Буллинг: травля в школе

Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли

Фото: pexels.com/ru-ru/@yankrukov

Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя. Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.

Чувство вины: из-за чего оно возникает и как избавиться

Подробнее

Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.

Основные причины буллинга в школе

  1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.

Важно знать! Ошибкой будет считать буллинг проблемой жертвы. Насилие в группе — это всегда проблема самой группы

Уйдет одна жертва, появится другая, не исключено, что уже из бывших агрессоров.

Причины буллинга в школах

Коренная причина буллинга в школе — это нежелание и даже страх быть изгоем внутри группы. Именно из-за него дети, повинуясь коллективу, сплочаются против одного общего врага и регулярно травят его, боясь оказаться на его месте. Чаще всего это происходит в средних и начальных классах, когда дети стремятся стать частью группы, находятся под ее влиянием.

Также буллинг в школе возникает из-за трех других причин:

  1. Группа создана искусственно — дети не выбирали, с кем им учиться, так как ученики распределяются по классам сверху, поэтому в ней нет общности, характерной самостоятельно возникшим группам. Она создана администрацией школы и должна находиться под ее контролем.
  2. Нет общности — группы объединяет единая цель, для достижения которой дети и собираются вместе. В случае со школьными классами такой цели нет, каждый ребенок работает на свой результат, ради своего будущего. Поэтому дети, нуждающиеся в группе, ищут способ сплотиться, и буллинг в школе им его дает.
  3. Провокация авторитетного взрослого — учителя, выражая свою оценку (хваля или отчитывая), могут стать причиной буллинга в школе. Также к нему может привести и неудачное распределение мест в групповой игре: если команда проиграет из-за слабого ученика, его как виновного в поражении будут травить.

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Как распознать, что ребенок стал жертвой травли

Дети не всегда признаются родителям, что подвергаются травле или издевательствам в школе. Поэтому взрослые могут попросту долгое время не замечать, что с их чадом творится неладное. Как же понять, что у ребенка проблемы?

Специалисты подчеркивают: имеются характерные особенности в поведении школьника. Например, он возвращается с занятий в подавленном настроении, с неохотой идет на уроки, старается их пропускать. При этом у ребенка может не быть друзей — он не общается ни с кем и чаще всего пребывает в одиночестве. Проблемы могут появиться и со сном, либо появляется стремление нанести себе вред. В целом, ребенок становится нервным и закрытым. Он не участвует в школьных мероприятиях, не делится историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках. И, конечно, все это может сказаться на успеваемости — она заметно снижается.

Фото: fizkes / Shutterstock.com

Как распознать депрессию и суицидальные настроения

Чтобы не допустить трагедии и вовремя заметить депрессию или суицидальные наклонности у ребенка, необходимо, как и в случае с буллингом, обращать внимание на немотивированное изменение настроения: например, он всегда был веселым, а теперь стал подавленным и унылым. Сигналом может служить и изменение режима питания: если ребенок резко потолстел или похудел

Сюда же относится и потеря сна, симуляция болезней и падение успеваемости. Тревожный знак, если ребенок перестает строить планы на будущее, появляется обреченность в глазах. Детям я советовала насторожиться, если их друзья вдруг начинают раздаривать свои ценные или любимые вещи, совершать какие-то полупрощальные акты (письма, извинения за старые обиды и проч.). Это явное свидетельство того, что ребенок думает о самоубийстве.

Часто смерть близких, друзей или питомцев ведет к депрессии и суицидальным мыслям. А если в классе уже кто-то наложил на себя руки или даже просто попытался, то каждого ребенка нужно внимательно мониторить. Потому что случившийся рядом суицид — это огромный груз (в том числе и вины), который ложится на всех. Там депрессия просто гарантирована всему сообществу, особенно его рефлексирующей части.

Бывает, дети сами открыто говорят о суициде, о том, что им надоело жить

Но у нас в обществе на это есть какая-то укоренившаяся и ужасно неправильная реакция: «Это он просто привлекает к себе внимание!». Неправильно учителя относятся к татуировкам и ярко-крашеным волосам, расценивая их как демонстративное поведение или самовредительство

Это чудовищное заблуждение. Если вы думаете, что это ещё один способ привлечь к себе внимание, так дайте человеку это внимание. Не будьте такими жадными и поделитесь любовью с теми, кому она так необходима

Неправильно учителя относятся к татуировкам и ярко-крашеным волосам, расценивая их как демонстративное поведение или самовредительство. Это чудовищное заблуждение

Если вы думаете, что это ещё один способ привлечь к себе внимание, так дайте человеку это внимание. Не будьте такими жадными и поделитесь любовью с теми, кому она так необходима

Что почитать и посмотреть

Антибуллинговая программа «Травли NET», разработанная командой некомерческой благотворительной организации «Журавлик». Здесь можно найти полезные материалы по теме, а также купить качественный антибуллинговый треннинг-игру для школ.
Школа безопасности «Стоп Угроза». Это всероссийская сеть частных школ, которая проводит онлайн и офлайн тренинги по детской безопасности.
Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс». Этот проект начинался в 2000-е с работы с девиантными и сложными подростками, которых психологи-энтузиасты буквально собирали по подвалам. Очень сильная экспертиза, много консультаций и тренингов (в том числе и бесплатных). И отличная программа по работе с подростковыми депрессиями.
Советую всем педагогам и психологам посмотреть хрестоматийный сериал «13 причин почему». Он ярко раскрывает переживания и проблемы, которые могут привести к подростковой депрессии и суициду.

Директорам школ, преподавателям и обязательно психологам  советую принять участие в «Зимней школе педагогов и директоров», 2-5 февраля. Где обсудим тему: «Безопасность как основа устойчивого развития образовательной организации».

Если вы знаете другие полезные площадки, материалы, организации, которые занимаются детской безопасностью и предупреждением насилия, пожалуйста, оставьте ссылки в комментариях, чтобы у школ и педагогов было больше ресурсов, к которым можно обратиться.

Подписаться на канал 
«Школьная команда»

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.

Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Как уберечь ребенка от травли в коллективе

Часто дети не озвучивают проблемы, возникающие в школе. Родителям нельзя давить на них, требуя незамедлительного ответа. Лучше исключить вопросы: «Что случилось?» или «Тебя никто не обижал?». Это сразу программирует ребенка на негатив, давит на больное, он замыкается.

Нужно интересоваться жизнью ребенка, спрашивать о том, что было интересного или, что нового он узнал. Доверительные отношения с родителями позволят ребенку рассказывать обо всех неприятностей, не боясь быть отвергнутым или непонятым. Не стоит отмахиваться от сына или дочери, ссылаясь на занятость, предоставляя возможность решать проблемы самостоятельно.

Нужно рассказать ребенку о буллинге, даже если он с ним не сталкивался. Лучше преподнести информацию в виде истории. Главное, не проявлять повышенную эмоциональность, особенно тревожность. Ребенок считает настрой родителей, что отразится на его поведении. А тревожные, неуверенные люди чаще становятся жертвами буллинга. Нужно спросить ребенка его мнение, почему такое происходит, как бы он отреагировал. Получается, что человек получит сценарий поведения. Если он столкнется с буллингом, будет понимать, как действовать.

Важно прививать уважение к окружающим, нормы поведения в обществе. Полезно объяснить, что любой вопрос решается словами

Обучить правилам регулирования конфликта и рассказать, как выйти из ситуации, чтобы обе стороны остались довольны. Воспитанный и уверенный в себе человек уважает окружающих, способен справиться с жизненными сложностями. Если что-то не в его силах, он попросит помощи у родителей, мнение которых для него ценно и авторитетно.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени. В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Признаки агрессора в буллинге среди детей школы – когда надо насторожиться взрослым?

Согласно опросам в столице, около 12% детей хотя бы раз участвовали в травле одноклассников. И цифра остается сильно заниженной, по причине нежелания детей публично признавать свою агрессию относительно других людей.

И совершенно не обязательно, что агрессор – ребенок из неблагополучной семьи. Чаще всего, как раз наоборот. Впрочем,  определить ту или иную социальную среду просто невозможно, потому что статус семьи совершенно не влияет на проявление в ребенке агрессии. Агрессором может стать ребенок из богатой и успешной семьи, обиженный на мир «ботаник», просто «лидер» класса.

Вовремя углядеть признаки начинающейся агрессии способен только учитель, как человек, который остается ближе всего к детям в период учебы.

Но и родители должны быть внимательны.

Однозначный повод – насторожиться и приглядеться к поведению ребенка, если…

  • Он легко манипулирует другими детьми.
  • Его раболепно слушаются во всем друзья.
  • Его боятся в классе.
  • Для него есть только черное и белое. Ребенок – максималист.
  • Он легко осуждает других людей, даже не разобравшись в ситуации.
  • Он способен на агрессивные действия.
  • Он часто меняет друзей.
  • Он не раз был вами «застукан» за оскорблениями, высмеиванием других детей, в драках, и пр.
  • Он капризный и дерзкий.

Безусловно, стыдно, страшно и больно узнать, что твой ребенок – участник травли. Но ярлык «агрессор» – не приговор для ребенка, а повод – помочь своему ребенку справиться с этим испытанием.

Помните, что агрессорами дети становятся не просто так, а уж справиться с этой проблемой в одиночку ребенок точно не сможет.

Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. Моббинг (прим. – массовая травля в коллективе, психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.

Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Как выглядит буллинг в школе?

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

  • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
  • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
  • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

  • словесные оскорбления;
  • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
  • отбирают или портят вещи жертвы;
  • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
  • толкают жертву, кидают в неё предметы.

Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:

«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».

«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».

Буллинг в школе

Факты буллинга чаще фиксируются в детских коллективах, а именно, в школе. Отчасти это происходит потому, что дети не всегда понимают последствия своих действий, прежде всего, из-за плохого воспитания

Если предотвратить агрессию в коллективе детей, в будущем можно избежать серьезных последствий, вот почему психологи уделяют особое внимание проблеме травли именно в школах. Например, в некоторых странах у входа в учебное заведение висит объявление, которое запрещает обзываться, унижать детей

Эти правила принимает вся школа – ученики, родители, педагоги.

Если в школе не ввести такие правила, агрессивные дети сами установят свои собственные правила, а это означает травлю других детей. Кроме этого, психологи рекомендуют родителям и учителям проводить совместные с детьми тематические мероприятия.

Кто участвует в школьном буллинге

Главная особенность современного буллинга заключается в том, что основные его участники – пользователи социальных сетей, блогеры, то есть, люди, которые много времени проводит в Интернете. Сегодня под вымышленным ником можно написать любому человеку самые неприятные вещи. Подростки этим пользуются, они уверены в собственной безнаказанности, в результате в сети Интернет появляются оскорбительные посты, фото, неприличные видео.

Еще один факт, на который обращают внимание психологи, — участие в травле девочек. Если раньше агрессорами были преимущественно мальчики, сегодня девочки также активные участницы агрессивных нападок

К сожалению, в роли жертвы могут оказаться и учителя, дети-агрессоры часто переносят свои негативные эмоции на преподавателя, могут оскорбить его прямо на уроке, плюнуть в него, ударить.

Кто становится жертвой буллинга в школе

В младшей школе чаще всего случаются факты прямого прессинга, когда ребенка дразнят, бьют, умышленно портят вещи, сплетничают, объявляют бойкот. В старшей школе используются более жестокие методы травли – комментарии с сексуальным подтекстом, жесткие прозвища, угрозы, неприличные жесты.

В этот период мальчики чаще девочек принимают участие в таких конфликтах, при этом они становятся не только агрессорами, но и жертвами. В адрес мальчиков и девочек применяют разные формы травли. У мальчиков отбирают деньги, им угрожают физической расправой, заставляют что-то делать. А вот девочки зачастую становятся жертвами сплетен, непристойных комментариев.

Жертвы, как правило, чувствительные, тревожные, физически слабые, с заниженной самооценкой. У таких детей мало друзей, они больше времени проводят со взрослыми. Предпосылкой для травли может стать замкнутость ребенка, его неумение общаться со сверстниками.

В группу риска также входят дети с лишним весом, эпилепсией, диабетом, сложностями в обучении.

Часто после травли у ребенка появляются проблемы со здоровьем, снижается успеваемость, жертва жалуется на головные боли, возможны попытки суицида.

Кто такой буллер

Типичный агрессор или преследователь – это ребенок импульсивный, склонный самоутверждаться за счет более слабых. Такие дети нарочито открыто демонстрируют грубость, не проявляют сострадание, не подчиняются никаким правилам. Они кажутся одиночками, которым не хватает социальных навыков, но это ошибочное мнение. Зачастую такие дети находятся достаточно высоко относительно социальной лестницы, у них много сообщников. Кроме этого, такие дети обладают отлично развитым эмоциональным интеллектом, быстро и четко распознают эмоции других детей, это позволяет им управлять окружающими и даже взрослыми.

Статистика показывает, что 3% детей совмещают роль агрессора и жертвы. Они одновременно ведут себя агрессивно и при этом провоцируют других детей на агрессию. Их характеристики – гиперактивность, неуклюжесть, невысокий уровень самоконтроля, неспособность сосредоточиться на учебе, вспыльчивость.

Что такое буллинг в школе

Может быть, вы помните фильм Ролана Быкова “Чучело”, который вышел на экраны в 1983 году? В основе сюжета — история о новенькой девочке-шестикласснице, прозванной одноклассниками “чучелом”. На протяжении фильма главная героиня проживает все стороны школьной травли. Экранизация оставляет после себя целую гамму эмоций, и наверняка многие испытали облегчение, что такая история произошла не с ними. 

К сожалению, подобные события случаются как раньше, так и сейчас. Возможно, раньше травля больше замалчивалась, а люди жили по принципу “Сам виноват” или “И меня обижали, ничего, человеком вырос!”. Но травля или буллинг — проблема не только современного поколения, этот процесс наблюдался в разные периоды. 

К счастью, сегодня общество готово обсуждать такую сложную тему. Возможно, именно поэтому может казаться, что количество случаев травли стало расти.

Что такое буллинг

Буллинг — это агрессивное отношение к одному из членов коллектива со стороны другого/других участников. Он может проявляться по-разному: от неприличных шуток до физического воздействия. Такое преследование отличается от обычных конфликтов, где силы могут быть равны. При травле всегда нет баланса: есть жертва, которая подвергается нападкам более сильной стороны. При этом травящих может быть больше из-за участников, остающихся в стороне. 

Такие молчаливые свидетели, не проявляющие активных действий, еще больше усложняют травматичную ситуацию. В запущенной форме буллинг может перерасти в групповую преступность. 

Травля может иметь разные формы психологического и/или физического насилия. Однако при этом всегда проявляются следующие отличительные черты:

  • негативное и агрессивное поведение,

  • все действия совершаются умышленно и на регулярной основе,

  • силы сторон травли неравны.

Разновидности травли

Буллинг может проявляться в совершенно разных коллективах, среди людей разного возраста и социального статуса. В этой статье мы поговорим о детском буллинге.

Школьная травля бывает нескольких видов:

1. Психологический буллинг. Это преследование с помощью угроз  и оскорблений. Агрессор наносит психологическую травму, чтобы вывести жертву из эмоциональной стабильности. Достигается это разными способами:

2. Физическая травля. Проявляется в виде прямого насилия с телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои. Также возможны домогательства и насилие с сексуальным подтекстом, в том числе принуждение к сексу. К сожалению, это проявляется не  только в мальчишеских коллективах. Среди компаний девочек тоже встречается физическая травля, иногда весьма жестокая.

Случается, что оба вида насилия происходят вместе. Однако если происходит только психологический буллинг, нельзя сказать, что он менее травматичен.  

Масштаб проблемы

Каждый второй тинейджер в России сталкивался с травлей в школе. По данным исследования 2019 года агентства «Михайлов и Партнеры. Аналитика», буллингу со стороны сверстников подвергались 52% людей в возрасте от 10 до 18 лет — в первую очередь сетовали на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). Что касается огласки, 63% подростков расскажут об этом родителям, 29,9% — друзьям, 19,2% — учителю, а 15,2% предпочтут не говорить о произошедшем. В полицию обратятся только 0,5% российских школьников.

Как и в случаях других проявлений насилия (в отношениях, в семье, на работе) мы предпочитаем закрывать глаза на размах проблемы, и ждем, когда все решится само собой, делаем вид, что все в порядке. Например, та статистика по случаям буллинга и детского суицида, которой мы располагаем, — это даже не вершина айсберга. Она заточена под то, что плохое не должно быть проявлено. Поэтому в статистику буллинга у нас попадают только случаи, когда ребенок взял пулемет и пришел расстреливать своих обидчиков. А школьный суицид до последнего будут считать несчастным случаем. Нам, конечно, хочется на что-то опираться, потому что официальная статистика — это как бы объективная реальность, но это цифры с очень слабой релевантностью. Один случай из миллиона прорастает и попадает в поле зрения.

Когда я работала в школе, я проводила опросы в параллелях — объясняла, что такое буллинг и просила поднять руки тех, кто с этим сталкивался. И поскольку дети мне доверяли (потому что я никого никогда не выдавала и всегда со всем разбиралась), мне удалось получить такую статистику: к 6-му классу через травлю проходит примерно половина класса. Эта такая штука, которая идет по кругу: сегодня мы одного травим, завтра другого. Не обязательно чтобы это длилось годами в отношении одного человека. Бывают, конечно, такие «невезунчики», однако чаще всего это плавающее насилие, жертвой которого может стать каждый. И это, конечно, системная болезнь.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *