причём в своих нездоровых пристрастиях такие люди настолько одержимы, что не останавливаются даже под страхом смерти.

Негативные идеи

Саморазрушительные идеи – это мысли, направленные на то, чтобы обесценить абсолютно всё и всех, убедить себя в том, что ничего не сможешь, не достигнешь, и даже если наметился небольшой прогресс – добром это всё равно не закончится.

Человек сразу же сочиняет себе «самоисполняющееся пророчество»: он не умеет, у него не получится, поэтому – нечего даже начинать. Мысли, как известно, являются очень могущественной силой, потому неудивительно, что у человека действительно ничего не получается – он заранее запрограммировал себя на неуспех.

Ещё одна форма негативных идей – это постоянные мысли о том, чего не хватает в жизни, что не идеально и чего никогда не будет. Всё вместе это – идеальное топливо для самоуничтожения.

Возможные причины

Саморазрушение — результат неправильного воспитания

Как правило, истоки саморазрушения закладываются еще в детском возрасте. Ребенок, который вырастает, испытав на себе травмирующее воспитание, становится зависимым от других, подчиненным, он пытается всем угодить, у него возникают трудности с установлением личных границ, зачастую жертвует собственными интересами во благо другим. Давайте же рассмотрим, что именно может влиять на развитие личности, которая будет заниматься саморазрушением.

Нехватка заботы и любви. Это может быть и неприкрытое сексуальное, физическое или вербальное насилие. Также не исключено и пассивное или скрытое насилие, в частности, эмоциональная холодность матери или отца, отвержение ребенка, насилие над членами семьи, которое создает губительную обстановку для психики малыша, например, когда отец избивает мать, психологическое давление, частое применение угроз и манипуляций. Ребенок растет с пониманием того, что его не могут любить, он уверен, что является плохим, недостойным, неприметным и неважным, постоянно ощущает угрозу, которая над ним нависает. Во взрослой жизни эти факторы будут постоянно его преследовать.
Ложное представление. Ситуация, когда взрослые, в частности родители, навешивают малышу ложные убеждения

Например, могут звучать такие фразы, как «я лучше знаю как нужно», «родители правы всегда», «самое главное в жизни — это твоя семья», «ты маленький».
Нарушение чувства собственной важности, самооценки. Ситуация, при которой малыш растет с неправильными понятиями, из-за чего происходят проблемы с самовосприятием
Если ребенка часто ругали, указывая на его никчемность, концентрируя внимание на том, что он виноват во всех проблемах, то малыш будет расти с ощущением своей беспомощности, с мыслями о том, что никому нельзя доверять

Такой человек вырастет зависимым от мнения других людей, для него будет крайне важно нравиться окружающим.
Необоснованные ожидания
Случаи, когда родители ставят слишком завышенные требования к своему малышу, идеализируют ребенка, ставят перед ним слишком высокую планку. Ситуация усугубляется, если за каждым правовым следует наказание. Ребенок растет, не понимая, что все мы люди и можем совершать ошибки, и учиться на них. Такой малыш вырастет невротическим, тревожным, нередко из них вырастают перфекционисты.
Запрет настоящих эмоций и мыслей. Если родители запрещают ребенку реагировать так, как он хочет, осуждают его смех или улыбку на лице, то он начинает замыкаться в себе, подавляет то, что ощущает.

Что надо сделать для принятия ситуации, которую не можешь изменить?

В первую очередь, почувствовать себя взрослым человеком, отвечающим за свое поведение, поступки, мышление и эмоции.

Когда вы сопротивляетесь тому, что уже есть в вашей жизни, вы попадаете в состояние маленького ребенка, который устраивает истерики и катается по полу с целью получить то, что ему хочется.

Только ваше поведение сейчас, это не катание по полу, а переживания и нервы.

Для того, чтобы выйти из состояния ребенка, постарайтесь отстраниться от проблемы и посмотреть на происходящее как будто со стороны, как фильм.

Ваша задача, успокоить свои эмоции, которые не дают вашей голове здраво размышлять.

Что мешает принять ситуацию?

В вашей голове постоянно возникают мысли и вопросы, на которые у вас нет ответа.

  • Почему это произошло?
  • Так не должно было случиться.
  • Этого не может быть.
  • Я не могу с этим смириться.
  • Я не верю в это.
  • Я не могу это принять.
  • Он (она) не должен (а) был (а) так поступать.
  • Это не справедливо, так не должно быть.
  • Почему это случилось со мной?

Любой из этих вопросов и мыслей, ставит вас в позицию сопротивления.

Давайте разберем несколько мыслей, которые запускают мыслительный процесс снова и снова.

Так не должно быть. Получается, что определенное событие произошло вопреки чему-то. И это что-то, ваше собственная оценка происходящего.

Вы каким-то образом, ставите себя в позицию Бога, и считаете, что произошла ошибка или недоразумение. Т.е. законы причины и следствия вы полностью отрицаете. Событие, которое с вами произошло, является следствием каких-то определенных процессов.

Например, разбился самолет, много жертв, много горя. Само собой, что будут скорбящие по своим родственникам, которые будут отрицать происшедшее, обвинять всех и вся и задавать разные вопросы. Но одной из основных мыслей, будет мысль о том, что этого не должно было случиться.

Но самолеты просто так не падают, существует множество факторов, по которым самолет может потерпеть крушение – человеческий фактор, поломка, плохие погодные условия, птицы, ураганы, турбулентность и т.д.

Получается, что существует причина по которой разбился самолет.

А это означает, что он должен был упасть, потому что, была объективная причина, например, поломка двигателей + погодные условия. Получается, что чудес не бывает, у каждого следствия (события) есть своя причина.

Надеюсь, что вы поняли мою мысль. Что случилось, то и должно было случиться из-за того, что были предпосылки и была причина.

И от того, что вы сопротивляетесь, ничего не изменится.

Получается, что вы эмоционально «застряли» в ситуации. Время идет вперед, а вы, как будто, находитесь в прошлом, и пытаетесь настойчиво бороться с тем уже есть. Проблема состоит в том, что вы не признаете, что вы УЖЕ давно находитесь в том, что произошло.

Упражнение для принятия ситуации, в которой вы застряли

Ваша ситуация или проблема, это конечный результат каких-то процессов.

Напишите от 5 до 10 предпосылок или причин, из-за которых произошло то, что произошло.

Если вы не знаете причин, то пофантазируйте.

  • Сейчас, когда вы не знаете почему, это произошло ваш мозг работает «в холостую», и постоянно загружает вопрос – почему? Но, вы не думали в направлении причины и предпосылок, поэтому, ваш мозг и не может поставить точку в этих размышлениях.
  • Сделайте подробный анализ своей ситуации, лучше это сделать на листке бумаги.
  • Нарисуйте кружочек в середине листка, в котором напишите свою ситуацию;
  • Ниже или выше напишите причины, которые спровоцировали вашу ситуацию.
  • Соедините стрелочками каждую причину и центральное событие.
  • Сконцентрируйте свой взгляд на своем рисунке в течении 20-30 секунд, стараясь ни о чем не думать.

А теперь, проговорите следующие слова:

Вам необходимо произнести эти 2 фразы со всеми вашими предпосылками и причинами возникновения вашей неприятной ситуации.

Сколько раз проговаривать? До тех пор, пока вы не почувствуете, как ваше тело расслабилось, напряжение ушло, и вам стало спокойно.

Я вас уверяю, что эти фразы отлично сработают.

Почему? Ключевое слово в этих фразах «потому что».

Психологические исследования показывают, что человеческий мозг, очень хорошо реагирует на фразу «потому что», особенно на те слова, что говорятся после проговаривания «потому что».

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *