Кризис 3 лет у ребенка - симптомы и признаки кризиса трех лет: рекомендации родителям - agulife.ru

Советы родителям

Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:

  1. Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
  2. Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
  3. Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
  4. Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.

Нельзя в подготовительный период:

  • убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;
  • поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);
  • оставлять одного в квартире;
  • показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.

Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:

  1. Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания, питание.
  2. Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.
  3. Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.
  4. Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка, класть в шкафчик сменное бельё.
  5. Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.
  6. Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.
  7. Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.
  8. Не посещать садик во время болезни.

На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:

  • создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
  • не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
  • уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
  • на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
  • усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;
  • никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;
  • избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;
  • никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
  • ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.

Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

  • достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;
  • благоприятный микроклимат;
  • индивидуальный подход;
  • психологическая готовность родителей;
  • тесный контакт воспитателя и родителей;
  • щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);
  • разрешение брать с собой любимую игрушку.

Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.

Почему нельзя кормить против воли

Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве. 

Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям.

Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм.

Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются.

В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют. 

Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды. 

Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек

То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

График первых посещений садика

Постепенно удлиняя пребывание в детском саду важно, потому что оно делает легче адаптацию к новым условиям жизни. Что бы приучить ребенка в первый день вы можете остаться с ним в садике в течение около получаса

В это время он должен быть

  • сыт,
  • выспавшийся,
  • и надо попытаться избежать ситуаций, которые трудны для вашего ребенка.

В последующие дни пребывание малыша постепенно становятся длиннее, а родителя короче. Старайтесь приучить к садику свое чадо, например, первым посещением в течении 15 минут, во второй день побудьте полчаса, и так далее. Постепенно распространяется пребывания на время обеда, а затем оставить его на обед и до конца дня.

По совету психолога важно отметить, что ребенок никогда не должен оставаться в детском саду в течение более 10 часов.

Пребывание родителей в группе в течение первых дней перестройки, говорит наш психолог, дает чувство безопасности детям при

  • исследовании нового места,
  • встречи с учителями,
  • и другими детишками.

Чувство безопасности является одним из необходимых условий того, как приучить кроху к новой для него окружающей среде. Тогда ребенок показывает мужество в изучении окружающей среды в непосредственной близости от близкого человека и роль родителей

  • оказывать поддержку,
  • наблюдать за ним,
  • помочь рассмотреть ситуацию,
  • объяснить ему, что и как.

Роль педагога заключается в ознакомление малыша

  • с пространством,
  • игрушками,
  • другими детками

и игры с крохой, чтобы создать основу для развития базового доверия к педагогу.

Как подготовить кроху к садику: основные ошибки.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Адаптация к условиям детского сада

Адаптация подразумевает под собой постепенное приспособление организма малыша к неизвестным для него условиям. Чем младше ребенок, тем больше времени ему необходимо для этого и тем более мягким должен быть сам процесс. Спокойствие, понимание механизмов адаптации и отсутствие спешки в этом вопросе поможет и ребенку, и родителям избежать многих проблем, в том числе со здоровьем маленького человека.
Есть общие правила периода адаптации, о которых вам непременно расскажут в детском саду воспитатели. Если обобщить, то ребенок должен пройти следующие этапы: сначала вместе с родным ему человеком присоединиться, например, к прогулке с детьми, затем познакомиться с обстановкой в группе, дальше ребенок остается один на непродолжительное время, позднее до обеда, и только потом остается на сон и на целый день. Количество дней на каждый этап регулирует педагог в зависимости от конкретно вашей ситуации.

Шаг 9. Не затягивайте прощание

Частая ошибка родителей – слишком долгое прощание. Это лишнее. Не давайте ребенку шанса почувствовать горечь расставания. Ритуальные объятия с поцелуем – и малыш должен бежать в группу. А чтобы ему было легче переключить тумблер «семья – садик», заранее настройте его на что-нибудь интересное, любое эмоционально заряженное событие, которое будет действительно интересно малышу. Иногда это намного эффективней, чем тысяча логических слов и объяснений. Это должна быть фраза вроде «Мы дойдем до садика и переоденемся в твои новые шортики / посмотрим, что дают на завтрак / проверим, как там поживает желудь, который ты закопал / скажем привет твоей лучшей подружке».

Вы знали все эти приемы? Какой возьмете на вооружение прямо завтра?

Шаг 8. Купируйте истерику

Если ребенок – мастер устраивать истерики на входе в группу, учимся мягко приводить его в чувство. Лучше всего помогают крепкие, суперкрепкие объятия. Это ощущение очень хорошо успокаивает на бессознательном уровне. Как следует обняв плачущего малыша, полезно проговорить его страхи вслух: «Ты плачешь потому, что не хочешь оставаться и боишься, что я не приду, так?» А затем убедите его в обратном. Очень помогает при этом громко и глубоко дышать, помогая малышу подстроиться под другой, спокойный ритм.

Если ребенок совсем потерял над собой контроль, нужно сделать что-то неожиданное: сильно подуть в лицо, хлопнуть в ладоши, если есть возможность – побрызгать водой или умыть. Полезно взять его за запястья и с силой (но без боли!) потянуть вниз, заземляя таким образом (любой человек при истерике словно «улетает», и ему надо помочь вернуться обратно в тело). Можно надавить ладонями на плечи или бедра.

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду

Однако это не означает, что сдавать в ДОУ детей возрастом 2,5 и даже 2 года запрещено. Каждое чадо — индивидуально. Отдельные малыши в эти года овладевают необходимым минимумом навыков, необходимых для детсада, другие ситуации не позволяют родителям очень долго находиться с ребенком (необходимость выхода на работу, прочие обстоятельства).

Адаптация детей к детскому саду в этих случаях имеет ряд особенностей:

  • Форсированная предварительная подготовка к вливанию в новый социум. Начинать её нужно заблаговременно, психологически настраивая малыша на то, что ребенок уже скоро пойдет в детский сад. Лучше проводить её в максимально игровой и мягкой форме;
  • Более длительная первичная адаптация. Ребенку требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой для себя обстановке. Помимо ознакомительных экскурсий в садик, необходимо непродолжительно оставлять малыша в группе на 1–2 часа — сначала с одним из родителей (чтобы он присутствовал неподалёку в пределах видимости), а потом и самостоятельно. Подобная первичная адаптация с постепенным наращиванием времени присутствия чада в дошкольном учреждении может длиться до полутора месяцев, вплоть до выхода на полноценный день;
  • Комплексное обучение самостоятельным навыкам. В случае раннего выхода ребенка в детсад, получение самостоятельных навыков одевания, употребления пищи, походов в туалет, умения умываться и мыть руки, нельзя бросать на самотёк, уповая на естественное развитие данных возможностей. У воспитателя и нянечки может просто не оказаться столь большого количества времени, чтобы обучить вашего ребенка (учитывая высокую наполняемость современных дошкольных групп) — все это нужно освоить дома.

Почему дети не хотят в сад

Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.

Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.

Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).

Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:

  1. Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
  2. Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
  3. Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
  4. Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
  5. Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
  6. Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
  7. В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё; 
  8. Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
  9. Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.

Заключение

Оформление ребёнка в детский сад достаточно серьёзное и волнительное событие. Переживают и родители, и дети. Это новый виток в жизни и взрослении, он очень важен и интересен.

Одни дети быстро и спокойно адаптируются к новым условиям и обществу, другие, напротив, очень переживают и долго привыкают. Одни уже через месяц бегут навстречу воротам сада и обнимаются с воспитателем, в то время как другие полгода устраивают истерики по утрам после ухода мамы. Всё индивидуально. Родителям стоит быть терпеливыми и спокойными.

Этот период пройдёт, и всё наладится, прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, вы знаете его намного лучше любого воспитателя и точно почувствуете, как ему будет лучше. Однако, если всё-таки придётся столкнуться с определёнными трудностями и проблемами, обратитесь к детскому психологу для выяснения причин этих сложностей и путей их решения.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *