Адаптация ребенка к школе: советы родителям

Введение

Актуальность темы. Наиболее значимой проблемой теоретического и практического осмысления в педагогике начальных классов является исследование адаптационного периода первоклассников, проблема создается посредством многообразия используемых понятий и терминологии, обусловленное их разноплановостью. Нельзя не отметить, что эволюция понятия «адаптация» имеет стремительный путь развития и возникнув в биологии, стремительно переместилось в другие отрасли наук и приобрело статус общенаучного. Данный термин, по своей сути, величает в себя «существенные характеристики явлений и процессов, наблюдавшихся и в других областях действительности и, соответственно, излучавшихся различными отраслями знания» . Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

На сегодняшний день проблема социально-психологических условий адаптации детей в ситуации школьного обучения активно изучается педагогами, психологами, социальными работниками. Адаптация младшего школьника представляет собой особый и сложный период в его жизни: ребенок осваивает новую социальную роль ученика, с появлением одноклассников и учителей меняется социальное окружение ребенка. Вхождение ребенка в школьную жизнь, его адаптация происходит на всем протяжении начальной школы, что требует от него довольно сложной психологической перестройки. Новый опыт учебной деятельности, к сожалению, не всегда способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, повышенное эмоциональное напряжение в ходе обучения – данные факторы могут способствовать формированию у младших школьников трудностей в процессе адаптации к школе.

Теоретическая основа ВКР представлена в трудах следующих авторов: Л.Н. Волошиной, А.И. Прихидько, О.А. Саньковой, Н.В. Соколовской, Н.Е. Шустовой и др.

Объект исследования – социально-психологическая адаптация первоклассников к образовательной среде.

Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Гипотеза исследования – процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе является более успешным в условиях Прогимназии, по сравнению с детьми средней общеобразовательной школы (у первоклассников Прогимназии более высокий уровень адаптированности и учебной мотивации).

Цель исследования: изучить различия в особенностях социально-психологической адаптация детей младшего школьного возраста в условиях Прогимназии.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить адаптацию первоклассников в условиях Прогимназии.
  3. Изучить адаптацию первоклассников общеобразовательной школы.
  4. Выявить особенности адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Экспериментальной базой выступала МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» Кировского района города Саратова.

Методологическая основа исследования – положения теории Л.С. Выготского, отражающие роль среды в развитии личности ребенка; подходы к изучению возрастных задач младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), подходы к изучению социально-психологических условий адаптации детей к школьному обучению (Л.Н. Волошина, А.И. Прихидько, О.А. Санькова, Н.В. Соколовская, Н.Е. Шустова и др.).

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью повышения их адаптации к школе, а также в консультировании родителей по вопросам обучения ребенка.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (психодиагностические методики), статистические методы обработки данных.

Структура работы обусловлена ее содержанием и задачами, и включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.

Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.

В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного – привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Подготовка ребенка к школе

Подготовку ребенка к школе необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно — малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.

Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:

Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести

Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее); Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома

Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые; Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее; Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов; Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.

Особенности адаптации ребенка к школе

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) — сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.

Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка

Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться

В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов

Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального

Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать

Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Какие признаки свидетельствуют о плохой адаптации ребенка в школе

Причин дезадаптации в школьной жизни много

Родители должны обратить внимание на некоторые отклонения в поведении ребенка

Хроническая неуспеваемость

Это первый важный признак, свидетельствующий о том, что адаптационный период не проходит должным образом. Практически у каждого ребенка могут возникнуть сложности в освоении некоторых предметов. Но если плохие отметки наблюдаются по всем предметам или успеваемость резко падает, то за этим стоят психологические трудности. Тотальная неуспеваемость говорит о неумении организовать время, низкой работоспособности, отсутствии мотивации. Причиной этого является неуверенность ребенка в своих силах.

Ребенок «уходит в себя»

Он не вовлечен в учебный процесс, игнорирует вопросы и замечания учителя, не активен на переменах и полностью погружен в свой собственный внутренний мир

Этими проявлениями страдают дети, обделенные вниманием. Их нельзя наказывать

В ответ они еще больше закрываются.  Родители должны больше времени выделять на общение с детьми. Нужно в спокойной обстановке поговорить с ребенком о том, что его тревожит. Не лишней будет консультация школьного психолога.

Систематическое или демонстративное нарушение дисциплины

Причин такого поведения несколько. Ребенок может протестовать против строгих правил, ущемляющих его внутреннюю свободу. Иногда ученик бунтует против учителя, если конфликт вызван сложностью понимания учебного материала. Третья причина плохого поведения – демонстрационное привлечение к себе внимания окружающих. В последнем случае любое наказание только провоцирует повторное нарушение дисциплины и воспринимается нарушителем как поощрение к действию. Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время.

Вербализм (многословная, но бессодержательная речь)

Еще один признак плохой адаптации первоклассника. Вербализм проявляется именно в адаптационном периоде. Это особый тип развития ребенка, когда речь очень развита, а интеллект отстает. Первоклассник производит впечатление смышленого ученика, много говорит, но его ответы на вопросы кажутся бессвязными и возникают сложности в точных науках. В данном случае нужно поработать над развитием образного и логического мышления.

Иногда ребенку просто скучно на уроке, поскольку он быстро усваивает материал и не знает, чем себя занять в свободное время

Лень

Периодическое проявление лени может быть у любого ученика. Это не страшно. Но систематическое нежелание учиться свидетельствует о психологических проблемах в адаптации первоклассника. Ленивое состояние не возникает само по себе. Причин появления лени несколько:

  1. Заниженная любознательность. Часто встречается у бывших «почемучек», не удовлетворивших свою любознательность в период «почему?». Также, по наблюдениям психологов, менее любознательны дети, слишком увлеченные просмотром зрелищных передач, мультфильмов.
  2. Особенности темперамента. Часто за лень принимают медлительность ребенка. Родители иногда просто «выходят из себя», наблюдая как их первоклассник в медленном темпе выполняет уроки. И делают неправильные выводы, что малыш бездельничает. На самом деле ребенку требуется намного больше времени для выполнения определенной задачи. Его не нужно торопить, а его работу оценивать не по скорости, а по результатам.
  3. Страх потерпеть неудачу. Подобная ситуация возникает, если ученика отругали за допущенный промах. У него сформировался стереотип, что делать ошибки не долустимо. По этой причине школьник просто не хочет ничего делать, чтобы не повторить подобную ситуацию. Он не проявляет никакой активности в школе, боится отвечать перед одноклассниками.
  4. Неуверенность в собственных силах. Причина этого явления та же, что и при страхе сделать ошибку, но последствия намного тяжелее. Отсутствие собственной ценности приводит к тому, что первоклассник даже не пытается что-то делать. Если не устранить неуверенность в себе, то это существенно скажется на формировании его личности, социализации и будущем.
  5. Классическая лень. Ею часто подвержены избалованные дети, а в редких случаях – очень умные ученики. Последним учеба дается так легко, что у них не вырабатывается привычка прикладывать собственные усилия в достижении результата.

https://youtube.com/watch?v=zuvjpQt_flo%3F

Чтобы решить перечисленные трудности в адаптации ученика 1 класса, нужно выяснить и устранить причину их возникновения. Для этого нужно оказать школьнику эмоциональную и моральную поддержку, выработать у него положительную мотивацию на учебу.

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Успешная адаптация ребенка к школе

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

4 причины школьной дезадаптации

Важно понимать, что проблемы в школе чаще всего появляются не потому, что ребёнок ленится или не старается. Дезадаптация — это не выбор ребёнка! Она возникает, когда детскому организму не хватает сил и ресурсов на то, чтобы справиться с большим количеством изменений, происходящих одновременно

Обычно дезадаптация связана с этими четырьмя причинами:

  • Физические и умственные перегрузки. Стресс слишком большой, организм не справляется, «сбоит», могут появиться соматические признаки (тошнота, повышение температуры, головная боль).
  • Плохой контакт ребёнка с педагогом. Учитель — центральная фигура в жизни класса, он не только ведёт урок, но и помогает детям справиться со всеми проблемами (ударился, облился, потерял вещи, поругался с другом). Если ребёнок боится педагога, не может попросить его о помощи — адаптация будет крайне сложной.
  • Трудности в общении со сверстниками. Особенно трудно бывает детям, которые не посещали детский сад, а также тем, у кого нет братьев и сестёр: у них не сформированы навыки знакомства, им нелегко находить общий язык с другими детьми, сложно проявлять терпение и вовремя прекращать общение.
  • Аномальный тип семейного воспитания. Например, если ребёнок рос в очень жёсткой, авторитарной семье, он будет бояться сделать ошибку, не сможет быть активным, отвечать на уроке. Ребёнок из семьи с гиперопекой может растеряться, ему будет сложно научиться брать на себя ответственность: ведь ему никогда раньше не давали такой возможности.

Кроме того, есть дети, которым особенно сложно даётся привыкание к новым условиям, — это так называемые дети группы риска:

  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • дети с низким когнитивным темпом;
  • часто болеющие дети;
  • левши и амбидекстры (те, которые одинаково хорошо умеют писать левой и правой рукой);
  • дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, слишком застенчивые и тревожные);
  • дети с временной задержкой психического развития;
  • дети с дислексией или дисграфией.

Причины и проявления школьной дезадаптации у этих детей связаны с особенностями их нейрофизиологического развития. Они смогут преодолеть эти трудности и войдут в школьную колею, но для этого им потребуется больше поддержки, чем остальным.

Виды адаптации

При оценке того, как ребенок адаптируется в школе, рассматривают 2 стороны процесса: физиологическую и социально-психологическую. Оцениваются составляющие адаптации следующим образом:

  • Физиологическая определяет физическое состояние ребенка – его самочувствие, наличие или отсутствие аппетита, качество сна, появление новых заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Социально-психологическая адаптация оценивается по уровню развития социальных связей, настроению ребенка, наличию мотивации к учебе, способности к самооценке.

Рекомендации для физиологической адаптации

Первые недели организм ребенка находится на пределе своих возможностей. Этим объясняется тот факт, что в сентябре очень много первоклассников болеют.

Как родители могут облегчить физиологическую адаптацию первоклассника:

  1. Постепенно меняйте прежний режим, не вводите сразу в его рабочий график дополнительное посещение новых секций или кружков.
  2. Дома чередуйте занятия с разной степенью нагрузки.
  3. Во время выполнения уроков следите за осанкой ребенка, установите правильное освещение рабочего места.
  4. Сократите время на просмотр телевизора, посиделок у компьютера.
  5. Следите, чтобы малыш высыпался (сон не меньше 9,5 часов).
  6. Активизируйте физическую активность ребенка.

Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками

Социально-психологическая

Больше всего трудностей возникает при психологической адаптации. Особенно трудно она дается детям, не посещавшим детсад. Им приходится впервые столкнуться с социализацией, поэтому без родительской поддержки им не обойтись.

Рекомендации родителям для преодоления психологических трудностей:

  • В семье должна быть спокойная, доброжелательная атмосфера.
  • Не игнорируйте жалобы малыша как на здоровье, так и на его проблемы со сверстниками, учителем.
  • Всегда принимайте сторону ребенка. Чем меньше он заслуживает родительской любви за свои проступки, тем больше он в ней нуждается.
  • Обязательно интересуйтесь школьными делами, взаимоотношениями с одноклассниками.
  • Не давите морально на малыша, формируйте его самооценку.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент. Проявляйте индивидуальный подход в решении проблем.
  • В меру проявляйте контроль, приучайте ребенка к самостоятельности в работе и принятии решений.
  • Обязательно поощряйте за успехи.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Адаптация детей к школе

А знаете ли Вы, что адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника? Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных — мамы, папы, бабушек и дедушек.

Вот признаки успешной адаптации:
• Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе — учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
• Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
• Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
• У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
• Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
• На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»

А что представляет собой школьная дезадаптация? Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам психологической диагностики. Диагностика адаптации ваших детей будет проведена в ноябре, ее результаты будут обязательно доведены до вашего сведения.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками

Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *