Новообразования кризиса 7 лет – ресурсы личностного и социального становления

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте 7–8 лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
Речь становится контекстной

Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.


Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку 8–9 лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах

Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

Новообразования в эпоху подросткового возраста

Эпоха подросткового возраста разделяется на:

младший подростковый возраст – от двенадцати до пятнадцати лет.

Социальная ситуация – отказ от взаимодействия со взрослыми, предпочтение в общении с ровесниками. Деятельность – освоение норм и правил поведения и взаимодействия с социумом. Кризис – начало формирования эго-идентичности. Новообразования — чувство взрослости, открытие своего «Я», возникновение личностной рефлексии.


Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Старший подростковый период – от пятнадцати до семнадцати лет.

Социальная ситуация – изменение характера учебной деятельности в сторону самообразования. Деятельность – начало наработки профессиональных навыков: развитие операционно-технической сферы. Кризис — смена стиля жизни, деятельности, круга общения в сторону взрослой жизни. Новообразование – формирование личностного мировоззрения, навыков самообразования: смена системы ценностных ориентаций.

Что такое кризис 7 лет и стоит ли его бояться?

Младший школьный возраст начинается с так называемого кризиса 7 лет. Возрастные кризисы возникают у детей из-за того, что их возможности и навыки растут, а окружающие не успевают осознать эти изменения и продолжают относиться к нему так же, как и прежде. Или наоборот — иногда у ребёнка не успевают сформироваться новые возможности, а к ребёнку стали предъявлять новые требования. Так, например, у ребёнка может произойти школьная дезадаптация, если его рано отправили в первый класс.

В этот период у ребёнка может ухудшаться поведение, но важно понимать, что он в этом не виноват — он сам не знает, как управляться со своими новыми способностями. Поэтому ребёнок нуждается в поддержке родителей, которым стоит проявить терпение и чуткость — дать своему чаду возможность ошибаться и пробовать новое, с пониманием принимать кривляния и даже ложь

Кризис 7 лет не привязан чётко к возрасту. Он может начаться и в 6, и в 8 лет. Лучше отследить его помогут характерные признаки:

  • ребёнок теряет интерес к занятиям и вещам, которые ему раньше нравились;
  • демонстративно показывает взрослость: «Я уже не маленький!»;
  • проявляет двойственность в поведении: на смену непосредственности приходит хитрость, манерность, а иногда и попытки лжи и бунта.

Эти изменения могут напугать родителей. Но на самом деле они показывают, что ребёнок готовится подняться на новую ступеньку развития. Он пробует быть более самостоятельным, открывает новые способности в мышлении и поведении. В педагогике этот процесс называется формированием новообразований.

Новообразования дошкольного возраста

Определение

Психологические новообразования — это психические и социальные изменения, происходящие на конкретном возрастном этапе, а также результаты этих изменений.

Примечание

Под дошкольным возрастом в возрастной психологии понимают период развития ребенка от трех до семи лет.

Большой вклад в развитие представлений о новообразованиях дошкольного возраста внесли психологи:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Даниил Эльконин.
  2. Жан Пиаже.
  3. Алексей Леонтьев.

Эльконин выделял 5 качественных новообразований дошкольников:

  1. Возникновение очертаний мировоззрения (абриса). У здорового ребенка дошкольного возраста наблюдается высокая познавательная активность. Он проявляет любознательность, задает много вопросов. Пытаясь объяснить мир, он строит свои первые теории. У него присутствует потребность упорядочить окружающее, выявить закономерности.
  2. Формирование первичных этических норм (инстанций). Эльконин отмечает, что в сознании дошкольника они тесно переплетаются с эстетическими представлениями.
  3. Появление соподчинения мотивов. Дети учатся контролировать себя, на смену импульсивным действиям приходят более обдуманные. На данном этапе формируется настойчивость, умение доводить начатое до конца, волевые качества.
  4. Смена непроизвольного поведения произвольным. До трех лет преобладает непроизвольное поведение, то есть в основе его действий лежат рефлексы. Дошкольники уже умеют управлять собой и своими поступками.
  5. Личное сознание. Дети начинают отделять себя от окружающего мира, пытаются осознать свое место в системе общественных отношений. Формируется первичная самооценка.

Жан Пиаже подчеркивал, что в дошкольном возрасте:

  1. На смену сенсомоторным функциям приходят внутренние. Это означает, что от действий с внешними объектами ребенок переходит к символическим действиям с представлениями.
  2. Дети учатся строить простейшие обобщения и аналогии.
  3. Формируется артификалистское мировоззрение. Оно основано на представлениях о том, что все окружающее является результатом деятельности человека. Например, Солнце включается, чтобы людям было тепло.

Дошкольный возраст Пиаже относил к дооперациональной (интуитивной) стадии развития, предшествующей стадии конкретных операций.

В концепции Леонтьева специфика каждого периода развития определяется ведущим типом деятельности. В дошкольном возрасте им является игра. Ведущий тип деятельности определяет линии психического развития.

Новообразования в эпоху детства

Эпоха детства разделяется на два периода соответственно:


Фото автора MART PRODUCTION: Pexels

дошкольный возраст – от трёх до семи лет.

Социальная ситуация – переход к самостоятельной активности. Ведущая деятельность – развитие сферы мотивации и потребностей: сюжетно-ролевые игры. Кризис периода – формирование внутренних переживаний, которые оказывают влияние на поведение ребёнка: угрызения совести. Новообразования – установление полноценных взаимоотношений с социумом;

младший школьный возраст – от семи до одиннадцати лет.

Социальная ситуация – появление нового социального взрослого. Деятельность – обучение процессу и методам познания. Кризис периода – изменение структуры общения со взрослыми из-за возрастающего чувства взрослости. Новообразования – формирование воли, рефлексия, планирование, стремление к признанию социумом своей позиции.

Периодизация и психологический возраст

Фото автора Ali Pazani: Pexels

Периодизация психологического развития от момента рождения до возраста 17 лет, была детально разработана Д.Б. Элькониным. Именно работы этого советского психолога являются основополагающими для российской возрастной психологии.

В своей системе периодизации, Д.Б. Эльконин соединяет теорию деятельности А.Н. Леонтьева, концепцию развития личности Л.И. Божович, а также работы Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Каждый психологический возраст, в определённый период, согласно концепции Д.Б.Эльконина, описывается:

  • социальную ситуацию развития;
  • ведущую деятельность;
  • новообразования.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Определение

Возрастной подход в воспитании — это учет в воспитательном процессе физиологических, психических и социальных закономерностей развития личности.

Возрастной подход решает ряд важных задач:

  1. Выявление общих закономерностей воспитания.
  2. Создание оптимальных условий для психофизического развития и социализации.
  3. Коррекция отклонений в развитии.
  4. Формирование морально-нравственных норм и ценностей.
  5. Стимулирование познавательного интереса, развитие когнитивных способностей.
  6. Становление самосознания личности.

Знание возрастных особенностей детей помогает лучше понять причины их поведения.

Пример

Взрослые часто сердятся на детей за то, что они не запоминают сказанное и не способны концентрироваться на конкретном виде деятельности

Но у ребенка только к концу дошкольного возраста в значительной мере формируется произвольное внимание и память. Осознание этих особенностей детского развития помогает родителям быть более терпеливыми

Очень важен возрастной подход в диагностике и корректировке развития детей. Если на начальном этапе заметить отставание в формировании тех или иных психических функций, то больше шансов на дальнейшее благополучное развитие ребенка.

Пример

При нарушении речевых функций ребенку назначают занятия с логопедом. При условии своевременного обращения и проведения систематической эффективной работы многие отклонения полностью устраняются.

Роль игр в становлении новообразований

Ключевая роль в становлении новообразований психики дошкольника принадлежит игровой деятельности. По мере взросления игры усложняются и приобретают всё более творческий характер.

Этапы развития игровой деятельности:

  1. В раннем дошкольном возрасте продолжаются манипуляции с предметами, игры носят ситуативный характер. Более значительную роль играет воспитатель, а не общение со сверстниками.
  2. На второй стадии дети учатся воспроизводить реальные отношения между людьми. Их начинают увлекать не только предметы, но и социальные действия. Появляются такие игры, как «Дочки-матери», «Кошки-мышки», «У доктора». В игровой деятельности распределяются роли, большое значение приобретает взаимодействие со сверстниками.
  3. Для старших дошкольников характерен переход от предметных действий к обобщениям. Ребенок может сказать: «Я помыл руки и сажусь за стол», но не показывать это реальными действиями. В играх дети начинают моделировать реальные отношения между взрослыми. Сценарий игры усложняется и может сопровождаться конфликтами.

Роль игровой деятельности в становлении новообразований психики:

  1. Развитие произвольности внимания и памяти. Ребенок учится концентрироваться на игре, запоминать и воспроизводить ее правила.
  2. Появление соподчинения мотивов. В игре дети подчиняются определенным установкам и правилам, они учатся ограничивать себя, подавлять импульсивные действия.
  3. Формирование нравственных установок. В игре ребенок постигает моральные нормы, учится помогать и радоваться за других.
  4. Развитие коммуникативных навыков. Игровая деятельность способствует приобретению опыта общения со сверстниками. Ребенок учится отстаивать свое мнение, налаживать взаимодействие.
  5. Формирование самосознания. Через игру дети начинают лучше осознавать сами себя и свое место в системе социальных отношений.
  6. Преодоление эгоцентризма. Для ребенка характерно эгоцентричное мышление. В раннем дошкольном возрасте он не способен принять другие точки зрения на мир. Старшие дошкольники с помощью игры учатся смотреть на мир с позиции другого человека. Умение преодолевать эгоцентризм во многом определяет психологическую готовность ребенка к школе.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  • Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

  • Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

  • Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Источники

  • Talan DA., Mower WR., Lovecchio FA., Rothman RE., Steele MT., Keyloun K., Gillard P., Copp R., Moran GJ. Clinical Pathway With Single-Dose Long-Acting Intravenous Antibiotic Reduces Emergency Department Hospitalizations of Patients With Skin Infections. // Acad Emerg Med — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33780567
  • Gao XD., Gong Y., Chen XJ., Li YK. Trophic niche and gut microbiota of Dosidicus gigas in the eastern equatorial Pacific Ocean. // Ying Yong Sheng Tai Xue Bao — 2021 — Vol32 — N3 — p.1087-1095; PMID:33754576
  • Walker R., Eriksson A., Ruiz C., Newton TH., Casalegno F. Stabilization of cultural innovations depends on population density: Testing an epidemiological model of cultural evolution against a global dataset of rock art sites and climate-based estimates of ancient population densities. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0247973; PMID:33730059
  • Christ AJ., Bierman PR., Schaefer JM., Dahl-Jensen D., Steffensen JP., Corbett LB., Peteet DM., Thomas EK., Steig EJ., Rittenour TM., Tison JL., Blard PH., Perdrial N., Dethier DP., Lini A., Hidy AJ., Caffee MW., Southon J. A multimillion-year-old record of Greenland vegetation and glacial history preserved in sediment beneath 1.4 km of ice at Camp Century. // Proc Natl Acad Sci U S A — 2021 — Vol118 — N13 — p.; PMID:33723012
  • Zhang D., Zhang C., Li X., Zhao J., An C., Peng C., Wang L. Thin-section computed tomography findings and longitudinal variations of the residual pulmonary sequelae after discharge in patients with COVID-19: a short-term follow-up study. // Eur Radiol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33704519
  • Jia D., Sun C., Zhou Z., Zhao Q., Yu Q., Liu G., Wang Y. The Role of Creative Publicity in Different Periods of the COVID-19 Outbreak in China: Taking the Creative Publicity of Chinese Poetry as an Example. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.600818; PMID:33643133
  • Tsan L., Décarie-Spain L., Noble EE., Kanoski SE. Western Diet Consumption During Development: Setting the Stage for Neurocognitive Dysfunction. // Front Neurosci — 2021 — Vol15 — NNULL — p.632312; PMID:33642988
  • Diao L., Zhang H., Liu B., Dai C., Zhang Y., Dai Q., Bi X., Zhang L., Song C., Feng Y. Health risks of inhaled selected toxic elements during the haze episodes in Shijiazhuang, China: Insight into critical risk sources. // Environ Pollut — 2021 — Vol276 — NNULL — p.116664; PMID:33609903
  • Anesi GL., Jablonski J., Harhay MO., Atkins JH., Bajaj J., Baston C., Brennan PJ., Candeloro CL., Catalano LM., Cereda MF., Chandler JM., Christie JD., Collins T., Courtright KR., Fuchs BD., Gordon E., Greenwood JC., Gudowski S., Hanish A., Hanson Iii CW., Heuer M., Kinniry P., Kornfield ZN., Kruse GB., Lane-Fall M., Martin ND., Mikkelsen ME., Negoianu D., Pascual JL., Patel MB., Pugliese SC., Qasim ZA., Reilly JP., Salmon J., Schweickert WD., Scott MJ., Shashaty MGS., Sicoutris CP., Wang JK., Wang W., Wani AA., Anderson BJ., Gutsche JT. Characteristics, Outcomes, and Trends of Patients With COVID-19-Related Critical Illness at a Learning Health System in the United States. // Ann Intern Med — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33460330
  • Chang-Chan DY., Ríos-Tamayo R., Rodríguez Barranco M., Redondo-Sánchez D., González Y., Marcos-Gragera R., Sánchez MJ. Trends of incidence, mortality and survival of multiple myeloma in Spain. A twenty-three-year population-based study. // Clin Transl Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33433836

Внутренняя позиция школьника как системное новообразование 7 лет

Центральным новообразованием 7 лет в идеальном варианте должна стать внутренняя позиция школьника. Крайне желательно, чтобы это новое внутреннее самоощущение сформировалось накануне поступления в школу. Это некая система, которая складывается на основе новых возможностей и стремлений дошкольника.

Новообразование внутренняя позиция школьника предложила рассматривать известный психолог Л.И.Божович. Данная позиция складывается, когда ребенок хочет пойти в школу, чтобы многому научиться и получить пропуск в мир взрослости. Такой дошкольник имеет выраженную познавательную потребность, для реализации которой он нуждается в социуме, а не в привычной домашнее-семейной обстановке.

Внутренняя позиция школьника подтверждает готовность к школьному обучению. К сожалению, большинство не только 6-летних, но и 7-летних детей не обладают полным набором новообразований, которые составляют психологическую готовность к школе. Многие дошкольники стремятся в школу только затем, чтобы изменить привычный порядок в своей жизни, и их привлекают исключительно социальные мотивы – «ходить с красивым портфелем», «найти новых друзей» и пр.

Так или иначе, 7-летний ребенок непременно станет первоклассником, и ему предстоит вжиться в школьную среду. Внутренняя позиция школьника может сформироваться уже в процессе учебной деятельности. Личностные новообразования, связанные с самооценкой и самоконтролем, с необходимостью соблюдать правила, следовать инструкциям, способствуют тому, чтобы первоклассник прочувствовал себя в роли школьника. Если они сложились в период кризиса 6-7 лет, то вчерашний дошкольник осознает и примет обучение в школе как необходимый путь к взрослости.

Новообразования в эпоху раннего детства

Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности. Этот кризис разрешается к двум месяцам жизни ребёнка, когда уходит противоречие между полной беспомощностью, зависимостью от других людей и отсутствием сформированных форм общения. К двум месяцам жизни появляется индивидуальная психическая жизнь и возникает потребность в общении, происходит, так называемый, комплекс оживления.


Giphy

Периоды внутри этой эпохи и их характеристики:

младенчество – от двух до двенадцати месяцев.

Социальная ситуация – сохранение тесной психологической связи с матерью, на фоне физического отделения от неё. Ситуация развития именуется «Пра-Мы». Ведущая деятельность этого периода заключается в установлении контакта с близкими людьми, аффективном общении и формировании доверия.

Кризисом этого периода является уход от «Мы» к периоду большей степени самостоятельности. Новообразования этого периода – адаптация организма к новым условиям существования, начало формирования индивидуальных психологических феноменов;

ранний детский возраст – от одного года до трёх лет.

Социальная ситуация – постепенный уход от «Мы» в сторону обретения автономности и самостоятельности. Ведущая деятельность – формирования речи, манипулирование различными предметами. Кризис периода возникает в силу развития потребности самостоятельности и независимости, и ограниченности средств выражения для достижения этого. Новообразования – формирование самосознания: замена местоимения «Мы» на «Я», стремление к самостоятельной деятельности.

Эпохи и периоды

Следуя периодизации психологического развития Д.Б. Эльконина, весь период детства разделяется на три эпохи, каждая из которых состоят из двух периодов. Переход между эпохами сопровождается наступлением кризиса. Кризис является следствием того, что развитые операционно-технические способности не соответствуют уровню мотивации. 

Именно в кризисные периоды перехода между эпохами, происходит появление новой психологической картины возраста, которая вызывает отрицательную реакцию непонимания со стороны родителей, учителей, врачей. Именно в эти периоды возможна ошибка в постановке диагноза в случае психического отклонения от норм развития, возникновения повышенной конфликтной ситуации между ребёнком и окружающими людьми.

Итак, эпохи, на которые разделяется весь период детства:

  • ранее детство – от двух месяцев до трёх лет;
  • детство – от трёх до одиннадцати лет;
  • подростковый возраст – от двенадцати до семнадцати лет.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди

Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Подведём краткий итог

Младший школьный возраст начинается примерно в 7 и заканчивается около 10 лет. В это время в поведении ребёнка появляются новообразования, связанные с развитием самостоятельности и произвольности, а также с интеллектуализацией психологических процессов.

Появляются способности к анализу и планированию, развиваются рефлексия и самооценка. Из-за развития рефлексии дети могут терять мотивацию к учёбе

Чтобы поддержать своего ребёнка, проявите внимание к его собственным интересам, сместите акцент с проблем на успехи и, конечно же, не забывайте о том, как важна тёплая семейная атмосфера

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *