Монтессори – методика раннего развития

Создание развивающей Монтессори-среды дома

Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:

Зона практической деятельности. Её задача — привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные — губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств

Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.

Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие

Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.

Это может быть интересным

30.08.2022
Перевернутый класс

Время чтения: 5 минут 

Что представляет собой современная технология «перевернутого класса» или flipped classroom? Кому подходит новая методика? Кто стоял у истоков нового направления, и почему успешная модель смешанного обучения все еще не получила повсеместного распространения? Ответы на эти и другие вопросы в новой статье эксперта.

читать подробнее

25.08.2022
Что такое МЭШ

Время чтения: 5 минут 

Что такое Московская электронная школа (МЭШ)? Какие сервисы входят в цифровую среду? Как пользоваться инструментами МЭШ, и почему столь удобная система имеет не только поклонников и противников? Всё о Московской электронной школе в новой статье.

читать подробнее

12.08.2022
1 сентября – День знаний

Время чтения: 5 минут 

Когда возникла традиция праздновать 1 сентября День знаний? Какие обычаи из советского периода остались в современных школах и какие новые веяния появились в XXI веке? Как отметить День знаний, чтобы первое сентября ассоциировалось у ребенка с праздником? Исторические факты и рекомендации современным родителям в новой статье Mrs. Britain.

читать подробнее

Немного истории

Мария Монтессори – это известный педагог, врач, и ученый. Она является одной из четырех великих умов XX века, которые сформировали новое видение в педагогике.

Уже с детства Мария легко усваивала сложный материал, тянулась к знанию, мечтала о профессии детского врача. Такие престижные профессии доставались одним мужчинам. Но это не остановило девушку. Ее знания изумляли преподавателей. В 26 лет она стала врачом.

В своей работе она действительно углублялась во все вопросы. Мария изучала работы детских психологов, сама переводила некоторые из них на родной язык

Это привело к важному открытию. Она осознала, что умственно отсталый ребенок – это не забота врачей, а огромная дыра в педагогике

Только представьте, какой шок вызвало такое заявление. Нужно было полностью перестраивать уклад жизни. Больничные палаты срочно были заменены на школьные классы.

Интересный факт. Когда у Марии родился внебрачный сын Марио, она отдала его в приют и не видела долгие годы. Монтессори встретила уже молодого человека. Больше они не разлучались. Как утверждает сама Мария, у нее было предназначение.

1907 год — открытие первого образовательного заведения, где вся работа основывалась на методике Монтессори. Место, атмосфера, игрушки подготавливались лично Марией. Долгие годы ее школы активно развивались. Но с приходом фашизма все изменилось. Все заведения Монтессори были закрыты.

Спасаясь от политических репрессий, женщина путешествовала по миру и учила молодых педагогов. Тяжелые испытания частично изменили ход ее мыслей. Она углубилась в веру и искала спасение именно в Боге. Но ее методика сохранилась до наших дней.

Плюсы методики Монтессори

Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание и сопротивляться отвлекающим факторам. А Монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приёмов.
Поощрение ребёнка к самостоятельному обучению закладывает базу на всю жизнь

Уметь учиться — это очень важный навык.
Ребёнок учится не ради оценок или из страха наказания, а потому что ему нравится получать знания.
Особое внимание уделяется воспитанию уважения к себе, сверстникам, взрослым и окружающей среде.
Дети взаимодействуют в смешанной возрастной группе. Это помогает им развивать социальные навыки, даёт старшим ученикам возможность играть ведущую роль и позволяет детям младшего возраста учиться у своих сверстников.
Образовательный акцент делается на «целостном» образовании ребёнка, физическом, эмоциональном, социальном и т. д.

В чём заключается методика Монтессори

Описать методику одной фразой можно так: «Помоги мне сделать это самому». Выражение, которое полезно взять на заметку всем родителям, независимо от того, воспитывают ли они своих детей по методу Монтессори или нет. Глобальная задача взрослых – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, в безопасных условиях научить всему, что пригодится для самостоятельного существования. И в этом методика ничуть не противоречит здравому смыслу.

Основные принципы методики Монтессори – особая среда, минимальное вмешательство взрослых в деятельность ребенка, отсутствие критики и запретов, ориентир на интересы ребенка, разновозрастные группы, четкие правила и структура занятий. Рассмотрим подробнее, что значит каждый пункт и какова его цель.

Подготовленная среда физическая, материальная основа системы, на которой базируется все остальное. Проще говоря, это просторная комната или класс, где ребенок постепенно учится самостоятельности. Все предметы в ней, начиная от мебели и заканчивая игрушками и дидактическими материалами, должны соответствовать возрасту и росту ученика, быть безопасными для него. Игрушки и книги располагаются на уровне глаз ребенка в свободном доступе, все они в одном экземпляре.

Взрослый играет второстепенную роль. Задача монтессори-педагога – заинтересовать ребенка, подстроиться под его интересы, а затем дать ему возможность действовать самостоятельно, не навязывая свое мнение. Взрослый достаточно спокойно и безэмоционально показывает, как обращаться с той или иной игрушкой или пособием, а затем ребенок получает полную свободу действий, мыслей и чувств, учится сам, без советов, подсказок и обязаловки. Он не соревнуется со сверстниками за оценки и одобрение учителя.

Много внимания уделяется мелкой моторике и органам чувств. Не только Мария Монтессори, но и другие педагоги, психологи и нейропсихологи признают, что аккуратные манипуляции с мелкими деталями – нанизывание бусин или макарон на ниточку, сортировка крупы или поделки из нее, перекладывание мелких предметов в различные емкости – благоприятно влияют на развитие речи, интеллекта, внимания и памяти.

В группе есть правила, обязательные для всех. Они помогают упорядочивать процесс и не превращать занятия в неконтролируемый хаос. Детей приучают класть на место игрушки, задвигать стулья, возвращать на полку прочитанную книгу.

Критика и запреты недопустимы. Педагогика Монтессори базируется на принципе, что ребенок может сам дойти до нужного результата, он не глупее взрослого, просто у него мало опыта. Поэтому ребенок имеет право совершать ошибки и снова пробовать. Взрослый не вмешивается и в отношения в детском коллективе. Причем в классах чаще всего разновозрастные дети: младшие повторяют за старшими, старшие помогают младшим, и все они учатся договариваться между собой.

Мария Монтессори

Что представляет из себя педагогическая система Монтессори?

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду —  все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори  принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон:

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая  содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать  целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

 
 

Упражнения из практической жизни Упражнения для сенсорного развития Упражнения для обучения письму и чтению

Статья содержит информацию из открытых источников

Роль игры в обучении ребенка

Детский период жизни делится в свою очередь на несколько сенситивных периодов:

  • сенсорный – с рождения до 5-6 лет
  • период понятия и определения для себя порядка — с рождения до 3 лет
  • вся совокупность движений и моторики от 1 до 4 лет
  • речь — с рождения до 6 лет
  • социальная адаптация от 2-3 до 6 лет

И помогать своему ребенку, как можно лучше освоить все заданные природой программы, призваны вы, родители. Тут на помощь вам и должны прийти игра. Игры включают в себя и занятия на развитие логики и речи,  познание практической жизни, получение навыков письма и чтения и обязательное сенсорное развитие.

Вся методика Монтессори направлена на лучшее раскрытие способностей малыша, уже заложенных в нем природой. Только играя, дитя учится понимать и чувствовать этот мир, давать правильную оценку предметам.

Несомненно, невозможно полностью в домашних условиях проводить занятия, которые рекомендует нам педагог. Но тут к вам на помощь приходят центры и курсы раннего развития ребенка.   Они обладают высокообразованными специалистами, оборудованными для занятий классами, материалом и здесь собираются большие от 30 до 40 человек детей для групповых занятий.

К большому сожалению, не везде есть такие центры. Как же поступить родителям в этом случае? Не отчаивайтесь! Соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы сможете и в домашних условиях.

Плюсы и минусы

К плюсам системы относятся:

Нацеленность на формирование свободной личности, проявляющей уважение к свободе окружающих людей.
Предоставление возможности самостоятельно развиваться без назойливых вмешательств взрослых. Темпы учебы также выбирает сам ребенок.
Запрет во время занятий критики и негативных оценок.
Разновозрастной состав групп. В таких группах младшие быстрее развиваются, учась у старших, а старшие проявляют заботу о младших.
Обучение малыша через игру

Увлеченный процессом ребенок более восприимчив.
Акцентируется внимание на сенсорно-моторном развитии учеников, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие.
Дети учатся принимать собственные решения.
Система помогает хорошо развить навыки самообслуживания.

К минусам методики относят:

  1. Главный недостаток – это отсутствие развития воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  2. Отсутствие сказок в процессе обучения. Формируемые с помощью сказок представления о жизни, добре и зле, взаимоотношениях между людьми заменяются сухим описанием предметов.
  3. Игровая деятельность в развитии ребенка также недооценена. По мнению Марии Монтессори, игрушки не практичны и только отвлекают, уводя от реальной жизни. Однако достоверно доказано, что игры имеют очень большое значение в развитии ребенка.
  4. Также немаловажным минусом является отсутствие авторитета педагога, так как взрослый воспринимается лишь помощником или наблюдателем. Такое отношение к преподавателю в будущем при дальнейшем обучении может вызвать проблемы.
  5. Отсутствие потребности прилагать усилия для получения знаний, что в конечном итоге приведет к нежеланию трудиться над собой и развивать свои способности.
  6. Возможно, после обучения по методике Монтессори могут возникнуть трудности при адаптации к школе.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее:

Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке

При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори

Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
Отсутствие соревновательности в группах.
Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Примеры упражнений по методике Марии Монтессори

Цель: развитие мелкой моторики рук, приобщение к аккуратности, развитие терпения и усидчивости, создание ситуации успеха

Материалы: поднос или большая тарелка, небольшой кувшин, наполненный рисом до половины, стакан или чашка, тряпка для уборки.

Сначала ознакомьте ребенка с предметами, назовите их четко и ясно, назовите все действия, связанные с данными предметами.

Помните, что вы должны выполнять действия достаточно медленно и так, чтобы они были понятны для ребенка. В одну руку возьмите кувшинчик, в другую – стакан. Направьте горлышко кувшина ровно в середину стакана и пересыпьте в него рис. Теперь пусть ребенок повторит ваши действия. Объясните ему, что пусть сразу не все получается, но не нужно расстраиваться, а можно убрать за собой и повторить его еще раз.

Когда упражнение начнет хорошо получаться, то вместо риса можно использовать жидкости: воду, молоко или сок. И очень скоро ваш маленький хозяин будет пытаться обслуживать своих родных за общим столом.

Цель: развитие ловкости и координации, приобщение к самообслуживанию, аккуратности.

Материалы: старая газета, пара обуви, крем для чистки обуви, щетка, суконка.

Перед началом работы расстелите на полу газету, объясните, для чего это делается. Щеткой уберите грязь с обуви, возьмите в одну руку ботинок, другой рукой нанесите на него крем, повторите процесс с другим ботинком. Не забудьте тщательно закрыть крышечку на баночке с кремом. Когда крем немного подсохнет, отполируйте суконкой каждый ботинок по очереди до блеска.

Пусть малыш теперь повторит ваши действия со своими ботиночками.

Педагог и воспитатель Мария Монтессори опытным путем доказала, что каждый навык следует развивать в определенном возрасте, начиная с самого раннего, иначе можно упустить момент и не дать должного развития способностям малыша.

Помните, родители, что самым важным является именно ОН — ваш единственный и неповторимый ребенок, обладающий только ему присущими чертами характера, способностями и возможностями, поэтому вы и должны использовать лучшие методики для реализации его как личности.

Если вас заинтересовала данная статья, то вы можете подписаться на наш блог.

Методика Никитиных

Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных и их система воспитания были в центре внимания в 70 – 80-х годах XX века. Именно в рамках семьи сложилась никитинская педагогика как система воспитания и интеллектуального развития ребенка. Хотя, по воспоминаниям детей Никитиных, никакой системы не существовало — был лишь небольшой набор принципов, основанных на здравом смысле, опыте поколений и педагогической практике.

Борис Никитин в свое время увлекался идеями Марии Монтессори и Макаренко и мечтал об открытии «трудовой школы», куда сразу после знакомства пригласил и Лену, свою будущую жену. Школа так и не была открыта в силу ряда причин, в том числе идеологических.

Чем же привлекла к себе внимание эта семья?

Дидактический материал Монтессори — на что направлен

В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

  • цветные катушки;
  • штанги красного цвета;
  • башня;
  • коричневая лестница.

Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

  1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
  2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
  3. происходит работа с материалом;
  4. коррекция ошибок;
  5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

Дидактический материал

Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:

  • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
  • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
  • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
  • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
  • Во время занятий материалы не передаются между детьми.
  • Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.

Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому

Ребенок собирает башню

Дидактический материал служи двум целям:

Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню

Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть

Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

  • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
  • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
  • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья

Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

Методика Монтессори — суть и принципы

Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:

  • Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила — возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
  • Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
  • Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
  • Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
  • Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
  • Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
  • Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.

 Тезисы Марии Монтессори

Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.

Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна

Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.

Монтессори педагог с детьми

Выбираем правильные монтессори-игрушки: чек-лист для родителей

Не стоит думать, что игрушки по системе Монтессори – это что-то запредельно дорогое или сложное. Как раз наоборот. Они просты, понятны и продаются в большинстве детских магазинов. А зачастую и вовсе могут быть сделаны руками родителей.

Вот несколько базовых критериев, на которые стоит ориентироваться при покупке.

  1. Натуральные оттенки и материалы: дерево, ткань и даже металл для детей постарше. Они экологичнее, приятнее на ощупь и полезнее, чем дешевые пластиковые игрушки цвета «вырви глаз».
  2. Одна игрушка – одна функция. Мячик должен быть мячиком, а не музыкальной шкатулкой, матрешка должна учить составлять последовательность, ей не нужно петь и светиться яркими огнями. Лишние функции развлекают, но не развивают, ребенку сложно сконцентрироваться.
  3. Реалистичность крайне важна. Монстров, пиратов, фей и единорогов ваш малыш еще успеет увидеть, а на начальных этапах развития намного важнее реалистичность форм, цвета и текстуры. То есть лягушка должна быть зеленой и гладкой, кошка – пушистой, машинка – железной. Согласитесь, что розовая пластиковая собака с огромной головой вряд ли даст малышу правильное представление об этом виде животных.

И главное: игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка и тем дидактическим задачам, которые стоят перед ним сейчас.

Примерный список игрушек для детей от 0 до 3 лет:

  1. Деревянные рамки-вкладыши.
  2. Тактильное лото.
  3. Мозаика.
  4. Сундучки и копилки, куда надо складывать что-то мелкое.
  5. Матрешки и пирамидки разных форм.
  6. Шнуровки.
  7. Сортеры разной сложности с акцентом на цвет или форму.
  8. Игрушки, имитирующие реальные предметы: посуда, инструменты, фрукты и овощи.
  9. Магнитная рыбалка.
  10. Лабиринты для развития пространственного мышления.
  11. Цилиндры Монтессори.
  12. Доски Сегена.
  13. Музыкальные инструменты, максимально реалистичные и простые: маракасы, бубен, барабан.
  14. Балансиры для тренировки ловкости и аккуратности.
  15. Межполушарные доски.

Для детей постарше это могут быть конструкторы с шайбами и гайками, всевозможные пазлы, Lego, наборы для проведения опытов, настольные игры и семейные викторины. Часть из них наверняка есть в арсенале вашего ребенка, а значит, вы уже пробуете методику Монтессори.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *