Адаптация в детском саду: уроки «выживаемости» для детей и их родителей

Введение в должность

Как уже говорилось, адаптация сотрудника на новом рабочем месте — это двусторонний процесс. В успешной и развивающейся компании новичку не устроят «курс молодого бойца», а сделают все возможное для его плавного и безболезненного вхождения в коллектив, привыкания к рабочему месту. Обычно для этого составляется программа введения в должность. Она варьируется в зависимости от следующих условий:

  • особенностей труда новичка;
  • его статуса и уровня ответственности;
  • коллектива, куда он попадет;
  • личностных особенностей будущего работника, выявленных на собеседовании.

Участвуют в программе следующие лица:

  • непосредственные руководители;
  • коллеги, которые могут стать непосредственными наставниками;
  • работники из других отделов, с которыми будет тесно связана деятельность новичка;
  • кадровый отдел.

Программа включает в себя три больших этапа.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

Вопрос-ответ

Сколько длится период адаптации детей в детском саду?

Четких временных адаптационных рамок не существует — данный процесс зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, объема предварительной подготовки малыша к посещению ДОУ, навыков и профессиональных умений педагогического коллектива детского сада, иных факторов. В среднем — это 3–6 недель, иногда до 2,5 и даже 3 месяцев.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду. Что делать?

В первую очередь — пересмотреть собственную схему адаптации чада к посещению ДОУ. Необходимо активно развивать самостоятельные навыки малыша, проводить мероприятия по созданию оптимального психологического комфорта для ребенка, пойти на некоторые уступки (забирать раньше, поощрять за любые достижения), переговорить с воспитателем о совместной работе в данном направлении, научит дружить и правильно общаться со сверстниками. При необходимости — обратиться за помощью к квалифицированному психологу либо профильному социальному педагогу.

Посоветуйте, пожалуйста, игры для адаптации детей в детском саду.

Помимо классических развивающих игр, направленных на развитие мелкой моторики, запоминания, получения знаний и прочих умений стоит обратить внимание на особые мероприятия. Например, стоит поиграть в детский сад дома, распределив роли детей, воспитателя, родителей между домочадцами, игрушками и самим ребенком

В качестве дополнения нужно организовать развлечения, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния, стимуляции познавательной и речевой активности, регуляцию процессов возбуждения и торможения. Наиболее приемлемы в данном контексте игры «Полянка настроения», «Колючий ёжик», «Пальчики», «Перышко», «Бабочки», «Лягушата».

Адаптация детей в ясельной группе детского сада. Дайте, пожалуйста, советы и рекомендации.

В ясельную группу обычно берут детей возрастом от 1 до 2,5 лет. Этот возраст еще слишком мал для полноценной психологической адаптации к коллективу, однако в ряде случаев позже отдать малыша в ДОУ просто не получается.

Чем можно помочь ребенку в контексте его адаптации?

  • Предварительная подготовка малыша в игровой форме, частое присутствие на датских площадках, чтобы чадо привыкало к обществу маленьких сверстников;
  • Выработка простейших навыков самообслуживания. Малыш должен уметь проситься в туалет, одеваться, мыть руки и есть с частичной помощью взрослых;
  • Максимальное мягкое вливание в коллектив. На протяжении первого месяца можно лишь ненадолго посещать группу (несколько часов), некоторое время, присутствуя рядом с ребенком либо же в непосредственной близости от него. При сильном сопротивлении (плач, истерика и так далее) со стороны чада временно прекратить посещение дошкольного учреждения, после чего возобновить его с системой поощрений за любые положительнее достижения;
  • Правильная расстановка акцентов. Если на протяжении 3 месяцев малыш так и не смог адаптироваться к яслям — лучше прекратить мучения ребенка и себя, выждать некоторое время и пойти в детский сад позже, например к 3 годам.

Ты же вчера был взрослым!

Это одно из базовых понятий, связанных с подростками. Амбивалентное поведение — это когда он здесь и сейчас абсолютно независимый взрослый господин или госпожа, а через 15 минут хочет на ручки. Его бросает из состояния взрослости в состояние, как у дошкольника.

Важно понимать, что эти скачки связаны не с гормонами, не с периодом пубертата. А с тем, что подросток переживает что-то, но не все нам рассказывает

Что еще меняется у подростков в период привыкания? Очень сильно вырастает забывчивость. Они начинают забывать то, что обычно хорошо помнили. Это даже не про забытую физкультурную форму. Они начинают забывать обещания. Начинают забывать о каких-то абсолютно базовых обязанностях. Начинают забывать о том, как ведут себя и как не ведут.

Забывчивость может распространяться на короткие временные отрезки. Например, ребенок пошел в магазин купить набор из трех продуктов. А он эти три продукта забыл, пока шел. Потому что внутренне он сосредоточен на переживании каких-то сложностей, связанных с привыканием.

И, конечно же, параллельно и у детей, и у подростков идет нырок в соцсети. Или в игры на планшете. Это универсальное бегство от всего. Когда есть сложность с привыканием, энергии меньше, сил меньше — хочется спрятаться.

И очень часто всему этому сопутствует нежелание разговаривать. То есть весь этот прекрасный набор венчается розочкой на торте — нежеланием общаться. И в этом месте у многих родителей сдают нервы.

Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?

Большинство взрослых переживают, оставляя ребёнка в детском саду. Это вполне нормально, так как малыш находится там один среди незнакомых взрослых и таких же растерянных сверстников.

Но каждый родитель хочет помочь своему ребёнку легко преодолеть такой сложный период! Как это сделать? Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:

Тревога родителей усиливает страхи малыша, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными, окружая своего ребёнка ощущением безопасности.
Беседуйте с малышом о детском саде
Это хорошо делать на подготовительном этапе адаптации: вызывайте его интерес, рассказывайте, сколько там детей и как им бывает весело, в какие игры он сможет с ними играть.
Во время прогулки проходите мимо детского сада, обращайте внимание малыша на яркие площадки и резвящихся там детей, вызывая желание присоединиться. Старайтесь чаще ходить пешком в любую погоду, пусть ребёнок привыкает к тому, что ходить в дошкольное учреждение вы будете и в снег, и в дождь
Цель бесед и прогулок у садика — создать положительный образ, понимание, как там весело, спокойно и безопасно, даже в отсутствие родителей.
Проговаривайте режим дня малыша: завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин и так далее. Сообщите, в какой момент вы придёте за ним сегодня, чтобы ребёнок был спокоен и знал, что после ужина он вновь увидит свою маму. И обязательно приходите в указанное время.
Вместе с ребёнком придумайте ритуал прощания. Это может быть что угодно: поцелуй, рукопожатие, хлопок в ладоши, щекотка или смешные звуки

Важно придерживаться этого ритуала перед расставанием в саду и вне его. Это будет дарить малышу ощущение безопасности.
Если правила детского сада позволяют, разрешите ребёнку брать с собой любимую игрушку

В отсутствие родителей она будет придавать спокойствие и напоминать о доме, где так тепло и уютно.
Если малышу сложно расставаться именно с мамой, то тогда отводить в детский сад может отец или другой член семьи.
В период адаптации постарайтесь не начинать нового и вообще менять привычный уклад жизни (например, путешествия, переезд, длительные командировки родителей, развод), чтобы у ребёнка не было причин для дополнительного стресса.
Читайте книги, в которых главные герои начали посещать садик. Издания с такими сюжетами можно легко найти в любом книжном магазине. Создавайте разные ситуации с любимыми игрушками малыша: “Кролик Тим с детьми на прогулке”, “Лошадка Нина спит в тихий час” и так далее. Пусть для ребёнка эти сюжеты станут привычными и понятными.

Специальные занятия

За 2-3 месяца до начала посещения детсада психологи рекомендуют читать детям специальные сказки на эту тему и устраивать соответствующие игры. Небольшая подборка поможет организовать занятия так, чтобы к «моменту икс» ребёнок не боялся оставаться без мамы и папы и понимал, зачем это нужно.

Сказки

  • «Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить».
  • «Жили-были в лесу разные звери».
  • «Как Марина в садик ходила».
  • «Сказка про Грустинку».
  • «Котёнок Кузька идёт в детский сад» и многие другие.

Подобных сказок можно найти огромное количество в Интернете или приобрести отдельный печатный сборник с красочными картинками. Все они повествуют о малышах или зверятах, которые только начинают ходить в детский сад и сталкиваются там с разными проблемами. Зайчик боится, что мама его больше никогда не заберёт домой. Слонёнок не любит днём спать. Марине скучно и т. д. Для каждой из ситуаций в конце сказки находится выход, который должен убедить ребёнка: ничего страшного в садике нет!

Игры

Основные задачи адаптационных игр:

  • создание благоприятной атмосферы;
  • снятие напряжения;
  • устранение страхов;
  • формирование уверенности в себе и своём окружении;
  • привитие коммуникативных навыков;
  • освоение новых правил поведения.

Пример простейшей игры для самых маленьких: «Иди ко мне!». Взрослый отходит от малыша на несколько шагов, раскрывает объятия и начинает приговаривать: «Иди ко мне, мой хороший, мой сладкий, мой зайчик, мой золотой!». Когда тот подходит, он его обнимает.

Хороводы, «Найди игрушку», «Шли-шли… Что такое мы нашли?», «Солнышко и дождик», «Вот Я какой!», «Кот и мыши», «Кукла хочет спать» — вот лишь небольшой перечень развивающе-адаптационных игр, которые ускорят привыкание к детскому саду.

О детском саде с ребёнком нужно разговаривать ежедневно. Не только рассказывать сказки, читать книжки и играть в игры соответствующей тематики. Во время прогулки можно проходить мимо того учреждения, в которое он пойдёт

Обратить его внимание на то, как дружно и весело ребята проводят время вместе, какая красивая у них площадка и добрая воспитательница. Это не только снизит уровень тревожности, но и создаст дополнительную мотивацию всё-таки покинуть уютное родительское гнёздышко и на полдня и даже больше уходить туда, где все чужие, но зато такие шумные и задорные

Виды привыкания

Лёгкая адаптация

В среднем ребёнок привыкает к новому месту и коллективу за 2-4 недели. Это, к счастью, характерно для большинства детишек. Адаптация протекает ускоренно, негативные реакции проходят достаточно быстро и безболезненно. Понять, что ребёнок приспособился к новым условиям можно по следующим признаками:

  • он больше не плачет, когда заходит в группу утром, спокойно остаётся с воспитателем.

  • при разговоре со взрослыми смотрит в глаза.

  • достаточно понятно может попросить о чём-либо.

  • проявляет инициативу в общении с ровесниками.

  • спокойно придумывает себе игры и может занять самого себя на какой-то отрезок времени.

  • без истерик подстраивается и принимает новый распорядок и режим детского сада.

  • на обращения воспитателя реагирует спокойно и понимающе, адекватно воспринимая критику или похвалу.

  • делится с родителями происходящим в садике, своими новыми друзьями и занятиями.

Адаптация средней тяжести

В этом случае привыкание длится не менее полутора месяцев, возможно, дольше. В это время ребёнок может очень часто болеть, демонстрировать всевозможные негативные реакции, может агрессивно себя вести или, наоборот, замкнуться и много плакать.

Тем не менее говорить о том, что малыш неспособен влиться в коллектив нельзя. Определяется такая адаптация следующими нюансами:

  • плачет утром, расставаясь с мамой.

  • отвлекается на игру и способен забыть про разлуку.

  • общается и поддерживает взаимосвязь со сверстниками и воспитателем.

  • соблюдает и придерживается новых правил и распорядков.

  • спокойно и адекватно реагирует на замечания воспитателя.

  • очень редко становится зачинщиком или инициатором конфликтов или драк.

Тяжёлая адаптация

Такие дети встречаются намного реже и их очень легко можно отличить от сверстников. Для них характерна открытая агрессия или другая крайность, замкнутость, отстранённость, уход в себя. Тяжёлая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет.

Встречаются ребята с полной дезадаптацией и невозможностью посещать детские учреждения. Основные поведенческие типы:

  • истерики, слезы и крики при расставании с родителями, которые не проходят длительное время.

  • полный отказ заходить в группу к детям.

  • абсолютное игнорирование и нежелание общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми.

  • нежелание и отказ от новых правил и распорядков, отказ от еды, игр, сна и прочего.

  • любая крайность, в виде агрессии или замкнутости.

  • острая реакция на замечания воспитателя, проявляющаяся в виде слёз, истерики или страха, испуга.

Важно!

В случае выявления полной дезадаптации и неприспособленности к детскому саду стоит понимать, что это явление достаточно редкое, и необходимо обратиться к детскому психологу и неврологу.

Вместе со специалистами продумать свои дальнейшие действия. Бывают случаи, когда с любыми дошкольными учреждениями лучше повременить.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *