Адаптация ребёнка к детскому саду. этапы, виды, негативные стороны. советы психологов по скорейшему привыканию

Для чего нужна такая консультация

Цели проведения консультации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду:

рассказать о сути адаптационного периода;
ознакомить родителей с основными проблемами, которые могут возникнуть на первых порах;
показать родителям важность предварительной подготовки ребенка к посещению детского сада;
раскрыть ведущую роль семьи в решении проблем дезадаптации;
создать предпосылки для благополучного привыкания малыша к новой социальной среде.

Также нужно постараться наладить доверительные отношения с родителями, привлечь их к сотрудничеству, разработать план совместных действий, направленных на успешную адаптацию ребенка в ДОУ.

Факторы, указывающие на завершение периода адаптации

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Игровой формат взаимодействия: как облегчить адаптацию детей

Игровая и социально-трудовая адаптация детей это оптимальные решения для грамотного формирования сильной и ответственной личности ребенка, через игру и труд малыш активно познает окружающий мир.

Совместные игры с мамой или родителями необходимо заменить общением со сверстниками, что поможет малышу научиться общению, проявить собственные черты характера и самореализоваться в рамках первого шага в социальной адаптации.

Отлично помогает адаптироваться в новом окружении хобби ребенка, благодаря которому у него формируются определенные черты характера и появляется чувство уверенности, что важно для современного общества

Этапы адаптации

Специалисты выделяют несколько периодов, обобщая их выраженными негативными реакциями и несвойственным поведением. Все дети уникальны и индивидуальны, поэтому такое разделение на этапы довольно условно, оно помогает приблизительно разграничить периоды и понять, насколько лёгкой и успешной будет адаптация.

  1. Первый этап называют острым, он самый сложный, как правило. Ребёнок находится в стрессовом состоянии, весь детский организм в мобилизации, малыш напряжён и испуган. Чаще всего отмечается плаксивость, истеричность, капризы, крики. Меняется и физиология. Можно наблюдать увеличение давления, пульса, или, наоборот, снижение ритма сердца. Ребёнок более восприимчив к всевозможным инфекционным заболеваниям.

  2. Следующий этап — умеренно-острый. Происходит снижение негативных реакций ребёнка, он начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, месту и людям, возвращается аппетит, сон, психоэмоциональный фон налаживается. Однако, не стоит уповать, что ситуация наладилась, о полной адаптации говорить ещё рано, так как всё может вернуться на первую стадию, вместе с истериками, слезами и нежеланием отпускать маму по утрам.

  3. Заключительный этап — компенсаторный. На этом этапе эмоциональный фон ребёнка стабилизируется. Происходит полное восстановление психических и физиологических состояний. Малыш начинает взаимодействовать со сверстниками, воспитателем, вполне успешно вливается в новую «среду обитания».

Правила пребывания в детском саду

1. Режим работы нашего детского сада с 7.30 утра до 18, 5 дней в неделю, выходные суббота, воскресенье. В праздничные дни, установленные Правительством Республики Беларусь, детский сад не работает. В предпраздничный день в соответствии с Трудовым кодексом РБ рабочий день сокращается на 1 час.

2. Прием детей осуществляется с 7.30 до 8.30 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

3. К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующему или заместителю заведующего по основной деятельности.

4

Мы уделяем большое внимание вопросу безопасности жизни и здоровья Вашего ребенка, из чего следуют еще несколько пунктов:

  • Приводит и забирает ребенка ТОЛЬКО родитель и(или) доверенное лицо при наличии заявления  от родителей. Если у кого-либо из родственников имеются ограничения для общения с ребенком, необходимо поставить об этом в известность воспитателей, администрацию и написать заявление с указанием причины.
  • Дети до 16-ти лет забрать ребенка из сада не имеют права.
  • В экстренных случаях возможны исключения ТОЛЬКО после личного согласования ситуации с руководителем детского сада.

5. Если Ваш ребенок страдает аллергическими реакциями, сообщите об этом медицинскому персоналу и воспитателям. Если требуется диетпитание, принесите назначения врача и обсудите этот вопрос с медиками. Наш детский сад – не лечебное учреждение, поэтому запрещается приносить в учреждение лекарственные средства.

6. Состояние здоровья ребенка определяет по внешним признакам воспитатель, и если его что-то смущает, то придется общаться с медиками. Мы рады 100% посещаемости, но если «сопельки» и кашель Вас, как маму, не пугают, то у другой мамы может быть другое, отличное от Вашего, мнение. Ребенок, выведенный из детского сада по состоянию здоровья, не может выздороветь за один день – будьте внимательны не только к своему ребенку, заботьтесь о «групповом иммунитете».

7. Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея), родители будут немедленно об этом извещены и должны будут как можно скорее забрать ребенка из детского сада. До приезда родителей ребенок будет находиться под наблюдением медика или воспитателя.

8. В случае отсутствия ребенка Вам необходимо поставить в известность воспитателя о причине отсутствия по телефону до 8.30.  Если Вы этого не сделаете, ребенок снимается с питания в этот день.   После перенесенного заболевания детей принимают в УДО только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, рекомендациями по индивидуальному режиму ребенка. Вам следует накануне позвонить в группу и предупредить, что ребенок выходит, чтобы его поставили на питание на следующий день.     Родители информируются о случаях инфекционных заболеваний, травмах, наложенных карантинах в группе.

9. Категорически запрещается приносить в садик острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки, лекарства.

10. Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в детский сад. Пожалуйста, помните, что дети любят (и мы это поощряем) делиться и меняться игрушками. Иногда игрушки от этого портятся или теряются. Желательно не брать в детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых Вы будете переживать. 

11. Воспитатели не несут ответственность за украшения (цепочки, крестики, серьги и т.п.) одетые на ребенка.

12. Давать ребенку с собой сладости и другую еду нельзя, если только они не предназначены для угощения всех детей. Жвачки и чупа-чупсы пусть дети жуют дома под Вашим присмотром.

13. Просим соблюдать нормы и правила этического поведения по отношению к сотрудникам детского сада, воспитанникам и их родителями ( законными представителям), спорные конфликтные ситуации решать в отсутствие  детей и других родителей. Если Вы обнаружили неудовлетворенность или некоторое несогласие с тем, как организована жизнь детей в группе, Вам следует обсудить это с воспитателями группы. Если этот разговор не помог решению проблемы, пожалуйста, обратитесь к руководству детского сада. 

Напоминаем, что в детском саду работает психолог, к которому Вы можете обратиться за консультацией и помощью.

свернуть

Степени

Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.

Лёгкая степень адаптации

Привыкание длится примерно 3-4 недели.

Как проходит:

  • слёзы высыхают, как только заходит в группу;
  • без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
  • доверительно рассказывает, что произошло в садике;
  • играет вместе со всеми;
  • способен попросить о помощи;
  • выполняет основные требования взрослых;
  • истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
  • не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.

Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

Средняя

Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит:

  • часто болеет;
  • не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
  • отвлекается на игры и успокаивается;
  • может немного грустить в течение дня (недолго);
  • общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
  • неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
  • имеет избирательный круг друзей;
  • придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
  • может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
  • на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.

В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

Тяжёлая

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Как проходит:

  • при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
  • после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
  • не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
  • если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
  • отказывается есть и спать по расписанию;
  • не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.

Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.

Сколько длится адаптация к детскому саду?

Времена, когда ребенок шел в детский сад сразу на полный день — прошли. Теперь детям принято давать время на адаптацию, и это положительно влияет на отношение ребенку к детскому саду. Но сформировать позитивное восприятие можно и до того, как вы переступите порог учреждения. Как это сделать?

Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок, но совместное чтение книг о том, как дети идут в садик, может помочь. Расскажите о том, как герой истории тоже сначала переживал, но потом нашел друзей, много интересных занятий и с нетерпением ждал нового дня, чтобы поиграть в детском саду.

С той же целью можно придумать ролевую игру, где куколка-воспитатель будет заниматься с детьми-другими игрушками

Многим малышам важно понимать, что их ждет. Расскажите в игре об обычном распорядке дня в садике, о том, чем ребенок будет там заниматься

Так можно помочь преодолеть страх неизвестности.

Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Первое время в детском саду — самое волнительное, это большой стресс для малыша, который привык быть в домашней обстановке с родителями или другими родственниками.

Не нужно подкупать подарками

Чтобы отношения между родителями и детьми не превратились в меркантильные («Ты мне – я тебе»), откажитесь от идеи ежедневных поощрений. «Если не будешь плакать и пойдешь в садик, я куплю тебе куклу», «Будешь себя хорошо вести в саду, получишь мороженое» – часто родители так «мотивируют» детей посещать детский сад, но ничего хорошего из этой идеи не получится. Если хотите порадовать малыша, не стоит привязывать покупку новой игрушки или посещение развлекательного центра к детскому садику

Родителям нужно помнить, что для крохи намного важнее провести больше времени с мамой и папой, и их внимание не заменит ни одна, даже самая дорогая, игрушка

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *