Приём «фишбоун» на уроках в школе

Наносим светотени

Берем карандаш НВ, затемняем радужку глаза и оставляем несколько бликов незакрашеными. Добавляем штриховку в верхней части головы и увеличиваем контрастность деталей.

Заполняем рыбу пятнами, включая плавники.

Лучшим вариантом будет использование обоих карандашей – 3В и НВ, чтобы регулировать размер и интенсивность цвета. Таким образом, получившийся узор будет выглядеть естественно.

Брюхо и тонкую полоску по центру туловища оставляем нетронутыми.

С помощью карандаша 3В наносим штриховку в верхней части туловища, обычно, эта часть темнее центральной и брюшной области.

Для штриховки, помимо вертикальных линий, можете использовать длинные горизонтальные линии, повторяющие направление туловища рыбы и изогнутые формы. Сочетание нескольких техник штриховки помогает добиться реалистичного эффекта.

С помощью карандаша НВ дорабатываем контур рыбы. Наносим мелкие штрихи, чтобы рисунок выглядел целостнее.

Не забываем увеличить контрастность деталей: плавников и жаберной крышки. Рисунок должен быть достаточно контрастный.

Наша рыба готова!

Поздравляю! Вы узнали, как нарисовать рыбу карандашом на примере радужной форели. Надеюсь, вы усвоили основы рисования рыбы и примените полученные знания на практике.

>Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Методика
использования приёма Фишбоун на уроках математики

Долгушина Людмила Александровна, учитель математики 1 квалификационной категории МКОУ «Листвянская СОШ»

Слайд 2

Текст слайда:

Притча о бабочке

Слайд 3

Текст слайда:

«Единственный путь, ведущий к знанию,
— это деятельность».
(Б.Шоу)

Мудрые мысли

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег ( 1790-1866) — немецкий педагог, преподавал физику и математику

Мудрые мысли

Слайд 6

Текст слайда:

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (Анатоль Франс)

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! (А. Нивен)

А. Франс — французский писатель и литературный критик ( 1844 – 1924)

А. Нивен — канадско-американский математик ( 1915 – 1999)

Мудрые мысли

Слайд 7

Текст слайда:

Модернизация и инновационное развитие образования (введение ФГОС)

Чтобы выпускники могли:

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

ТРКМ вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Ученики теряются в новой ситуации.

Ученики ограничены в гибкости мышления

самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,

умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Актуальность

Слайд 8

Текст слайда:

Цель:

формирование навыков критического мышления в процессе обучения математике.

Слайд 9

Текст слайда:

Задачи:

подготовить школьников к жизни в современном информационном пространстве;

развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

-формировать умения ориентироваться в источниках информации, -находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, -отделять главное от несущественного в тексте.

Слайд 10

Текст слайда:

Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Ишикава в середине 1960 – х годах, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

Схема Фишбоун («Рыбьи Косточки», «Рыбий скелет»)

Слайд 11

Текст слайда:

Описание алгоритма

Как известно любая проблема начинается с головы. — помещаем нашу проблему (вопрос, тема) в голову рыбы. — на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) – факты, суть понятий, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. — хвост рыбы – вывод, обобщение.

Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

Слайд 12

Текст слайда:

Применение схем «Фишбоун»

Слайд 13

Текст слайда:

Примеры использования технологии в обучении

Слайд 14

Текст слайда:

По величине углов

По длине сторон

Слайд 15

Текст слайда:

Закрепление знаний

Слайд 16

Текст слайда:

Практическая работа

Составить схему Фишбоун – скелет рыбы1 группапо теме «Признаки делимости на 2, 5, 10»2 группа по теме «Признаки делимости на 3, на 9»

Слайд 17

Текст слайда:

Описание алгоритма

Как известно любая проблема начинается с головы. — помещаем нашу проблему (вопрос, тема) в голову рыбы. — на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) – факты, суть понятий, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. — хвост рыбы – вывод, обобщение.

Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”

Слайд 18

Текст слайда:

Признаки делимости на 2, 5, 4, 10

Слайд 19

Текст слайда:

Признаки делимости на 3, на 9

Слайд 20

Текст слайда:

Пропорция

Слайд 21

Текст слайда:

Многогранники

Слайд 22

Текст слайда:

Схемы Фишбоун дают возможность:

организовать работу участников индивидуально, в парах или группах;развивать критическое мышление;визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;ранжировать факторы по степени их значимости.

Слайд 23

Текст слайда:

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции каккритическое мышление;взаимодействие в группах;планирование и осуществление исследовательской деятельности;истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Итоги

Слайд 24

Текст слайда:

Заключение

Слайд 25

Текст слайда:

Спасибо за внимание!Творческих успехов!

How to make a fishbone diagram in Word

If you’ve tried to create diagrams in Microsoft Word, you know that diagramming is not one of its strong points. It is, after all, a word processor—great for creating text documents, not so great for creating visuals. Although Word can be used to make simple fishbone diagrams, there aren’t any in-app templates—you’ll have to start from scratch. In this tutorial, we’ve broken down the whole process for you.

2. Create the “head” and “spine” of your diagram

For your first shape, choose a line with an arrow and draw it in the center of your document. Draw from left to right (the arrow should point towards the right-hand side of the page). Add a rectangle adjoining this line and label it with the central problem statement. To add text to your rectangle, simply select it and begin typing.

3. Add additional lines

Add lines without arrows jutting out from the central line. These extend from the central line at an angle, like ribs. Each of these lines represents a category of factors that contribute to the central problem. It may be helpful to label these lines with their respective categories—add rectangles or bubbles with text at the tip of each line.

Next, add additional lines extending horizontally from each category line. Each of these new lines will eventually be labeled with a potential cause of the central problem.

4. Customize your diagram

At this point, your diagram is styled according to Microsoft presets. If you’re satisfied with the diagram’s look, go ahead and skip this step.

To edit a shape’s color, line weight, etc., select one of the shapes or lines in your diagram. Open the format pane, found on the right-hand side of the shape format bar. (To open the format pane quickly, just double-click one of your shapes.)

From the format pane, you can change nearly every aesthetic aspect of your diagram. Try different stylings out until you are satisfied with the look of your fishbone diagram. (Tip: To edit multiple shapes or lines simultaneously, hold Shift as you select them.)

5. Add content or save as a template

Now your diagram is both built and styled, but it has no content. If you want to use this fishbone diagram as a template, simply save your document as is—your fishbone template is complete.

To finish your fishbone diagram, fill in the text. If you haven’t written a problem statement in the central box, add one now. Next, add text boxes above each of the horizontal lines. Go to Insert > Text > Text Box. These labels should represent contributing factors to the central problem. Once your diagram is all filled in, you’re ready to save your document.

While it is possible to make simple diagrams using MS Word, here’s the bottom line: Word wasn’t designed for creating visuals. Diagramming with the shapes library is a pain. With the Lucidchart add-in, you’ll skip the headache, no matter the complexity or size of your diagram. And this doesn’t apply only to fishbone diagrams—whether you need a flowchart or a timeline, you can add beautiful visuals to your MS Word documents with Lucidchart.

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:

  • «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
  • «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
  • «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
  • «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.

Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).

История

Таким может быть «рыбий скелет», составленный на уроке истории

Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.

  • «Голова»: причины раздробленности.
  • «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
  • «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
  • «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.

Обществознание

Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.

«Голова»: что значит быть гражданином?
«Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
«Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
«Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.

Биология

Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.
  • «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
  • «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.

География

Используя этот пример, можно организовать работу на уроке географии с применением метода «фишбоун»

Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:

  • «Голова»: экологические проблемы.
  • «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
  • «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
  • «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.

Английский язык

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

  • «Голова»: can we live without hi-tech?
  • «Верхние кости»: comfort, communication, knowledge.
  • «Нижние косточки»: work at home, lots of friends, information.
  • «Хвост»: our lives depend on inventions.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод

Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое

Прием «Уголки»(Слайд 15)

      Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

       “Кубик Блума” прием технологии критического мышления,(Слайд 16)

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

    Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или “таксономия”, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками “Знаю”, “Творю” и “Умею”. То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: 

  • Назови.           
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:

НАЗОВИ              главных героев сказки

ПОЧЕМУ            старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ              старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ       как поступить старухе  после того, как она опять осталась 

                               у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ       имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает  старик?

Преимущество фишбоун схемы

На сегодня фишбоун схему можно считать профессиональным методом преподнесения сложной информации, ведь именно с помощью нее учитель может научить детей анализировать информацию. Дети учатся воспринимать позицию автора и делать собственные выводы.

Фишбоун технология является очень популярной в профессии педагога, делая процесс обучения гораздо интересней и понятней. Ведь иногда ребенок просто не в состоянии в силу возраста понять некоторый материал, который необходимо проходить в школе. Но если ученика знакомят со схемой фишбоун, он понимает, что все гораздо проще, и прекрасно демонстрирует свои знания в разных областях.

Любой процесс обучения сложен и требует высокой активности и продуктивности мозга. Для развития когнитивных функций как у детей, так и взрослых, подходят тренажеры Викиум

Они помогают улучшить память, внимание, концентрацию и скорость реакции

How to make a fishbone diagram

Select a template to customize or draw a main line from scratch

Create a horizontal line in the center of your canvas, pointing to the right. This line will act as the “spine” of your fishbone diagram.

Identify the problem

Identify the effect you want to analyze and write it as a problem statement in a box to the right of the center horizontal line.

Create branches from the main arrow for the categories of causes

Identify the major categories of potential causes (such as machines, methods, environment, etc.) and create branches above and below the main arrow line stemming from the problem. Place these categories as headings at the end of these main branches.

Add branches to each category for related causes

Record all possible causes alongside their related category branch. If possible, generate deeper levels of causes by branching any sub-causes from their related causes.

Analyze and assess

Analyze each idea and search for root causes. Review each cause, collectively agree which options should be eliminated, and then prioritize the remaining causes for deeper analysis.

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Нажмите для увеличения

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Использование метода на уроке

Прием фишбоун является универсальным, поэтому его с легкостью можно использовать в школе на любом уроке, как на математике, так и на русском языке, литературе и даже биологии. Главной задачей учителя является научить детей проделывать данную работу и уметь объяснить собственную точку зрения. Обычно самым легким моментом для учеников считается озвучивание предложений. Однако когда речь заходит об аргументах и фактах, некоторые начинают теряться. Даже если внизу рыбий скелет остался пустой, ничего страшного в этом нет, ведь в реальной жизни тоже не всегда удается найти подтверждение всему.

Очень важной частью является хвост, ведь вся работа проделывалась именно для вывода. Если ребенок по какой-то причине не может сделать вывод самостоятельно, в этом ему должен помочь учитель

В начальных классах чаще всего хвост является уже полностью готовым, чтобы дети могли понять суть данной схемы.

Костная или хрящевая

Скелет у рыбы-пилы, так же как у акул и химер, состоит из хряща, поэтому её относят к классу хрящевых рыб. Костная ткань полностью отсутствует. Они совершенно лишены костного опорного скелета. Во время взросления или в результате травм, скаты способны наращивать хрящевую ткань. Эта уникальная способность больше не зафиксирована учёными больше ни одного живого существа на планете.

В районе челюсти и позвоночника хрящи обызвествлены для придания большей прочности. Это специальные отложения в хряще, объединенных в единое целое гранул фосфата и карбоната кальция. Жаберных крышек у скатов нет. Жабры расположены за несколькими жаберными щелями.

У самцов на нижней стороне тела присутствуют кламмеры. Это пара удлинённых структур, предназначенных для спаривания.

Пример использования технологии на уроке

Как уже говорилось ранее, использовать фишбон можно на любом уроке, но лучшим вариантом станет литература или история. Подходя к вопросу творчески, можно на доступном языке объяснить детям самые сложные темы. Для лучшего понимания построения схемы лучше ознакомиться с примером.

Для учеников 6 класса тема о феодальной раздробленности на Руси по истории является достаточно сложной, в связи с чем и рекомендуется создать фишбоун картинку. В голове ученики с учителем отмечают само явление распада. В верхних же костях отмечаются основные причины, которые к этому привели: различие территориальных условий, рост и развитие городов и другое. Согласно фактам, велось немало войн за престол, присутствовала безработица, а также желание городов быть самостоятельными. В хвосте следует обозначить, что невозможно было избежать распада Руси.

В качестве примера на уроке литературы можно взять произведение «Последний бой майора Пугачева». В области головы детям также необходимо выбирать волнующий их вопрос, например, насколько тяжело совершить важный поступок и при этом погибнуть свободным человеком. В верхних костях стоит написать о смелости и ответственности, а в нижних — о характере и желании оставаться свободной личностью. В хвосте можно сделать вывод о том, что любой, кто любит свою родину, может стать героем.

Приём Фишбоун в начальной школе

Организация: МБОУ Школа №32

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Задача каждого учителя вооружить учащихся не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.

В своей практике, на любом уроке в начальной школе, я использую такой приём, как «Фишбоун» (Fishbone), что означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». «Фишбоун» — это упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы.

Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Это графическая техника представления информации, что позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.

Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему.

Приём «Фишбоун» может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приёма для анализа какой – либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Я считаю, что эффективнее её применять в начале изучаемой темы или во время обобщения и систематизации знаний, когда материал уже пройден. Этим приёмом можно воспользоваться при индивидуальной или групповой форме работы.

«Фишбоун» состоит из 4 блоков:

1) «Голова».

2) «Верхние косточки».

3) «Нижние косточки».

4) «Хвост».

Алгоритм действий приёма «Фишбоун»:

  • помещаем проблемную ситуацию в «голову»;
  • на «верхних косточках» записываются причины, которые привели к возникновению проблемы;
  • на «нижних косточках» записываются факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют;
  • «хвост рыбы»-это вывод.

Главное при решении проблемы ответить на вопрос: «Почему?», «Зачем?»

К примеру, на уроке русского языка во 2 классе, при изучении «Безударных проверяемых гласных в корне слова», я использовала приём «Фишбоун».

Учащимся было дано задание: списать текст, в котором были слова с пропущенными гласными буквами. Но в работе они столкнулись с трудностями: какую букву надо написать, чтобы не ошибиться. Итак, возникла проблема: «Какую гласную мне написать?»

У каждого из них на столе были карточки со «скелетом рыбки», прочитав текст, ребята обнаружили однокоренные слова.

При составлении «Рыбного скелета», на верхних строчках, мы записали слова из текста, где гласная находится в безударном положении. Именно безударное положение гласных приводит к тому, что ребёнок может ошибиться. (Возникает причина — ошибиться).

На нижних строчках слова, где гласные оказались в ударном положении, а мы увидели, что это родственные слова.

Таким образом: ребята приходят к выводу, что в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением.

Этот приём позволяет учителю «разбить» проблему на ряд причин и аргументов. «Рыбную кость» можно использовать, как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Таким образом, я считаю, приём «Фишбоун» даёт возможность:

1) развитию критического мышления;

2) развитию умения анализировать текст;

3) умению обобщать, делать выводы;

3) работать в команде.

Приложения:

  1. file1.doc.. 62,0 КБ

  2. file0.docx.. 651,6 КБ

Опубликовано: 28.04.2020

Создайте диаграмму Fishbone в Word

В онлайн-библиотеке Word нет шаблона схемы «рыбья кость». Итак, вам придется составить схему вручную. Вы можете создать диаграмму Fishbone Diagram с нуля, используя инструмент Shapes. Хотя при желании вы можете скачать шаблон с хорошего сайта и импортировать и настроить его в Word.

Вот шаги, чтобы создать диаграмму рыбьей кости с нуля:

  1. Запустите Microsoft Word и создайте пустой документ.
  2. Подготовьте основную структуру диаграммы рыбьей кости, добавив основные формы.
  3. Вставьте текст, чтобы определить причины и следствия.
  4. Настройте диаграмму рыбьей кости.
  5. Сохраните схему рыбьей кости в документе.

Запустите приложение Microsoft Word и создайте пустой документ или импортируйте новый существующий документ.

Теперь нам нужно подготовить базовую структуру вашей диаграммы рыбьей кости. Для этого перейдите на вкладку «Вставка» и на вкладке «Иллюстрация» щелкните раскрывающийся список «Форма» и выберите фигуру «Стрелка-линия». Добавьте эту форму в середину документа.

Теперь щелкните фигуру правой кнопкой мыши и выберите параметр «Форматировать фигуру», после чего справа откроется панель «Формат фигуры». Отсюда увеличьте ширину стрелки линии.

Затем добавьте пятиугольную стрелку, чтобы указать основную проблему или эффект в вашей структуре.

После этого, чтобы добавить причины к вашей диаграмме рыбьей кости, добавьте несколько линий к стрелке, которую вы добавили ранее, точно так же, как корни, прикрепленные к ветке. Затем вставьте прямоугольник в верхнюю часть каждой линии.

Чтобы описать второстепенные причины на вашей диаграмме, вы можете прикрепить больше линий к линиям, которые вы нарисовали для линий моих причин. См. Снимок экрана ниже для справки.

Поздравляем, вы только что создали базовую структуру для диаграммы рыбьей кости. В зависимости от сложности ваших диаграмм рыбьей кости вы можете добавить больше фигур для определения причин.

Теперь вам нужно ввести текст, чтобы определить основную проблему и ее причины. Для этого щелкните правой кнопкой мыши форму стрелки пятиугольника и выберите параметр «Добавить текст», чтобы определить основную проблему. Введите текст и отформатируйте его в соответствии с вашими требованиями. Сделайте то же самое с прямоугольниками, чтобы объяснить причины на диаграмме.

Ваша диаграмма рыбьей кости будет выглядеть примерно так, как показано на скриншоте ниже.

Вы можете добавить дополнительные причины, просто перейдя в меню «Вставка»> «Текст» и добавив простое текстовое поле с настраиваемым текстом.

Вы почти закончили со своей диаграммой рыбьей кости. Чтобы он выглядел более привлекательно или увлекательно, вам просто нужно изменить его стиль. Перейдите на вкладку «Формат фигуры» и настройте стиль фигуры, заливку фигуры, контур фигуры, стиль текста и многое другое.

Сохраните диаграмму рыбьей кости в любом формате документа, поддерживаемом Word, включая DOC, DOCX, PDF, HTML, ODT и т. Д.

Итак, вот как вы можете создать диаграмму рыбьей кости или диаграмму причин и следствий в Word, используя базовые фигуры.

Since their invention in the 1960s, fishbone diagrams have helped teams and individuals quickly perform cause and effect analysis. These diagrams are simple and efficient, making them a staple in numerous industries, from healthcare to engineering. This step-by-step guide will explain how to make fishbone diagrams in Microsoft Word, both from scratch and using a Lucidchart template.

Как решать проблемы, чтобы они больше не возникали

Чтобы решить проблему в «голове», нужно разобраться с «костями» — факторами, влияющими на неё. Каору Исикава рекомендует работать с самыми маленькими «костями» — то есть с факторами самого низкого порядка, или первопричинами проблем. По словам теоретика, это поможет не ошибаться дальше.

Работать сразу с несколькими причинами сложно, поэтому изменения внедряют постепенно. Сначала отбирают факторы, на которые можно повлиять силами компании. Потом расставляют приоритеты: выделяют факторы, над которыми стоит работать в первую очередь. Это могут быть второстепенные и третьестепенные причины, если они в наибольшей степени влияют на результат.

В нашем примере два важных фактора — отсутствие бонусов у менеджеров и тарифов для клиентов. Менеджеры не видят смысла работать больше, а зарабатывать столько же. Клиенты уходят к конкурентам, которые предлагают несколько тарифов, чтобы не переплачивать.

Для каждого из важных факторов разрабатывают план действий: алгоритм, который позволит устранить первопричину проблемы. В нашем примере решением может стать создание тарифной сетки и системы доплат за выполнение и перевыполнение плана продаж для менеджеров.

Диаграмму Исикавы можно использовать и для исследования глобальных проблем в компании. Тогда результатом станет стратегия изменений на несколько лет вперёд.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *